Методы борьбы с дефицитом регионального бюджета




 

В случае превышение расходов над доходами в пределах одного бюджетного года говорят о дефиците бюджета. Источниками его покрытия на уровне субъекта Российской Федерации является: государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг, ссуды, полученные от бюджетов других уровней; банковские кредиты. Это так называемые внутренние источники финансирования бюджетного дефицита. Существуют и внешние источники, которые реализуются путем обращения на внешние рынки капиталов путем эмиссии займов, получение банковских кредитов и пр. возможность их использование также определена законами Российской Федерации. Для улучшения условий внешних заимствований многие регионы России добились присвоение себе международных кредитных рейтингов, что дает возможность активного обращения на международные рынки капиталов, прежде всего европейские.

При долговременном финансировании как внутренних, так и внешних источников покрытия бюджетного дефицита возникает государственный долг субъекта Федерации. Это может быть долг перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, банками и международными финансовыми организациями и т.д. Долговые обязательства погашаются в сроки, указанные в каждом конкретном случае заимствования, но в пределах 30 лет, что установлено Бюджетным Кодексом Российской Федерации.

Для финансирования текущих расходов, а также обслуживание и погашение уже имеющихся задолженности законом субъекта Российской Федерации о бюджете может предусматриваться эмиссия ценных бумаг. Но при этом обязательно должны быть соблюдены следующие установленные законом ограничения: предельный абсолютный общий размер долга; предельный объем годового заимствования средств, направляемых на финансирование дефицита бюджета, который для субъекта Российской Федерации не должен превышать 30 % объема доходов бюджета региона на текущий финансовый год без учета финансовой помощи из федерального бюджета и привлеченных в текущем финансовом году иных заемных средств. Одновременно расходы на обслуживание долга субъекта Федерации не должны превышать 15 % объема расходной части его годового бюджета. Если эти условия нарушаются и при этом субъект РФ не в состоянии обеспечить погашение своих долговых обязательств, то вышестоящий орган власти может или назначить ревизию соответствующего регионального бюджета, или передать его исполнение под контроль Министерства финансов Российской Федерации, или принять другие необходимые меры.

Проанализировав расходную часть местного бюджета г. Москвы можно сказать, что за три года расходы выросли. Большая доля расходов приходится на раздел "образование". Эти расходы включают в себя проведение мероприятий и содержание учреждений, реализацию собственных программ, финансирование национальных программ. По структуре финансирование жилищно-коммунального хозяйства имеет рост, тенденция к увеличению связана с ростом и усложнением местного хозяйства, развитием жилищно-коммунального строительства в районе, повышение стоимости основных фондов коммунального хозяйства, и уровня его технического оснащения.

Итак, бюджет муниципального района состоит из доходной и расходной частей. Бюджет должен быть сбалансированным, доходная часть должна равняться расходной. Принимается на Сессии совета депутатов бездефицитный бюджет.

В процессе межбюджетных отношений основное внимание уделяется механизмам перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы и между регионами. Существует задача разграничения бюджетных обязательств и ответственности за их исполнение между органами власти разных уровней. Основное направления по совершенствованию бюджетных и межбюджетных отношений это эффективное внутренне законодательство, которое создаст механизм, обеспечивающий стабильную работу в финансовой сфере между звеньями бюджетной системы.


Заключение

 

Средства бюджета никогда не аккумулируются государством в натуре, а, наоборот, расходуются по мере их поступления, так что денежный фонд как таковой не образуется. Поэтому бюджет скорее представляет собой схему поступления и расходования средств, т.е. является финансовым планом государства. В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношение между централизованными и децентрализованными фондами денежных средств, определяется степень участия предприятий и граждан в формировании доходов бюджетной системы, а также распределяются финансовые ресурсы в соответствии с направлениями экономической и социальной политики. Однако сущность бюджета развитых стран проявляется в тех общественных отношениях, которые связаны с мобилизацией и использованием его средств, т.е. в характеристике бюджета как экономической категории. В этом аспекте бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления общих задач государственных и административно-территориальных образований и выполнения функций соответствующих органов власти.

Анализ бюджетной системы РФ и её сравнение с бюджетными системами федеративных государств (США и ФРГ) показал, что в РФ бюджетные полномочия субъектов и местных органов намного занижены по сравнению с бюджетными системами других федеративных государств.

Кроме этого, существующий в РФ затратный метод планирования бюджетных расходов ведёт к тому, что бюджетные учреждения не имеют стимула к эффективной работе, так как результат их деятельности оценивается исходя из целенаправленности расходования бюджетных средств, а не из конечного общественного эффекта. В настоящее время одним из направлений реформирования предлагается применение программно-целевого метода планирования расходов бюджета. Суть данного метода была раскрыта в работе.

Несмотря на постепенное совершенствование бюджетной системы РФ и на улучшение отношений между бюджетами различного уровня, в Российской Федерации механизм взаимоотношений между федеральным бюджетом, региональными и местными бюджетами нуждается в серьезных корректировках, среди которых можно выделить:

1. Централизацию бюджетных ресурсов с одновременной децентрализацией бюджетных полномочий;

2. Более чёткое разграничение бюджетных полномочий, исключение совместных расходов;

3. Введение программно-целевого метода планирования расходов бюджета.


Список литературы

 

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: [по сост. на 1 окт. 2006 г.]. - 7-е изд. - М.: Ось-89, 2004. - 192 с. - (Кодексы Российской Федерации).

2. Афанасьев М.П. Основы бюджетной системы. - М.: ГУ ВШЭ, 2004.

3. Александров, И.М. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. пособие для вузов / И.М. Александров. - М.: "Дашков и К", 2006. - 486 с.

4. Глущенко В.В., Чехунов В.Н. - Финансы

5. Зубков К. Государственный бюджет США на 2006 г. // Газета.08.02.06.

6. Поляк, Г.Б. Бюджетная система: учеб. пособие для вузов / Г.Б. Поляк. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 260 с.

7. Статистика финансов: Учебник. / Под редакцией Салина В.Н. - М.: Финансы и статистика, 2003

8. Характеристики и пропорции бюджета г. Москвы на 2010г. [Электронный ресурс: сайт агентства "РИА-Новости", https://www.rian.ru/crisis_news]

9. Официальный сервер Правительства Москвы [Электронный ресурс: https://www.mos.ru/]


1 Примечание: Урбанизация - процесс повышения роли городов в развитии общества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: