ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ, КУРСА




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа к курсу «Скорочтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного и начального общего образования. При составлении программы использованы теоретические и практические материалы различных авторов. Программа предназначена для детей 4-11 лет.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей. Курс рассчитан на 3 часа в неделю, 102 часа в год.

Значение скоростного чтения важно для успешного освоения учебного материала учащимися, сформирования навыка смыслового чтения, что является фундаментом всех УУД и предметных действий. Через смысловое чтение формируются УУД: поиск, понимание, преобразование, интерпретация, оценка.

Основная идея обучения скорочтению — это способность быстрого восприятия текстовой информации. Быстрое чтение напрямую связано с развитием внимания, памяти, мышления. Развитие интеллекта ускоряется в первую очередь.

Мы живем в век информационного цунами, когда количество информации удваивается каждые два го­да. И очень важно уметь грамотно с ней работать, «процежи­вать», «пропускать» огромные ее объемы через себя, вычле­нять нужное и отбрасывать «мусор». Поэтому чем раньше ов­ладеешь этим навыком — тем лучше.

Жизнь детей по своей насыщенности и на­грузке ненамного отличается от жизни взрослого человека. У них ежедневно в расписании большое количество уро­ков, не считая кружков и секций. К тому же каждый учитель считает свой урок самым важным и нужным, а выходные — тем временем, когда ученика не только можно, но и нужно нагрузить по максимуму. В таких условиях навык быстрого, рационального чтения с пониманием и последующим запо­минанием текстов существенно сэкономит время и превратит двоечника в отличника, а инфантильного, ничем не интересу­ющегося ребенка — в лидера.

Вряд ли кто-нибудь будет оспаривать тот факт, что современные дети почти не читают. Это очень больной во­прос, требующий подробного изучения, но одно можно сказать точно: практически все учащиеся, обученные скорочтению, начина­ют любить книги.

На основе диагностических фактов у детей отмечается низкая скорость чтения. Ученые установили закономерность между скоростью чтения и успеваемостью. Чем медленнее читает ребенок, тем хуже его успехи в учебе.

Статистика говорит, что отличники в средней школе читают со скоростью 130-170 слов в минуту, хорошисты довольствуются скоростью 100-135 слов, троечники – 90 слов в минуту и ниже. Медленное и неуверенное прочтение текстовой информации влияет на общее снижение показателей успеваемости.

Актуальность выбора определена следующим факторами: они допускают при чтении ошибки, пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их, искажают звуковой состав слов – это, в большинстве случаев, затрудняет учащимся понимание прочитанного.

Стандартно выделяют 5 основных причин медленного чте­ния:

1) артикуляция (нарушение артикуляционного аппарата: губ, языка, челюсти, других органов, которые уча­ствуют в процессе чтения)

2) регрессии (возвратное движение глаз при чтении)

3) «мало вижу - медленно читаю» (малое пятно ясного видения)

4) слабое внимание

5) отсутствие плана при чтении

Ребенок, который читает медленно, видит за один взгляд от 8 до 12 символов (букв). Владеющий скорочте­нием, видит несколько слов (от 20 символов) и воспринимает их сразу.

Скорочтение — это не просто умение быстро осваивать большие текстовые объёмы информации. От скорости чтения зависит также процесс развития. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность ребенка. Поэтому навык скоростного чтения должен быть сформирован еще в младшем возрасте.

Скорочтение - это очень важный и полезный навык для людей любого возраста и рода занятий. Очень много информации мы воспринимаем через прочтение книг, журналов, статей и т. д. Поэтому вопрос эффективности чтения является очень важным.

Методики скорочтения позволяют повысить не только скорость чтения «про себя», но также ускоряют восприятие смысла прочтенного текста, улучшится память, поднимается уровень внимания.

Новизна представленной программы заключается в том, что ученики имеют возможность в полной мере получить знания не только по быстрому чтению, но и улучшить зрительную и слуховую память, а также развить свою речь. За счет выполнения разнообразных упражнений концентрируется внимание, расширяется поле зрения, синхронизируются оба полушария. Более того, сам механизм чтения и восприятия прочитанного, подскажет, как стать по-настоящему грамотным читателем и успешнее плыть в море современной печатной продукции.

Цель программы: создание условий для освоения техникой скорочтения, формирования навыков эффективной обработки информации, а так же для развития психических процессов, через обучение различных приемов.

Задачи программы:

1. Создание комфортной обстановки для раскрытия умственных способностей детей через развитие памяти и концентрации внимания.

2. Формирование практических навыков по скорочтению, умственной и психологической деятельности через освоение приёмов и техник скорочтения.

3. Развитие речи и овладение полученной информацией.

4. Развитие психических процессов, а так же умения работать и отдыхать, переключаясь на другое задание.

5. Воспитание самостоятельной потребности в развитии собственной творческих и интеллектуальных способностей.

6. Создание комфортной обстановки для раскрытия умственных способностей обучающихся.

7. Совершенствование умения ориентироваться в постоянно-меняющемся информационном потоке.

Обязательно нужно учитывать, что каждый ребенок индивидуален, поэто­му необходимо корректировать его обучение.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ, КУРСА

Программа предназначена для детей 4-11 лет, форма работы – групповая по 4-8 человек, продолжительность одного занятия для дошкольного возраста и детей 6-7 лет - 50 минут с перерывом на подвижные игры, для учащихся старшего возраста (8 – 11), предлагается использовать те же занятия с усложнением и увеличением объёма. Программа предполагает следующую структуру занятия: разминка (дыхательная, артикуляционная, развитие мелкой моторики и т.д.), применение логоритмики (заучивание и проговаривание скороговорок), чтение слогов и слов различной сложности, аудирование (чтение текстов разной сложности), упражнение на развитие психических процессов, логоритмика и пантомимика.

Методы реализации программы:

· Словесные: рассказ, объяснение, тренировки, чтение, аудирование, поощрение.

· Наглядные: демонстрация.

· Практические: упражнения, выполнение графических записей, логоритмика.

· Аналитические: наблюдение, сравнение, анкетирование, самоанализ, опрос.

Средства:

· Наглядный материал: таблицы, схемы, образцы, презентации, CD.

· Методическая литература: книги, статьи из журналов.

· Материалы: канцтовары, тексты для чтения, рисунки, карточки и т.д.

· Оборудование: ПК, проектор, интерактивная доска, ламинатор, колонки, планшет.

Основными принципами работы программы являются:

ü учет современных требований;

ü учет возрастных особенностей;

ü доступность;

ü последовательность;

ü системность;

ü эффективность;

ü системно-деятельностный подход;

ü управляемость образовательным процессом.

Принципы обучения:

ü принцип сознательности, творческой активности, самостоятельности ребёнка при руководящей роли педагога;

ü принцип наглядности, единства конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного обучения скорочтению, улучшению зрительной и слуховой памяти, как выражение комплексного подхода;

ü принцип связи обучения с жизнью;

ü постоянный поиск новых форм работы и совершенствования технологии.

Приемы и методы обучения:

ü словесные: рассказ, объяснение, тренировки, чтение, поощрение

ü наглядные: демонстрация

ü практические: упражнения, выполнение графических записей

ü аналитические: наблюдение, сравнение, самоанализ

Данная программа предполагает тесную теоретическую связь с практикой.

Важным аспектом выполнения программы является обеспечение комфортных условий на занятиях. При реализации данного курса осуществляется личностно-ориентированное обучение и игровая технология, что дает комплексный подход к учебным предметам.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: