Составляющие PEST-анализа




PEST-анализ можно проводить как на качественном, так и на количественном уровне. Общая схема проведения PEST-анализа:

1. Разрабатывается перечень факторов макроокружения, имеющих высокую вероятность реализации и воздействия.

2. Оценивается значимость каждого события для данного предприятия путем присвоения ему определенного веса.

3. Дается оценка степени влияния (как положительного, так и негативного) каждого фактора на стратегию предприятия.

4. Определяются взвешенные оценки путем умножения веса фактора на силу его воздействия, и подсчитывается суммарная взвешенная оценка для данной компании.

Суммарная оценка указывает на степень готовности компании реагировать на текущие и прогнозируемые факторы макроокружения.

При количественном варианте оценки следует учитывать, что:

· - весовой коэффициент должен отражать степень вероятности наступления события;

· - количественная оценка влияния фактора должна принимать как отрицательное, так и положительное значение;

· - итоговая оценка дает информацию о том, в какой степени компания зависит от макросреды, однако помимо получения суммарной оценки необходимо проанализировать вклад каждого фактора в получении результирующего значения, а также оценить взаимодействие факторов.

Принцип PEST-анализа

PEST-анализ не заключается в простом перечислении факторов по каждой из четырех групп. Необходимо проанализировать влияние этих факторов на предприятие и определить общую ситуацию во внешней среде предприятия. PEST-анализ может содержать различные факторы в зависимости от предприятия, которое анализируется.

Модель Портера. 5 сил Портера

В дополнение к СТЕП-анализу необходимо также предпринять структурный анализ отрасли, чтобы выявить сильные и слабые стороны противников, а также определить конкурентную структуру данного рынка. Удобной для анализа конкурентной среды является так называемая «модель Портера» или «модель 5 сил Портера». Согласно концепции М.Портера состояние конкуренции и потенциальная прибыльность предприятия или отрасли зависят от влияния пяти основных конкурентных сил:

1. Влияние со стороны новых конкурентов.

2. Влияние поставщиков и партнеров.

3. Влияние потребителей.

4. Влияние новых продуктов и характеристик.

5. Конкуренция между существующими предприятиями.

 

 

Для проведения анализа при помощи модели Портера необходимо определить и выделить каждую из отмеченных конкурентных сил и их современное и потенциальное влияние на конкурентную ситуацию. Для того чтобы субъект предпринимательства смог с выгодой для себя использование изменение конкурентной ситуации, необходимо выбрать один из трех типов маркетингового поведения:

o - изолировать, по мере возможности, предприятие от влияния конкурентных сил;

o - использовать изменение конкурентной среды в своих интересах;

o - обеспечить определенные экономические резервы и позицию на рынке для того чтобы начать «конкурентную игру» на вытеснение конкурентов.

Для принятия решения о выбранном типе маркетингового поведения необходимо определить все разновидности конкурентного давления, их прохождение и средства противодействия. В разрезе отдельных конкурентных сил это:

1. Риск входа потенциальных конкурентов создает опасность прибыльности компании. Угроза возможного появления на рынке новых конкурентов зависит от двух факторов:

· - реакции существующих конкурентов,

· - наличия барьеров для входа в отрасль.

Существует шесть предпосылок, создающих барьеры для входа.

o Экономия на масштабе формирует абсолютное преимущество по издержкам, что сдерживает вторжение претендентов, вынуждая их либо входить в отрасль в большом масштабе производства, либо заранее согласиться с завышенными издержками.

o Дифференциация продукта. Отождествление товарной марки с компанией является барьером вторжения: новичкам необходимо преодолеть лояльность потребителей к существующим маркам.

o Потребность в капитале.

o Доступ к каналам распределения. Чем более ограничены каналы сбыта, тем тяжелее проникнуть в эту отрасль. Иногда эти препятствия настолько серьезны, что новые участники вынуждены создавать собственные каналы распределения.

o Политика правительства. Правительство может лимитировать или даже вовсе исключить вторжение в отрасли такими методами, как лицензирование и ограничения в доступе к источникам сырья.

o Прогноз в отношении реакции существующих в отрасли конкурентов является основанием для принятия решения о вторжении в данную отрасль. Опасениями может служить заведомо враждебное отношение конкурентов, занимающих привилегированное положение.

С точки зрения формирования стратегии определяющим фактором является стадия жизненного цикла отрасли.

2. Соперничество существующих в отрасли компаний возможно по разным параметрам: по цене, качеству, ассортименту. Интенсивность конкуренции зависит от того, насколько активно участники отрасли пытаются изменить эти показатели. Конкуренцию в отрасли усиливают ряд факторов:

1. Рост количества конкурирующих компаний.

2. Замедление спроса на продукцию

3. Снижение цен и иные увеличения объемов продаж.

4. Лояльность потребителей к торговой марке. Выделяют три модели отношения клиента к компании:

o - - эмоционально-позитивное – клиенты редко переоценивают нужды, считая выбор в пользу конкретной компании оптимальным;

o - - индифферентное – клиенты редко переоценивают свои потребительские нужды, основываясь на том, что переориентация на другую компанию сопряжена с нежелательными издержками;

o - - оценочно-рациональное – группа в большей степени склонна переоценивать свои возможности и запросы, исходя из таких критериев, как цена продукта, качественные характеристики и уровень сервисного обслуживания.

5. Попытки компаний улучшить свое положение на рынке за счет конкурентов.

6. Большие различия между компаниями-участниками

7. Приобретение крупным игроком другой отрасли одной из компаний

8. Затраты на выход с рынка превышают затраты на продолжение конкурентной борьбы

3. Возможность покупателей «торговаться».

Степень давления со стороны потребителей зависит:

o от возможности потребителей диктовать условия поставок;

o от уровня конкурентной значимости воздействия между компанией и потребителями.

Возможность покупателей «торговаться» представляет угрозу давления на цены из-за потребностей в лучшем качестве или сервисе. При этом под потребителями следует понимать не только конечных потребителей, но и промежуточных. Учитывая данный факт, покупатели наиболее сильны в следующих ситуациях:

o - когда поставляющая отрасль состоит из многих малых компаний, а покупателей мало;

o - когда покупатели делают закупки в больших количествах;

o - когда отрасль зависит от отдельных покупателей в большей части своей деятельности;

o - когда промежуточные покупатели получают небольшую прибыль, которая побуждает их снизить издержки, связанные с закупочной деятельностью;

o - когда экономически для покупателей приобретения у разных компаний равнозначны;

o - когда продукция, предоставляемая отраслью-поставщиком, не влияет на качество товаров и услуг промежуточных покупателей.

4. Возможность поставщиков «торговаться».

Поставщики оказывают давление на участников рынка при заключении сделки, путем увеличения цены или снижения качества товаров. Сила поставщика зависит от следующих факторов:

o - способность оказывать давление на потребителя в направлении изменения условий поставок (цены и качества);

o - уровень взаимодействия поставщиков и потребителей в отрасли.

o Мощное давление со стороны поставщиков в следующих случаях:

o - когда продукт имеет мало заменителей, важен для компании;

o - когда группа поставщиков не испытывает конкурентного давления, предлагая свою продукцию отрасли;

o - когда потребители не являются важными клиентами;

o - когда поставщики поставляют такие продукты, что для компаний дорого переключаться с одного вида на другой;

o - когда покупающие компании неспособны использовать угрозу вертикальной интеграции назад;

o - когда компании обходится дешевле покупка продукции, чем ее производство.

5. Угроза заменяющих продуктов.

Существование полностью заменяющих продуктов формирует конкурентную угрозу, ограничивающую цены компании и ее прибыльность. Товары-заменители представляют угрозу, когда их количество достаточно, цены доступны, потребительские свойства удовлетворительны, а переход к заменителям не сопряжен с чрезмерными расходами. Продуктами-заменителями, которые заслуживают особого внимания с точки зрения стратегии, являются продукты, которые способны обеспечить лучшее соотношение цены и качества по сравнению с имеющимися в отрасли.

Таким образом, эффективность конкурентной стратегии определяется эффективностью защиты компании от влияния пяти факторов, возможностью компенсации конкурентного давления и способностью к созданию устойчивых конкурентных преимуществ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: