Глава 1. Понятие и значение конфликта




Введение

 

Конфликты в обществе, любого уровня и вида это прежде всего комплексное явление. В конфликтных ситуациях и действиях сплетаются социально-психологические, социальные, экономические, политические, духовные, а также индивидуальные и общественные элементы.

В этой работе будут исследованы понятие конфликта, его субъекты, объекты и предметы.

Также будут рассматриваться методы урегулирования конфликта, возможные выходы из конфликтных ситуаций.

Методы изучения конфликтов многообразные, комплексные. В этой работе будут кратко рассмотрены основные понятия разрешения конфликтов. Будет сделан акцент на то, что приоритетность того или иного метода в каждом конкретном случае определяется видом конфликта. Методы напрямую зависят от видов конфликта, их предмета, целей и направленности. При анализе конфликтов между крупными социальными группами на первый план выходят социологические и политологические приемы изучения.

Тема конфликтов и их урегулирования считается сегодня актуальной, особенно ввиду глобализации, всемирных отношений, всемирной экономики, политики, развития международных отношений. Различные военные конфликты, которые периодически встречаются в современной мировой политической жизни также требуют урегулирования, причем желательно мирным путем переговоров.

Конфликтология как наука еще достаточно молодая. Поэтому существует много спорных вопросов в определении понятии конфликта, в методологии урегулировании конфликтов. Соответственно масштаб данной работы не может включить в себя все существующие учения по конфликтологии.

В работе используются исторические, политологические методы анализа данной темы.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

В первой главе раскрываются понятия и содержание конфликта, так же описаны структура, стадии развития, причины конфликтов.

Во второй главе рассмотрены методы, способы предотвращения и возможного урегулирования конфликта, а так же описан опыт анализа мотивов возникновения и результатов конфликта.

Поэтому целью данной учебно-исследовательской работы было выбрано раскрытие сущности конфликтов и возможных методов их урегулирования.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

Провести анализ литературы по данной теме;

Раскрыть содержание понятия "конфликт";

Изучить структуру, стадии развития, причины и последствия конфликтов;

Обозначить методы и цели управления и предотвращения конфликтов;

Провести практическое исследование, применив изученный материал.

Исходя из целей и задач исследования, мы использовали следующие методы научного исследования: методы направленные на теоретическое изучение проблемы - изучение литературных источников, и анализ и приведение практических примеров из отечественной истории.


Глава 1. Понятие и значение конфликта

 

В литературе, в средствах массовой информации, на бытовом уровне можно встретить большое множество определений понятия конфликта. В среде специалистов, занимающихся изучением конфликтов, по-прежнему нет единой точки зрения относительно того, что представляет собой конфликт. Каждый автор вкладывает в понятие "конфликт" свой смысл, исходя из общепринятого смыслового значения и личного опыта, но чаще всего под ним понимаются различные источники его происхождения и развития: конкуренция, антагонистические отношения, стресс, принятие несовместимости позиций или поступков, случай обострения противоречий и т.п. К примеру, один из ведущих специалистов в области конфликтологии А. Рапопорт связывает конфликт с конкуренцией, а другой исследователь, М. Дойч, подчеркивает, что конфликт возникает только в том случае, когда у сторон есть несовместимость действий. Достаточно часто в качестве синонимов конфликта используются следующие термины: "борьба", "спор", "инцидент", "кризис".

А. Рапопорт как-то заметил, что отношение к конфликту может быть достаточно противоположным, исходя из субъективных принципов и взглядов высказывающихся. Например, в рамках пацифистской идеологии вооруженные конфликты и войны как правило осуждаются, в то время как в исторические эпосы описывают героику войны, видя в ней подвиги и славу. В военной сфере к вооруженным конфликтам подходят с профессиональной точки зрения разработки стратегии и тактики победы, а исторические исследования в свою очередь направлены на то, чтобы дать как можно более точное описание и анализ конкретных конфликтов и кризисов.

В силу специфики курса в дальнейшем будем ссылаться в основном к рассмотрению особенностей и содержания конфликта с точки зрения политики, как метода его урегулирования.

А пока перейдем к самому понятию и определению конфликта как общественного явления и его составляющих.

 

§1. Сущность, содержание и предмет конфликта

 

Разные научные дисциплины, естественно, подходят с разных сторон к изучению конфликта как явления. К примеру, в социологии, конфликт часто рассматривается сквозь призму несовпадения конкретных целей и интересов его участников - социальных групп, общностей и прочее. Психология к изучению конфликта подходит главным образом с точки зрения мотивационных или когнитивных концепций.

В политологии же различаются методы объективной и субъективной интерпретации изучаемых явлений. Эти утверждения характерны и для конфликта как изучаемого явления. "Объективный метод предполагает выявление разнообразных связей и процессов политической реальности через анализ объективных результатов политических действий. Субъективный метод объяснения - это анализ связей и взаимодействий политической реальности через призму отношений политического субъекта (его мнений, позиций, интересов). Ценностно-нормативный подход составляет содержание субъективного метода. "[1]

Прежде всего, конечно, нужно обратиться к самому определению конфликта. Что есть конфликт, какова его сущность. Естественно, все эти вопросы задаются исключительно чтобы представить предмет изучения интересующей нас области. Итак, обобщая многообразие дефиниций конфликта, встречающихся в литературе, можно предложить, что конфликт (от лат. conflictus столкновение) - это противоборство общественных субъектов с целью реализации их противоречивых интересов, позиций, ценностей и взглядов.

Таким образом, интересы и цели являются одними из главных понятий, необходимых для анализа общественного конфликта.

Интересы принимаются за отправное понятие в анализе противоречий и конфликтов потому, что именно они воплощают единство и борьбу объективного и субъективного. Интересы выражают базовые и другие необходимые для общественной жизни человека потребности. А потребность, в силу своих особенностей только тогда превращается в двигатель человеческой активности, когда в процессе обдумывания и осмысления приобретает определенный образ: чувство, мотив и т.п. На более высоком уровне интегрирования себя в ценностную систему субъекта, потребность превращается в социальный интерес отдельных групп или же целого общества. К тому же, интерес - это еще и направленность поведения, деятельности, направленных на удовлетворение жизненно необходимой в данной ситуации для данного субъекта потребности. Интерес так же предполагает определенную степень осознанности потребностей, на основании которых формируется мотивационная база субъекта, а также его ориентации и цели деятельности.

Конфликт, как и любое общественное явление имеет достаточно сложную структуру, и может быть окрашен тем или иными элементами ментальности. От этого никуда не деться в силу многонациональности и многообразия стран. Прежде всего, конфликт характеризуется конфликтующими сторонами, предметом противоборства. Структура конфликта также включает в себя конфликтное действие в той или иной форме направляющую его сознание, средства его осуществления, методы, поле конфликта. Тем не менее, конфликт не существует сам по себе. Как правильно говорят, дыма без огня не бывает. Конфликт - это уже крайняя стадия выяснения отношений между оппонирующими сторонами. Конфликту, как правило, предшествует его более мягкая форма - конфликтная ситуация, консенсус которой может помочь избежать появления конфликта как метода доказательства своей правоты.

Помимо всего вышеперечисленного конфликт обладает субъектами. В зависимости от уровня конфликта, его субъектами могут выступать индивиды, группы, классы, национально-этнические общности, организации, социальные институты, общественные и политические объединения, государства, международные сообщества.

Субъекты конфликта не остаются неизменными в процессе противоборства. О зрелости конфликта можно судить по степени формирования субъектов. По мере развития конфликта пропорционально развивается зрелость его субъектов. Если в процессе развития конфликт перерастает в иное качественное состояние, соответственно качественно меняются составляющие его противоборствующие стороны. "В случае развития экономического конфликта в политический, ведущую роль начинают играть политическая организация наемных рабочих, с одной стороны, и институты политической власти, с другой. В такой ситуации возможны два варианта преобразования инициатора конфликта: подключение к организации экономической борьбы политических партий и движений или превращение организации, созданной для защиты экономических интересов определенной социальной группы, в политическую организацию, ведущую борьбу за власть. Подобная метаморфоза, как известно, произошла с польским профсоюзным объединением "Солидарность" и ее лидерами."[2]

Помимо основных участников конфликта, бывают косвенные - страны, блоки, политические и национальные движения, которые не принимают активных действий в конфликте, но всячески поддерживают ту или иную сторону политическими, экономическими методами, поставками оружия и т.д. Степень их вовлеченности в конфликт может широко варьироваться и оказывать влияние ни ход конфликта и его разрешение.

Стоит отметить, что очень важен собственно предмет конфликта. Это такая переменная, которая характеризует любой конфликт, можно сказать, что она является его сутью, потому что выражает в себе цели и интересы субъектов конфликта, во многом определяет методы конфликта, количество и качество участвующих сторон. При попытке разрешения конфликта, всегда в первую очередь совершается анализ его предмета.

В обществе конфликтная ситуация - это ситуация социальной напряженности, когда подорвана легитимность различных общественных структур, ценностей, порядка. Конфликтная ситуация стимулируется и во многом определяется существующими кризисными явлениями. Конфликтная ситуация может перерастать в конфликт в результате изменений, которые являются следствием принятых решений, а также субъективного восприятия агентами проблем, возникающих в ходе подготовки, принятия и осуществления тех или иных управленческих решений. Так называемый объяснительный субъективизм, а не только ущемленность интересов и столкновение позиций, вполне может служить пусковой причиной для назревшего конфликта. Тем не менее, самым глубоким стимулом перерастания конфликтной ситуации в реальный конфликт выступает противоположность интересов его субъектов. Если исходным пунктом противоборства служит во многих случаях противоречивость ценностей или позиций, то формирование конфликта, так или иначе, ставит проблему трансформации ценностей в трансформацию интересов. Кризисы в обществе могут выступать не только условием возникновения конфликтной ситуации, но и являться полем, на фоне которого может развернуться конфликт. Нынешняя ситуация в России характеризуется наличием всех составляющих конфликтной ситуации, которая правда пока порождает лишь легкую панику в определенных слоях населения и достаточно частные случаи локального недовольства в сфере труда.

Безусловно, конфликт как любое общественное явление должен обладать некоторыми функциями, ради которых собственно все и затевается. Так исторически сложилось, что функции конфликта рассматриваются с двух абсолютно противоположных, даже можно сказать взаимоисключающих точек зрения - это восприятие конфликта как диалектически-созидательного фактора и представление о нем как о разрушительном явлении. В общем, обе точки зрения имеют место быть, потому, как первая вытекает из признания естественного и закономерного характера конфликта, а вторая из восприятия его как патологии, потому как конфликт - это не всегда спор двух сомневающихся.

Скорее всего, функции конфликта следует рассматривать как закономерную взаимосвязь методологических требований с общественным процессом. В таком свете вопрос о функциях предполагает, в первую очередь, выяснение объективных последствий конфликта для общества; во вторую, анализ форм выражения и взаимосвязи конфликта с характером общественных структур. Отметим, что и тот и другой аспекты функций конфликта внутренне противоречивы, "причем характер противоречий зависит от природы не только общества, но и самого конфликта". [3]

В то же время конфликт является движущим механизмом социальных изменений, процессов развития, модернизации и распада исчерпавших себя образований. Это своего рода гарантия прогресса, так как естественным результатом завершения конфликта видится вскрытие и преодоление противоположностей интересов, ценностей, позиции общественных сил.

Противостоящие субъекты, являющиеся частью конфликта живут и борются в различных подсистемах общественных отношений и деятельности. Отсюда вытекает классификация конфликтов по критерию сфер жизнедеятельности общества: экономические, социальные, политические, правовые, идеологические, нравственные, религиозные, научные, управленческие конфликты. "Экономический конфликт - это конфликт, прежде всего, по поводу присвоения, распоряжения и использования средств производства, а также организации и управления производством материальных благ и их распределением. Социальный конфликт - по поводу средств жизнеобеспечения, реального доступа к различным благам и ресурсам. Одной из разновидностей социального конфликта является этнический конфликт, связанный с защитой прав и интересов национальных групп. Политический конфликт - обобщающий по отношению к другим общественным конфликтам; он возникает по поводу власти, ее приобретения, защиты и использования в интересах определенных социальных групп или большинства общества. Правовой конфликт формируется в системе правовых отношений и по поводу юридических норм и правосознания. Управленческий конфликт присущ управленческим отношениям, рождается на различных этапах разработки принятия и реализации управленческих решений. Идеологический, религиозный, научный, нравственный и другие конфликты, характеризующие процессы духовной жизни людей, возникают и существуют в сфере духовной деятельности и взаимоотношений по поводу духовных ценностей. "[4]

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: