Тип программного модуля предлагается выбрать самостоятельно, это может быть, например Waves S1-Imager или PSP Stereo Enhancer (VST).
Рис. 05
Главное, что следует иметь ввиду – после применения программных модулей такого типа возникает субъективное ощущение подъема уровня частот в диапазоне 30 до 600 Гц, а также заметное своеобразное «шелестение» и пропадание акцентов в области верхних частот. Другие программные модули в большинстве своем не имеют описанных выше недостатков и работают на принципе вычета моно-составляющей из обрабатываемого сигнала, чем нарушают моно-совместимость фонограммы, так что их нужно использовать весьма дозированно.
Waves LinEQ LowBand: подготовка к многополосному компрессированию
Рис. 06
При помощи Waves LinEQ LowBand мы удаляем паразитные частоты лежащие ниже 20-30Гц. Цель двойная – убрать неслышимые частоты из микса и подготовить сигнал к последующему многополосному компрессированию, когда неслышимые частоты приведут к ошибочным срабатываниям компрессора. Так же, вы можете подкорректировать уровень частот в районе «бубнения» 200-250 Гц.
Waves Linear Multiband 5 band Compressor: контроль плотности и насыщенности частот
Первые две полосы компрессора мы используем для контроля динамического диапазона и выделения атаки (и соответственно получения эффекта «пинка», «плотности») в низкочастотной части спектра фонограммы. В отличие от C1, Waves Linear Multiband 5 band Compressor работает мягче, что расширяет сферу применения данной схемы и более подходит для миксов в котором используются треки музыкальных библиотек, которые уже имеют достаточно плотное звучание.
|
|



Рис. 07
|
Время атаки в двух первых полосах составляет от 30 до 70 mS, время восстановления – минимальное. Глубина компрессии регулируется параметром Range. Частота разделения 1й и 2й полосы выставляется в зависимости от исходной фонограммы. Так, если преобладают жесткие бас-барабан и бас – частота выше, для того, чтобы отделить их по степени компрессии от остального спектра; а если в нижней части спектра присутствует «подушка» из смеси составляющих микса (обычное явление для большей части фонограмм на радио), то частота разделения – ниже, вплоть до 60-70 Гц. В общих чертах - 2я полоса выполняет функции компрессора C1 в предыдущей схеме, а 1я – вспомогательная для регулирования уровня супер-низа.
Настройка остальных полос производится в соответствии с настройками LimMB в прошлой схеме, для придания «насыщенности». Единственное отличие – уменьшенное время атаки, что уменьшает «резкость» и убирает «присвисты» в верхней части спектра.
Задача эквализации при данной схеме мастеринга решается регулированием параметров Gain в Waves Linear Multiband 5 band Compressor.
В статье использованы материалы руководства "Production-Mixing-Mastering with Waves"