Процесс урегулирования, естественно, не может не принимать во внимание участников конфликта и их особенности. В итоге, от участников зависит дальнейшее развитие событий; продолжится ли конфликт и потребуется принятие более радикальных мер, или стороны придут к мирному согласию. На протяжении развития конфликта его участники, как прямые, так и косвенные, могут меняться. В ряде случаев косвенные У
участники оказываются настолько задействованными в конфликте, что становятся его прямыми участниками. Также могут появляться новые стороны, в том числе и из тех, кто пытался урегулировать конфликт. Естественно, в случае если будут задеты чьи-то интересы. И в этом одна из существенных опасностей подключения к конфликту. Также возможны случаи выхода из конфликта того или иного участника, хотя сам конфликт продолжается.
В принципе технология урегулирования конфликта мало зависит от предмета, лежащего в его основе. Однако, проблема возникает тогда, когда оппоненты неодинаково видят суть противоречий, а значит, по-разному подходят к вопросу о том, по поводу чего должны вестись переговоры. На практике такое наблюдается очень часто. Например, осенью 1994 г. при обсуждении возможности переговоров для урегулирования чеченского конфликта, центральные власти России вели речь о вопросах рассмотрения на переговорах разоружения незаконных формирований на территории субъекта Российской Федерации - Чечни. Представители же Грозного настаивали на том, что речь на переговорах может вестись только о невмешательстве России в дела суверенного государства, каковым, по их мнению, являлась Чечня. Таким образом, затяжного конфликта можно было избежать, оставив лишь тему переговоров открытой для обсуждения. Здесь видно, что суть урегулирования как раз и заключается в том, чтобы если не изменить ситуацию, то изменить отношение к ней и сделать возможным нахождение мирного взаимоприемлемого решения.
|
В то же время, занимаясь урегулированием, нельзя не учитывать, что развитие конфликта может пойти и по прямо противоположному пути - по пути ухудшения условий для урегулирования. В истории немало случаев, когда условия для урегулирования были упущены и в итоге конфликт усиливался, и сторонам приходилось вновь, уже в более сложных условиях, искать возможности для взаимоприемлемых решений.
Помимо всего прочего, следует учитывать, что степень враждебности сторон, находящихся в конфликтных отношениях, может быть различной. Различными могут быть сферы урегулирования отношений и полнота принятия решений в них. Иногда конфликтные отношения оказываются настолько значительными, что включают все области отношений между сторонами.
На протяжении всей истории человечества было немало войн, которые в своем роде тоже представляют результат развития конфликта. Поэтому сегодня, в период глобализации и развитых мировых отношений наиболее актуальным и желательным считается мирное разрешение конфликта. Поиск мирных путей разрешения конфликтов представляет собой сложный, творческий процесс определения путей дальнейшего развития. При мирном разрешении конфликта не только предотвращается тот или иной конкретный конфликт, но и идет формирование определенной культуры, способствующей разрешению мирным способом и других противоречий, в ряде случаев гораздо более серьезных. Таким образом, складывается мировая практика в урегулировании конфликтов мирным, договорным путем. Хочется отметить, что в том числе и для этих целей созданы всемирные организации типа ООН, Евросоюз, ВТО. Да, они различные по своей направленности и природе, но в силу своих полномочий способны создать условия, которые смогут помочь в процессе урегулирования или даже предотвращения конфликтных ситуаций. Хотя стоит отметить, что у этих организаций несколько более глобальное предназначение - работа с международными конфликтами.
|
Международный конфликт несколько отличен от другого рода конфликтов - он возникает когда одно государство или группа государств стремится навязать свои интересы другим, объявляет и добивается их монополии, ущемляя или вообще не принимая во внимание любые иные интересы. Сфера политических интересов, составляющих предмет конфликта весьма широка: от непосредственно политических (безопасность, границы государств и т.д.) до общих экономических, национальных, информационных, идеологических и даже религиозных вопросов. Как было отмечено выше, подобные инциденты решаются на мировом уровне силами мировых организаций.
Международные конфликты нередко длятся многими десятилетиями и даже веками, периодически затихая, а затем обостряясь в виде так называемых "холодных" и "горячих" войн. Тому пример все тот же - "холодная война" Запада против СССР. За длительный период истории этого конфликта не раз качественно изменялись противоположные интересы, иногда они примирялись; складывались и менялись различные структуры субъектов конфликта, появлялись новые противоречия вместо разрешенных или неразрешенных.
|
В теории обычно встречается противопоставление двух подходов к конфликту, а именно подходов, основанных на силовых или мирных методах его разрешения. При этом под силовыми методами обычно имеются ввиду вооруженные средства борьбы, а под мирными - переговоры, т.е. мирные средства в узком смысле слова (без учета правовых процедур) Силовые и мирные методы соотносятся с двумя крайними методами: борьбой, имеющей вооруженный характер, и переговорами. Выделение в анализе только этих крайних методов - вооруженных и мирных - во многих случаях оправдано, особенно если принять во внимание серьезную опасность, связанную с использованием вооруженных методов разрешения конфликта в современном мире. Однако следует отметить, что достаточно часто эти методы переходят один в другой. Будучи действительно принципиально различными и даже антагонистическими по своей сути, мирные методы и силовые подходы на протяжении вековой истории человечества составляли диалектическое единство: войны часто заканчивались мирными переговорами, а заключенные в результате переговоров соглашения нарушались в ходе войн. Более того, во многих случаях эти крайние методы использовались как дополняющие друг друга средства в достижении политических целей. Классическими примерами сочетания военных и переговорных методов являются случаи, когда одна из сторон начинала военные действия против другой и, завоевав часть территории, садилась за стол переговоров, но уже с позиции силы. Конечно, есть вероятность что при краткосрочных военных действиях достигается в той или иной мере желаемая цель. Также случалось, что участники конфликта вели боевые действия и одновременно налаживали переговорный диалог. Все это позволило французскому исследователю А. Плантею прийти к заключению, что вооруженные действия и переговоры представляют собой сопутствующие, иногда конкурирующие, но не взаимоисключающие типы отношений в человеческом обществе.
К примеру, в том же чеченском конфликте, сначала говорили пушки, а уже потом дипломаты.
С другой стороны военные и мирные методы разрешения конфликтов и на практике, и в научных исследованиях нередко противопоставляются друг другу. Особенно ярко это противопоставление проводилось и проводится в сфере международных отношений. "Так, канадский исследователь переговоров Г. Уинхэм пишет, что переговоры выступали наподобие крепости или великой стены и были инструментом тех, кто инстинктивно старался сохранить достигнутое. Величайшим благом, которое могли дать переговоры, была стабильность, а самая большая угроза стабильности исходила именно от тех, кто стремился изменить международный статус-кво посредством военного насилия. "[7]
Соотношение силовых и мирных методов решения проблем, не является раз и навсегда заданным. Оно менялось на протяжении исторического развития стран. По-разному эти методы представлены и в различных культурах, учитывая исторические и ментальные особенности того или иного общества.
В истории западной цивилизации первоначально роль политических переговоров сводилась главным образом к подведению итогов войны или попыткам переделки мира в ее преддверии. Российский автор В.Б. Луков замечает, "что в течение столетий международные переговоры использовались в основном как средство легализации результатов вооруженных конфликтов или как инструмент подготовки новых войн. В результате этого переговоры являлись частью военной стратегии, призванной компенсировать военную слабость государства, или они давали возможность полнее реализовать военное превосходство одной из сторон. Близкую точку зрения высказывает Г. Уинхэм. В частности, он замечает, что на заре истории дипломатии основным предназначением переговоров было восстановление отношений между государствами, которым угрожал конфликт или которые уже страдали от конфликта. В этом смысле они выполняли скорее вспомогательную функцию по отношению к силовым методам разрешения противоречий. "[8]
Исторических примеров, в которых мирные средства разрешения конфликтов играли второстепенную, подчиненную роль по отношению к силовым, можно привести множество от древности вплоть до наших дней. Еще в античные века, по свидетельству Фукидида, афиняне с помощью переговоров пытались навязать свои условия мира более слабым мелиянам, угрожая в противном случае полностью уничтожить их. Или, к примеру, французский дипломат XVIII в. Франсуа де Кальер, автор первой книги, посвященной переговорам ("О способе ведения переговоров с монархами"), подчеркивал, что их участник должен быть прежде всего хорошо информирован о состоянии вооруженных сил противоположной стороны для того, чтобы представлять пределы возможного оказываемого на нее давления.
Возможен и еще один подход к конфликту с использованием односторонних действий - игнорирование конфликтной ситуации. Его результатом является бездействие. Развитие событий в этом случае пускается на самотек. Такой подход не менее опасен. Здесь также стоит привести слова Г. Киссинджера, который в интервью журналу "Таймс" заметил однажды, что если избегать решения проблем, то это вызывает кризис, а неуправляемый кризис может обернуться катаклизмом. Яркий пример этого - история СССР конца 50-х - начала 80-х годов, когда национальные, экономические, социальные противоречия руководством не принимались всерьез. В результате в конце 80-90-х годов это вылилось во множество конфликтов по всей стране. Отчасти, игнорирование противоречий было перенесено и на международную сферу - в отношения с социалистическими государствами, а также с некоторыми странами третьего мира. Противоречия и проблемы не решались, накапливались годами и в итоге довольно резко и болезненно дали знать о себе.
Наконец, последний вариант односторонних методов в урегулировании конфликта - это обращение участника конфликта в правовые инстанции. Исключение здесь составляет Международный Суд, который является одним из главных органов ООН. Международный Суд может рассматривать спор лишь при обоюдном согласии на это участвующих сторон. В подобных ситуациях, естественно, нельзя говорить об односторонних шагах, хотя и совместными в полном смысле этого слова они не являются. Совместное здесь только само обращение, решение же остается за Судом.
Правоведение, как отдельная научная дисциплина, изучает принципы, нормы и методы такого урегулирования. Однако часто проблема заключается в том, что не все конфликты разрешаются с помощью правовых процедур. Причин, по которым не всегда возможно урегулирование конфликтов в рамках юриспруденции, несколько:
• многие конфликты возникают именно из-за того, что противоречия, лежащие в их основе, не описываются существующими нормами, либо в ходе самого конфликта стороны или одна из них стремятся изменить нормы, обязательства, имеющееся положение дел и т.п. Иными словами, конфликт возникает относительно правил и норм;
• при судебном разбирательстве вполне вероятно, что интересы одной из сторон будут полностью удовлетворены, а другой - нет. На переговорах можно выйти за пределы конкретного конфликта и увязать интересы (подключив и такие, которые не затрагиваются конфликтом) так, что это будет выгодно обеим сторонам;
• обратившись в суд, стороны должны следовать принятым решениям, даже если они обе не согласны с ними, в то время как договорные решения могут быть более гибкими, а значит, и более приемлемыми для сторон;
• судебные решения, как правило, не изменяют характера отношений сторон. Зачастую они так и остаются конфликтными. А это значит, что вероятность нового конфликта весьма высока.
Что касается международной сферы, то к названным причинам добавляются и другие:
• международные отношения не столь централизованы и структурированы, как отношения внутри отдельных государств, поэтому выполнение решений суда здесь имеет более ограниченный характер, "наказать" за невыполнение решения Международного Суда довольно сложно;
• Международный Суд не обладает автоматическим правом разрешать международные споры, а начинает действовать лишь тогда, как уже отмечалось, когда к нему обратятся все конфликтующие стороны. [9]
Управление конфликтом
Если бы конфликт понимался только как патологическое явление в обществе, ведущее к дезорганизации социальной системы, к нарушению ее нормального функционирования, то основная проблема отношения к конфликту сводилась бы к его ликвидации - отмене, подавлению, скорейшему разрешению. Отношение же к конфликту как к закономерному явлению в обществе расширяет и углубляет проблему обращения с ним. Нельзя отрицать многоплановость проблемы. Понятие "управление конфликтом" выражает ее сущность. При определении этого понятия следует учитывать противоречивость влияния конфликтов на общество: конструктивное (стимул созидательной деятельности) и разрушительное (дезинтеграция системы, затраты ресурсов на противоборство).
Управление конфликтом есть целенаправленное воздействие на процесс конфликта, обеспечивающее решение социально значимых задач.
Управление конфликтом - это "перевод конфликта в рациональное русло деятельности людей, осмысленное воздействие на конфликтное поведение социальных субъектов с целью достижения желаемых результатов; это ограничение противоборства рамками конструктивного влияния на общественный процесс". [10] Управление конфликтами включает в себя: прогнозирование конфликтов; предупреждение одних и вместе с тем стимулирование других; прекращение и подавление конфликтов; регулирование и разрешение. Каждое из этих действий представляет собою акт сознательной активности субъектов: одного из конфликтующих либо обоих, или же третьей стороны, не включенной в конфликтное действие.
Мы уже как-то упоминали о том, что в любой сфере общественной жизни возможны разнообразные конфликты: закономерные, случайные, действительные, ложные и т.п. Поэтому администрации города приходится иметь дело с различными видами социальных, политических, экономических, юридических, а также организационно-управленческих конфликтов. Административная власть призванная решать проблемы налаживания и совершенствования взаимоотношений между властью и населением, государственными органами и хозяйственно-экономическими организациями, партиями, общественными объединениями и т.п., ее задача - способствовать созданию конкурентной среды для экономических субъектов и поддерживать монополию там, где она необходима, обеспечивать демократическими средствами порядок и законность. На практике применяются разные методы воздействия на конфликты административными властями: одни стремятся их предотвратить (например, социальные); другие - поощрить (в частности, конкурентные); третьи - подавить (связанные с преступностью); четвертые - удержать в рамках демократических норм (соперничество между партийными группами); пятые - разрешать в интересах обеих конфликтующих сторон и т.п. В совокупности можно сказать, что вся эта деятельность составляет управление конфликтами.
Управление становится возможным при наличии некоторых необходимых условий. К ним относятся: объективное понимание конфликта как реальности; признание возможности и необходимости активного воздействия на конфликт; наличие материальных, политических и духовных ресурсов, а также правовой основы управления, способности общественных субъектов к согласованию своих позиций и интересов, взглядов и ориентации.
Ввиду того, что конфликты многообразны, разнокачественны, а различным общественным системам свойственны свои типы конфликтов, то управление конфликтами не может быть однотипным. Социально-классовые конфликты, например, имеют свой генезис и способы разрешения, национальные - присущую только им динамику и свойственные способы преодоления; военные конфликты решительно отличаются от всех мирных форм конфронтации. Поэтому методы регулирования конфликта применяются исходя из природы конфликта.
Например, в качестве одного из методов может быть предупреждение конфликта. Предупреждение конфликта представляет собой деятельность, направленную на недопущение его возникновения и разрушительного влияния на ту или иную сторону общественной системы. Понятно, что такая деятельность представляет собою активное вмешательство управляющего субъекта (одной или обеих сторон предполагаемого конфликта) в реальный процесс общественных отношений людей, в их взаимодействие в различных сферах жизни. Таим образом, возможно прерывание хода процесса при условии разумного вмешательства, целесообразного с точки зрения интересов общественных сил.
Предупреждение конфликта предполагает его прогнозирование. Здесь не обойтись без определенного опыта, но такое встречается очень редко. В этом случае нужно очень хорошо ориентироваться в природе конфликта, его причинах, владеть вопросом предметной области конфликта. Прогноз - это представление о будущем конфликте с определенной вероятностью указания места и времени его возникновения.
Предупреждение конфликтов осуществляется комплексной системой методов и средств. Они становятся эффективными только при условии реалистической оценки ситуации, согласовании интересов всех участвующих в общественном процессе субъектов и учете возможности реализации принципа толерантности.
Согласование интересов это наиболее оптимальный способ при достижении консенсуса между общественными субъектами. Однако последний не всегда возможен.