Цели и задачи психолого-педагогического изучения подростков с нарушениями развития




Специфика подросткового возраста у детей с отклонениями в раз­витии ставит ряд задач их психолого-педагагического изучения. Они несколько отличаются от задач изучения детей более младшего воз­раста. Основными задачами являются следующие.

Во-первых, квалификация особенностей психики, выявление со­хранных и нарушенных функций, иерархии нарушений для опреде­ления характера отклонений в развитии. В подростковом возрасте это не самая распространенная задача, поскольку обычно такого рода диагностическая работа проводится раньше, и к 11-12 годам ребенок обычно уже находится в соответствующем учреждении (специальной коррекционной школе, интернате и пр.). В то же время потребность в диагностике может возникнуть и в более старшем возрасте. Известны случаи неточной (а иногда и неправильной) диагностики, в результате чего ребенок оказывался в непрофильном учреждении. О необходи­мости уточнения диагноза можно судить, например, по несоответс­твию учебных успехов ребенка среднему уровню достижений данной категории детей с нарушениями развития (причем успехи могут быть не только очень низкими, но и очень высокими). Другим показателем может быть, например, выраженная социальная дезадаптация, невоз­можность приспособиться к школьному коллективу. Уточнение со­стояния ребенка предоставит ему, хоть и с запозданием, возможность обучаться в учебном учреждении соответствующего профиля.

Во-вторых, исследование и квалификация состояния психики под­ростка для выявления причин частных трудностей в обучении (неус­певаемости по отдельным предметам), нарушений поведения и соци­альной адаптации в целом.

Что касается трудностей в обучении, то они вполне возможны и в том случае, когда ребенок учится в соответствующей школе, но имеет ряд индивидуальных особенностей психики, препятствующих усво­ению отдельных предметов (нерезко выраженные нарушения про­странственной ориентировки, моторики; недостаточная мотивация и пр.). Выявление конкретных причин трудностей в обучении помо­жет найти индивидуальный подход к ребенку, «подстроиться» к его возможностям, а в том случае, если нарушения устранимы, провести коррекционную работу.

Очень важно своевременно выявить причины нарушений пове­дения. Как известно, они могут быть биологического и социального характера; нередко неблагоприятные социальные факторы усиливают действие биологических (например, психопатоподобных нарушений


при умственной отсталости). Зачастую нарушения поведения под­ростков с отклонениями в развитии связаны с чувством собственной неполноценности, ущербности. Таким образом, необходимо исследо­вать не только самого ребенка (особенности эмоционально-волевой сферы, личности и межличностных отношений), но и микросоциаль­ную среду - семью, класс. Большое значение может иметь диагности­ка взаимоотношений с педагогами. Правильно проведенный анализ причин нарушений социальной адаптации поможет в разработке про­граммы коррекционных мероприятий.

В-третьих, диагностика структуры психической деятельности с це­лью профориентации. Подростковый возраст - период самоопределе­ния. И очень важно помочь подростку с отклонениями в развитии пра­вильно оценить свои возможности и выбрать профессиональный путь. Здесь диагностическая работа имеет свою специфику. Прежде всего важ­но выявить характер профессиональных интересов подростка (то есть какая сфера трудовой деятельности его привлекает) и вообще степень сформированное™ этих интересов (у детей с отклонениями в развитии профессиональные интересы часто слабо выражены и неадекватны их способностям). Кроме того, выводы по результатам исследования долж­ны строиться с учетом прогноза развития тех или иных функций и спо­собностей, а этот прогноз, в свою очередь, зависит не только от структу­ры нарушений познавательной деятельности, но и от сохранных звеньев психики, системы установок и ценностей. Желательно также, чтобы на основании диагностики профессионально значимых качеств в случае не­обходимости могла проводиться коррекционная работа.

Некоторые особенности психологического исследования подростков с нарушениями развития

Психологическое исследование подростков с нарушениями разви­тия опирается на те же принципы, что и изучение детей более млад­шего возраста. Вместе с тем сама процедура исследования, подбор конкретных диагностических методик имеет ряд особенностей,

Что касается процедуры исследования, то здесь при установле­нии контакта с ребенком очень важно учитывать особенности под­росткового возраста - тенденцию к самостоятельности, чувство «Я», «независимости» от взрослых. Хотя у подростков с отклонениями в развитии эти черты выражены в меньшей степени, чем у нормально развивающихся детей, следует все же принимать их во внимание.

У подростков могут быть и выраженные аффективные вспышки, негативизм, особенно при неудаче в установлении контакта, поэтому таким детям требуется бережный, не форсированный подход. Спокой­ное, уважительное отношение к подростку - важный фактор, обеспе­чивающий его сотрудничество в ходе исследования.


Существуют и специфические особенности, которые необходимо учитывать в ходе установления контакта, поиска верного тона в об­щении с подростком. Так, дети с гиперкинетической формой детско­го церебрального паралича могут быть расторможенными, не всегда соблюдают дистанцию в общении со взрослыми, тогда как дети с ге-мипаретической формой1 сенситивны, тормозимы; подростки с нару­шениями слуха более активны, стеничны по сравнению со слабовидя­щими и незрячими.

При изучении подростков существенно расширяется арсенал диа­гностических методик, поскольку за период школьного обучения дети далеко продвинулись в своем развитии. Здесь используются классичес­кие экспериментально-психологические методики, причем в полном варианте. Так, например, если в дошкольном возрасте методика «Пред­метная классификация» проводится лишь в два этапа и с использова­нием не всего набора карточек, то в подростковом возрасте она дается целиком, в три этапа. К тем методикам исследования познавательной сферы, которые используются в более младшем возрасте (например, «Исключение предметов»), добавляются новые, недоступные младшим детям («Простые аналогии», «Сложные аналогии»).

Поскольку в целом улучшается интеллектуальное и речевое раз­витие детей, становится возможным использование достаточно слож­ных методов исследования личности и межличностных отношений -опросников, проективных тестов, анкетирование.

Вместе с тем, хотя исследование личности и межличностных от­ношений в подростковом возрасте - чрезвычайно важная задача, следует помнить о необходимости тщательного подбора методик ис­следования с учетом речевых и интеллектуальных особенностей ре­бенка. Возможности применения многих методик все же остаются ограниченными.

Так, например, при предъявлении опросников важно быть уве­ренным, что подросток понимает значение вопроса полностью, в противном случае время будет потрачено зря, результаты будут не­достоверны. Уровень же понимания текста не всегда можно с легко­стью определить: так, ребенок с нарушениями слуха может не знать какого-то ключевого слова в вопросе, а ответ по типу «да-нет» все же даст. Кроме того, на достоверность полученных данных влияет и общий уровень социального развития подростка, его осведомлен­ность о социальных явлениях. Например, в широко распространен­ном опроснике Айзенка есть вопрос; «Считаете ли вы, что люди затрачивают слишком много времени, чтобы обеспечить свое буду­щее, откладывая сбережения, страхуя свою жизнь?» Понятно, что далеко не все подростки с отклонениями в развитии имеют понятие о страховании. Это касается и детей-сирот, проживающих в детских

1 Гемипарез- односторонний паралич. - Ред.


домах и испытывающих недостаток знаний по различным социаль­ным вопросам. Поэтому использование таких опросников, как Пато-характерологический опросник Личко (ПДО), опросники Кэттелла, Айзенка и др., возможно лишь в том случае, когда есть уверенность в их доступности для понимания.

Выяснить это можно, например, следующим образом. Прежде чем предъявить опросник, нужно проанализировать, какие вопро­сы могут оказаться трудными для понимания (значения слов, пред­лагаемые ситуации в целом), а затем в беседе задать ряд вопросов, чтобы определить, насколько ребенок понимает значение слова или содержание ситуации. Если этого понимания недостаточно, но ин­теллектуально ребенок достаточно сохранен, можно ненавязчиво прояснить ему ситуацию и лишь затем попросить его заполнить опросник (или ответить устно, что считается менее желательным, так как в чем-то нарушается конфиденциальность - ведь взрослый в этом случае слышит конкретные ответы на конкретные вопросы, а не просто обрабатывает итоговый список ответов «да-нет», «вер­но-неверно»; это может смущать подростка и приводить к недосто­верным ответам). Делать же пояснения в процессе заполнения оп­росника нельзя, так как в этом случае ребенку навязывается та или иная трактовка ситуации другим человеком.

Значительные ограничения существуют и в применении так назы­ваемых проективных методик исследования личности и межличнос­тных отношений. Чем ниже уровень интеллектуального и речевого развития, тем меньше возможность использования такого рода мето­дик, тем беднее их арсенал.

Таким образом, психологическое исследование особенностей лич­ности и межличностных отношений подростка с отклонениями в раз­витии должно учитывать как специфические особенности подростко­вого возраста, так и характер нарушений развития.

Предварительное составление программы психологического ис­следования - неотъемлемая часть процедуры психологической диа­гностики. Программа экспериментально-психологического исследо­вания определяет набор конкретных методик, тактических приемов их проведения и саму последовательность предъявления.

Контрольные вопросы

1. Что следует понимать под умственной отсталостью?

 

2. От каких внешне сходных состояний следует отграничивать умственную отсталость?

3. Чем отличается умственная отсталость от замедленного психического развития?

3 Зал. 74676


4. В чем заключается отличие умственной отсталости от отставания, вызванного нарушениями функций анализаторов?

5. Чем отличается умственная отсталость от состояний, вызванных нарушениями речи?

6. Каковы основные цели психолого-педагогического изучения подростков с нарушениями развития?

7. Какие возрастные особенности подростков необходимо учитывать при психологическом исследовании?

8. Каковы общие принципы использования психологических методик в зависимости от характера отклонений в развитии?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: