Русский этап в истории Евразии.




Реферат

по истории

 

Тема: Восточные славяне в этнокультурном аспекте Евразии

 

Выполнила: студентка 1 курса
Камынина Елизавета

группа ФФ-1

 

Челябинск 2018

Содержание:

 

1. Понятие «историческая Евразия».................................................................................стр.1.

2. Становление евразийской самобытной

этнокультурной общности. стр.1-3.

 

3. Русский этап в истории Евразии. стр.4-9.

 

4. Заключение. Принцип дружбы народов, как основа существования Евразии. ……………………………………………… стр.9-10.

 



Понятие «историческая Евразия»

 

Понятие «историческая Евразия» - географическое и этнокультурное пространство, границах практически совпадающее с территорией Российской империи, было введено в научный оборот в начале 20-х годов группой русских ученых, оказавшихся в эмиграции после революции 1917 г. Обоснование этого понятия, представляло собой стройную теорию, в основе которой признание уникальности и самоценности каждой этнической культуры.

Ее основоположниками были лингвист и этнограф князь Н.С.Трубецкой, географ и экономист П.Н.Савицкий, философ и богослов Г.В. Флоровский, музыковед и публицист П.П.Сувчинский, историки Л.П.Карсавин и Г.В.Вернадский, юристы Н.Н.Алексеев и В.Н.Ильин, провозгласившие себя евразийцами.

 

Становление евразийской самобытной этнокультурной общности.

 

Центральное место в евразийской теории занимала Россия. Французский философ-традиционалист Рене Генон полагал, что спасение от разложения духовной природы сознания, постигшее западноевропейскую культуру, может прийти только с Востока. Такой же идеи придерживались и евразийцы, признавая эту миссию за Россией-Евразией.

Русское государство и русский народ кардинально отличается от романо-германского (европейского) мира, национальная культура образована из восточнославянского и туранского этнических массивов (широкий круг народов, принадлежащих к урало-алтайской языковой семье).

Становление этой самобытной этнокультурной общности стало возможным в особом географическом пространстве, границы которого на западе проходят по р. Неман до устья Дуная, на востоке по побережью Тихого океана, на севере - Ледовитого, а на юге по Кавказским горам, Памиру, Тянь-Шаню и Великой китайской стене. Именно эту территорию и заняла Россия, включив в себя как славянские так и многие азиатские народы, образовав некий срединный между Европой и Азией мир, непохожий в географическом, культурном, этническом и психологическом отношениях ни на одну из соседних частей Старого Света. Этот мир и есть мир евразийский, а само пространство - Евразия-Россия.

Лев Гумилев своей серией фундаментальных работ «Хунну», «Древние тюрки», «В поисках вымышленного царства», «Древняя Русь и Великая Степь», «От Руси до России», фактически, первым написал историю Евразии-России.

При этом, если учёные-евразийцы первенство в формировании этнокультурного пространства исторической Евразии признавали за Чингисханом и монголами, Гумилев раскрыл его во всей полноте исторической действительности. Он показал закономерность формирования и развития этого пространства на протяжении более двух тысячелетий - от хуннской эпохи до формирования Российской державы. В то же время, как это ни выглядит странным и парадоксальным ни учёные-евразийцы, ни Гумилев в своих исследованиях практически не уделяли особого внимания освоению и присоединению к Московской Руси Сибири. Как убедительно показал Л.Н. Гумилев, историческая Евразия оформлялась в течение очень длительного времени.

На раннем этапе в евразийском степном поясе образуется два этнокультурных региона, хотя и испытывающих взаимное влияние в результате постоянных контактов, но все же сохраняющих определенную самостоятельность. Первый включал в себя степи Причерноморья, Казахстана и Средней Азии, степные районы Западной и Южной Сибири, второй - степи Центральной Азии; граница между ними проходила приблизительно по Саянам и Монгольскому Алтаю.

Размахом и большей государственно-политической целостностью отличалась империя Чингисхана. Впервые ее границы охватили регионы далеко выходящие за пределы Великой степи - это северо-восточная Маньчжурия, Китай, значительная часть Ближнего Востока, Закавказье и, конечно, Древняя Русь. И если говорить о степени объединения и оформления исторической Евразии, то монголы сыграли важную роль в объединении Евразии, достигнув более высокой ступени в строительстве единого этнокультурного пространства.

В XIV в. очаг этнической энергии возникает в противоположной части этого пространства, в лесной зоне Восточноевропейской равнины на крайнем западе исторической Евразии. Начинается новый этап в истории формирования евразийского мира. Связан этот этап с появлением на исторической арене великороссов.

Распространение русских с севера Восточноевропейской равнины на юг и восток, было продолжением тех глубинных этногенетических процессов. Эти процессы в предшествующие века рождали мощные миграционные волны, двигающиеся из степей Центральной и Средней Азии в пределы Южной и Восточной Европы, и постепенно формирующие евразийское пространство.

 

Русский этап в истории Евразии.

 

Русский этап в истории Евразии был обусловлен этногенетическими и этнополитическими процессами XIV-XV вв.

Постепенно распространяясь с территории Московии на земли Русско-Литовского княжества, в Поволжье, на Северный Кавказ, в Сибирь и частично впитывая в себя население этих территорий, великороссы достаточно быстро превращаются из сравнительно небольшого этноса в один из крупнейших народов мира, становясь ведущим государство-образующим этносом России-Евразии. Эта уникальная по своему разнообразию этническая гамма явилась и основой формирования особенностей русской национальной культуры, менталитета народа, его высокой толерантности к иным этносам и их культурам, восприимчивости к инновациям, но вместе с тем устойчивости в сохранении глубинных основ собственного мировосприятия и мировоззрения, а также удивительной приверженности собственной культурной доминанте.

Устойчивость мировосприятия являлась основой и государственного строительства, и психологического принятия четкой государственно-политической системы с простой вертикальной иерархией власти, и беспрекословного подчинением низшего уровня высшему, и прочного сохранения своей культурной и религиозной доминант в условиях широкого этнокультурного взаимодействия.

«Tуранский» компонент русской психологии сочетался в ней с той славянской основой, которая сложилась в Древней Руси,благодаря православной религии.

Уникальный сплав славянского и «туранского» мировосприятия, проявился прежде всего в полном принятии русскими этнической особенности вновь осваиваемых территорий, т.е. народов и их культур, определил сам характер этого освоения, при котором главным в поведении являлось- органичное встраивание в существующую этнокультурную реальность, а не ее уничтожение или переделывание по своей модели, что четко отразилось в такой пословице как «В чужой монастырь со своим порядком не ходят».

Это прежде всего было связано с типом мироощущения, с его стремлением к устойчивости. Исследователи не раз отмечали, что русские названия на карте Евразии относятся, главным образом, к мелким речкам и озерам, долинам, возвышенностям, в то время как крупные объекты сохраняют местное звучание, более того, деревням и селам русские названия даются только в том случае, если они возникают на пустынных землях, если же они появляются на территории местных поселений, за ними сохраняются, как правило, старые.

Расширяя границы своего государства на юг, восток и, частично, запад в исконные пределы Евразии, русские вовлекали в этногеннетические и этнокультурные процессы огромное число самых различных народов, тем самым выстраивая новую этническую карту региона на следующем витке исторического развития, но сохраняя при этом традиционную для евразийского пространства многонациональную этнополитическую структуру.

Образование Московского государства было неразрывно связано и с этнополитическими процессами, разворачивающимися в середине второго тысячелетия на сопредельных территориях как собственно Евразии, так и Западной Европы.

На западе в XIII в. происходит становление литовского этноса, который в XIV в., в период наивысшего подъема, начинает интенсивное продвижение на восток, расширяя территорию своего государства за счет западных земель Древней Руси.

Первыми под властью Литвы земли будущей Белоруссии, затем литовцы захватывают Волынь и Галицию и, продвигаясь на юго-восток, овладевают Курском, Черниговом, занимая, наконец, и Киев, хотя последний и после покорения сохранял определенный суверенитет. Возникает Литовское княжество, в состав которого в начале XV в. входят Смоленская, Подольская, Волынская, Северская, Киевская и некоторые другие западнорусские земли. При великом князе Ольгерде оно простирается до берегов Черного моря. В причерноморских степях литовцы сталкиваются с татарами и, одержав победу, занимают часть западных пределов Великой степи между Днепром и устьем Дуная. В 1384 г. в результате династического брака между польской королевой Ядвигой и литовским князем Ягайлой возникает мощное польско-литовское государство, которое более чем на сто лет становится основным противником Москвы на западе.

В XVI в. на территории Польско-Литовского государства распространяется протестанство, что еще более усиливало конфессиональный раскол общества. Поэтому неудивительно, что часть ее населения в конце концов потянулась к Москве. Это сыграло немаловажную роль в том, что к концу XVII в. Москва вернула себе значительную часть земель бывших западных княжеств Древней Руси вместе с находящимся в их пределах литовским населением. Отметим, что этнокультурные контакты с Литвой в немалой степени способствовали и возникновению в Московском государстве «западной» пролитовской партии, особенно в Новгороде, но эта тенденция в силу конфессионального единства русских не смогла набрать большую силу и привести к внутреннему расколу этноса [Гумилев, 1992, сс. 128-130]. Московское государство и русский народ воплотили свой национальный подъем в православной религиозной формуле - «Москва есть третий и последний Рим». Вооруженная этой идеей Московская Русь приступила к строительству новой России-Евразии.

Сибирь

Вовлечение сибирских народов в общемировой процесс цивилизационного развития началось только с появлением в регионе русского и казацкого этносов и включением Сибири в состав Российского государства. Эти два народа, генезис(происхождение, возникновение, рождение, зарождение) которых был определен лесом, степью и рекой, смогли охватить и освоить все сибирское пространство и вывести коренные этносы на новый этап исторического развития. Продвижение русских по территории Сибири приводило к широкому их взаимодействию с этносами региона. Здесь необходимо отметить, что к моменту появления в Сибири русских местные народы находились на весьма различных уровнях этнической консолидации, а точнее на разных этапах этногенетического развития, что в значительной степени повлияло на их дальнейшее развитие в составе Российского государства.

К этому времени достаточно высокой степенью этнической целостности и развитым этническим самосознанием обладали сибирские татары и енисейские кыргызы, представляющие собой сформировавшиеся этносы. На стадии этнического подъема находились якуты и чукчи, являвшие собой сложившиеся этнические целостности, но не обладающие еще единым этническим самосознанием. Значительная часть остальных этносов зачастую представляла собой конгломераты родственных, но необъединенных этносов. Так например, вогулы, занимая большую часть территории от верхнего течения Камы до Оби, включали в себя несколько субэтносов, образующих отдельные «княжества», переодически воюющие друг с другом. В подобном же состоянии находились и остяки. Различным было отношение этих субэтносов и к русским. Одни добровольно принимали русское подданство, другие, находившиеся в зависимости от сибирских татар, громили русские отряды и поселения.. Достаточно хорошо изученная древняя история Западной Сибири показывает, что на ее территории постоянно возникали этнические общности различного уровня, выделяемые археологами как отдельные культуры.

Движение великороссов именно на восток, в пределы Сибири было обусловлено несколькими причинами:

- расширение государства на запад было затруднено существованием еще сильного Литовского княжества;

- на юге его задерживали степи и кочевники.

Сибирские земли, населенные народами, находящимися на более низком уровне развития в этой ситуации оказывались более доступными;

- к моменту становления Московского государства этнокультурные контакты с народами Азии имели уже прочную основу, которая порождала, возможно, на подсознательном уровне ощущение единства евразийского пространства, обусловленное присутствием в менталитете великороссов туранского компонента.

Знакомство восточных славян с Сибирью начинается задолго до сложения великорусского этноса. По крайней мере еще в XI в. ее земли, прилегающие с востока к Уральскому хребту, были хорошо известны новгородцам. Территорию его северной части с обеих сторон они называли Югрой или Угрой и поддерживали с ее населением торговые отношения, которые, правда, часто нарушались военными столкновениями.

В 1465 г. Иван III повелевает привести Югру «под высокую государеву руку», т.е. фактически включить ее в состав государства. Конечно, это не было еще собственно продвижением самого этноса, но в его сознании они были уже близкими и своими. Конец XV в. можно назвать прорывом русских в Сибирь.

Присоединение народов Сибири к Московии, т.е. образование Российского государства не знает ни одного случая, подобного судьбе татар Монголии, когда за оказанное сопротивление народ был полностью вырезан, или аналогичной судьбе многих городов, в частности, русских [Карамзин, 1991, т.3, сс.511-513 ]. Более того, русский менталитет формировался на уже прочно утвердившейся в славянской культуре православной религии с ее основными заповедями - «не убий», «не укради» и т.д. Это не значит, что русские не убивали, не крали, не прелюбодействовали, но в их сознании прочно укоренилось православное осознание Добра и Зла, внутренне отвергавшее насилие. Так например, Царские указы и Наказные грамоты не только постоянно требуют от воевод приведения инородцев в подданство л а с к о ю, но и жесткого наказания служивых людей за грабеж ясачного населения.(ЯСАК -в России XV — начала XX вв. натуральный налог с народов Сибири и Севера, главным образом пушниной.)

В одном из таких документов говориться: «... и тем иноземцам в чем какую учинит хто обиду или тесноту,... тех людей озорников служивых и промышленных людей от всякого дурна унимать накрепко, бить служивых людей и промышленных за воровство их нещадно батоги» [Сборник документов по истории Бурятии, 1960, с. 39, № 26]. В этом также проявляется кардинальное отличие русского и монгольского этапов объединения Евразии. Русскому государству с его земледельческой культурой требовались именно людские ресурсы, именно поэтому постоянной заботой правительства являлось закрепление людей на земле, увеличение «тяглового населения», именно поэтому земля раздавалась в жалование и именно поэтому значительное число пленных «сажалось на землю». И первым походом был поход Ермака, который часто трактуется в литературе как начало освоения Сибири. Присоединение сибирских земель к России и расселение на этой территории русских и казаков - народов, находящихся на значительно более высоком уровне, вызвало к жизни новые этногенетические и этнокультурные процессы, в результате которых существенно изменилась этническая карта региона. Возникли новые этносы, в отдельных областях сократилась или несколько изменилась территория, занимаемая коренными народами, определенные преобразования произошли в хозяйственно-культурном типе, дальнейшее развитие получила социальная организация общества.

Забайкалье составляют степи, изрезанные грядами гор, покрытых таежной растительностью. В начале XVII в. эту территорию занимало монголоязычное, тунгусоязычное и тюркоязычное население. Монголоязычные народы - скотоводы-кочевники - занимали в регионе доминирующее положение, которых русские называли «братами» или «братскими людьми». Одаривание глав племен или кочевых общин при первом контакте была характерной чертой русской государственной политики при колонизации Сибири на протяжении всего XVII в.

Строительство Российского государства, возникающее с «собирания земель русских» вокруг Москвы, начинает обретать свой истинный масштаб в XV в. с выходом великороссов в зауральские земли Сибири. Москва старалась учитывать исторически сложившуюся этнокультурную реальность, достаточно гибко очерчивая границы более мелких административных единиц (волостей) внутри уездов. Это был основной принцип русской этнокультурной политики в Сибири, который, вытекал, вопервых, из основной имперской идеи, рассматривающей эти земли и населяющие их народы как неотъемлемую часть Российского государства и, следовательно, представляющие общенациональное достояние, и принятием самобытности каждого народа как одной из составляющих природно-культурного ландшафта. Вот почему Сибирь никогда не являлась колонией, а представляла собой одну из важнейших составляющих Российского государста.

В этом проявляется существенное отличие зарождающегося Российского государства от степных империй Евразии предшествующего периода, особенно от монгольской. Выстроенная Чингисханом военно-административная система, которая только и могла объединить кочевые скотоводческие народы в систему единой государственности, основывалась на армейском подразделении - сотне, тысяче, тьме, а их формирование приводило к постоянному принудительному разъединению покоренных народов, особенно тех, которые оказали сопротивление.

В Российском государстве за всеми народами сохранялись их исконные земли, хотя эти земли и считались собственностью государства.. В течение XVII в. русские и казаки прошли всю Сибирь, но назвать это освоением всех сибирских земель еще нельзя, оно продолжалось в течении трех последующих веков. Здесь важно то, что уже на этом начальном этапе внутри все охваченное пространство было уже органично выстроено и представляло собой единую административную систему, являющуюся естественным продолжением Московского государства. Эта политика административно-территориального устроения Сибири сохранялась на протяжении всего периода освоения региона русскими. Москва стремилась как можно более полнее совмещать систему государственного управления с интересами коренных сибирских народов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: