Единое экономическое пространство (ЕЭП) — проект экономической интеграции трёх государств Таможенного союза— Белоруссии, Казахстана, России. Теоретически этот проект может быть расширен вплоть до создания единого экономического пространства включающего и Европейский союз.
ЕЭП должно быть создано на территории России, Белоруссии и Казахстана к 1 января 2012 года. В полной мере интеграционные соглашения ЕЭП начнут работать с июля 2012 года.
Для вступления в Единое экономическое пространство страна должна ратифицировать документы:
- Соглашение о согласованной макроэкономической политике
- Соглашение о единых принципах регулирования деятельности субъектов естественных монополий
- Соглашение об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере элетроэнергетики, транспортировки газа
- Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования
Высший Евразийский экономический совет— орган, состоящий из глав государств и глав правительств.
Евразийская экономическая комиссия— новая структура, которая должна начать работу с 1 января 2012 года. Она придет на смену комиссии Таможенного союза, которая прекратит существование 1 июля 2012 года. Комиссии будут постепенно передаваться национальные полномочия (полномочия правительств государств). Механизм принятия решений в рамках комиссии исключает доминирование какого-либо государства и подразумевает два уровня — Совет комиссии и Коллегию комиссии.
Совет комиссии состоит из вице-премьеров правительств и осуществляет общее регулирование интеграционными процессами.
Колеггия комиссии— основной рабочий орган, куда все страны делегируют своих представителей в статусе международных независимых чиновников. Он должен вырабатывать предложения в сфере дальнейшей интеграции в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства. Коллегию комиссии на четыре года предположительно возглавит руководитель Минпромторга РФ Виктор Христенко Предусмотрены полномочия по созданию департаментов, которые будут готовить решения и заниматься мониторингом в подведомственных отраслях, и консультативных органов. Полномочия ведомства будут существенно расширены, а численность увеличится со 150 до 1200 человек.
|
9 декабря 2010 года РФ, Казахстан и Белоруссия подписали все 17 документов по созданию Единого экономического пространства: «Мы констатируем создание единого экономического пространства»,— подчеркнул А.Лукашенко.
21 декабря 2010 года нижняя палата парламента Белоруссии, а 22 декабря верхняя, ратифицировали документы по созданию ЕЭП.
18 октября 2011 года восемь стран—членов Содружества— Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия, Молдавия и Таджикистан подписали договор о зоне свободной торговли в СНГ.
18 ноября 2011 года в Москве Президент России Дмитрий Медведев, президент Беларуси Александр Лукашенко и глава Казахстана Нурсултан Назарбаев подписали документы следующего этапа интеграции:
- Декларация о Евразийской экономической интеграции
- Договор о Евразийской экономической комиссии
- Регламент работы Евразийской экономической комиссии.
В Декларации о Евразийской экономической интеграции заявляется о переходе с 1 января 2012 года к следующему этапу интеграционного строительства— Единому экономическому пространству, основанному на нормах и принципах Всемирной торговой организации и открытому на любом этапе своего формирования для присоединения других государств. Конечная цель— создание к 2015 году Евразийского экономического союза.
|
Краткая выдержка из Концепции формирования Единого экономического пространства:
- Целью формирования ЕЭП является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения.
- Основными принципами функционирования ЕЭП являются обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, финансового и человеческого капитала через границы государств-участников.
- Принцип свободного движения товаров предусматривает устранение изъятий из режима свободной торговли и снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов, формирования общего таможенного тарифа, установленного на основе согласованной государствами-участниками методики, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами. Механизмы применения во взаимной торговле антидемпинговых, компенсационных, специальных и защитных мер будут заменяться едиными правилами в области конкуренции и субсидий.
- ЕЭП формируется постепенно, путем повышения уровня интеграции, через синхронизацию осуществляемых государствами-участниками преобразований в экономике, совместных мер по проведению согласованной экономической политики, гармонизацию и унификацию законодательства в сфере экономики, торговли и по другим направлениям, с учётом общепризнанных норм и принципов международного права, а также опыта и законодательства Евросоюза.
- Направления интеграции и мероприятия по их реализации определяются на основе соответствующих международных договоров и решений органов ЕЭП, предусматривающих обязательность их выполнения для каждого из государств-участников в полном объёме, а также механизм их реализации и ответственности за невыполнение согласованных решений.
- Формирование и деятельность ЕЭП осуществляется с учётом норм и правил ВТО.
- Координация процессов формирования ЕЭП осуществляется соответствующими органами, создаваемыми на основе отдельных международных договоров. Структура органов формируется с учётом уровней интеграции.
- Правовой основой формирования и деятельности ЕЭП являются международные договоры и решения органов ЕЭП, заключаемые и принимаемые с учётом интересов и законодательств государств-участников и в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.
Возможное расширение: Заинтересованность в участии в ЕЭП высказывали Киргизия, Абхазия, Украина и Армения.
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таможенно-тарифное регулирование призвано всемирно содействовать целям и задачам внешнеэкономической деятельности, а также обеспечению безопасности страны и защите общенациональных интересов. Методы таможенно-тарифного регулирования в большей степени соответствуют природе рыночных отношений и поэтому играют главную роль в регулирование ВЭД в условиях экономической интеграции.
Таможенный союз ускоряет процессы модернизации экономики стран-участниц. Повышает их глобальную конкурентоспособность.
Проведенные мною исследования позволили раскрыть большое значение таможенно-тарифного регулирования в условиях экономической интеграции.. Показан существенный прогресс с экономической точки зрения в области тарифного-регулирования.
В условиях предстоящего присоединения России к ВТО особое внимание следует уделять вопросам таможенно-тарифной политики. Исследования ученых посвящены именно оценке целесообразности и последствий вступления России в ВТО с точки зрения защиты отечественного производства. Однако до сих пор остаются не исследованными вопросы потерь бюджета вследствие снижения ставок импортного таможенного тарифа, изменения таможенного тарифа в случае присоединения России к ВТО в составе таможенного союза. Вместе с тем без решения этих вопросов формирование рационального таможенного тарифа не представляется возможным.
В ходе исследования выявлены условия и порядок организации и функционирования экономической интеграции на современном этапе развития. Несмотря на положительные сдвиги последних лет, система таможенного администрирования в России нуждается в существенном улучшении. Таможенные процедуры по-прежнему сильно забюрокрачены, издержки и сроки таможенного оформления чрезмерно велики, что затрудняет товарообмен, особенно кооперационные поставки, и искажает экономическую эффективность.
Сегодня назрела потребность в изменении целей и приоритетов таможенно-тарифного регулирования. Если в 90-е годы Россия с помощью импортного тарифа пыталась оградить собственный рынок от иностранной конкуренции и решить бюджетные проблемы, то на этапе перехода к инновационной экономике таможенно-тарифное регулирование призвано стимулировать и поддерживать хозяйственный подъем, структурную перестройку и модернизацию отечественной экономики, укреплять конкурентные позиции российских компаний на внутреннем и внешнем рынках. Наибольший положительный эффект тарифные меры могут дать, будучи составной частью общей стратегии динамичного и устойчивого экономического развития, нацеленной на повышение национальной конкурентоспособности.
На современном этапе экономического развития России основными задачами таможенно-тарифного регулирования должны стать:
* содействие модернизации экономики за счет облегчения доступа российских компаний к передовой зарубежной технике и технологии;
* стимулирование конкурентоспособных на внутреннем и мировом рынках производств, на этой основе осуществление диверсификации структуры народного хозяйства и формирование обновленной внешнеторговой специализации страны для более эффективного ее включения в мировое хозяйство. В качестве основных объектов покровительственной политики следует рассматривать новые, высокотехнологичные производства, а также отрасли, обладающие экспортным потенциалом;
* создание благоприятных условий для развития производств, необходимых для поддержания занятости, стабильности и обеспечения экономической безопасности страны (аграрного сектора, пищевой, фармацевтической, текстильной промышленности и некоторых других);
* поддержка производственно-технологической кооперации российских и иностранных компаний, прежде всего в наукоемких отраслях; поощрение притока прямых иностранных и российских инвестиций в пер-спективые отрасли национальной промышленности ("импорт производств вместо импорта товаров");
* оптимизация географической структуры импорта;
* обеспечение сбалансированности и эффективной конкуренции на внутреннем рынке;
* унификация таможенного тарифа и других инструментов таможенно-тарифной политики с Белоруссией и Казахстаном - партнерами по формируемому Таможенному союзу.
В современных условиях таможенно-тарифное регулирование может и должно стать эффективным инструментом смягчения и постепенного преодоления кризисных явлений в отечественной экономике, а затем - одним из ключевых факторов послекризисного экономического развития.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Таможенный Кодекс Таможенного союза по сост. На 2010 год/ коментарий Е.Ю. Сафаровой. – М.: ООО «Рид групп», 2010. – 256 с. – (Законодательство России с коментариями к изменениям).
2. Бондаренко Н.П. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД. М., ИКЦ «МарТ», 2009.
3. Внешнеэкономическаяи внешнеторговая деятельность. - 2-е издание, Мн. Выш.шк., 2009.
4. Горчак М.О., Свинухов В.Г. Совершенствование механизма таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности РФ // Российский внешнеэкономический вестник. - 2009. - № 5.
5. Киреева А.П. Международная экономика. Учебное пособие для Вузов. Ї М., 2010. С. 204.
6. Международные экономические отношения. Интеграция:Учебн. пособие для вузов/ Ю.А.Щербанин, К.Л.Рожков, В.Е.Рыбалкин, Г.Фишер.-М.:Банки и Биржи, ЮНИТИ, 2010.
7. Мировая экономика. Учебник / М., Изд-во БЕК, 2010.
8. Основы торговой политики и правила ВТО. -- М., "Международные отношения", 2009.
9. Фомичев В.И. Международная экономическая интеграция:Учебник; 2-е изд.,перераб. и доп.-М.: ИНФРА-М, 2009.
10. https://globalization.report.ru Сообщество экспертов, «Экономическая интеграция».