1.«Расставь точки»
Вариант 1. Ребенку предлагаются две таблицы, на одной из которых хаотично расставлены точки. Необходимо перенести их на чистый вариант таблицы.
Вариант!. Ребенок закрывает одну из таблиц и переносит точки в положенные клеточки пустой таблицы.
В данном варианте работы осуществляется формирование не только основных качеств внимания, но и зрительной памяти.
2.Модификация методики Рыбакова
Рекомендуемые задания можно использовать в работе с детьми, владеющими счетом в пределах десяти.
Вариант 1. На таблице представлены 10 строк по 8 мячей разного размера. Учитывая возраст и степень умственного развития ребенка, ему предлагают подсчитать все мячи одного размера (например, все большие или все маленькие). Счет построчный.
Вариант 2 (усложненный). Ребенок одновременно должен пересчитывать мячи каждого размера (например, один большой, один маленький, два больших, три маленьких, шесть больших, четыре маленьких и т.д.)
Данное задание направлено на формирование распределения внимания и способности к переключению, а также на развитие кратковременной памяти.
3.«Найди различия»
Ребенку предлагается картинка с изображением одного и того же объекта, отличающегося отдельными деталями. В зависимости от возраста ребенка количество отличий может увеличиваться (от 2-3 до 5-6). В случае возникновения трудностей при рассматривании предъявленных объектов ребенку может быть оказана организующая помощь: «Посмотри, что держит в лапках кот» и т.д.
Выполнение этого задания требует максимальной концентрации внимания для того, чтобы увидеть различия, которые присутствуют в изображенных объектах.
4.«Найди сходства»
|
Ребенку поочередно предъявляются таблицы, на которых слева дан объект-образец, справа - четыре таких же объекта, но каждый из них отличается деталями. Один из четырех точно такой же, как и предлагаемый на образце слева, его необходимо найти.
Задание направлено на формирование у ребенка умения находить сходные признаки в изображенных объектах. При его выполнении формируются не только основные качества внимания, но и наблюдательность, усилие воли. Наряду с этим развиваются мыслительные операции, и в первую очередь - анализ, синтез и сравнение.
5.«Дорисуй»
Ребенку предлагается назвать и дорисовать то, что отсутствует в изображении предметов.
Это задание направлено на формирование внимания, воображения, изобразительной деятельности.
6.Модификация методики «Лабиринты»
Мы предлагаем использовать это задание на первых этапах работы с ребенком, так как оно направлено на формирование необходимых для любой деятельности качеств: концентрации и устойчивости внимания, умения планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль, в данном случае - не допустить «ошибочный ход». Само задание, форма его предъявления, как правило, вызывает интерес у детей. С целью привлечения и удержания внимания ребенка советуем сделать разные варианты лабиринтов по сложности и внешнему оформлению.
7.«Послушай и воспроизведи»
Задание выполняется в игровой форме.
Вариант 1. Ребенку предлагается воспроизводить по образцу, задаваемому взрослым, ритмичные удары по столу последовательно левой, затем правой рукой.
|
Вариант 2. Ребенку предлагают воспроизводить заданные ритмичные удары одновременно двумя руками.
Вариант 3. Ребенку предлагают раскрашивать круг и одновременно подсчитывать удары палочкой по столу, которые производит взрослый.
При выполнении указанных вариантов игровых заданий у ребенка формируется внимание (сосредоточенность, устойчивость, переклю-чаемость, распределенность), а также кратковременная память.
8.Игра «Скажи наоборот»
(модификация методики В.М. Когана и Э.А. Коробковой)
Вариант 1. Ребенку предлагаются отдельные фразы, на которые он должен давать утвердительные ответы «да» или «нет» (инструкция: «Если я говорю правильно, ты отвечаешь «да», если неправильно - «нет»).
Примерные фразы:
«Платье надевает девочка» - «Да».
«Зубы чистят щеткой» - «Да».
«У волка три хвоста» - «Нет»
и т.д.
Вариант 2. На правильные суждения ребенок должен говорить: «нет», а на неправильные - «да». Примерные фразы «На елке выросли яблоки» - «Да». «Осенью опадают листья с деревьев» - «Нет». «Перед летом бывает весна» - «Нет» и т.д.
Вариант 3. Для детей более старшего школьного возраста предлагается задание, в котором ответ ребенка сопровождается движением головы. При этом если ответ утвердительный, делается отрицательное движение головой, а если ответ отрицательный, делается утвердительное движение головой.
Это игровое задание может использоваться только на завершающем этапе по формированию внимания, так как его выполнение требует максимальной концентрации, устойчивости и распределения внимания.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ 1. «Составь целое из частей» (разрезанные картинки)
|
Ребенку, в зависимости от возраста, предлагается собрать картинку с изображением одного знакомого объекта, разрезанного на 2 части, 4 части (по вертикали и горизонтали) и 4 части (по диагоналям).
В процессе работы ребенку можно предлагать разные виды помощи. Например, картинка, разрезанная по диагоналям, собирается по уже собранной и положенной одной части. Если такая мера помощи оказывается недостаточной, выкладываются обе части. Возможно и предварительное построение объекта, привлечение внимания ребенка к его частям, а затем самостоятельное собирание объекта без наличия образца.
Следует развивать возможности ребенка узнавать целый предмет по какой-то одной части. Подобная работа должна проводиться регулярно на разном материале. Только после того как ребенок научится собирать отдельный объект из частей, можно переходить к разрезанным сюжетным картинкам.
2. «Составь фигуры»
Ребенку поочередно предлагаются усложняющиеся таблицы с изображением знакомых объектов. Сначала предъявляется готовый образец, а затем все составляющие его части. Методика работы представляет следующие этапы:
- наложение соответствующих частей на готовый объект;
- составление объекта по образцу, который лежит перед ребенком;
- самостоятельное составление объекта из частей без данного образца.
В этом задании идет формирование восприятия целого по его частям. В процессе выполнения задания развивается также наблюдательность, умение анализировать и сравнивать объекты, формируются такие качества деятельности, как целенаправленность, планирование, самоконтроль, волевые качества. Выполнение задания позволяет формировать и конструктивную деятельность. Рекомендуем иметь наборы разных вариантов, построенных по принципу данного задания. Можно использовать также танграммы, в которых ребенок собирает знакомые фигуры из частей: круги, овалы и т.д.
3.«Определи положение предметов»
Ребенку предлагается таблица, на которой изображены знакомые предметы, расположенные в разных частях листа. Он должен сказать, что нарисовано в центре, в левом верхнем углу, в правом нижнем и т.д., а после этого ответить на вопросы, где расположен тот или иной предмет. Полезно после упражнений на определение положения на таблице перейти к определению положения в окружающем пространстве. Ребенок должен сказать, где стоит книжный шкаф, что находится справа от него и т.д.
Хорошим упражнением является также слуховой диктант, который может проходить в виде занимательной игры. Для этого ребенку дают лист, разделенный на 9 или 12 квадратов, и с помощью фишки он должен передвигаться в заданном направлении (например, два шага влево, три вверх, один вправо и т.д.).
При выполнении подобных упражнений формируется внимание, ориентировка в пространстве, способность удерживать инструкцию, навык самоконтроля и т.д.
4.«Найди место»
Вариант 1. Ребенку предлагается рисунок, составленный из геометрических фигур. Одна часть рисунка вырезана. Предлагается четыре варианта разных изображений вырезанной части, одно из них является искомым. Необходимо найти эту часть и поставить в паз (проводится по принципу методики Равена). Важно в процессе работы с подобным заданием постепенно переходить от наглядно-действенного выполнения к зрительному соотнесению.
Вариант 2. Ребенку предлагается сюжетная картинка, в которой вырезаны отдельные значимые части. Он должен найти место каждой из них.
В этом задании проводится работа по формированию пространственного восприятия, формируется понимание изображенной ситуации, актуализируются имеющиеся знания и представления ребенка. Если изображена ситуация из знакомой детям сказки или рассказа, можно предложить вспомнить этот текст, рассказать, что было до этого, что будет дальше.
При выполнении данного задания формируется не только восприятие целого, но и понимание причинно-следственных зависимостей, что способствует общему умственному развитию ребенка.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ
1.«Запомни слова по рисункам»
На таблице слева написаны слова, справа дано изображение предметов или деталей предметов, связанных с данными словами по смыслу. Ребенку предлагают установить связи между словом и рисунком, после чего столбик со словами закрывают и просят вспомнить слова по рисункам.
2.«Вспомни и покажи»
Проводится в игровой форме. Детям предлагается воспроизвести движение знакомых объектов (например, машущую крыльями птицу; косолапого медведя; ползущую гусеницу; нахохленного петуха и т.д.).
В этом задании развивается двигательная память, формируется воображение детей.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ 1. «Нарисуй сказку»
Вариант 1. Ребенку читают сказку и по ходу чтения показывают иллюстрации к ней. Затем их убирают, уточняют содержание и предлагают нарисовать какой-нибудь один эпизод из этой сказки.
Вариант 2. Ребенку читают сказку, показывают иллюстрации. Затем их убирают, а детей просят нарисовать всю сказку.
Вариант 3. Ребенку читают сказку, интонационно выделяя наиболее значимые части. Уточняют содержание и просят нарисовать сказку.
В этом задании формируется воссоздающее воображение. Работа строится по мере нарастания сложности: сначала ребенок воссоздает лишь один эпизод, затем цепочку событий. В двух первых вариантах на короткое время имеет место зрительная опора. В варианте 3 создание сказки осуществляется без предварительной наглядной опоры.
Использование данного задания целесообразнее предлагать учителям на уроках изобразительной деятельности либо для домашних занятий.
Наряду с воссоздающим воображением развивается логическое мышление. Дети учатся устанавливать причинно-следственные зависимости, выделять главные мысли в тексте, учатся планированию, самоконтролю и т.д.
2.«Найди буквы и цифры, которые спрятались»
Ребенку предлагают карточку с «зашумленными» изображениями и предлагают найти в них уже знакомые им буквы и цифры. С более старшими школьниками следует усложнить задание: «Какие слова спрятались?» Вместо букв и цифр «зашумленными» могут быть различные знакомые детям предметы, геометрические фигуры. Подобные развлекательные упражнения полезно рекомендовать для включения в уроки письма, математики, чтения и в другие учебные и внеучебные занятия.
При выполнении этих заданий актуализируются образы памяти, совершенствуется умение выделять образ предмета и воссоздавать его в рисунке, развивается зрительное восприятие, актуализируется анали-тико-синтетическая деятельность, богаче становится воображение.
3.«Собери картинку и составь рассказ»
Ребенку предлагают тему (например, «На даче») и набор фигурок, относящихся к ней (деревья, цветы, дом, пруд, собака и т.д.), просят разложить их на столе таким образом, чтобы получилась композиция, по которой можно составить рассказ.
В процессе работы происходит актуализация прошлого опыта, развитие целостного восприятия, образных представлений, речи, воображения.