Практическая реализация принципа законности в правотворчестве и правоприменении органами местного самоуправления в Красноярском крае




 

На территории Красноярского края осуществляют деятельность органы местного самоуправления 581 муниципального образования, в том числе 17 городских округов, 44 муниципальных районов, 35 городских поселений и 485 сельских поселений.

В 2012 году органами местного самоуправления Красноярского края принято свыше 31 тысячи муниципальных нормативных правовых актов.

Результаты работы прокуроров свидетельствуют о ежегодном увеличении числа выявленных нарушений в деятельности муниципальных органов. Выявляются факты правонарушений и злоупотреблений при управлении муниципальной собственностью, формировании и исполнении местных бюджетов, предоставлении жилищно-коммунальных услуг, содержании жилого фонда, размещении заказов и в иных областях. Обобщение практики прокурорского надзора за законностью муниципальных нормативных правовых актов за 2012 год показало, что органы местного самоуправления не всегда принимали необходимые меры к их корректировке либо отмене в связи с изменившимся федеральным законодательством, нередко игнорировали требования закона в текущей нормотворческой деятельности. Прокурорами городов и районов оспорено почти 4 тысячи нормативных правовых актов органов местного самоуправления, принесено более 3,5 тысяч протестов, направлено 124 заявления в суд.

По результатам проведения в 2012 году проверок соблюдения органами местного самоуправления федерального законодательства выявлено более 33 тыс. нарушений закона. В целях устранения выявленных нарушений принесено свыше 4,5 тыс. протестов, внесено более 6 тыс. представлений, в суды направлено более 4 тыс. исков. По требованиям прокуроров к дисциплинарной ответственности привлечено свыше 3 тыс. работников муниципалитетов.

При анализе результатов прокурорского надзора за соответствием федеральному законодательству муниципальных нормативных правовых актов, прокурорами выявлялись: нарушения закона при издании органами местного самоуправления нормативных актов, регулирующих бюджетные, налоговые, земельные и иные правоотношения, в результате чего ущемлялись права граждан, в том числе на осуществление предпринимательской деятельности, создавались условия для злоупотреблений полномочиями со стороны должностных лиц местных администраций. Так, по протесту прокурора г. Саяногорска из решения городского Совета депутатов исключены нормы, предусматривающие незаконные выплаты вознаграждения председателям квартальных, уличных, домовых комитетов из местного бюджета.

Органами местного самоуправления допускались факты принятия нормативных правовых актов, противоречащих Федеральному закону «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которые создавали дополнительные административные барьеры осуществлению предпринимательской деятельности. Повсеместно сокращалась периодичность проведения плановых проверок, а также необоснованно расширялся перечень оснований проведения внеплановых проверок.

Прокурором Эвенкийского автономного округа принесен протест на решение представительного органа об установлении тарифов за хранение на платной автостоянке задержанных транспортных средств, принятое с превышением компетенции.

Решением Курагинского районного Совета депутатов в нарушение закона предусматривалось предоставление земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства исключительно из земель населенных пунктов.

Прокурорами также оспорены уставы ряда муниципальных образований, устанавливающие незаконные гарантии в виде выплаты пособий и доплат главам муниципальных образований, председателям представительных органов муниципалитетов при прекращении их полномочий, отставке, ликвидации органов местного самоуправления.

Прокуроры оспаривали уставы в связи с изменениями, внесенными в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части перечня вопросов местного значения поселения, муниципального района и городского округа.

По-прежнему значительное число нарушений прокуроры выявляли в административных регламентах предоставления муниципальных услуг, которыми на заявителей зачастую возлагаются обязанности по представлению излишних, не предусмотренных действующим законодательством документов. Так, только по протесту прокурора Краснотуранского района приведен в соответствие с законом административный регламент по выдаче копии финансово-лицевого счета, утвержденный постановлением администрации Саянского сельсовета, которым в нарушение ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» не определен исчерпывающий перечень необходимых документов, при этом закреплено, что его можно получить у должностного лица администрации.

В целях обеспечения единого правового пространства органами прокуратуры принимается активное участие в предотвращении принятия незаконных нормативных актов. Так, в 2012 году изучено в проектах 88% от числа принятых муниципальных нормативных правовых актов, предотвращено принятие более 2 тысяч незаконных правовых актов. Значительное число писем с замечаниями направлялось прокурорами на проекты нормативных правовых актов, регулирующих вопросы создания и деятельности добровольной пожарной охраны, в связи с их несоответствием нормам Федерального закона «О добровольной пожарной охране».

Типичными нарушениями при издании нормативно-правовых актов является превышение предоставленных органам местного самоуправления ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» полномочий, отсутствие своевременного внесения изменений федерального законодательства. Основными причинами нарушений федерального законодательства либо несоответствий федеральному законодательству является отсутствие в органах местного самоуправления сельских поселений специалистов, обладающих юридическими познаниями.

В целях повышения профессиональной квалификации муниципальных служащих в 2012 году прокурорами Манского, Тюхтетского, Ужурского, Шушенского районов и многими другими в органах местного самоуправления проведены семинары.

Есть положительные примеры работы прокуроров и при осуществлении надзора за соблюдением социальных прав человека и гражданина. Так, прокурорами Красноярского края выявлены муниципальные правовые акты по вопросам оказания материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, принятые в нарушение ст. 8 Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», относящей определение оснований и порядка ее предоставления к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Активизировалось также участие прокуроров в нормотворческом процессе. В 2012 году изучено свыше 27 тыс. проектов муниципальных правовых актов, в связи с выявленными в них нарушениями субъектам правотворчества направлено более 1 тыс. писем с замечаниями.

Важной отличительной особенностью прокурорского надзора за соблюдением принципа законности является принцип гласности, однако практика свидетельствует, что в информирование населения о деятельности органов местного самоуправления в предусмотренных законодательством формах в полном объеме не обеспечивается.

Таким образом, сказанное позволяет сделать вывод, что принцип законности в сфере муниципального управления - один из нормативно закрепленных отличительных организационно-политических и организационно-правовых критериев, являющийся руководящим для нормотворческой и правоприменительной деятельности органов муниципального управления. Однако анализ практической реализации принципа законности в правотворчестве и правоприменении органами местного самоуправления в Красноярском крае показывает, что в ряде случаев имеет место его нарушения.


Заключение

муниципальный управленческий образование законность

Таким образом, в первой главе данной работы мы изучили особенности муниципального управления.

Управление представляет собой осознанное целенаправленное воздействие на определенный объект с целью стабилизации или изменения его состояния таким образом, чтобы достичь поставленной цели.

Управление базируется на ряде основополагающих законов и принципов - руководящих правил, регламентирующих реальную управленческую практику в любой организации.

Основой, на которой функционирует современная система управления, служат принципы, сформированные А. Файолем.

Муниципальное управление представляет собой целостную систему общественных отношений, связанных с территориальной самоорганизацией населения, самостоятельно решающего вопросы местного значения, вопросы устройства и функционирования муниципальной власти.

Основные принципы муниципального управления, - это принципы, с помощью которых органы местного самоуправления реализуют свои полномочия.

Во второй части работы нами рассмотрена практическаяреализация принципа законности. А именно, мы провели анализ прокурорского надзора при исполнении законодательства органами местного самоуправления в Красноярском крае.

Сказанное позволяет сделать вывод, что принцип законности в сфере муниципального управления - один из нормативно закрепленных, отличительных организационно-политических и организационно-правовых критериев, являющийся руководящим для нормотворческой и правоприменительной деятельности органов муниципального управления.

 


Список источников

 

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СЗ РФ от 26.01.2009. - №4. - Ст. 445.

2. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ (07.05.2013): ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ // СЗ РФ от 06.10.2003. - №40. - Ст. 3822.

. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (ред. от 04.03.2013): ФЗ от 26.12.2008 №294-ФЗ // СЗ РФ от 29.12.2008. - №52 (ч. 1). - Ст. 6249.

. Об основах социального обслуживания населения в РФ (ред. от 23.07.2008): ФЗ от 10.12.1995 №195-ФЗ // СЗ РФ от 11.12.1995. - №50. - Ст. 4872.

. Бардаков А.И. Муниципальное управление: теория, история, практика / А.И. Бардаков. - Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2007. - 172 с.

. Басовский Л.Е. Менеджмент Учеб. пособие / Л.Е. Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 216 с.

. Васильев А.А. Муниципальное управление: Конспект лекций / А.А. Васильев. - М.: КноРус, 2010. - 736 с.

. Выдрин И.В. Муниципальное право России: Учебник / И.В. Выдрин, А.Н. Кокотов. - М.: НОРМА, 2003. - 368 с.

. Генеральная прокуратура Российской Федерации: Судебная практика [Электронный ресурс] Режим доступа: https://genproc.gov.ru/documents/jurisprudence/

. Государственная гражданская служба Российской Федерации / Сост. В.Д. Граждан. - M.: КНОРУС, 2008. - 616 с.

. Егоршин А.П. Менеджмент, маркетинг и экономика образования. Учеб. пособие / А.П. Егоршин и др. - Н. Новгород: НИМБ, 2011. - 618 с.

. Зотов В.Б. Местное самоуправление и муниципальное управление / В.Б. Зотов, З.М. Макашева. - СПб.: Питер, 2009. - 176 с.

. Ибрагимов Х. Институциональная организация компетенции местного самоуправления / Х. Ибрагимов // Муниципальная власть. - 2010. - №2. - С. 23-30.

. Кутафин О.Е. Муниципальное право Российской Федерации. Учебник / О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев. - М.: Юристъ, 2011. - 559 с.

. Лапина М.А. Административное право / М.А. Лапина. - М.: МИЭМП, 2010. - 314 с.

. Лигинчук Г.Г. Основы менеджмента / Г.Г. Лигинчук. - М.: МИЭМП, 2010. - 138 с.

. Мескон М.Х. Основы менеджмента: пер с англ. / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело, 2010. - 704 с.

. Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели / Н.Л. Пешин. - М.: Статут, 2007. - 208 с.

. Попов А.Н. Некоторые аспекты правоохранительной деятельности в современных условиях: информац. бюллетень. Вып. 10. / А.Н. Попов. - Тамбов: Тамбовский филиал МосУ МВД России, 2005. - 128 с.

. Прокуратура Красноярского края Основные статистические данные о деятельности органов прокуратуры за 2012 год [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.krasproc.ru/icenter/docs/osnovnye-statisticheskie-dannye-o-deyatelnosti-organov-prokuratury-za-2012-god/

. Прокурорский надзор за соблюдением социальных прав граждан: сб. методич. материалов / под общ. ред. А.Э. Буксмана. - М.: Академия Генпрокуратуры РФ, 2013. - 560 с. - С. 21-45.

. Современные стратегии развития мегаполисов и крупных городов: материалы междунар. научно-практ. конф. - Мн.: МНИИСЭПП, 2003. - 412 с.

. Стародубровская И. Проблемы реформы местного самоуправления: структурные и финансовые аспекты / И. Стародубровская и др. - М.: МИЭПП, 2005. - 265 с.

. Сухинин В.П. Введение в менеджмент: уч. пособие / В.П. Сухинин, М.В. Горшенина. - Самара: СГТУ, 2010. - 114 с.

. Юшина Е.А. Принципы муниципального управления в условиях социального государства / Е.А. Юшина // Проблемы теории и практики управления. - 2010. - №5. - С. 19-25.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: