Задания для развития внимания




1.«Расставь точки»

Вариант 1. Ребенку предлагаются две таблицы, на одной из ко­торых хаотично расставлены точки. Необходимо перенести их на чистый вариант таблицы.

Вариант!. Ребенок закрывает одну из таблиц и переносит точ­ки в положенные клеточки пустой таблицы.

В данном варианте работы осуществляется формирование не только основных качеств внимания, но и зрительной памяти.

2.Модификация методики Рыбакова

Рекомендуемые задания можно использовать в работе с детьми, владеющими счетом в пределах десяти.

Вариант 1. На таблице представлены 10 строк по 8 мячей раз­ного размера. Учитывая возраст и степень умственного развития ребенка, ему предлагают подсчитать все мячи одного размера (на­пример, все большие или все маленькие). Счет построчный.

Вариант 2 (усложненный). Ребенок одновременно должен пе­ресчитывать мячи каждого размера (например, один большой, один маленький, два больших, три маленьких, шесть больших, четыре маленьких и т.д.)


Данное задание направлено на формирование распределения вни­мания и способности к переключению, а также на развитие кратков­ременной памяти.

3.«Найди различия»

Ребенку предлагается картинка с изображением одного и того же объекта, отличающегося отдельными деталями. В зависимости от возраста ребенка количество отличий может увеличиваться (от 2-3 до 5-6). В случае возникновения трудностей при рассматривании предъ­явленных объектов ребенку может быть оказана организующая по­мощь: «Посмотри, что держит в лапках кот» и т.д.

Выполнение этого задания требует максимальной концентрации внимания для того, чтобы увидеть различия, которые присутствуют в изображенных объектах.

4.«Найди сходства»

Ребенку поочередно предъявляются таблицы, на которых слева дан объект-образец, справа - четыре таких же объекта, но каждый из них отличается деталями. Один из четырех точно такой же, как и предлагаемый на образце слева, его необходимо найти.

Задание направлено на формирование у ребенка умения находить сходные признаки в изображенных объектах. При его выполнении формируются не только основные качества внимания, но и наблюда­тельность, усилие воли. Наряду с этим развиваются мыслительные операции, и в первую очередь - анализ, синтез и сравнение.

5.«Дорисуй»

Ребенку предлагается назвать и дорисовать то, что отсутствует в изображении предметов.

Это задание направлено на формирование внимания, воображе­ния, изобразительной деятельности.

6.Модификация методики «Лабиринты»

Мы предлагаем использовать это задание на первых этапах работы с ребенком, так как оно направлено на формирование необходимых для любой деятельности качеств: концентрации и устойчивости вни­мания, умения планировать свою деятельность и осуществлять само­контроль, в данном случае - не допустить «ошибочный ход». Само задание, форма его предъявления, как правило, вызывает интерес у детей. С целью привлечения и удержания внимания ребенка совету­ем сделать разные варианты лабиринтов по сложности и внешнему оформлению.


7.«Послушай и воспроизведи»

Задание выполняется в игровой форме.

Вариант 1. Ребенку предлагается воспроизводить по образцу, за­даваемому взрослым, ритмичные удары по столу последовательно ле­вой, затем правой рукой.

Вариант 2. Ребенку предлагают воспроизводить заданные рит­мичные удары одновременно двумя руками.

Вариант 3. Ребенку предлагают раскрашивать круг и одновременно подсчитывать удары палочкой по столу, которые производит взрослый.

При выполнении указанных вариантов игровых заданий у ребенка формируется внимание (сосредоточенность, устойчивость, переклю-чаемость, распределенность), а также кратковременная память.

8.Игра «Скажи наоборот»

(модификация методики В.М. Когана и Э.А. Коробковой)

Вариант 1. Ребенку предлагаются отдельные фразы, на которые он должен давать утвердительные ответы «да» или «нет» (инструк­ция: «Если я говорю правильно, ты отвечаешь «да», если неправиль­но - «нет»).

Примерные фразы:

«Платье надевает девочка» - «Да».

«Зубы чистят щеткой» - «Да».

«У волка три хвоста» - «Нет»

и т.д.

Вариант 2. На правильные суждения ребенок должен говорить: «нет», а на неправильные - «да». Примерные фразы «На елке выросли яблоки» - «Да». «Осенью опадают листья с деревьев» - «Нет». «Перед летом бывает весна» - «Нет» и т.д.

Вариант 3. Для детей более старшего школьного возраста предла­гается задание, в котором ответ ребенка сопровождается движением головы. При этом если ответ утвердительный, делается отрицатель­ное движение головой, а если ответ отрицательный, делается утвер­дительное движение головой.


Это игровое задание может использоваться только на завершаю­щем этапе по формированию внимания, так как его выполнение тре­бует максимальной концентрации, устойчивости и распределения внимания.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ 1. «Составь целое из частей» (разрезанные картинки)

Ребенку, в зависимости от возраста, предлагается собрать картин­ку с изображением одного знакомого объекта, разрезанного на 2 час­ти, 4 части (по вертикали и горизонтали) и 4 части (по диагоналям).

В процессе работы ребенку можно предлагать разные виды помо­щи. Например, картинка, разрезанная по диагоналям, собирается по уже собранной и положенной одной части. Если такая мера помощи оказывается недостаточной, выкладываются обе части. Возможно и предварительное построение объекта, привлечение внимания ребенка к его частям, а затем самостоятельное собирание объекта без наличия образца.

Следует развивать возможности ребенка узнавать целый предмет по какой-то одной части. Подобная работа должна проводиться регу­лярно на разном материале. Только после того как ребенок научится собирать отдельный объект из частей, можно переходить к разрезан­ным сюжетным картинкам.

2. «Составь фигуры»

Ребенку поочередно предлагаются усложняющиеся таблицы с изображением знакомых объектов. Сначала предъявляется готовый образец, а затем все составляющие его части. Методика работы пред­ставляет следующие этапы:

- наложение соответствующих частей на готовый объект;

- составление объекта по образцу, который лежит перед ребен­ком;

- самостоятельное составление объекта из частей без данного об­разца.

В этом задании идет формирование восприятия целого по его час­тям. В процессе выполнения задания развивается также наблюдатель­ность, умение анализировать и сравнивать объекты, формируются такие качества деятельности, как целенаправленность, планирование, самоконтроль, волевые качества. Выполнение задания позволяет фор­мировать и конструктивную деятельность. Рекомендуем иметь набо­ры разных вариантов, построенных по принципу данного задания. Можно использовать также танграммы, в которых ребенок собирает знакомые фигуры из частей: круги, овалы и т.д.


 




3.«Определи положение предметов»

Ребенку предлагается таблица, на которой изображены знако­мые предметы, расположенные в разных частях листа. Он должен сказать, что нарисовано в центре, в левом верхнем углу, в правом нижнем и т.д., а после этого ответить на вопросы, где расположен тот или иной предмет. Полезно после упражнений на определе­ние положения на таблице перейти к определению положения в окружающем пространстве. Ребенок должен сказать, где стоит книжный шкаф, что находится справа от него и т.д.

Хорошим упражнением является также слуховой диктант, ко­торый может проходить в виде занимательной игры. Для этого ребенку дают лист, разделенный на 9 или 12 квадратов, и с по­мощью фишки он должен передвигаться в заданном направлении (например, два шага влево, три вверх, один вправо и т.д.).

При выполнении подобных упражнений формируется внима­ние, ориентировка в пространстве, способность удерживать инс­трукцию, навык самоконтроля и т.д.

4.«Найди место»

Вариант 1. Ребенку предлагается рисунок, составленный из геометрических фигур. Одна часть рисунка вырезана. Предла­гается четыре варианта разных изображений вырезанной час­ти, одно из них является искомым. Необходимо найти эту часть и поставить в паз (проводится по принципу методики Равена). Важно в процессе работы с подобным заданием постепенно пе­реходить от наглядно-действенного выполнения к зрительному соотнесению.

Вариант 2. Ребенку предлагается сюжетная картинка, в кото­рой вырезаны отдельные значимые части. Он должен найти мес­то каждой из них.

В этом задании проводится работа по формированию про­странственного восприятия, формируется понимание изображен­ной ситуации, актуализируются имеющиеся знания и представле­ния ребенка. Если изображена ситуация из знакомой детям сказки или рассказа, можно предложить вспомнить этот текст, расска­зать, что было до этого, что будет дальше.

При выполнении данного задания формируется не только вос­приятие целого, но и понимание причинно-следственных зависи­мостей, что способствует общему умственному развитию ребенка.


ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ

1.«Запомни слова по рисункам»

На таблице слева написаны слова, справа дано изображение пред­метов или деталей предметов, связанных с данными словами по смыслу. Ребенку предлагают установить связи между словом и рисун­ком, после чего столбик со словами закрывают и просят вспомнить слова по рисункам.

2.«Вспомни и покажи»

Проводится в игровой форме. Детям предлагается воспроизвес­ти движение знакомых объектов (например, машущую крыльями птицу; косолапого медведя; ползущую гусеницу; нахохленного пе­туха и т.д.).

В этом задании развивается двигательная память, формируется во­ображение детей.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ 1. «Нарисуй сказку»

Вариант 1. Ребенку читают сказку и по ходу чтения показывают иллюстрации к ней. Затем их убирают, уточняют содержание и пред­лагают нарисовать какой-нибудь один эпизод из этой сказки.

Вариант 2. Ребенку читают сказку, показывают иллюстрации. За­тем их убирают, а детей просят нарисовать всю сказку.

Вариант 3. Ребенку читают сказку, интонационно выделяя наиболее значимые части. Уточняют содержание и просят нарисовать сказку.

В этом задании формируется воссоздающее воображение. Работа строится по мере нарастания сложности: сначала ребенок воссоздает лишь один эпизод, затем цепочку событий. В двух первых вариантах на короткое время имеет место зрительная опора. В варианте 3 созда­ние сказки осуществляется без предварительной наглядной опоры.

Использование данного задания целесообразнее предлагать учи­телям на уроках изобразительной деятельности либо для домашних занятий.

Наряду с воссоздающим воображением развивается логическое мышление. Дети учатся устанавливать причинно-следственные за­висимости, выделять главные мысли в тексте, учатся планированию, самоконтролю и т.д.


 




2.«Найди буквы и цифры, которые спрятались»

Ребенку предлагают карточку с «зашумленными» изображения­ми и предлагают найти в них уже знакомые им буквы и цифры. С более старшими школьниками следует усложнить задание: «Какие слова спрятались?» Вместо букв и цифр «зашумленными» могут быть различные знакомые детям предметы, геометрические фигуры. Подобные развлекательные упражнения полезно рекомендовать для включения в уроки письма, математики, чтения и в другие учебные и внеучебные занятия.

При выполнении этих заданий актуализируются образы памяти, со­вершенствуется умение выделять образ предмета и воссоздавать его в рисунке, развивается зрительное восприятие, актуализируется анали-тико-синтетическая деятельность, богаче становится воображение.

3.«Собери картинку и составь рассказ»

Ребенку предлагают тему (например, «На даче») и набор фигурок, относящихся к ней (деревья, цветы, дом, пруд, собака и т.д.), просят разложить их на столе таким образом, чтобы получилась композиция, по которой можно составить рассказ.

В процессе работы происходит актуализация прошлого опыта, развитие целостного восприятия, образных представлений, речи, во­ображения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: