Современные бюджеты развитых стран




Финансовая система и бюджеты зарубежных стран

Финансовая система

 

Финансовая система развитых стран - система, охватывающая государственный бюджет; муниципальные финансы (в федеративных государствах, например, США, ФРГ - и финансы членов федерации); внебюджетные специальные фонды; финансы государственных предприятий, корпораций; финансы частных национальных и транснациональных корпораций.

Ведущим звеном государственной финансовой системы развитых стран является государственный бюджет - основной финансовый план государства, имеющий силу закона. По материальному содержанию - это централизованный фонд денежных средств государства, по социально-экономическому содержанию - главное орудие перераспределения национального дохода. В этой части финансовая система развитых стран перераспределяется до 40 проц. резко возрастающего национального дохода страны. Налоги составляют от 70% до 90% и более общей суммы доходов государственного бюджета. За государственным бюджетом в странах с развитой экономикой закреплены главные налоги - подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, акцизы, налог на добавочную стоимость (в тех странах, где он применяется), таможенные пошлины. Из государственного бюджета производится и большая часть расходов: на военные (оборонные) цели, регулирование экономики, социальные расходы, содержание государственного аппарата управления, субсидии и кредиты развивающимся странам. Государственный бюджет оказывает воздействие на все звенья финансовой системы развитых стран, предоставляя субсидии и кредиты местным органам власти, специальным правительственным фондам, государственным корпорациям. Государственные бюджеты ведущих западных стран в период после 2-й мировой войны и до 90-х гг. характеризовались крупными хроническими дефицитами, покрываемыми государственными займами. Особенно значительный бюджетный дефицит имели США. К концу XX в. он снизился, в начале XXI в. предусматривается профицит федерального бюджета, который может к 2003 составить 83 млрд. долл. Улучшение состояния государственных финансов США и ряда других развитых стран объясняется длительным периодом экономического роста, структурной перестройкой экономики, налоговыми реформами, проведенными в большинстве развитых стран в 80-х гг. и сопровождавшимися значительным снижением налоговых ставок и расширением налоговых льгот, некоторым сокращением военных расходов.

Второе звено финансовой системы развитых стран - региональные и муниципальные финансы - включает муниципальные бюджеты, финансы предприятий, принадлежащих муниципальным образованиям, и автономные муниципальные фонды. Ведущее значение имеют местные бюджеты. В унитарных государствах муниципальные бюджеты не входят в государственный бюджет, в федеративных государствах муниципальные бюджеты не входят в региональные бюджеты членов федерации (штатов - в США, провинций - в Канаде, кантонов - в Швейцарии, земель - в ФРГ и т.д.), а последние не включаются в государственный федеральный бюджет. За муниципальными бюджетами закреплены второстепенные налоги (в основном поимущественные). В муниципальных бюджетах по сравнению с государственным бюджетом более высокая доля средств направляется на социальные цели. Муниципальные бюджеты на финансирование своих дефицитов получают средства из государственного бюджета путем дотаций, субвенций, кредитов. Используются также надбавки к государственным налогам. В федеративных государствах доходы бюджетов членов федерации формируются по-разному. Так, в США бюджеты штатов базируются на косвенные налогах (в основном на налоге с продаж); в Германии бюджеты земель - на поступлениях в определенном проценте от налога на прибыль корпораций и подоходного налога с населения, которые делятся между федеральным бюджетом и бюджетами земель.

Третье звено финансовой системы развитых стран включает внебюджетные специальные фонды. В странах с развитой рыночной экономикой наиболее крупными внебюджетными фондами являются фонды национального страхования, образуемые за счет страховых взносов работников предприятий, предпринимателей и дотаций из государственного бюджета. США - единственная страна, где фонд национального страхования объединен с федеральным бюджетом. Средства этих фондов используются на выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице и др.

Современные бюджеты развитых стран

 

Основной характеристикой современных развитых стран является значительные дефициты государственных бюджетов. В тоже время дефицит консолидированного бюджета Германии в настоящий момент уменьшился вследствие увеличения доходов бюджетов всех уровней. В январе-июне 2005 г. он составил 39 млрд. евро, или 3,6% ВВП (в январе-июне 2004 г. дефицит был равен 43,1 млрд. евро, или 4% ВВП). Сокращение дефицита связано с более существенным ростом доходов по сравнению с расходами в условиях увеличения налоговых поступлений и доходов от хозяйственной деятельности земель. Тем не менее, дефицит бюджета Германии все еще существенно превышает лимит, установленный европейским Пактом стабильности и роста (3% ВВП). В марте 2005 г. руководители стран ЕС на саммите в Брюсселе приняли решение о смягчении режима санкций в отношении государств, дефицит бюджета которых выходит за пределы, установленные Пактом. По новым правилам превышение этих пределов допускается в том случае, если страна переживает экономический спад, а также, если дополнительные расходы связаны с пенсионной реформой, направляются на цели политики ЕС или на объединение Европы. К категории расходов на объединение Европы отнесены и затраты, понесенные ФРГ в связи с объединением Германии.

Дефицит государственного бюджета США, который традиционно рассматривается как один из основных источников нестабильности мировой экономики, также заметно сократился. Объединенный государственный бюджет США в январе-июне 2005 г. был сведен с дефицитом 163,7 млрд. долл. (2,7% к ВВП) по сравнению со 197 млрд. долл. (3,4% к ВВП) в январе-июне 2004 года. Уменьшение дефицита объясняется повышением доходов бюджета на 157,5 млрд. долл., или на 16,4% (в январе-июне 2004 г. они возросли на 6,2%). Такое ускорение роста доходов связано с увеличением налоговых поступлений в условиях роста прибылей корпораций и доходов физических лиц. Расходы объединенного государственного бюджета увеличились на 92,2 млрд. долл., или на 8% (в январе-июне 2004 г. - на 6,2%). Согласно прогнозу МВФ в 2005 г. дефицит объединенного государственного бюджета США будет эквивалентен 3% ВВП. Администрация США планирует к 2009 г. сократить этот дефицит до уровня ниже 2% ВВП.

Постатейный анализ бюджета США на 2006 г. показывает, что больше всего средств предлагается израсходовать на модернизацию оборонного комплекса, укрепление системы внутренней безопасности и диверсификацию источников энергоснабжения американской экономики.

Бюджет министерства обороны США предлагается в размере 439,4 миллиарда долларов - на 4,8% больше, чем было израсходовано в прошлом году. Из этих средств 110,8 млрд. планируется пустить на "персональные расходы", что позволит увеличить размер военного контракта на 2,2%.84,2 млрд. долларов пойдут на закупку вооружений и боевой техники, а 73,2 млрд. - на разработки и исследования новых видов вооружений. Из целевых программ Пентагона, расходы на которые прописаны в проекте бюджета, можно выделить "разработку программы мобильного развертывания подразделений" (6,6 млрд. долларов) и "исследования в области создания принципиально новой системы боевых платформ" (3,7 млрд.). Кроме того, 2,6 млрд. долларов пойдут на закладку двух эсминцев класса DD (X), а 1 млрд. - на два эсминца класса Littoral, которые "позволят ВМС США более эффективно действовать против береговых укреплений потенциального противника".1,9 млрд. долларов предлагается выделить на развитие беспилотной авиации.

Бюджет министерства внутренней безопасности (МВБ) США должен составить 31 млрд. долларов - на 177 млн. больше, чем в текущем году. Дополнительно МВБ запрашивает 4,5 млрд. на "фонды, направляемые на постоянные и разовые выплаты штатным и внештатным сотрудникам министерства". В отличие от основной части бюджета министерства эти средства являются неподотчетными; МВБ расходует их по своему усмотрению. Основными же статьями "открытого" бюджета министерства являются наем 1500 пограничников и постройка новых тюрем, способных принять до 2 тыс. заключенных.

Третьим приоритетным направлением в бюджете США является развитие энергосберегающих технологий и исследования в области поиска новых видов топлива. Бюджет министерства энергетики возрос с 20 до 23,6 млрд. долларов.250 млн. пойдут на "программу развития безопасной ядерной энергетики", включающей внедрение новых технологий переработки ядерных отходов, "которые должны стать менее опасными как для окружающей среды, так и с точки зрения угрозы их использования в качестве оружия". Кроме того, 1 млрд. долларов будет израсходован "на исследования в области внедрения новых видов углеводородного топлива из возобновляемых ресурсов".

Оптимизация расходов планируется в области образования и здравоохранения. В частности, министерство образования планирует свернуть работы по 42 целевым программам, продемонстрировавшим свою неэффективность. Бесполезными признаны, в частности, "программа развития профессионально-технических училищ", "программа развития центров подготовки будущих родителей" и "программа "Школа без наркотиков". В то же время из бюджета министерства образования выделяется 100 млн. долларов на улучшение преподавания точных наук и 1,5 млрд. - на повышение уровня грамотности среди выпускников государственных школ. Следует также иметь в виду, что львиную долю расходов на образование несет не федеральное министерство, а образовательные ведомства штатов, бюджеты которых формируются в самих штатах. В качестве примера можно привести штат Пенсильвания, где в прошлом финансовом году ассигнования от федерального центра составили всего 35% бюджета министерства образования штата. Остальные средства (58 млн. долларов) поступили от налоговой службы штата, частных лиц и фондов.

То же касается федеральных программ медицинского страхования, сокращение расходов на которые, по прогнозам The Financial Times, "станет самым болезненным моментом при обсуждении бюджета". Сегодня на программы Medicare, Medicaid и федеральную программу социального страхования идет 84% бюджета министерства здравоохранения США. В целом ежегодно на них тратится 1,1 трлн. долларов. В 2007 году только на программе Medicare предлагается сэкономить 36 млрд. долларов и только по одной статье: "расширение конкурсной базы при закупке медицинского оборудования и техники". Проблема "своих компаний", втридорога (возможно, по договоренности с чиновниками) продающих медицинское оборудование государственным клиникам на фактически бесконкурсной основе, давно обсуждается и прессой, и законодателями США. В итоге комплекса мер по оптимизации расходов на здравоохранение правительство собирается урезать бюджет федерального министерства с 1,5 трлн. до 698 млрд. долларов.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: