ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ




1.«Выдели неподходящий предмет»

В зависимости от возраста перед ребенком раскладывают от 4 до 8-10 картинок, относящихся к одной родовой категории. Одна кар­тинка не входит в эту группу. Ребенок должен ее найти (например, картинки с изображениями предметов одежды и картинка с изобра­жением животного; картинка с изображением продуктов питания и картинка с изображением обуви и т.п.).

В этом задании формируются операции анализа, синтеза, обобщения.

2.«Установи последовательность событий»

Вариант 1. Перед ребенком в произвольном порядке раскладыва­ются 4-6 картинок с изображением различных ситуаций, связанных единым сюжетом. Ребенок должен сначала разложить эти картинки по порядку, а затем составить рассказ по этой серии картинок.

В тех случаях, когда ребенок не справляется с заданием, можно положить первую картинку и спросить, что было потом. Или поло-


жить вторую картинку и спросить, что было перед этим. Мера помо­щи будет зависеть от возраста и умственного развития ребенка.

Вариант 2. Установление последовательности в деформирован­ных текстах.

Ребенку предлагают текст с нарушенной логикой изложения. Про­читав текст, он должен воспроизвести текст в нужном порядке.

Примерные тексты:

Конфетка

Маша выбрала в вазочке конфетку. С удовольствием съела ее. По­том развернула конфетный фантик и достала конфетку.

Утром

Саша встал, умылся, почистил зубы, позавтракал. Потом он пошел в детский сад. Саша проснулся.

В этом задании ребенка учат понимать логические связи, устанав­ливать причинные зависимости, делать обобщения; в процессе со­ставления рассказа развивается речь ребенка (словарный запас, грам­матический строй речи).

Установление закономерностей»

Вариант 1. Ребенку предъявляется таблица, на которой в опреде­ленной последовательности изображены предметы. Среди этих пред­метов есть пропущенные. Сами предметы и их последовательность даны в образце. Ребенок, пользуясь образцом, должен определить и нарисовать пропущенные предметы.

В этом задании ребенок учится анализировать и контролировать свою деятельность.

Вариант 2. Ребенку предлагаются четыре разные фигуры. В че­тырех клетках таблицы расположены три фигуры, четвертую ребенок должен найти в приведенном образце. Более сложным заданием явля­ется нахождение закономерностей в девяти изображениях.

В этой работе требуется установить сходства, различия, выделить закономерности.

Вариант 3. Ребенку предлагают таблицу, состоящую из девяти клеток с изображением восьми предметов, и просят сказать, какой предмет не нарисован.

Для решения этой задачи требуется провести анализ, сравнение и установить закономерность расположения предметов.


Все задания по установлению закономерностей формируют такие важные качества умственной деятельности, как анализ, синтез, срав­нение, обобщение, понимание логических отношений.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Скажи наоборот»

Ребенку предлагают слова, он должен назвать противоположное по смыслу слово.

Например:

высокий-..., горький-..., родной -..., день -..., сел-..., грустно -..., низко-..., вместе-...,

большой -.... мягкий -..., полный-..., старый -..., лето -..., взял -..., близко -..., редко -..., и т.д.

Это игровое задание может проводиться в различных условиях -дома, в дороге, на прогулке и т.д.

Задание способствует активизации словаря, введению в речь но­вых слов.

2.«Составь новые слова»

Это задание может быть использовано в работе с учащимися, вла­деющими навыком чтения. Ребенку предлагается слово, из букв кото­рого нужно составить новые слова.

Например:

корова - вор, ров, вар и т.д.

Аналогичными этому заданию являются игры по нахождению слов, начинающихся на последнюю букву предыдущего слова; со­ставление и разгадывание ребусов, кроссвордов и т.п.

Использование подобных заданий способствует обогащению и уточнению словарного запаса ребенка.

3. «Составь предложение»

Задание заключается в составлении фраз и их правильном грамма­тическом оформлении.

Ребенку предлагаются наборы объединенных по смыслу слов, из которых нужно составить предложения или короткие рассказы.


Примерный материал:

Муравей, домой, маленький, спешил, черный.

Деткам, маковое, своим, зернышко, нес, он.

Тыквенное, вдруг, дороге, увидел, на, лежит, он, зерно.

Большое, это, сладкое, зерно, было.

Взвалил, на, муравей, понес, спину, зерно, и, домой.

В этом задании не только формируется грамматический строй речи, но и развивается воображение детей.

Таковы некоторые виды упражнений, игровых заданий, которые могут быть использованы психологом в ходе коррекционно-развива-ющих занятий с детьми. Все эти виды заданий можно рекомендовать и для включения в содержание уроков письма, развития речи, матема­тики и др.

Подчеркиваем, что главное - систематическая и целенаправленная работа.

Контрольные вопросы

1. В каких случаях в школе необходимо проведение психологической диагностики?

2. Формы работы психолога с учителями школы.

3. Особенности консультирования родителей.

4. В чем единство психолого-педагогической диагностики и коррекции недостатков развития?

5. Какие средства могут быть использованы психологом при проведении коррекционной работы с ребенком для развития произвольной деятельности и отдельных психических функций?

6. Коррекционная работа, направленная на формирование и развитие эмоционально-волевой сферы, поведения, личности в целом.

Литература

1. Баскакова И.Л. Внимание школьников-олигофренов. - М., 1989.

2. Бгажнокова И.М. Практикум по психологии детей с нарушениями ин-

теллекта. - М. - Ярославль, 1998.

3. Боровик О.В. Развитие воображения. - М., 2000.

4. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекци-

онно-развивающим занятиям. - М., 1994.

5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. -

М., 1991.


6. Гаврина СЕ. Учимся думать. -Ярославль, 1998.

7. Гаврина СЕ. Учимся запоминать. - Ярославль, 1998.

8. Дьяченко О.М. Воображение дошкольников. - М, 1986.

9. Жигарева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педа-

гогическая помощь. - М, 2006

10. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для психолого-педагогического обследования. - М., 2002.

11. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка в ваших руках. -М„ 1999.

12. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. -М, 2004.

13. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. - М., 2000.

14. Мухина В.С, Возрастная психология. - М., 1997.

15. Парамонова Л.Г., Головнева Н.Я. Подготовка к школе. - СПб., 1999.

16. Психодиагностические методы в работе с учащимися 1-2, 3-4 классов / Сост. Д.В. Лубовский. - М. - Воронеж, 2003.

17. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. - Ярославль, 1985.

18. Переслени Л.И. Психодиагностический комплекс методик для оп­ределения уровня развития познавательной деятельности младших школьников. - М., 1996.

19. Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие воображения. - М., 1999.

20. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. -М., 2004.

21. Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей. - Ярославль, 1996.

22. Тихомирева Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьни­ка.-Ярославль, 1996.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: