Предупреждение и стимулирование конфликтов




 

Как отмечалось выше, предупреждение конфликта - это деятельность, направленная на недопущение его возникновения и разрушительного влияния на ту или иную сторону, тот или иной элемент общественной системы. Предупреждение конфликта подразумевает его прогнозирование. А прогнозирование в определенном роде является одной из форм предвидения. В основе прогнозирования лежит повышение эффективности и результативности принимаемых решений, разработка конкретных рекомендаций для практической деятельности. Основными задачами прогнозирования являются: отсутствие нежелательных результатов развития событий; адаптация к неизбежному; ускорение вероятного развития конкретного явления в желательном направлении.

В науке существует несколько классификаций прогнозирования: по основным типам - "поисковое (определение возможных состояний явления в будущем) и нормативное (определение путей и сроков достижения возможных состояний явления, принимаемых в качестве цели); по периоду упреждения - оперативное (до 1 мес.), краткосрочное (от 1 мес. до 1 года), среднесрочное (от 1 года до 5 лет), долгосрочное (от 5 до 15 лет), сверхдолгосрочное (более 15 лет); по сферам предсказания (внутриполитическое, внешнеполитическое). Основные принципы прогнозирования: системность, согласованность, непрерывность, верифицикация, альтернативность, рентабельность. Прогнозирование осуществляется по нескольким этапам: предпрогнозная ориентация, сбор данных прогнозного фона, разработка базовой модели, построение поисковой модели, создание нормативной модели, оценка достоверности и точности прогноза, выработка рекомендаций. "[11]

В практике прогнозирования используется комплекс различных методов: фактографический, статистический, прогнозная экстраполяция, прогнозная интерполяция, метод исторической аналогии, метод математического моделирования, метод экспертных

оценок и т.д. Прогнозирование конфликта - лишь предпосылка его предотвращения. Существую этапы частичного и полного предотвращения конфликтов, раннего предупреждения и упреждающего разрешения. Частичное предотвращение становится возможным при условии блокирования действия одной из причин данного конфликта и ограничения его негативного влияния на интересы противоборствующих сторон. Стратегия полного предотвращения предполагает нейтрализацию действия всего комплекса детерминирующих конфликт факторов, что и позволяет направить взаимодействие субъектов в русло их сотрудничества во имя реализации совпадающих

интересов. Упреждающее разрешение конфликта, равно как и раннее его предупреждение, означает не что иное, как осуществление согласования позиций и интересов противоречивых субъектов в пространстве их социального единства, согласия по более важным вопросам общественной жизни.

Стратегия предотвращения конфликта предусматривает осуществление таких принципов, как своевременность действий по предупреждению возможных коллизий, оперативность, гласность.

Не любые конфликты общественные субъекты стремятся предотвратить. В иных конфликтах они заинтересованы. Стимулирование конструктивных конфликтов, являющихся двигателем прогрессивных изменений, модернизации общественной системы, составляет весьма существенную сторону социального управления. Речь не идет об искусственном нагнетании конфронтации, о насаждении враждебности в обществе, что обычно практикуется агрессивными силами для оправдания своего существования. Метод

разжигания конфликтов также широко используется бюрократическими элементами в управленческих организациях и трудовых коллективах. Стратегия стимулирования конфликтов - это стратегия мобилизации активности того или иного общественного субъекта при решении жизненно важных проблем, стратегия развития позитивной инициативы, достижения оптимального эффекта социального управления.

Существует много различных квалификаций методов урегулирования конфликта. Например, можно выделить три группы методов, облегчающих поиск мирного выхода из конфликта. Первая группа направлена на предотвращение развития насильственной стадии развития конфликта. Вторая - на разрешение противоречий, вызвавших конфликт. И, наконец, третья, наиболее разработанная, - на снижение уровня противостояния сторон, отказ каждого участника от односторонних действий и переход к поиску совместного решения проблемы.

Каждая из групп методов, как и сами методы, обладают рядом достоинств, недостатков и ограничений. Обычно наиболее эффективным в процессе урегулирования конфликта является комплексное применение различных методов в зависимости от конкретных условий и характера конфликта.

К первой группе методов принято относить раннюю диагностику и выявление причин конфликта с целью в дальнейшем не допустить его дальнейшего разрастания. Для этих целей часто используются стандартизированные процедуры, основанные на отслеживании конфликтных отношений с помощью новейших информационных систем. Однако основной акцент делается на развитие институтов и механизмов предупреждения насильственных форм развития конфликтов. К их числу относится создание широкой сети государственных и негосударственных консультационных служб. Важнейшая роль в предупреждении конфликтов принадлежит системе образования, СМИ.

Основоположником второй группы методов, нацеленных на устранение причин возникновения конфликтов, является Дж. Бертон. Согласно Бертону, разрешение конфликта должно основываться на изменении глубинных структур, спровоцировавших конфликт. Правильно организованное общение между социальными группами, находящимися в конфликте, является одним из центральных методов в данном подходе. Оно направлено на изменение характера восприятия, и отношений сторон друг к другу.

Третья группа методов включает в себя ряд приемов, которые предполагают перевод конфликта в рациональный план. Лишь очень немногие конфликты по своей природе являются конфликтами с нулевой суммой, т.е. когда интересы конфликтующих сторон полностью противоположны. Иной вариант - диверсифицировать ценности и цели, т.е. сделать так, чтобы разные группы стремились к разным, непересекающимся целям. Таким образом, конфликт будет исчерпан за отсутствием спорных сторон. Стороны могут сформировать цели более высокого порядка, позволяющие объединиться ради их достижения. Во всех этих случаях конфликт становится конфликтом с ненулевой суммой, а значит исчерпанным.

Есть и другие методы снижения напряженности конфликта, в том числе и с использованием силового давления. Так, в международных отношениях к участникам конфликта применяют санкции, подкрепленные юридически, чтобы побудить их к поиску мирных средств решения проблемы. В целом же, основная проблема при использовании методов, ориентированных на поиск взаимоприемлемого варианта решения, заключается в том, конфликтующие стороны не всегда ведут себя рационально и не всегда готовы к компромиссам ради достижения согласия. Несмотря на указанные ограничения, в рамках именно этой группы методов разрабатывается технология ведения переговоров и осуществления посреднических услуг.

Процесс разрешения любого конфликта складывается, как минимум, из трех этапов. Первый - подготовительный - это диагностика конфликта. Второй - это разработка стратегии разрешения конфликта и технологии. Третий - непосредственная практическая деятельность по разрешению конфликта - реализация комплекса методов и средств.

Согласно некоторым взглядам, диагностика конфликта включает: а) описание его видимых проявлений (стычки, столкновения, кризисы и т.д.); б) определение уровня развития конфликта; в) выявление причин конфликта и его природы (объективной и субъективной); г) измерение интенсивности; д) определение сферы распространенности. Каждый из отмеченных элементов диагностики предполагает объективное понимание, оценку и учет основных составляющих конфликта - содержания противоборства, состояния его участников, целей и тактики их действий, возможных последствий. Конфликт диагностируется в структурном и функциональном планах, в ситуационном и позиционном аспектах, как состояние и процесс.

Разработка стратегии разрешения конфликта осуществляется с учетом возможных моделей разрешения и принципов управления конфликтом. Согласно Вершинину М.С. существует несколько моделей завершения конфликтов: "победа-поражение", "выигрыш-проигрыш". В этих случаях то разрабатывается стратегия устранения одной из сторон путем доведения борьбы до победного конца. В ситуации, когда возможна модель "победа-победа", "выигрыш-выигрыш", "взаимный выигрыш", прорабатывается стратегия разрешения конфликта путем взаимного преобразования сторон и на основе этого - обоюдного примирения. [12] Ослабление конфликта, его преобразование, постепенное затухание - таковы моменты асимметричного решения конфликта. Наконец, в ситуации, при которой ни одна из сторон не может выиграть противоборство, а обе его проигрывают, оказывается целесообразной стратегия подавления конфликта, механического его устранения.

Разнообразные модели разрешения конфликта формировались исторической практикой. Силовая модель может привести либо к победе одного участника конфликта, либо к поражению обоих. Другие модели урегулирования конфликта могут привезти к положительному решению минимум для одного участника конфликта. Силовая форма типична для правовых конфликтов.

Среди разнообразных стратегий выхода из конфликтных ситуаций наиболее часто используются четыре. "Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки и может быть использована в зависимости от обстоятельств, времени на решение и конечных целей:

1) Мнимое улаживание. По сути это принуждение к миру без устранения причин, вызвавших конфликт. В качестве принуждающих средств используются: власть (реальная или мнимая), посулы, запугивание, взывание к разуму или благородным чувствам. В результате конфликт не разрешается, а загоняется внутрь, срабатывает психологическая защита участников - происходит переоценка ситуации, смирение с ней. Этот тип стратегии подходит для снятия эмоционального напряжения при взаимодействии конфликтующих сторон, но не приводит к решению проблемы, породившей конфликт. Последствием использования данной стратегии является возобновление конфликта на новом уровне в усиленном или измененном варианте.

2) Победа одной из сторон. Сущность этой стратегии заключается в признании превосходства позиции одной из конфликтующих сторон, ее правоты, силы и подчинении ей другой стороны.

3) Компромисс. Суть этой стратегии состоит в согласии обеих сторон на основе взаимных уступок и терпимости к позиции противника при сохранении несхожести основных позиций, взглядов, мнений, отношений. Эта стратегия хороша как промежуточный шаг, передышка, позволяющая более глубоко разобраться в ситуации и подготовиться к ее окончательному или более эффективному решению. Она зачастую не решает самого конфликта, но ликвидирует конфликтную обстановку. Последствиями такой стратегии могут быть временное затишье для накопления сил с целью продолжения борьбы или скрытая борьба другими средствами, возможное разделение сфер деятельности при взаимном невмешательстве или ослаблении требований друг к другу.

4) Интеграция. Основа стратегии интеграции заключается во взаимном примирении и согласии, достигнутом за счет перестройки взглядов и отношений, нахождения общих позиций, интересов, целей, способов деятельности и поведения, удовлетворяющих противоборствующие стороны. Применение данной стратегии основывается на признании различий позиций и мнений сторон и готовности принять их во внимание для понимания причин конфликта и поиска вариантов решения, приемлемых для обеих сторон.

Результатом такой стратегии будет разрешение конфликта, улучшение взаимоотношений сторон, стремление к сотрудничеству, повышение доверия, эмоциональный подъем, повышение эффективности деятельности. Это самая сложная в реализации, но и самая эффективная стратегия разрешения конфликтов.

Общий алгоритм выхода из конфликта задают общее смысловое направление деятельности по разрешению конфликтной ситуации. Практические же шаги по разрешению конфликта весьма разнообразны и зависят во много от его специфики, сферы

проявления участвующих в нем субъектов, причин его возникновения и т.д. "[13]

Общий алгоритм выхода из конфликтной ситуации включает в себя целую совокупность последовательных действий:

анализ конфликтной ситуации;

выявление личностных особенностей участников конфликта;

сбор разнообразной информации о конфликте;

выбор стратегии управления конфликтной ситуацией;

собеседование с участниками конфликта;

конкретные шаги по устранению причин конфликта;

создание общественного мнения, направленного на разрешение конфликта;

использование по необходимости правовых или административных мер по устранению причин конфликта.

Существуют четыре способа разрешения конфликтов:

1) соглашение в результате совпадения мнений всех участвующих в конфликте сторон;

2) соглашение в соответствии с законодательной или моральной волей третьей внешней силы;

3) соглашение, навязанное одной из сторон конфликта;

4) застарелый конфликт теряет свою актуальность и разрешается сам собой.

В литературе выделяются четыре возможных варианта разрешения конфликта между противостоящими сторонами А и Б:

1) А выигрывает за счет Б.

2) Б выигрывает за счет А.

3) Обе стороны оказываются в проигрыше, хотя каждая надеялась на благополучный исход.

4) Обе стороны могут оказаться в выигрыше в разных отношениях на основе компромисса, взаимных уступок, взвешивания возможных потерь в ходе самого конфликта.

Выбор пути разрешения конфликта всецело зависит от конфликтующих сторон, но решающую роль в этом могут сыграть сопутствующие факторы. К примеру, на выбор мирного пути урегулирования конфликта могут оказать влияние такие факторы, как наличие в обществе равновесия сил, соответствующего исторического опыта, гласности, институциональных условий для консультаций и переговоров.

Известный ученый Р. Даль называет семь условий, при которых мирный способ течения конфликтов является наиболее вероятным:

существование институциональных образований, стремящихся к консультациям и переговорам, изучению интересов, поиску взаимовыгодных решений;

широкие рамки соглашения насчет того, что составляет оптимальное разрешение проблемы;

отсутствие кумулятивности конфликтов;

большие экономические возможности (достаток);

позитивная осведомленность граждан в отношении результатов мирного разрешения предыдущих конфликтов;

равное распределение между сторонами возможных для использования средств насилия;

преобладающее количество зрелых признаков, способствующих мирному приспособлению.

Один из ведущих представителей западной политологии Д. Аптер, исходя из теории равновесия общества, говорит о существовании трех степеней развития общественных конфликтов:

1) столкновение предпочтений (кооперация);

2) столкновение интересов (конкуренция);

3) столкновение основных ценностей (подлинный конфликт).

По мнению Аптера, задача состоите том, чтобы трансформировать конфликты ценностей в конфликты интересов или, еще лучше, - в столкновение предпочтений, т.е. в конкуренцию или кооперацию. Для ее реализации используют различные методы: переговорный процесс, посредничество, разъединение сторон и др.

При этом необходимо соблюдать ряд условий:

1) согласие о правилах ведения переговоров обязательно для обеих сторон;

2) не идеологизировать конфликт;

3) выявить реальные причины конфликта и найти более верный путь к его разрешению.

Другой видный ученый Р. Дарендорф предлагает последовательную схему урегулирования конфликта:

переговоры, т.е. создание органа, в котором конфликтующие стороны регулярно встречаются для переговоров по всем спорным проблемам и принятия решений (большинством, квалифицированным большинством, большинством с правом вето, единогласно);

посредничество, являющееся наиболее мягкой формой участия третьей стороны (не участвующие в конфликте лицо или инстанция), согласие сторон от случая к случаю выслушивать посредника и рассматривать его предложения;

арбитраж, либо обязательное обращение к посреднику, либо обязательность исполнения его решений;

обязательный арбитраж - для участников конфликта обязательно как обращение к третьей стороне, так и принятие ее решения.

Е. Нордлинжер обосновал шесть основных принципов для успешного урегулирования политических конфликтов:

1) стабильная коалиция;

2) принцип пропорциональности;

3) деполитизация;

4) взаимность права вето;

5) компромисс;

6) концессия, т.е. предоставление права урегулирования конфликта третьей стороне.

До сих пор шла речь об управлении конфликтами без конкретного указания на субъект управления. Позволим себе рассмотреть сторону, которая способна и должна уметь урегулировать любой конфликт - государство. Именно деятельность государства и его политика, или иначе - государственное управление, обеспечивает в большей или меньшей мере регулирование и разрешение общественных конфликтов. Любые конфликты общественного характера, будь то экономические, социальные, этно-национальные, политические, правовые или организационно-управленческие, межгрупповые или классовые, между поколениями или региональными общностями могут регулироваться и разрешаться в масштабах страны, главным образом, средствами государства, его власти, авторитарной либо демократической.

Государству принадлежит функция определять, какой конфликт является общественным, а какой относится к сфере личной, частной жизни. Оно формулирует и реализует стратегию поведения общественных субъектов в конфликтных ситуациях, затрагивающих всеобщие интересы, принимает решения в рамках своей компетенции для урегулирования сложившихся ситуаций. Государственное управление сочетает в себе политическое и административное управление, деятельность власти политической и административной.

Государственное управление - это прежде всего реализация определенной политики, выработанной и проводимой правящей властью. Экономическая, социальная, национальная и другие стратегии, отвечающие назревшим потребностям, служат базой и средством рационального использования конфликтов в качестве движущей силы модернизации и развития общества. Сформулировать такие стратегии намного сложнее, чем признать их необходимость. Они, как правило, являются результатом борьбы политических сил, иными словами, итогом действия более высоких по уровню конфликтов... В России в настоящее время противоречия и конфликты в главных сферах общественной жизни, напрямую связаны с политическим курсом Президента и правительства

Только на основе знания о закономерностях политических процессов, используя имеющийся исторический и политический опыт страны и мировых государств возможно разработать более или менее приближенный к реальности сценарий прогноза конфликтной картины. Здравый смысл - верный помощник научно-рационального сознания, однако заменить его он не в состоянии. Действия методом "проб и ошибок", управление, построенное на базе тривиальных житейских аксиом это результат здравого смысла, продукт обыденного сознания. В конфликте он также присутствует вне рационального, однако не ускоряет достижение согласия.

 

Политика и конфликты

В общественной системе, представляющей органическую взаимосвязь экономических, политических, правовых, социальных и пр. отношений, конфликты, присущие им, не изолированы друг от друга, а так или иначе взаимосвязаны. Система государства определяет характер конфликтов (скажем, антагонистический или неантагонистический), их типичную структуру и динамику, основные технологии управления. В свою очередь, свойственная данной системе совокупность конфликтов образует ее конструктивно-созидательный или разрушительный потенциал. Поэтому системный подход к государственному управлению конфликтами так же необходим, как и в целом к социальному управлению. Проблема в том, как его обеспечить.

На наш взгляд, драматическая история нашей страны в девяностые годы дала материал для решения этой проблемы. Политика как система государственной власти и основное направление ее деятельности - стала первенствующим фактором во всех решающих коллизиях государства и общества. Экономическая система начала разваливаться под воздействием в первую очередь не экономических, а политических конфликтов. Мало того, политический фактор, в частности политические споры между лидерами теперь уже суверенных государств, бывших советских республик, в то время парализовали восстановление не только единой экономической, но и других систем взаимоотношений и связей, а также общего правового и информационного пространств.

В современном обществе, тем более в таком политизированном, как нынешняя Россия, нет другого универсального интегрирующего фактора, как политика, равного по своему характеру и эффективности воздействия на любые социальные конфликты.

Политические конфликты, как свидетельствует зачастую являются определяющими по отношению к другим и в совокупности с ними составляют зону, в которой могут возникать и действовать последние.

Политический процесс, курс государственной политики - общее условие, тот, образно говоря, кислород, который наполняет жизненной силой действия технологий управления. Поэтому каждая группа конфликтов требует наряду с общим политическим курсом разработки соответствующей политики, создающей благоприятную основу для их регулирования и снятия (или же стимулирования). Конфликт должен быть точкой отсчета, исходной категорией анализа и разработки стратегии и тактики руководящей политической деятельности.

В сове время, не справившись с конфликтом, возникшим между Россией и Чечней, между федеральным центром и чеченской националистической верхушкой власти, Президент РФ пошел на открытое военное его подавление. Трагические результаты и позорные последствия чеченской войны известны. Теперь предпринимаются разнообразные усилия, чтобы в малой доле сгладить военное поражение мирными средствами, вернуться к цивилизованным формам и методам преодоления образовавшегося в результате войны чудовищного отчуждения одного из народов России от российского сообщества и государства.

Политика является основа управления конфликтами, которая определяет направленность в урегулировании и разрешении конфликта. В качестве таковой она выступает прежде всего по отношению к макроконфликтам. Что касается иных конфликтов, нижележащих уровней, то влияние политики на них больше опосредованное, нежели непосредственное. Чем ниже уровень конфликта, а значит его зона распространения, тем сильнее возрастает роль прямо не связанных с политикой демократических технологий управления. Возникающие на уровне местных сообществ конфликты (за исключением правовых) регулируются и преодолеваются средствами и институтом самоуправления.


Заключение

 

В процессе работы выявлено обобщающее понятие конфликта. Определены составляющие конфликта: субъекты, объект, предмет, цели.

Дано определение понятию "конфликт", рассмотрен процесс его развития и становления, перерастания из конфликтной ситуации в конфликт, и, возможно, в кризис.

Проведена разница между конфликтами различной природы - социальными, экономическими, политическими. В рамках предметной области сделан акцент на политическое регулирование конфликтов.

Также определены различные отношения к понятию конфликта - конструктивное и негативное, поскольку конфликт по своей природе имеет целью какие-либо изменения, которые (за исключением вооруженных конфликтов) практически всегда направлены на улучшение текущей ситуации.

Рассмотрены методы, в том числе правовые урегулирования конфликтов, рассмотрены различные подходы к процессу урегулирования конфликтов.

Государственная и административная власть рассмотрена как третья сила в процессе урегулирования конфликтных ситуаций.

В работе освещены цели и задачи, указанные в ведении, приведена практика урегулирования конфликтов. Представлен подход к конфликту не как к отрицательному общественному явлению, но как к своего рода скачку в разрешении разногласий между оппонентами по тому или иному вопросу в различных сферах общественной жизни.

Приведены различные методы в диагностике конфликтов исходя из природы конфликта.

Сегодня конфликты это повседневная реальность. Для эффективного решения возникающих проблем необходимо усвоить определенный минимум теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях, с умом использовать имеющийся подобный опыт. Разумеется, в простых конфликтах можно обойтись и без специальных знаний, действовать "по наитию", но в любом случае достаточно важно определить тип конфликта, его состояние и возможное развитие. В идеале, конечно, лучше использовать политику, способную разрешить конфликт на ранней стадии развития или вовсе предотвратить его появление.

Методом исследования выявлено, что существуют мирные и силовые методы урегулирования конфликта. Все понимают, что конечно мирные методы, переговоры наиболее предпочтительны, т.к силовые как правило подразумевают наличие жертв в результате развития и разрешения конфликта. Но бывают ситуации, когда невозможно урегулировать имеющиеся противоречия лишь с помощью одного из методов. Как не часто встречаются конфликты в чистом виде, отвечающие определенной методологии, так и не существует "чистых" методов решения таких конфликтов. Разрешение иных - это комплекс решений, в которых могут быть как силовые методы, так и правовые и переговорные.

Сегодня тема конфликтов достаточно актуальна, потому что современная деловая жизнь затрагивает все аспекты интересов общества, отдельных групп, организаций и даже стран.

И очень хочется отметить, что если политика урегулирования конфликтов грамотно подходит к нему, со всей ответственностью, то конфликты имеют положительный исход для большинства участвующих в нем сторон, что очень важно в таком ныне хрупком мире.


Список литературы

 

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. М., 2002

2. Аг А. Конфликт. Политология вчера и сегодня. М., 1991.

3. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск: Наука, 1989.

4. Вершинин М.С. Конфликтология. С. - Пб., 2000.

5. Верт Н. История советского государства. 1900-1991. М., 1992.

6. Вишневская А.В. Конфликтология, М., 2001.

7. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии.: Курс лекций. 1998

8. Зеркин Д.П. Основы политологии. Ростов-на-Дону., 1996.

9. Зинченко Г. Теория социологии. Ростов-на-Дону, 1993.

10. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М.: Аспект Пресс, 1996.

11. Здравомыслов А. Социология конфликта. М., 1996 (3-е издание).

12. Исраэлян В.Л., Лебедева М.М. Переговоры - искусство для всех // Международная жизнь. 1991. № 11. С.48-55.

13. Ключевский В. Сочинения в девяти томах М., 1989. Т.5.

14. Коваленко Б.В. Политическая конфликтология. М., 2000.

15. Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов. М., 1999

16. Парсонс Т. Общий обзор. // "Американская социология". М., 1972.

17. Пугаче В. П,, Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 2000.

18. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969.

19. Цыганков П.А. Международные отношения. М.: Новая школа, 1996.


[1] Зеркин Д.П.Основы конфликтологии.: Курс лекций. 1998, С.33

[2] Зеркин Д.П.Основы конфликтологии.: Курс лекций. 1998 С. 51

[3] Зеркин Д.П.Основы конфликтологии.: Курс лекций. 1998, С.63.

[4]Зеркин Д.П.Основы конфликтологии.: Курс лекций. 1998, С.75

[5] Зеркин Д.П.Основы конфликтологии.: Курс лекций. 1998, С.76

[6] Ключевский В. Сочинения в девяти томах М., 1989. Т. 5. С. 233-234.

[7] Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов. М., 1999, С.23.

[8] Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов. М., 1999, С.37.

[9] Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов. М., 1999, С.49.

[10] Зеркин Д.П.Основы конфликтологии.: Курс лекций. 1998, С.356.

[11] Вершинин М.С. Конфликтология. С.-Пб., 2000, С.50.

[12] Вершинин М.С. Конфликтология. С.-Пб., 2000, С.54.

[13] Вершинин М.С. Конфликтология. С.-Пб., 2000, С.54.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: