Из учебника: Анализ динамики показателей прибыли




На первом этапе показателей Пр, приведенных в отчете о приб и убытк, рассматривается их динамика, рассчитывается темпы их роста и на этой базе делаются выводы о некоторых фактах деят-ти орг-ции.

Здесь для расширения аналитич поля целесообразно расчеты по показателям Пр, которые содержатся в ф.№2, дополнить расчетами по нераспределен. Прибыли, величину которой можно определить по данным отчета об изменениях капитала как разницу между суммой чистой Пр и суммой её распределения на дивиденды (проценты), отчисления в резервный фонд и т.п.

На основании сопоставления темпов роста Пр от продаж и валовой Пр модно сделать вывод, пусть и достаточно условный, об эффект-ти управления коммерч и управленч расходами и об оправданности их роста. При эффект-ном управлен этими расходами темп роста прибыли от продаж превышает темп роста валовой Пр. Здесь учтем, что иногда считают допустимыми темпы роста коммерч и управленч расходов на уровне темпа роста выручки от продаж. В случае, если коммерч и управлен расходы растут быстрее, чем выручка, то рост рассматриваемых расходов сверх темпа роста выручки можно расценивать как неоправданный для анализируемого периода.

На основании сопоставления темпов роста Пр до налогообложения и Пр от продаж можно сделать вывод о соотношении роста проч доходов и расходов. Если темп роста Пр до налогооблож опережает темп роста Пр от продаж, это свидетельствует о повышении темпа роста проч доходов над темпом роста проч расходов.

На основании сопоставления темпов роста чистой Пр и Пр до налогообложен можно сделать вывод о темпах роста налога на Пр и иных элементов (слагаемых), участвующих в расчете чистой Пр. Если чистая Пр растет быстрее, чем Пр до налогооблож, это свидетельствует об использовании организацией рационального механизма налогообложения.

На основании сопоставления темпов роста нераспред Пр и чистой можно судить о темпе роста дивидендов, процентов и других направлений распределения чистой прибыли.

 


26. Факторный анализ прибыли до налогообложения

При анализе Пр до налогообложения изучается в динамике её структура, т.е. удельн вес фин. результата продаж и прочего фин.результата в общей величине Пр до налогообложения. Также производится факторный анализ изменения Пр до налогообложения в отчетном периоде по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.(Образец табл. На стр. 152 синего пособия)

Инвестицион деятельн-ть меняет актив.

Финансовая деят-ть меняет пассив (кредиты, акции, облигации, займы и др.)

Используется аддитивная модель.

Дальше идет таблица

Вывод: В прошлом году Пр от продаж составляла 129,5% в общей сумме Пр до налогообложения при наличии

Убытка от прочих операций, составляющего 29,5% от прибыли до налогообложения. В отчетн году снижение убытка от проч операций привело к более благоприятным соотношениям, в частности, Пр от продаж составила111,8% по отношению к Пр до налогообложения, а убыток только 11,8% к этой величине.

Стр.154 (табл.) в синем пособии

Как показали результаты анализа Пр до налогообложения в отчетн году по сравнению с предыдущ увеличилась на 50,72%. Такой значительный рост показателя явл-ся следствием роста валовой Пр, которая увеличила Пр до налогообложения на 38,977 или в 1,6 раза. Снижение убытка от проч. операций на 2,806

сокращения управленческих расходов на 1,385. В то же время рост коммерч. Расходов уменьшил величину Пр до налогооблож на 31,061. Ещё ранее отмечалось, что рост коммерч. Расходов опережает рост объема продаж и при наличии только отчетной информации можно говорить о неоправданности таких расходов.

 


27. Факторный анализ прибыли от продаж

П=QP-Qс\с (П зависит от Q, Р, с/с)

Факторы, вызывающие изменение П от продаж:

· изменение объема продукции

· изменение с/ст проданной продукции

· изменение продажных цен

· изменение структуры продаж с позиции различий в рентабельности отдельных видов продукции

Вышеперечисленная информация в бух отчетности отсутствует.

1. Факторный анализ Ппр на базе данных Ф2 и информации об индексе цен – «методика экспресс- анализа».

Необх. условием использования явл. наличие информации (пояснительная записка) об индексе продажных цен на ТРУ или имеется возможность его расчета.

При внешнем анализе информацию об индексе цен можно получить из статистических и аналитических обзоров, интернета, прайс-листов и т.д.

При внутр. анализе расчет ИЦ осуществляется по формуле:

Оi1,0 – объем продукции

Цi1,0 – продажная цена единицы продукции i-того вида без налогов

n – кол-во видов проданной продукции

ФА при этом варианте осуществляется на основе элиминирования, а расчет влияния факторов производится способом цепной подстановки.

Определим влияние на П от продаж след. факторов (способом цепных подстановок):

1. Изменение объема продаж

2. Изменение полной с/с проданной продукции с учетом сдвигов в структуре ассортимента с позиций затратоемкости ее отдельных видов

3. Изменение цен продаж

1 этап: расчет выручки от продаж отчетного периода в базисных (предыдущих) ценах, т.е. условной выручки:

2 этап: расчет индекса объема продаж производится по формуле:

3 этап: расчет полной с/с проданной продукции отчетного периода в базисных затратах на единицу продукции: С полная услов. = С/ст0 · IQ

4 этап: расчет базисной прибыли от продаж, рассчитанной исходя из фактического объема продаж при базисных ценах на продукцию и базисных затратах: Ппр. усл = Вусл – Сусл

Расчет влияния факторов осуществляется по формулам:

1. Влияние объема продаж

2. Влияние с/с продаж с учетом структурных сдвигов

3. Влияние продажных цен

Вусл=q1р0

Алгебраическая сумма влияния всех факторов должна соответствовать отклонению отчетного значения прибыли от продаж от базисного значения:

2. Упрощенный факторный анализ Ппр на базе данных Ф2

При этом варианте изменение Ппр рассматривается в зависимости от изменения:

1. Выручки от продаж (количественный фактор)

2. Удельной полной с/ст проданных товаровТРУ (с/ст на 1 руб продукции – качественный фактор)

При этом варианте используется след. комбинированная факторная модель:

Ппр = В·(100 – СП/В)

В – выручка

СП – полная с/с, опред. расчетным путем: стр. 020 + 030 + 040 Ф2

СП/В – полная с/с проданной продукции в расчете на рубль выручки, в коп.

(100 – СП/В) – прибыль от продаж на рубль выручки, в коп.

Исходной моделью при анализе явл. модель (влияние казанных факторов рассчитывается способом абсолютных ризниц):

Обозначим удельную с/с как УС. Кач-ный фактор отражает, в свою очередь, влияние след. факторов:

А. Эффективность использования производственных ресурсов

Б. Цены на потребляемые ресурсы, тарифы на энергоносители и перевозки, услуги сторонних организаций

В. Структура проданной продукции с позиции затратоемкости, ее отдельных видов

Г. Цены на проданную продукцию

Расчет влияния факторов на изменение Ппр способом абсолютных разниц производится по формулам:

В ходе дальнейшего анализа фактор СП/В можно детализировать по составляющим ее элементам:

С – неполная с/с проданной продукции С/В – неполная с/с на рубль выручки

КР/В – коммерч. расходы на рубль выручки от продаж УР/В – коммерч. расходы на рубль выручки от продаж

3. Факторный анализ Ппр на базе данных Ф2 и Ф5

Используется след. комбинированная факторная модель:

МЗ – материальные затраты, ЗОТ – затраты на оплату труда, ОСН – отчисления на соц. нужды, А – амортизация, ПЗ – прочие затраты

Представим эту модель в след. виде:

Ппр = В·[1 – (МЕ + ЗЕ + АЕ + УПЗ)]

МЕ – материалоемкость продаж ЗЕ – зарплатоемкость продаж АЕ – амортизациемкость

УПЗ – удельные прочие затраты

В этой модели полная с/с проданной продукции представлена в поэлементном разрезе, что позволяет определить влияние на изменение Ппр эффективности использования отдельных видов ресурсов на производство и продажи, что находит отражение в показателях удельных затрат. Расчет влияния факторов по этой модели осуществляется способом абсолютных разниц.

Детализация влияния удельной полной с/с проданной продукции осуществляется на основе данных Ф5 и требует предварительных расчетов:

1.Структуры общих расходов по обычным видам деятельности, т.е. определения удельных весов каждого элемента расходов в их общей сумме

2.Размера каждого элемента расходов в полной с/с проданной продукции, исходя из предположения, что структура с/с соответствует структуре общих расходов

4. ФА Ппр на базе данных Ф2 (нет в лекции)

После преобразований первоначальная комбинированная модель примет вид:

Используется аддитивная модель: Ппр = В – С – КП – УР

В – выручка, С – неполная себестоимость КП – коммерческие расходы УР – управленческие расходы

Изменение этих факторов на изменение прибыли от продаж осуществляется по формуле:

∆Ппр = ∆В – ∆С – ∆КП – ∆УР

Этот вариант не позволяет установить истинные причины изменения прибыли от продаж, поскольку участвующие в расчете факторные показатели за разные отчетные периоды несопоставимы, а их сравнение некорректно.


28. Факторный анализ чистой прибыли

Расчет ЧП в Ф2 производится по формуле (1): ЧП = ПДН + ОНА – ОНО – ТНП

ОНА – отложенные налоговые активы

ОНО – отложенные налоговые обязательства

ТНП – текущий налог на прибыль

190 = 140 + 141 – 142 – 150

ОНА – часть отложенного налога на прибыль, к-ая уменьшает его размер в последующих отчетных периодах: ОНА = Вычитаемые временные разницы · Нс

Временные разницы – доходы и расходы, к-ые формируют ПДН в одном отчетном периоде, а налоговую базу по налогу на прибыль – в другом.

ВР в зависимости от характера их влияния на налогооблагаемую прибыль делятся на:

1. Вычитаемые

2. Налогооблагаемые

ВВР образуется в рез-те наличия КЗ за приобретенные товары в случае, если доходы и расходы в налоговом учете опред. по кассовому методу, а в БУ по методу начисления.

В случае погашения КЗ в след. отчетном периоде налог на прибыль будет уменьшен, т.к. в налоговом учете расходы возрастут.

ОНО – часть отложенного налога на прибыль, к-ое увеличивает его размер в след. отчетных периодах.

ОНО = Налогооблагаемые временные разницы, возникшие в отчетном периоде · Нс

Причины возникновения НВР - выручка от продаж идет по отгрузке (метод начисления), а в налоговом учете по кассовому методу. В случае оплаты всей отгруженной продукции в след. отчетном периоде налог на прибыль будет увеличен.

При расчете ЧП по Ф2 необх. учесть 2 момента:

1. В формуле расчета присутствует повторный счет факторов с противоположными знаками. ОНА и ОНО выступают одновременно как самостоятельные факторы, и они же присутствуют в расчете текущего налога на прибыль

ТНП = НПу + ПНО – ПНА + ОНА – ОНО (2)

НПу = ПДН · Нс – условный расход по налогу на прибыль (при отсутствии расхождения между БУ и НУ)

ПНО – постоянные налоговые обязательства: ПНО = Постоянные налоговые разницы · Нс

ПНО учитываются в БУ, но никогда не принимаются при формировании налогооблагаемой прибыли

ПНА – постоянные налоговые активы: ПНА = Постоянные вычитаемые разницы · Нс

ПНА учитываются в БУ, но не учитываются при определении налоговой базы

Если в формулу (1) подставить формулу (2), получим:

ЧП = ПДН + ОНА – ОНО – НПу – ПНО + ПНА – ОНА + ОНО

После преобразования факторная модель (1) примет вид:

ЧП = ПДН – НПу – ПНО + ПНА

ПНА и ПНО отражены в Ф2 справочно.

2. Любая организация имеет право установить свой формат отчета о прибылях и убытках и отразить в соответствии с требованиями ПБУ 18/02 по отдельным строкам до показателя ЧП след. показатели:

А. Штрафы и пени, подлежащие уплате в бюджет и внебюджетные фонды (ШП)

Б. ОНА по выбывшим объектам их учета (ОНАв)

В. ОНО по выбывшим объектам их учета (ОНОв)

Г. Налог на прибыль в бюджет по перерасчету за прошлые годы, если такой перерасчет произведен в текущем году (НПп)

Д. ЕНВД, если организация уплачивает его наряду с налогом на прибыль

С учетом этих 2 моментов факторная модель ЧП может принять вид:

ЧП = ПДН – НПу – ПНО + ПНА – ШП - ОНАв + ОНОв – НПп – ЕНВД (4)

Эта формула соответствует порядку расчета ЧП по счету 99 – «Прибыль и убытки». Т.о., изменение ЧП опред. изменением факторов, приведенных в модели (4):

∆ЧП = ∆ПДН – ∆НПу – ∆ПНО + ∆ПНА – ∆ШП - ∆ОНАв + ∆ОНОв – ∆НПп – ∆ЕНВД


29. Система показателей рентабельности организации и методика их расчета

В общем виде расчет рентабельности (прибыльности или доходности) можно представить следующей формулой

Рентабельность = Прибыль / Затраты или ресурсы (капитал)

Определенные показатели рентабельности являются обобщающими характеристиками эффективности деятельности организации, рассмотрим систему основных обобщающих показателей, которые могут быть определены по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Рассмотрим группы:

1)Показатели рентабельности всей совокупности продукции товаров, работ и услуг.

А) рентабельность затрат на проданные товары, работы и услуги =

Прибыль от продаж / полная себестоимость

Отражает величину прибыли на единицу полных затрат и характеризует эффективность текущих затрат ресурсов на производство и продажу.

Б) Рентабельность продаж = Прибыль от продаж / Выручка от продаж

Отражает величину прибыли на единицу объема продаж и характеризует уровень доходности продаж.

2)Показатели рентабельности капитала:

2.1) Рентабельность капитала, авансированного в активы:

А) рентабельность всех активов = ЧП / Средняя стоимость всех активов организации

Отражает сумму прибыли на единицу общей величины капитала, то есть всех активов, независимо от источника их формирования и характеризует эффективность использования всей совокупности активов (имущества организации).

Б) рентабельность производственных фондов = Прибыль от продаж / Средняя стоимость основных фондов и материальных оборотных средств, то есть запасов.

Отражает величину прибыли на единицу стоимости основных средств и запасов и характеризует эффективность использования производственных фондов.

В) рентабельность чистых активов = ЧП / Средняя СЧА. Отражает величину прибыли на единицу чистых активов, то есть собственного капитала в уточненной величине и характеризует эффективность его использования.

2.2) Рентабельность СК = ЧП/ средняя величина СК. Отражает величину прибыли на единицу СК и характеризует эффективность его использования.

2.3) рентабельность акционерного (уставного) капитала = ЧП / Средняя величина УК. Отражает величину прибыли на единицу вложенного учредителями капитала и характеризует эффективность его использования.

2.4) Доходность акционерного (уставного капитала) = Дивиденды (проценты из ЧП) / Средняя величина акционерного (уставного) капитала. Отражает долю прибыли в пользу собственников на единицу вложенного ими капитала.

На первом этапе анализа рентабельности рекомендуется провести расчеты уровня и динамики всей совокупности указанных выше показателей. Для расчета этих показателей используют данные финансовой отчетности. По результатам анализа делаются выводы. Дальнейшее направления анализа связано с пофакторным исследованием каждого из рассмотренных показателей рентабельности для того, чтобы определить как положительные, так и отрицательные факторы, воздействующие на динамику соответствующего показателя, такой анализ необходим для выработки управленческих решений, направленных на усиление действия положительных и снижение либо предотвращение действия отрицательных факторов.


30. Факторный анализ рентабельности продаж

рентабельности продаж представляет удельный вес (прибыли от продаж / выручку от продаж) и рассчитывается по формуле:

.

Рентабельность продаж предлагается в качестве показателя эффективности в приказе Федеральной службы РФ по финансовому оздоровлению и банкротству № 16 от 21.01.01.

Показатель универсальный, так как его можно рассчитывать:

а) по отдельному изделию;

б) по отд. пр. изделий;

в) по отд. филиалу;

г) по всей продукции;

д) по ремонту;

е) по отрасли.

Факторный анализ осуществляется на базе использования приема элиминирования, а расчет влияния факторов производится способом цепной подстановки.

Традиционно в процессе факторного анализа определяется влияние тех же факторов, которые оказывают воздействие и на абсолютный размер прибыли от продаж, за исключением фактора объема продаж.

Те на рентабельность продаж влияет:

1. Сдвиг в структуре ассортимента проданной продукции с позиции различий в уровне рентабельности отд. изделий.

2. Изменение полной себестоимости отдельных видов проданной продукции.

3. Изменение продажных цен на продукцию.

Однако такое исследование требует информации, отсутствующей в бухг. фин. отчетности.

Информация формы 2 позволяет выявить влияние 2 и 3 факторов.

При этом варианте расчет влияния факторов изменения структуры ассортимента и цен продаж осуществляется одновременно.

При анализе осуществляется расчет дополнительного показателя рентабельности, т.е. подстановки.

Отчетный уровень рентабельности при базисной себестоимости продукции:

,

где В — выручка от продаж; С — полная себестоимость продаж.

Расчет влияния факторов осуществляется методом цепных подстановок:

1. Изменение рентабельности продукции за счет изменения ассортимента и цен рассчитывается:

.

2. Изменение рентабельности за счет изменения себестоимости

.

Результат влияния всех 3-х факторов должен быть равен изменению рентабельности продаж.

Рпр1 – Рпр0 = ΔРΔс/ст + .

В порядке углубления анализа действие фактора изменения с/ст можно детализировать в резрезе изменения производственной с/ст без управленч. и коммерческих расходов и изменение УР и КР.

Рпр=Приб от продаж/Выручка=(Выр-с/ст полная)/Выр.=(Выр-(С/ст произв.+КР+УР))/Выр

Расчеты можно произвести способом ценных подстановок. Возможен и иноу вариант детализации фактора изменения с/ст, при котором ее изменение рассматривается как результат динамики каждого эк. элемента, формирующего полную с/ст продаж. Здесь в формуле с/ст полная=МатерЗатраты+ОплатаТруда+Амортизац+ОтчислениянаСоцНужды+ПрочиеЗатраты)


31. Факторный анализ капитала, авансированного актива

Расчет рентабельности активов можно производить, используя следующие показатели прибыли: валовая прибыль, прибыль от продаж, до налогообложения и ЧП. По нашему мнению предпочтение следует отдавать показателям прибыли до налогообложения и ЧП. При расчете с учетом прибыли до налогообложения можно использовать след формулу

Рактивов = Прибыль до налогообложения / Средняя стоимость всех активов.

Этот показатель характеризует эффективность деятельности организации в целом. Так как прибыль до налогов наиболее полно отражает финн результат всех активов организации.

Для расчета рентабельности активов с ЧП используется

Ра = ЧП/ Средняя стоимость всех активов. Этот показатель также используется для оценки эффективности деятельности организации, но при этом отражает не только эффективность использования всех активов, но и эффективность учетной и налоговой политики.

Рассмотрим методику факторного анализа рентабельности активов по чистой прибыли.

Ра=ЧП/средниеА=(Выр/срА)*(ЧП/Выр)=Оа*Рпр чп=Отдача активов*Рентаб продаж, рассчитанная исходя из чистой прибыли

Алгоритм расчета влияния изменения Рпр ч и Оа на Ра способом абсолютных отклонений следующий

∆Ра(∆Оа)=(Оа1-Оа0)*Рпр ч0

∆Ра(Рпр ч)=Оа1*(Рпр ч1-Рпр ч0)

∆Ра=Ра1-Ра0=∆Ра(∆Оа)+ ∆Ра(Рпр ч)

Можно развернуть эту формулу.

Ра = ЧП/ А =(Ареал / Асред) * (Апредприн/ А реал)* (Выручка/ А предприн)* (прибыль от продаж/ Выручка) * (Прибыль до налогов/прибыль от продаж)* (ЧП/Прибыль до налогов)= =Ур´Уп´ОАп´Рпр´Кпфр´Кэл

Ра=удельный вес,реально наход в обороте´уд вес испол в предприн деят´Отдача капитала´рентаб продаж´Коэф соот-я Пр до н/о и Пр от пр´коэф соот-я чистой Пр и Пр до н/о

Коэффициент соотношения ЧП и прибыли до налогов учитывает воздействие на рентабельность активов элементов перехода от прибыли до налогообложения к чистой прибыли.

Расчет факторов можно провести любым методом элиминирования

 


32. Факторный анализ рентабельности производственных фондов

На изменение рентабельности производственных фондов оказывают влияние факторы первого порядка, аналогичные факторам, влияющим на рентабельность активов в целом в частности рентабельность производственных фондов по факторам можно представить виде следующих формул:

Ра= В/А * ЧП/В

Но лучше вместо ЧП использовать Пот продаж, тк её формирую производственные фонды

Двухфакторная модель рентабельности ПФ имеет вид:

Расчет влияния факторов осуществляется способом абсолютных разниц.

ΔРпф(ΔОпф) = (Опф1 – Опф0)*Рпр0

ΔРпф(ΔРпр) = Опф1*(Рпр1 – Рпр0)

ΔРпф = ΔРпф1 – ΔРпф0 = ΔРпф(ΔОпф) + ΔРпф(ΔРпр)

Нужно еще рассматривать рентабельность производственных фондов через прибыль от продаж.

Расход влияние факторов происходим из любых методов элиминирования.

Состав произ фондов включает основные фонды и запасы. В случае, если нма используются в производстве, то их надо включать в произ фонды.

Резервы роста рентабельности производственных фондов следует изыскивать в снижении издержек на производство и продажу.

 


33. Факторный анализ рентабельности чистых активов

Факторные модели исследования рентабельности чистых активов строятся аналогично моделям, используемым при анализе рентабельности всей совокупности активов.

Тоже самое что и в активах, но используем чистые активы.

Расчет влияния факторов происходит любым методом элиминирования.

Рентабельность ЧА означает рентабельность уточненной величины СКО. Двухфакторная модель рентабельности ЧА имеет вид:

Расчет влияния факторов осуществляется способом абсолютных разниц.

Рассмотрим расширенную модель факторного анализа.

Расширенная модель ФА рентабельности ЧА по сравнению с такой же моделью рентабельности совокупных активов (Ра = ЧП/ А =(Ареал / Асред) * (Апредприн/ А реал)* (Выручка/ А предприн)* (прибыль от продаж/ Выручка) * (Прибыль до налогов/прибыль от продаж)* (ЧП/Прибыль до налогов)= =Ур´Уп´ОАп´Рпр´Кпфр´Кэл) имеет один доп. фактор, к-ый стоит в модели на первом месте. Он возникает из способа расчета рентабельности ЧА с учетом того, создание ЧП связано с функционированием всей совокупности активов, а не только ЧА.

Расширенная семифакторная модель рентабельности ЧА имеет вид:

Rча=Кча´Ур´Уп´ОАп´Рпр´Кпфр´Кэл

Rча = КЧА´удельный вес,реально наход в обороте´уд вес испол в предприн деят´Отдача капитала´рентаб продаж´Коэф соот-я Пр до н/о и Пр от пр´коэф соот-я чистой Пр и Пр до н/о

КЧА =А / ЧА – это коэффициент соотношения средней ст-ти совокупных и чистых активов.

Расчет влияния факторов осуществляется способом абсолютных разниц.


34. Определение порога рентабельности (точки безубыточности) продаж, запаса финансовой прочности и эффекта операционного рычага.

Информация из формы 2 позволяет произвести оценку фин результатов на основе маржинального подхода но с большой долей условности. Такой подход базируется на взаимосвязи затрат, объема продаж и прибыли и предполагает следующее:

Разграничение всех текущих затрат, связанных с производством и продажей продукции на переменные и постоянные.

Расчет следующих финн показателей. (маржинальный доход/прибыль, порог рентабельности продаж(точка бузубыточности), запас финн прочности, эффект операционного рычага).

Переменные или условно переменные затраты – это текущие затраты органиации на производство и продажу продукции, суммарная величина которых находится в прямой зависимости от объема производства и продаж. (зп, сырье и тд)

Постоянные и условно-постоянные затраты – текущие затраты на производство и продажу, суммарная величина которых остается неизменной или мало изменяется при изменении объема производства и продаж(Управл. и Комерческ. Расходы)

Маржинальный доход = разница между выручкой и переменными затратами.

Это нужно для оценки способности организации покрывать свои постоянные затраты и формировать прибыль от продаж.

Порог рентабельности – минимальный объем продаж, при котором маржинальная прибыль = 0.

Порог рентабельности = FC/(маржинальный доход/ выручка).

FC-постоянные затраты

Запас финн прочности – это разница между выручкой от продаж и порогом рентабельности и рассматривается как показатель риска.

Эффект операционного рычага = Маржинальный доход / Прибыль от продаж.

Показывает, во сколько раз маржинальный доход превышает прибыль. Любое изменение объема продаж на 1% порождает более сильное изменение чистой прибыли на ЭОР%.

Расчет указанных выше показателей может быть произведен на основании формы 2.

Можно использовать показатели выручки, рассчитать условно переменные затраты (себестоимость + коммерческие расходы), условно постоянные затраты (управленческие), маржинальный доход (выручка – условно переменные).

Запас фин прочности = выручка – точка безубыточности

Эффект операционного рычага (посчитать)

Если ЭОР=3, то:

Расчеты показали, что организация имеет солидный возрастающий запас фин прочности, эффект операционного рычага незначителен, то есть потеря прибыли организации грозит в случае снижения объема продаж более, чем на 30%, но в данном случае нужно учесть, что результаты расчета носят условный характер и не в полной мере отражает реальность. Это связано с тем, что в качестве исходной величины постоянных расходов принята только сумма административных расходов, то есть явно занижена величина постоянных расходов.


35. Основные показатели себестоимости продукции

СС продукции – это один из важнейших факторов формирования финансового результата деятельности организации и устойчивости ее финансового состояния. СС продукции в значительной степени определяет уровень цен на продукцию предприятия. На величине СС продукции сказываются все факторы, связанные с использованием материальных, трудовых ресурсов и основных производственных фондов.

Для характеристики ССП используют обобщающие и частные показатели.

Обобщающие абсолютные:

- СС реализованной продукции

- СС выпущенной продукции (отличается ССРП на изменение остатка нереализованной продукции на складе)

- Расходы по обычным видам деятельности (включает изменение остатков НЗП, изменение остатков расходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов, а также затраты относимые на непроизводственные счета)

- СС сравнимой и несравнимой (снятая с производства или запущенная только в этом году) продукции

Обобщающие относительные:

- Затраты на один рубль продукции (характеризует эффективность производства) затраты/объем выпуска

- Затратоотдача объем выпуска/затраты

Частные:

- Калькуляция единицы продукции или других объектов калькулирования (нормативные, плановые, отчетные)

- Расходы на производство продукции по центрам ответственности и центра формирования затрат.

- Расходы по отдельным экономическим элементам и статьям калькуляции

При анализе ССП изучается динамика показателей, производится сравнение с плановым или нормативным уровнем и анализ должен быть нацелен на поиск резервов снижения себестоимости, как фактора роста прибыли и снижение цен на продукцию для повышения конкурентоспособности организации.


36. Анализ себестоимости продукции по экономическим элементам, по статьям калькуляции

Группировка затрат по экономическим элементам необходима для того, чтобы понять что использовалось на предприятии при производстве (материалы, труд, основные средства).

Такая группировка необходима, чтобы рассчитать материалоемкость продукции, трудоемкость фондоемкость и их изменение.

По экономическим элементам группируются расходы по обычным видам деятельности. Элементы затрат для предприятия всех форм собственности группируются одинаково в соответствии с нормативными актами.

НКРФ - материальные расходы, расходы на оплату труда, сумма начисленной амортизации, прочие расходы

ПБУ-10 – 5 элементов

Группировка по статьям калькуляции дает информацию о том, на что используются ресурсы. Такая группировка позволяет выделять прямые и косвенные затраты, переменные и постоянные, основные и накладные. С ее помощью формируются расходы по центрам возникновения затрат и центрам ответственности. Группировка по статьям калькуляции представляет для управления больше информации, чем группировка по элементам затрат.

Группировка по статьям калькуляции относится к управленческому учету, поэтому строго не регламентируется, по статьям калькуляции группируется СС выпущенной продукции. Сумма затрат по элементам и по статьям калькуляции могут не совпадать, расхождение может возникнуть из-за изменения остатков незавершенного производства, расходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов. Количество статей калькуляции зависит от особенностей производства и может колебаться в пределах от 4-х до 15-и. Ориентиром для определения статей калькуляции могут служить отраслевые методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции, в которых определяется порядок формирования статей калькуляции.

В промышленности, как правило, выделяются следующие статьи:

- сырье и материалы - возвратные отходы

- покупные изделия и полуфабрикаты

- топливо и энергия на технологические цели

- основная ЗП производственных рабочих

- дополнительная ЗП производственных рабочих

- отчисления на социальные нужды производственных рабочих

- ОПР - ОХР

- потери от брака

- расходы на подготовку и освоение производства

- прочие производственные расходы

- коммерческие расходы

При анализе СС по элементам затрат и по статьям калькуляции можно осуществлять вертикальный и горизонтальный анализ. Т.е. можно рассчитать удельный вес соответствующих элементов или статей калькуляции в общей сумме затрат или определить изменения по сравнению с планом или предыдущим периодом.
37. Анализ себестоимости продукции по факторам

На изменение СС продукции по сравнению с планом и в динамике влияют следующие факторы:

- Изменение объема продукции

- Изменение структуры продукции с точки зрения ее затратоемкости (рентабельности)

- Изменение уровня затрат (экономия или перерасход материалов, заработной платы и др. затрат при изготовлении конкретных видов продукции)

- Изменение цен на использованные ресурсы

Кроме того могут влиять изменения в составе затрат относимых на себестоимость продукции в соответствии с новыми нормативно-правовыми актами.

Методика анализа СС, в том числе по факторам, зависит от того, какие методы учета затрат использует организация, т.е. какая информационная база имеется для анализа. В частности при системе учета direct-costing возможно более точное определение влияния фактора изменения объема продукции на его СС, т.к. в этом случае существует строгое разделение всех затрат на переменные и постоянные. При системе учета standard-costing возможно более полное выявление резервов снижения СС, т.к. анализ расходов по конкретным статьям СС и видам продукции производится в сравнении с технически обоснованными нормами расхода ресурсов.

В формировании полной СС продукции также существуют свои особенности. Как правило нет четкого выделения постоянных и переменных затрат и распределение косвенных расходов производится с долей условности. В этом случае влияние изменения объема продукции будет распределено между двумя факторами: собственное изменение объема продукции и изменение уровня затрат.

Рассмотрим методику анализа отклонения фактической СС продукции от плановой. Совместное влияние изменения объема и структуры продукции представляет собой разность между СС пересчитанной на фактический объем и структуру продукции, исходя из планового уровня затрат и плановой СС продукции.

ССусловная-ССнулевая.

Влияние изменения только объема продукции вычисляется умножением изменения индекса объема продукции в сопоставимых ценах на плановую СС продукции. ССнулевая*Iвыпускапродукции Iвп= ВПусл/ВПнулевой= К1Ц0/К0Ц0.

Влияние изменения структуры продукции определяется как разность между общим изменением СС продукции за счет объема и структуры продукции и изменением СС только за счет объема продукции.

Влияние изменения уровня затрат определяется как разность между фактической СС в плановых ценах на используемые ресурсы и СС пересчитанной на фактический объем и структуру продукции исходя из планового уровня затрат.

Влияние изменения цен на использованные ресурсы это разность между фактической СС и фактической СС в плановых ценах на ресурсы.

В случае если в составе СС учитываются не только переменные но и постоянные расходы, фактор изменения уровня затрат будет отражать в том числе и экономию на постоянные расходы в связи с ростом объема производства или перерасход при снижении объема производства.


38. Анализ затрат на 1 рубль продукции

(МЗ – материальные затраты)

Анализ затрат на 1 рубль продукции можно провести по экономическим элементам затрат, по статьям калькуляции и по факторам.

При анализе по экономическим элементам, величина каждого из элементов делится на объем продукции, при этом находятся показатели отражающие материалоемкость и трудоемкость продукции (через затраты на оплату труда на один рубль продукции) и фондоемкость продукции (через амортизацию на 1 рубль продукции)

Затраты на 1р = 3/ВП = МЗ/ВП+РОТ с отчисл/ВП+А/ВП+Пр/ВП.

МЗ = МЗ/ВП = МЗ1/ВП + МЗ2/ВП +…..

Трудоемкость = РОТ с отчисл/ВП = Ч/ВП * Рот с отч/Ч

Амор.емкость = А/ВП = ОФ/ВП * А/ОФ

Проч.емкость = ПР/ВП = ПР1/ВП + ПР2/ВП + ПР3/ВП……



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: