История развития теории организации. Развитие организаторской и организационно – управленческой мысли.




Общая характеристика организационно – управленческой мысли: Объединения людей принято называть группами или при определенных условиях организациями. Эти объединения можно условно разделить на первичные и вторичные группы. Объединение людей в первичных группах основано на личностных отношениях, эмоциях, взаимных симпатиях, на общих увлечениях, на вере и убежденности в чем-либо. К этим объединениям относятся семья, друзья, спортивные и творческие коллективы, некоторые религиозные общины и т.д. Вторичные группы образуются для достижения конкретных целей. Роли людей во вторичных группах, как правило, достаточно строго распределены, и эмоциональные отношения уходят на задний план. Основу вторичных групп составляют организации, в состав которых входят коллективы людей объединившихся для достижения общественно значимой цели. К их числу относятся предприятия, фирмы, магазины, обслуживающие и медицинские учреждения, учебные заведения, армия, различные общественные организации и т.д.

Теория организации, исходя из приведенного выше условного деления на группы, ориентирована, главным образом, на социальные организации, сформированные в виде вторичных групп.

Триединство понятия организация показано условно: организация как объект — это искусственное объединение людей, являющееся элементом или частью общественной структуры и выполняющее определенные функции (предприятия, фирмы, банки, органы власти, учреждения, добровольные союзы, созданные, например, по профессиональному признаку). Организация как процесс — это совокупность мероприятий, обеспечивающих взаимосвязь между элементами системы в процессе ее существования (контроль за исполнением приказов и распоряжений вышестоящих должностных лиц, распределение материальных и денежных фондов и т.д.). Организация как воздействие — это упорядочение или налаживание действия какого-либо объекта(организация системы водоснабжения).

Концептуальные модели социальной организации: Социальная организация— это объединение людей, направленное на достижение определенных целей. Понятие социальной организации неразрывно связано с понятием коллектива. Коллектив – формализованная группа людей, чей состав и деятельность жестко регламентируется и регулируется. Коллектив – это основа организации. В то же время деятельность организации во многом определяется формально нерегулируемым поведением членов коллектива. Сплоченность или конфликтность коллектива, его стабильность, уровень квалификации, сознательность работников, их деловая активность и многие другие человеческие факторы влияют на эффективность деятельности организации. В связи с этим в процессах управления организацией, наряду с такими направлениями деятельности, как управление финансовой и административной службами, специально выделяется направление социально-психологического управления. Организация не может существовать без коллектива и включает в себя коллектив как свою основу. Показатели многих составляющих, входящих в организационную систему, зависят от состава и настроения коллектива. Коллектив может быть полностью заменен, тем не менее, организация продолжит свое существование.

Организация = коллектив + материально-техническая база + финансы + производств. процесс + информационное составляющее + факторы неопределенности.

Причины создания организации – основой является мотивация. Выделяют два типа мотивации: 1) достижение общих целей через личные цели; 2) достижение личной цели через общие цели.

Сущность классической теории организации: классическая теория организаций была ориентирована на рационализацию процесса труда участников на основе их планомерных действий, координации и контроля со стороны управляющих.Классическая теория организации занималась практически исключительно изучением структуры формальной организации. В ее рамках организация рассматривалась как формальная, как безликий механизм, предназначенный для получения конкретного результата (прибыли и прочее). Ей свойственны: вертикальная и горизонтальная специализация; рационально построенная функциональная иерархическая структура, четко регламентированные процессы и распределение обязанностей, формальные связи между участниками, единство распорядительства, приоритет внутренних факторов производства по отношению к сфере потребления, рассмотрение труда и капитала как основных движущих сил. Классическая теория организации построена на четырех ключевых основах: разделение труда, линейные и функциональные процессы, структура и нормы управляемости (объем управления).Из этих главных элементов и формируется почти вся классическая теория организации. Первостепенными проблемами являются проблемы, происходящие в области человеческих взаимодействий. Но взаимодействие отдельных личностей, неформальных групп, конфликтов, возникающих внутри организации, и процессов принятия решения в формальной структуре в значительной степени пренебрегается классической теорией организации. Классическая теория не замечает и вклада поведенческих наук, потому что не включает их в свою доктрину. Классическая теория организации глубоко проникает в характер организации, но ценность этой теории ограничена узкой концентрацией внимания на формальном изучении структуры организации.

Неоклассическая теория организации: модель поведения организации, построения с учетом возможностей человека, появилась как реакция на представления классической школы, проповедовавшей сугубо механистический и обезличенный подход. Новая школа, в основном, восприняла рассмотренные раньше структурные аспекты организации, но изменила те принципы, которые относятся к человеческим ресурсам и отношениям, возникающим в неформальных группах внутри организации. Основные положения новой школы сводились к тому, что неформальные организации развиваются вследствие определенных общественных потребностей - потребностей людей в общении и объединении с другими людьми, - и что такие неформальные организации оказывают существенное влияние на поведение всей организации в целом. Подход к организации с позиции человеческих отношений выдвинул на первый план концепцию организации как единой системы. В сущности, эта школа вернула человеку то место в организации, которое традиционная школа так старательно пыталась у него отнять.

Системная и ситуационная организационные теории: системная организационная теория стремится рассмотреть организацию и внешнюю среду, в которой она функционирует, как целое, то есть найти оптимальный способ существования организации в условиях высокой неопределенности. Исходя из этого в организации принимаются решения в условиях разнообразия интересов всех, кто вовлечен в этот процесс; уделяется внимание способам функционирования "центров решений"; выявляются неизбежные точки напряжения, проблемы; специально налаживаются информационные потоки и циклы; предполагается самонастройка; она проектируется как познающая и обучающая система; признается неопределенность и локальная, "ограниченная" рациональность. Основной концептуальный управленческий принцип данной теории: решение.
Ситуационная организационная теория утверждает, что лучший способ построения организаций зависит от ситуации, то есть внутренних и внешних обстоятельств (всегда текучих и неопределенных), в которых оказывается организация. В такой ситуации: теория рассматривается только как "рамочная" модель, внутри которой организация живет по сетевому принципу; подсистемы рассматриваются как конфигурации неопределенностей; природа организации понимается как многовариантная; учитывается фаза развития организации; преимущественное значение получает матричное управление и управление по проектам. Основной управленческий принцип данной теории: проект.

Неомодернизационная организационная система: ничего не утверждая как единственно надежное, моделирует ситуацию «организации без структуры», горизонтальной организации: организация характеризуется как «постоянно размороженная система»; ни одна процедура не превращается в рутину; поступающая извне информация обрабатывается не по заранее установленной форме, а спонтанно и импровизированно, в самоорганизующемся процессе. Основной концептуальный управленческий принцип данной теории: самоорганизация, развитие персонала.

Развитие организаторской и организационно – управленческой мысли:

ИСТОКИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВ­ЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ:

Началом научного становления организаторской мыс­ли в обществе считается период формирования античной парадигмы, возникшей в Древней Греции в IV в. до н.э. Ее творцами были Платон (427 - 347 гг. до н. э.) и Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.). Другая, более ранняя разновидность античной пара­дигмы, возникшая в Китае, была сформулирована в трудах Конфуция (551 - 470 г.г. до н.э.) и его последователей. Центральное место в учении Конфуция занимает человек, концепция гуманности, человечности отношений в семье, обществе, государстве, в основе чего лежит уважение к родителям, старшим, властям. Конфуций разрабатывал основы философии, политики, этики. Элементы учения конфуцианства сохранились в Китае до наших дней, равно как и реликты парадигмы обществоведения, сложившейся и Индии в IV - III вв. до н.э. Средневековая парадигма обществове­дения относится к периоду расцвета феодализма. Отли­чительной чертой было господство мировых религий (христианской, буддийской, мусульманской, иудейской), при­знание божественных законов, предопределявших поведе­ние и судьбу человека, народа, государственное устройст­во, незыблемость правовых и этических норм, освященных религиозными канонами. Преуспел в этом Фома Аквинский (1225 – 1247 г.г.), который, объединив естественную и сверхъестественную (результат божественного открове­ния) теологию, стремился приспособить философию Ари­стотеля к нуждам церкви. Далее лидирующая роль переходит к экономическим доктринам, которые выражали менталитет «экономического человека» и отражали разные подходы к пониманию организации рыночно-капиталистических экономических отношений (классическая буржуазная политиче­ская экономика, марксистская экономическая теория, кейнсианство, либерализм и не­олиберализм). Крупным событием стало рождение социологии, как фундаментальной, так и многочисленных прикладных на­правлений, помогавших объяснить и более успешно ре­шать практические задачи организации усложнявшейся социальной структуры и общественной жизни позднеиндустриальной цивилизации. Формирование организационных основ новой постин­дустриальной парадигмы проходит в несколько этапов. Первый из них относится к 20 - 30-м годам XX в., когда итоги Первой мировой войны, волны революций и мирово­го экономического кризиса 1929-1933 г.г. подорвали веру в прочность основных положений господствовавшей инду­стриальной доктрины и подтолкнули научную мысль к активному поиску новых подходов, способных объяснить происходящие перемены. Вторым этапом ухода от этой доктрины считается время после Второй мировой войны. Глобальные кризисы, охватившие все стороны организа­ции жизнедеятельности общества в последней четверти нашего столетия, поставили точку в судьбе индустриаль­ной парадигмы. Новым шагом в развитии организационно-управлен­ческой мысли становится человек в системе ис­точников саморазвития общества. Это не исключает при­знания того факта, что человек как существо биосоциаль­ное является высшим продуктом эволюции природы, что его существование невозможно без окружающей среды, материального производства. Но не это главное в совре­менном человеке. Главное - накопленные усилиями десят­ков и сотен поколений научные знания, культурное насле­дие, нормы нравственности, идеологические установки. Конец XX в., характеризуется становлением основ гу­манистического постиндустриального общества, в связи с чем на передний план выдвигаются науки о человеке и обществе. В методологии обществоведения на первое место вы­ходит познание закономерностей циклической динами­ки, статики и генети­ки. Для конца XX в. характерна новая волна синтеза наук.

ЭВОЛЮЦИЯ НАУЧНЫХ ВЗГЛЯДОВ НА ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВ­ЛЕНЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

1. Классическая теория.

1.1. Научное управление: Ф.У. Тейлор, Ф. Гилбрет, Л. Гилбрет, Г.Л. Гантт, X. Манстерберг, X. Эмерсон, ГЛ. Таун, МЛ. Кук

1.2. Теория организации. Представители – А. Файоль, Дж.Д. Лизни, А.С. Рейлц, Л. Урвик.

1.3. Бюрократическая теория организации (Макс Вебер):

2. Всеобщая организационная наука – тектология. Цель – создание принципов и законов, общих для всех систем: в технике (организация вещей), экономике (организация людей) и идеологии (организация идей).

3. Факторы эффективной организации (Лайкерт). Согласно Лайкерту эффективна та организация, которая побуждает руководителя сосредоточить главное внимание на стремлении создать эффективную рабочую группу с высокопроизводительными целями.

4. Теория Гласиера. Эта теория выделяет сосуществование четырех подсистем в организации: исполнительная, аппеляционная, представительная,законодательная

5. Формирование жизнеспособной структуры Г.Минтцберга. Краткое название «структура - 5». Название «структура-5» связано с тем, что все разновидности управления так или иначе включают пять координационных механизмов, связывающих организации воедино и обеспечивающих их согласованную деятельность. К таким механизмам относятся: взаимное регулирование, прямое управление, стандартизация рабочих процессов, стандартизация выпуска; стандартизация рабочих навыков. Это основные базовые элементы структуры, скрепляющие все элементы организации.

6.. Теория организационного потенциала (в начале 70 г.г., профессор Игорь Ансофф, США). Выделяется два исторически сложившихся подхода к формированию организационных структур. Первый из них — структурный подход – был характерен для периода до Второй мировой войны, основной упор на внутреннем строении фирм, разделение функций, рационализацию управления (статистический подход, не учитывающий влияние внешней среды). Второй – динамический подход - основной упор на анализ связей фирмы со средой, в которой она действует и источниками ресурсов.

7. Теория институтов и институциональных изменений (к 80 г.г. - н.90 г.г., Дуглас Норт, США). Рынок - это сложное и неоднозначное явление. Это структура, охватывающая различные институты: законы, правила игры и определенные кодексы поведения, типа отношений и связей. Институты – это разработанные людьми формальные (законы, конституции) и неформальные (договоры и добровольно принятые кодексы поведения) ограничения, а также факторы принуждения, структурирующие их взаимодействие.

8. Ресурсная теория организации. С позиций этой теории «...фирма – больше чем административная единица; она – также совокупность производительных ресурсов, распределенных между различными пользователями с помощью административных и экономических решений».

9. Современные направления. Реинжениринг - перестройка на современной информационной и технологической основе организационного производства и управления. Концепция внутренних рынков корпораций, речь идет о перенесении закономерностей и принципов рыночного хозяйства во внутреннюю деятельность корпораций. На этой основе формируются сетевые организации.

а) Теория альянсов (ассоциативных форм организации). Интеграционные процессы в управлении, ориентированные на более эффективное использование всех видов ресурсов, приводят к появлению многообразных форм городского объединения организаций. Новая корпоративная модель предусматривает расширение кооперирования среди конкурентов, поставщиков, потребителей и тем самым меняет представление о границах организации.

б) Концепция «экологически осознанного руководства» предприятием. Ее основой является рассмотрение предприятия как экологической субсистемы и, следовательно, как части природного кругооборота. В данном случае в центре внимания оказываются экологические процессы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: