II.I. Место итальянской школы в эволюции оружейных форм




 

Все виды доспехов, используемые европейцами XI-XIII вв., были известны еще в Древнем Риме, но с его упадком наиболее продвинутые формы вышли из употребления. Так, на долгое время из военного инвентаря пропадают пластинчатые латы, за исключением одного их элемента – шлема [3, 8]. Броня, скроенная из перекрывающих друг друга латных чешуек, конечно, еще имела некоторое распространение.

Тем не менее, в большинстве случаев в этот период ей предпочитают кольчугу и, в некоторых случаях, также кольчужные штаны – «шоссы». Под кольчугу со второй половины XII в., а под шоссы – со второй четверти XIII в. начинают надевать стеганую одежду.

Изготовление кольчуги происходит двумя способами – за счет склепки либо кузнечной сварки. Второй вариант выходит из употребления к XV в., первый – находится в использовании вплоть до наших дней [3,10].

Подтверждением этому может служить германская кольчуга, которая находится в коллекции Государственного Эрмитажа и датируется серединой XV в. (Прил. 1)

Соединение кольчужных колец концами встык является уже современной вариацией на тему. Размер и сечение колец и заклепок это те критерии, на основе которых классифицировали кольчугу в Средневековье и в период Возрождения.

Помимо кольчуги используется также «мягкая» стеганая броня, подбитая ватой или кожей либо броня из металлических пластин или кости животных. Пластины пришивались к тканевой основе («пластинчатая куртка») или же скреплялись сложной системой шнуровки («ламеллярная конструкция»).

От Древнего Рима был заимствован также тип конического шлема, называемый в Германии «шпангенхельм» [3, 14]. Его ранний средневековый образец хранится в музее Метрополитен (Прил. 2). По нему можно видеть, что в плане конструкции он представлял собой обруч с идущими от него и сходящимися на верхушке полосами. Прикрепленный спереди наносник, а ниже – нащечники, от которых со временем отказались, не сохранились. Позднее шлем потерял свою коническую форму и превратился в бацинет.

Другой тип шлема, появившийся в тот же период, - цилиндрический – впоследствии развился в «большой» шлем.

В это же время появляется традиция устанавливать на шлем гребень в виде животного, птицы или какого-либо предмета. Иногда они устанавливались по бокам шлема.

С середины XII в. поверх доспеха начинают носить боевую куртку или «сюркот». Длинная куртка книзу образует некое подобие юбки с разрезом для верхней езды.

Рукавицы или «маффлеры», использование которых началось с последних десятилетий XII в., делились на два вида. Более ранний имел отдельный чехол только для большого пальца, более поздний же стал по устройству ближе к перчатке.

Щиты, начиная с данного периода и далее, делались из дерева, которое обивалось кожей, и иногда также усиливалось ремнями или полосками металла. Им часто придавали форму овала или воздушного змея. Длинные щиты, какие обыкновенно использовала пехота, временно вошли в употребление конницы в XIII в., что было связано с Крестовыми походами [19, 91].

Таким образом, типичное вооружение рыцаря на итальянском турнире в тот период [4] состояло из кольчужной рубахи и кольчужных штанов, поверх которых надевалась развевающаяся при езде одежда геральдических цветов. На голову надевали сначала стеганую шапочку, на нее металлическую, а поверх – цилиндрический шлем с гребнем, изображающим часть герба или девиза рыцаря, либо к гребню крепился сувенир от дамы (вуаль и т.п.) или какое-либо украшение. Боевой щит, использовавшийся на турнирах того времени, имел треугольную форму и небольшие размеры и был расписан гербом рыцаря.

До XII в., а может и позже, не применялись конские латы, еще один элемент, известный со временем Древнего Рима [3, 204]. Чаще всего, конь в качестве экипировки имел кольчужный или стеганый покров и боевое наголовье.

Важным элементом снаряжения всадника являлись шпоры двух разных видов – с колючкой или с колесиком. Последние широко распространились только в XIV в., в то время как первые существовали еще в XI в., но после появления шпор с колесиком почти вышли из употребления [3, 209].

Те или иные средства защиты всегда предполагают наличие и соответствующих атакующих средств.

В XI-XIII в. появляется та форма меча, которая сохранится до эпохи Возрождения [19, 92]. Ее можно проследить по мечу 1170-1350 гг. из Западной Европы, хранящегося в коллекции Государственного Эрмитажа (Прил. 3).

Меч данного периода, обыкновенно обоюдоострый. Он состоит из лезвия, держащегося на стержне, и оплетенной проволокой деревянной рукояти, через которую продевается и на головке которой заклепывается стержень. Дужки меча вместе с рукоятью образуют перекрещивание. От него либо на одну треть лезвия, либо до его конца идет специальный желоб – «дол». Ножны у такого меча деревянные и покрываться кожей. Сам меч прикрепляют на цепочке к нагрудной части доспеха, чтобы он не потерялся в схватке. Мечи начинают украшать уже в тот период, делая на рукояти различные орнаменты и изображения из золота и серебра.

Большое разнообразие можно найти среди кинжалов той эпохи, образцы, которых, правда, дошли до нас в не очень большом количестве. Наиболее примечательны из них те, что имели лезвия в виде длинного шила («стилеты»). Кинжалы служили преимущественно оружием пехоты.

Другим знаменательным оружием рыцаря всегда являлось тяжелое копье. Вначале его принято было держать на уровне ноги, выпуская вперед на четверть длины [19, 96], но очень быстро перешли к удерживания копья подмышкой. Лезвие могло иметь форму шила, листа или же пирамидальную форму. Переносили копье в вертикальном положении. Недалеко от правого стремени находился кожаный башмак, в который оно вкладывалось.

Период XI-XIII вв. знаменателен тем, что именно в это время формируется привычный арсенал средневекового рыцаря. В связи с формированием и собственной специфики, с XIII в. на турнирах начинает использоваться «оружие мира». Главным образом, это затупленный меч и копье, заканчивающееся коронелем – наконечником с несколькими вершинами.

К XIV в. ремесленное производство достигло уже гораздо больших высот, но высокая технологичность доспеха и его эстетическая составляющая все еще не воспринимались как равноценные элементы рыцарского образа. Мастера находились в поиске тех форм, которые впоследствии лягут в основу парадного доспеха позднейшего времени. Для них, мастеров XIV в., основной целью было обеспечение безопасности владельца, хотя уже тогда на латах появляются различные декоративные украшения, конечно, еще не сопоставимые с тем, что придет после. Именно такие мастера и формируют известные ремесленные школы высокого Возрождения. В высшей мере эта тенденция проявляется в Италии.

Базой данных изменений служат, с одной стороны, освоенные к середине XIII в. выделка и обработка листового железа, а с другой – формирование в среде рыцарского сословия достаточной покупательной способности [8, 9]. Интерес рыцарей к пластинчатому доспеху обусловлен еще одним важным фактором. В середине XIII в. происходит планомерное усовершенствование наступательного вооружения, в условиях чего гибкость кольчуги воспринимается уже как большой минус. Технически это усовершенствование выражается в появлении мечей «в полторы руки» (Прил. 4) и других видов двуручного оружия. Причем, если речь идет о мечах, то такое вооружение свойственно в основном всадникам, пехотинцы пользуются более короткими клинками.

Особое место среди вооружения того времени занимают алебарды, произошедшие от соединения косаря (боевых вил) и бердыша [19, 115]. Форму швейцарских алебард конца XIV-первой половины XV в. можно проследить по экспонату музея Метрополитен (Прил. 5). Этим излюбленным оружием пехоты можно было и колоть, и рубить, и стаскивать всадников с седла. Итальянские алебарды украшаются гравюрой и насечкой, а их железная часть порой принимает самые причудливые формы.

Сами всадники сражались короткими топорами, держа их обеими руками и приподнимаясь на седле для нанесения удара. Другим оружием всадника была палица с вставленными в нее гвоздями и остриями.

С конца XIII в. происходит некоторое усовершенствование и в конструкции копья. Недалеко от лезвия на копье стали устанавливать железный щиток в виде конуса, защищающий руку [19, 96].

Устойчивость такой конструкции во времени видна по очень позднему экспонату из коллекции все того же музея Метрополитен (Прил. 6).

В это время или чуть позднее формируются и новые принципы построения средневекового образа, основанные на фотографической реалистичности. Однако, это вовсе не означает, что человек того времени тяготеет к историческим реалиям. Как раз наоборот, именно в XIV в., в попытке осмыслить историю, получают тракцию гротескные и псевдоисторические изображения, образность которых отражается и на рыцарском снаряжении [8, 6].

Основные центры его производства в это время находятся на территории Священной Римской Империи. Главным образом, это север Италии и Германия. Причем в XIV в. германский доспех все еще уступает итальянскому [8, 23]. По качеству он догонит его только ко второй половине-концу XV в., а впоследствии даже перегонит.

Атрибуция доспеха становится возможна только с конца XIV в., когда на нем появляется клеймо мастера, и даже в таких случаях доспех остается неоднородным. В нем может сочетаться множество разных по материалу и форме элементов, подбор которых целиком зависел от вкусов и воззрений будущего владельца. Таким образом, для создания полной картины необходимым является рассмотрение отдельных частей рыцарского доспеха того времени.

Одним из наиболее важных элементов снаряжения был шлем. Рыцарские шлемы подразделялись на бацинеты, большие шлемы и шлемы с полями [8, 23].

Бацинеты, один из которых находится в музее Метрополитен и датируется 1325-1350 гг. (Прил. 7), изначально были небольшими полусферическими или куполовидными шлемами монолитной конструкции, пользовавшимися популярностью на территории Италии вплоть до середины века. Носили их, в том числе, поверх кольчуги или с бармицей – кольчужным покрытием, которое снизу крепилось к шлему. Дальнейшее их развитие связано в основном с увеличением глубины, из-за чего такие шлемы начали предоставлять защиту для головы и ниже висков, и появлением подбородника («бивера»). Существовали экземпляры бацинетов с козырьком и подбородником, они логически предшествовали появлению шлемов «бургиньотов» в XVI в.

Сочетание подбородника с прикрытием горла («бартелем») было популярно у итальянского рыцарства. Со временем оно эволюционировало в подобие латной пелерины – «горжет». Бармица все еще носилась под ней, став своего рода декоративным украшением. Итальянским введением было обрамление ее мелкой чешуей в тех местах, где она крепилась к шлему [8, 38].

Для данных бацинетов существовали забрала различной формы. Те из них, которые были съемными и монтировались на шлем спереди и у висков, являлись германским заимствованием и носили название «клапвизир». Такое сочетание элементов впоследствии породило тип шлема, получивший название «собачья голова» [8, 37]. Именно такой германский шлем 1375-1400 гг. представлен в музее Метрополитен (Прил. 8).

Также немаловажно наличие у них нашейного изгиба сзади, что позволяло легче поворачивать голову. Возможно, данный элемент восходит еще к античности. Позднее, проблема соотношения безопасности и подвижности была решена путем удлинения и отгиба нижних краев шлема.

Итальянской особенностью бацинета являлась сложная форма лицевого выреза. Развитие данного типа наголовий привело к появлению шлема «салада» [8, 28], также представленного в музее Метрополитен с датировкой 1500-1510 гг. (Прил. 9).

Большие щлемы («топфхелмы») – схожие с соответствующим шлемом XIV в. из Национального музея в Нюрнберге (Прил. 10) – это шлемы куполовидной или усеченной конической формы. Они являлись другим распространенным типом наголовья. В отличие от бацинетов, топфхельмы заимствованы итальянцами из Германии [8, 39]. В целом, такие шлемы не породили каких-то особых локальных разновидностей. Те из них, которые имели изгиб вперед в нижней и верхней трети предназначались для турниров и в бою не использовались. Такая их форма привела к появлению шлема «жабья голова» [8, 40], хорошо сохранившейся образец которого из музея Метрополитен датируется 1475-1500 г. (Прил. 11). Отличительной особенностью позднего развития топфхелмов стало появление подвижного забрала.

Шлемы с полями («шапели») приобрели особую популярность в Италии, отчего они были заменены саладами уже только в XV в. [8, 42] Более ранние их разновидности имели цилиндрическую форму, более поздние – куполовидную. Горжеты чаще всего носили именно с таким типом шлема.

Некоторые его образцы могли быть каркасными. Собиравшиеся из двух частей, они обыкновенно имели укороченные поля спереди и удлиненные сзади. Образцов таких шлемов на территории Италии не сохранилось, но они есть в других местах. Шапель, пусть и достаточно поздний, датируемый последней четвертью XV в. (Италия), выставляется в Художественной музее Кливленда (Прил. 12).

Следующим важным элементом снаряжения был, собственно, сам пластинчатый доспех. Можно выделить три его типа: чешуйчатый, бригандинный и латный [8, 45].

Чешуйчатый доспех являлся самым ранним из трех и имевшим наименьшее распространение в Западной Европе, о чем свидетельствует хотя бы то, что ни одного образца такого западноевропейского доспеха целиком до наших дней не дошло [8, 47]. Они, как и многие утерянные экземпляры, известны в основном по произведениям искусства. Часто они встречаются там, где имеет место подражание либо античности, либо византийскому художественному канону. Судя по подобным изображениям, чешуйчатый доспех подразделялся на две разновидности, в зависимости от, собственно, формы «чешуек». У первой из них пластины были прямоугольной формы либо скруглены книзу, у второй – пятиугольные.

Бригандинный доспех, напротив, получил широкое распространение в Европе [1, 31]. Несмотря на то, что центр его производства находился в Милане, образцов XIV в. почти не сохранилось. Невозможно атрибутировать бригандины и по произведениям искусства, ибо в Италии того времени широко распространено было ношение поверх доспеха курток и плащей.

И действительно, частично сохранившиеся бригандины XIV в. еще встречаются, как, например, экспонат музея Метрополитен (Прил. 13), состоящий из вертикальных рядов прямоугольных пластин, но целые экспонаты в основном принадлежат более позднему времени. Более поздним образцом из того же музея Метрополитен является бригандина, датируемая, самое позднее, 1470 г. (Прил. 14). Она представляет собой бочковидную броню из ряда монолитных элементов с бархатным покрытием, которое крепилось к броне при помощи заклепок.

Можно выделить некоторые различия в том, как были устроены бригандины. Некоторые из них имели застежку на спине или на груди, иногда на одном или на обоих плечах, длинный подол с центральным разрезом спереди и сзади. Крупные квадратные или же прямоугольные пластины крепились с помощью заклепок как горизонтально, так и вертикально.

Некоторые виды бригандин, наоборот, характеризовались только крупными горизонтальными или же только крупными вертикальными полосками пластин.

Наконец, еще один тип бригандины, так называемый приталенный, отличался наличием более четкого силуэта, в противовес характерному для нее бочковидному [8, 52]. Такое изменение доспеха произошло в два этапа. На первом силуэт был сужен только по бокам, и лишь на втором произошло приталивание с фронтальной и тыльной частей. С этим было сопряжено увеличение количества пластин и уменьшение их ширины.

Примером служит уже довольно поздняя приталенная бригандина из музея Метрополитен, датируемая 1540-1550 гг. (Прил. 15).

Также позднейшие образцы могли иметь монолитные нагрудник и наспинник, и пластины с разнонаправленным нахлестом. Застегивались «кирасовидные» бригандины сзади и на плечах. Они, как и все доспехи их типа, крепились к тканевой основе с подкладкой.

Латный доспех (Прил. 16) – или кираса – впервые вошел в обиход еще в XIII в., но, в виду низкого качества листовой стали, изготавливался из вываренной кожи. Его введение напрямую связано с турнирной практикой. Наиболее ранним регионом распространения считается Италия, а самым ранним видом латного доспеха – монолитный нагрудник, крепящийся поверх кольчуги за счет ремней на спине и на уровне пояса [8, 61]. Известны варианты, когда латный доспех имел кожаную основу и несколько основных пластин, крепившихся на нем посредством заклепок. Пластины могли быть окаймлены и декорированы. Под горло кирасы закреплялась стальная планка, называемая «стоп-риб». Она защищала от скользящего вверх удара.

Полноценный латный доспех, включающий нагрудник и наспинник появился только в последние десятилетия XIV в. [1, 32] Причем итальянский вариант кирасы имел несколько принципиальных отличий, к ним относились геометрические очертания нагрудника и наличие стоп-риба. Для турнирной кирасы были характерны отсутствие защиты по бокам и большая длина нагрудника.

Облачаясь, воин сначала одевал акетон – стеганую поддоспешную куртку, на нее – кольчугу, поверх кольчуги – бригандину и затем сюрко – еще одну стеганую куртку с длинными рукавами – или по-другому – сюрко и наверх кирасу.

Важность нагрудника с точки зрения турнирного действа выражается, в том числе, в наличии с правой стороны специального крюка («фокр»), на который опиралось копье рыцаря.

Следующий элемент облачения составляет защита ног, в то время имевшая единый принцип, основанный на соединении стальных элементов посредством системы шарниров. Здесь можно выделить отдельно гибкие, жесткие наборные и монолитные варианты защиты [8, 69].

К гибкой защите можно отнести кольчужные чулки, поверх которых уже экипировались другие виды защиты. Среди них были набедренники (Прил. 17), наколенники и наголенники. Те из набедренников, что можно отнести к наборным, делились на два вида – бригандинные и шинные. Они состояли из пластин, уложенных поверх основы встык или внахлест и прикрепленных заклепками, и могли быть полными либо трехсторонними.

После середины XIV в. такие набедренники начинают исчезать. Происходит переход к латному доспеху и, соответственно, к стальным набедренным и наколенным латам, скрепленным друг с другом шурупами, с переходными пластинами. К середине века латные набедренники приобретают более анатомические очертания и становятся двустворчатыми. В их верхней части появляется своего рода стоп-риб, исполняющий ту же функцию, что и у нагрудника.

Наколенники (Прил. 18) возникли раньше остальных латных элементов для защиты ног [8, 74]. Они подразделялись на чашкообразные и коробчатые с круговой кольчужной подвеской. Последние увидели более длительное применение в средневековой экипировке и впоследствии породили другой тип наколенника – шарнирный с боковыми крыльями. Особое место занимают наколенники в виде львиных голов.

Наголенники (Прил. 19) по своим видовым отличиям совпадали с набедренниками, но могли делаться и из кожи. В Италии наиболее популярна была монолитная их разновидность. Сперва они были только одностворчатыми, позднее – двустворчатыми.

Еще одной отличительной чертой итальянского латного доспеха являлись произошедшие от кольчужного чулка сабатоны – латные башмаки. Как и полагается, самый развитой их формой были шарнирные конструкции. Латы, закрывающие подъем стопы и носок, крепились друг другу с помощью нескольких переходных лат, таким образом, получая форму, напоминающую «пулену» - туфлю с острым носом. Впоследствии они прошли ряд трансформаций, в том числе –и на германской почве. Это можно наблюдать по соответствующему экспонату Британского музея. (Прил. 20).

Наплечники (Прил. 21) делались из кожи, а позднее – из стали. Стальные наплечники могли иметь форму подвесных дисков или, впоследствии, монолитных пластин в четверть или половину сферы. Ближе к концу века подвесные диски пережили второе рождение. Также можно снова отметить мотив львиной головы, встречающийся и здесь.

Крепились наплечники на шнуровке, затем на шарнирах. Шарнирные наплечники имели несколько переходных пластины снизу. Известны и другие виды наплечников, которые, однако, сохранились только на изображениях, например колоколовидные. Некоторые другие почти не встречаются и там, как, например, шипные щитки.

В комплекте с подвесными дисками часто использовались аналогичные налокотники (Прил. 22). С начала XIV в. они все чаще делаются чашковидными или коробчатыми, имитируя уже аналогичные наколенники, но до конца XIV в. встречаются и наиболее простые конструкции. Почти одновременно с элементами защиты ног, к середине века, они обзаводятся переходными пластинами и шарнирным соединением. Уже в XV в. их боковые крылья примут гораздо более сложную форму в целях защиты локтевого сгиба.

В Италии наибольшее распространение имели одно- и двустворчатые «тюльпановидные» наручи (Прил. 23) – сужающиеся к центру и расширяющиеся над запястьем [8,88]. В остальном, путь развития предплечевой защиты был тем же, что и у плечевой. Крепление наручей происходило за счет шнуровки или шарниров, в случае наличия наплечников.

Для защиты кистей рук применялись наручи-перчатки с раздельными пальцами (Прил. 24), что нужно было рыцарям, дабы они не мешали им управлять конем. Пальцы перчаток могли быть шинными или чешуйчатыми. Со временем изменение приоритетов в сторону более монолитной защиты коснулось и данного типа экипировки, приведя к появлению перчаток «песочные часы» [8, 89].

Щит к тому моменту претерпел ряд изменений. Размеры его уменьшились до средних и он стал полностью плоским (форма «жаровни») [3, 200]. С конца XIV в. у некоторых щитов в правом верхнем углу появляется вырез, куда вставляется взятое наперевес копье, что напрямую связано с увеличением его веса [8, 19]. В то же время увеличивается разнообразие возможных форм. Щиты могут быть квадратными, овальными, треугольными и т.д. Круглый щит с обручем для поломки об него копья использовался, в том числе, на турнирах.

Если рассматривать защитные элементы в целом, то следует упомянуть о том, в каком порядке происходило взаимодействие с ними. В случае защитных элементов ног, первыми надевались сабатоны, затем наголенники, а за ними уже набедренники и наколенники. Экипировка защитных элементов рук начиналась с наплечных щитков, за ними шли наручи и налокотники, затем наплечники, и наконец – перчатки.

Следует также упомянуть о способах декорирования доспеха того периода. Чаще всего, доспехи окаймлялись пластинами из бронзы, серебра, изредка – золота. Из последних двух материалов делались пряжки, заклепки и оправа ремешков для доспеха наиболее богатых рыцарей [3, 187]. Диски, прикрепляемые к нему спереди, декорировались гербовыми цветами рыцаря и растительными узорами, а иногда – драгоценными камнями или эмалью. К декоративным элементам доспеха можно, в том числе, отнести и надписи, носившие защитную функцию.

В случае более дешевых образцов, доспех красился от ржавчины, нередко – в черный цвет, с оставлением отдельных незакрашенных полос, как декоративного элемента [3, 190]. Так нередко поступали рыцари, участвовавшие в турнирах.

Несмотря на значительную комплексность доспеха XIV в., типичное вооружение итальянских турниров данного периода еще носит на себе некоторые черты предыдущих веков [4]. Так, форма щита, одежда, одеваемая поверх доспеха, и шлемный гребень не претерпевают значительных изменений. Особый вкус итальянцы приобретают к перегруженным панцирным доспехам, не имеющим реальных боевых аналогов.

Экипировка коней в данный период дополняется пластинчатым покровом (Прил. 25). Помимо боевого наголовья, появляется также защита для груди по форме тела коня («пейтрал»), защита для крупа из трех прямоугольных пластин («крапер») и защита для боков в виде пластин, крепящихся к седлу («фланчард»). К верхней части наголовья прикрепляются пластинчатый латы («кринет»), в деле защиты шеи иногда замещающие кольчугу. Само наголовье, начиная с XIV в. и далее, имело два варианта конструкции. Первый закрывал всю голову и был оборудован шипом на лбу, а второй – только лоб и щеки и имел налобный гребень. Позднее пейтрал и крапер стали закрывать весь конский круп.

Если говорить о нем в целом, то XIV в. определенно явился первым веком эксперимента для средневековой Европы, и первый эксперимент был, конечно же, экспериментом с формой доспеха. Если в XI-XIII вв. оружие еще тяготело к поиску оптимального варианта для целей войны, то, с выделением турнира в отдельно регулируемую область, этот поиск пошел уже нелинейно, что привело к развитию как военной области, так и турнирной. О развитии последней нельзя говорить, не упомянув тот декоративный плюрализм, который возник под ее влиянием, но, в то же время, параллельно ей в период Высокого Возрождения.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: