1.«Выдели неподходящий предмет»
В зависимости от возраста перед ребенком раскладывают от 4 до 8-10 картинок, относящихся к одной родовой категории. Одна картинка не входит в эту группу. Ребенок должен ее найти (например, картинки с изображениями предметов одежды и картинка с изображением животного; картинка с изображением продуктов питания и картинка с изображением обуви и т.п.).
В этом задании формируются операции анализа, синтеза, обобщения.
2.«Установи последовательность событий»
Вариант 1. Перед ребенком в произвольном порядке раскладываются 4-6 картинок с изображением различных ситуаций, связанных единым сюжетом. Ребенок должен сначала разложить эти картинки по порядку, а затем составить рассказ по этой серии картинок.
В тех случаях, когда ребенок не справляется с заданием, можно положить первую картинку и спросить, что было потом. Или поло-
жить вторую картинку и спросить, что было перед этим. Мера помощи будет зависеть от возраста и умственного развития ребенка.
Вариант 2. Установление последовательности в деформированных текстах.
Ребенку предлагают текст с нарушенной логикой изложения. Прочитав текст, он должен воспроизвести текст в нужном порядке.
Примерные тексты:
Конфетка
Маша выбрала в вазочке конфетку. С удовольствием съела ее. Потом развернула конфетный фантик и достала конфетку.
Утром
Саша встал, умылся, почистил зубы, позавтракал. Потом он пошел в детский сад. Саша проснулся.
В этом задании ребенка учат понимать логические связи, устанавливать причинные зависимости, делать обобщения; в процессе составления рассказа развивается речь ребенка (словарный запас, грамматический строй речи).
|
Установление закономерностей»
Вариант 1. Ребенку предъявляется таблица, на которой в определенной последовательности изображены предметы. Среди этих предметов есть пропущенные. Сами предметы и их последовательность даны в образце. Ребенок, пользуясь образцом, должен определить и нарисовать пропущенные предметы.
В этом задании ребенок учится анализировать и контролировать свою деятельность.
Вариант 2. Ребенку предлагаются четыре разные фигуры. В четырех клетках таблицы расположены три фигуры, четвертую ребенок должен найти в приведенном образце. Более сложным заданием является нахождение закономерностей в девяти изображениях.
В этой работе требуется установить сходства, различия, выделить закономерности.
Вариант 3. Ребенку предлагают таблицу, состоящую из девяти клеток с изображением восьми предметов, и просят сказать, какой предмет не нарисован.
Для решения этой задачи требуется провести анализ, сравнение и установить закономерность расположения предметов.
Все задания по установлению закономерностей формируют такие важные качества умственной деятельности, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, понимание логических отношений.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Скажи наоборот»
Ребенку предлагают слова, он должен назвать противоположное по смыслу слово.
Например:
высокий-..., горький-..., родной -..., день -..., сел-..., грустно -..., низко-..., вместе-..., |
большой -.... мягкий -..., полный-..., старый -..., лето -..., взял -..., близко -..., редко -..., и т.д.
Это игровое задание может проводиться в различных условиях -дома, в дороге, на прогулке и т.д.
|
Задание способствует активизации словаря, введению в речь новых слов.
2.«Составь новые слова»
Это задание может быть использовано в работе с учащимися, владеющими навыком чтения. Ребенку предлагается слово, из букв которого нужно составить новые слова.
Например:
корова - вор, ров, вар и т.д.
Аналогичными этому заданию являются игры по нахождению слов, начинающихся на последнюю букву предыдущего слова; составление и разгадывание ребусов, кроссвордов и т.п.
Использование подобных заданий способствует обогащению и уточнению словарного запаса ребенка.
3. «Составь предложение»
Задание заключается в составлении фраз и их правильном грамматическом оформлении.
Ребенку предлагаются наборы объединенных по смыслу слов, из которых нужно составить предложения или короткие рассказы.
Примерный материал:
Муравей, домой, маленький, спешил, черный.
Деткам, маковое, своим, зернышко, нес, он.
Тыквенное, вдруг, дороге, увидел, на, лежит, он, зерно.
Большое, это, сладкое, зерно, было.
Взвалил, на, муравей, понес, спину, зерно, и, домой.
В этом задании не только формируется грамматический строй речи, но и развивается воображение детей.
Таковы некоторые виды упражнений, игровых заданий, которые могут быть использованы психологом в ходе коррекционно-развива-ющих занятий с детьми. Все эти виды заданий можно рекомендовать и для включения в содержание уроков письма, развития речи, математики и др.
Подчеркиваем, что главное - систематическая и целенаправленная работа.
Контрольные вопросы
|
1. В каких случаях в школе необходимо проведение психологической диагностики?
2. Формы работы психолога с учителями школы.
3. Особенности консультирования родителей.
4. В чем единство психолого-педагогической диагностики и коррекции недостатков развития?
5. Какие средства могут быть использованы психологом при проведении коррекционной работы с ребенком для развития произвольной деятельности и отдельных психических функций?
6. Коррекционная работа, направленная на формирование и развитие эмоционально-волевой сферы, поведения, личности в целом.
Литература
1. Баскакова И.Л. Внимание школьников-олигофренов. - М., 1989.
2. Бгажнокова И.М. Практикум по психологии детей с нарушениями ин-
теллекта. - М. - Ярославль, 1998.
3. Боровик О.В. Развитие воображения. - М., 2000.
4. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекци-
онно-развивающим занятиям. - М., 1994.
5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. -
М., 1991.
6. Гаврина СЕ. Учимся думать. -Ярославль, 1998.
7. Гаврина СЕ. Учимся запоминать. - Ярославль, 1998.
8. Дьяченко О.М. Воображение дошкольников. - М, 1986.
9. Жигарева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педа-
гогическая помощь. - М, 2006
10. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для психолого-педагогического обследования. - М., 2002.
11. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка в ваших руках. -М„ 1999.
12. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. -М, 2004.
13. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. - М., 2000.
14. Мухина В.С, Возрастная психология. - М., 1997.
15. Парамонова Л.Г., Головнева Н.Я. Подготовка к школе. - СПб., 1999.
16. Психодиагностические методы в работе с учащимися 1-2, 3-4 классов / Сост. Д.В. Лубовский. - М. - Воронеж, 2003.
17. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. - Ярославль, 1985.
18. Переслени Л.И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников. - М., 1996.
19. Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие воображения. - М., 1999.
20. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. -М., 2004.
21. Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей. - Ярославль, 1996.
22. Тихомирева Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника.-Ярославль, 1996.