Íå íóæíî çàáûâàòü, ÷òî ÷åëîâåê íîñèò ñâîþ èíäèâèäóàëüíîñòü, êàê è òåëî (îäåæäà). Íåêîòîðûå ôèëîñîôû ñìåøèâàþò èíäèâèäóàëüíîñòü ñ äóõîì. Èçó÷àÿ èíäèâèäóàëüíîñòü, ò. å. íàïð. ñïîñîáíîñòü ïîñòóâàòü òàê èëè èíà÷å ïðè èçâåñòíûõ îáñòîÿòåëüñòâàõ, îíè äóìàþò, ÷òî èçó÷àþò ñïîñîáíîñòè äóø, êîòîðûå ðàçëè÷íû ïî ñâîåé ñóùíîñòè. Îíè çàáûâàþò, ÷òî èíäèâèäóàëüíîñòü åñòü îòíîøåíèå ê äðóãèì èíäèâèäóàëüíîñòÿì; îíà åñòü êðàñêà, ÿâëåíèå îäíîãî è òîãî æå äóõà â ôîðìå âðåìåíè è ïðîñòðàíñòâà. Ñóùíîñòü äóõà, âîëè, æèçíè ó âñåõ è ó âñåãî áåçóñëîâíî îäíà è òàæå, èáî ðàçëè÷íîå âñåãäà åñòü ÿâëåíèå, òîãäà êàê äóõ åñòü áåçóñëîâíî íå÷òî âíå âðåìåíè è ïðîñòðàíñòâà. Ýòà ñóùíîñòü òâîð÷åñêàÿ, ýòî õîòåíèå äåÿòåëüíîñòè è ïîêîÿ, âå÷íîé èñòèíû, ïðîèçâîäÿùåé ðàâíîâåñèå, ãàðìîíè÷íîñòü, ñïðàâåäëèâîñòü. Áûòèå åñòü îòíîøåíèå ê íåáûòèþ, åãî ïðîòèâîïîëîæíîñòü. 173
|
×óâñòâî, ïåðåæèâàåìîå â êàæäûé äàííûé ìîìåíò, åñòü ðàâíîäåéñòâóþùàÿ âñåé ñèñòåìû îòíîøåíèé â òîò æå ìîìåíò åãîèíäèâèäóàëüíîñòè ê âíåøíåìó ìèðó.
|
ß óæå ìíîãî ðàç ñîçäàâàë òåáÿ, ìèð, (ñêîëüêî áûëî æèâûõ ñóùåñòâ) áåññîçíàòåëüíî. Òåïåðü æå ÿ âîçâûñèëñÿ äî ñîçíàòåëüíîãî òâîð÷åñòâà. ß ñîçäàâàë åãî, äóìàÿ, ÷òî ÿ èçó÷àþ.
Èñòèííûé öåíòð âñåëåííîé — ñîçíàíèå, åå îáíÿâøåå. Ëèøü â ýòîì ñîçíàíèè æèâåò âñå ïðîøëîå, ñåáÿ íå ñîçíàâàâøåå,è âñå áóäóùåå. Ïðîøëîå è áóäóùåå êàê áû èñõîäÿò èç íåãî, êàê è áåñêîíå÷íîñòü ïðîñòðàíñòâà, è òîëüêî è ñóùåñòâóþò â íåì (êàê ôîðìû åãî òâîð÷åñòâà).
|
Вселенная тождественна его хотению — она его создание.
NВ.NB2 (См. выше, стр. 166 и 172) Еще: Постоянным элементом нашего индивидуального существа является не только тело, но и пространство. Переменным и являются другие тела в этом вечно нас сопровождающем пространстве, которое есть непременная часть нашего существования, составляющая одно с ним.
Верования каждой эпохи в человеческой истории соответствуют брожению человеческого сознания в ту эпоху.
Мы уже теперь говорим, что воображение древнихнаселяло леса фантастическими существами, а для них самих эти существа были реальными; многие даже видели их. Их творчество сознание не возвысилось до того порядка и спокойствия, каково оно теперь. Они искали, как ищут художники, набрасывая эскизы. Еще менее совершенно и сознательно творчество зверей.
Все жившие до меня были для себя тем же, чемони и для меня — рядом явлений,— причина которых вне их (во мне).
Я (как явление) родился и начинаю повторять бессознательно ту же ритмическую фигуру, которую повторили все мои предки. Я создаю мир, как они его создали, не ведая о своем творчестве 174 и думая, что я воспринимаю что-нибудь вне меня существующее. Для каждого мир был таким, каким он (каждый) его желал (бeсcoзнaтeльнo). С течением веков сознание людей росло и постепенно возвышало личность, освобождая ее. Недавно человек сознал себя творцом всего того, что он называла своими ощущениями, восприятиями, явлениями. То, что он считал вне себя, оказалось в его сознания и лишь в нем. Но дойдя до такого сознания, он все такине мог дерзнуть признать себя причиною всего.
Âî âðåìåíè è ïðîñòðàíñòâå ÿ ïîäëåæó çàêîíàì âðåìåíè è ïðîñòðàíñòâà. Çàêîíû æå âðåìåíè è ïðîñòðàíñòâà — ñîçäàíèÿ ìîåãî ß.
ß õî÷ó òîãî, ÷åãî ó ìåíÿ íåò, ÿ õî÷ó ñîçäàâàòü. Îêðóæàþùàÿ îáñòàíîâêà äëÿ ìåíÿ, êàê çâåíî ðîäîâîé öåïè, ÿâëÿåòñÿ ïðèâû÷êîé. Ìíå êàæåòñÿ, ÷òî ïðîèñõîäèò íå òî, ÷òî ÿ õî÷ó, òîëüêî ïîòîìó, ÷òî ÿ èìåþ â âèäó ìîå ìàëåíüêîå ÿ, êîòîðîå äîëæíî ïîä÷èíÿòüñÿ çàêîíàì âðåìåíè è ïðîñòðàíñòâà — ñîçäàíèÿì ìîåãî áîëüøîãî ß.
Ïðîáóæäåíèå ê æèçíè — õàîñ.
Ïîçíàíèå — òâîð÷åñòâî.
Êàæäûé ÷åëîâåê ñîçäàåò ñåáå ìèð ñàì (áåññîçíàòåëüíî). Mèp ñòîëüêî ðàç ñîçäàâàëñÿ, ñêîëüêî ðàç ñîçíàíèå ÷åëîâåêà åãî òâîðèëî. Êàæäàÿ æèçíü ðèòìè÷åñêè ïîâòîðÿåò åãî òâîðåíèå.
×åëîâåê — ðèòìè÷åñêàÿ ôèãóðà (åäèíè÷íàÿ).
ß ñîçäàë ñåáÿ òàêæå, êàê íå ñåáÿ. ß ñîçäàë ñåáÿ, êàê åäèíèöó ðèòìà âî âðåìåíè è ïðîñòðàíñòâå.
Âñå — ìîå òâîð÷åñòâî.
ß ñîçäàë ñâîå ïðîøëîå òàê æå êàê è áóäóùåå.
Áîã — åäèíîå âñåîáúåìëþùåå ñîçíàíèå — ñâîáîäíîå òâîð÷åñòâî.
Åñëè ÿ ñîçíàë, ÷òî âñå åñòü ìîå òâîð÷åñòâî, âñå æå ìîå ñâîáîäíîå õîòåíèå, è âíå ìåíÿ íè÷åãî íåò — ÿ ñóùåñòâî àáñîëþòíîå.
Âñå — ôåíîìåíû, ðîæäåííûå â ëó÷àõ ìîåãî ñîçíàíèÿ.
Ðîä — îäíà èç ôîðì æèçíè.
Ðîæäåíèå - ñìåðòü - ðîæäåíèå - ðèòì åå. 175
VII
[Ïèñàíî â 1905—1906 ã. Ïåðåïëåòåíàÿ çàïèñíàÿ êíèãà â ëèñò; çäåñü æå ÷åðíîâîé òåêñò „Ïîýìû Ýêñòàçà", áëèçêèé ê çàâåðøåíèþ]
Ãëóáèíû ïðîøëîãî ìîãóò áûòü èçìåðåíû òîëüêî ñ âûñîòû ðàçëè÷àþùåãî ñîçíàíèÿ.  ýòîì ñìûñëå ïðîøëîå èìååò íàèáîëüøåå ðåàëüíîå ñóùåñòâîâàíèå òîëüêî âî âïîëíå ðàçâèòîì ñîçíàíèè.
Âðåìÿ åñòü ðåçóëüòàò ðàñïðåäåëåíèÿ ïåðåæèâàíèé è êàê òàêòîâîé îíî ñîçäàåòñÿ â òå÷åíèå öåëîãî ïðîöåññà âñåëåííîé, êàê è ïðîñòðàíñòâî. Èòàê íàèáîëåå ðåàëüíîå ñóùåñòâîâàíèå âðåìÿ è ïðîñòðàíñòâî áóäóò èìåòü (âûðàæàÿñü óñëîâíî) â ìîìåíò àáñîëþòíîé äèôôåðåíöèàöèè. Òîëüêî òîãäà îíè áóäóò â ôèêñàöèîííîé òî÷êå âñåîáúåìëþùåãî ñîçíàíèÿ. Ìîìåíò ýòîò åñòü ãðàíèöà ñ áåññîçíàòåëüíûì ñîñòîÿíèåì, â êîòîðîì ñîâåðøèòñÿ îòðèöàíèå îòðèöàíèÿ è àáñîëþòíîå áûòèå îòîæäåñòâèòñÿ ñ íåáûòèåì.
Ïî÷åìó îäíè íèçøèå îðãàíèçìû ðàçâèëèñü â âûñøèå ôîðìû, à äðóãèå íå ýâîëþöèîíèðîâàëè? — Ïîòîìó ÷òî îäíèíàõîäèëèñü â áîëåå áëàãîïðèÿòíûõ äëÿ òîãî óñëîâèÿõ, à äðóãèå â ìåíåå. Íî ÷åì ñîçäàþòñÿ ñàìè ýòè óñëîâèÿ? Òåìèæå êëåòî÷êàìè è èõ ñî÷åòàíèÿìè. Êàæäûé îðãàíèçì ÿâëÿåòñÿ ðåçóëüòàòîì âîçäåéñòâèÿ íà íåãî îêðóæàþùåé ïðèðîäû è ðåàãèðîâàíèÿ åãî íà ïðèðîäó.
ß õî÷ó ïîçíàòü, èñòèíó. Ýòî äëÿ ìåíÿ ôàêò íåîïðîâåðæèìûé, íå òðåáóþùèé äîêàçàòåëüñòâ. Åùå ïðåæäå ýòîãî ÿ õî÷ó æèòü, â ÷åì òàêæå óâåðåí. Åùå ÿ èìåþ ôàêò ìîåþ ñîçíàíèÿ, â êîòîðîì ïðåáûâàåò Ìèð, êàê ìíîæåñòâî åãî ñîñòîÿíèé, â íåì îáúåäèíåííûõ. Ïîçíàòü çíà÷èò îòîæäåñòâèòüñÿ ñ ïîçíàâàåìûìè. ß ïîçíàþ ìèð, êàê ðÿä ñîñòîÿíèé ìîåãî ñîçíàíèÿ, èç ñôåðû êîòîðîãî íå ìîãó âûéòè. ß õî÷ó ïîçíàòü èñòèíó. Ýòî öåíòðàëüíàÿ ôèãóðà ìîåãî ñîçíàíèÿ.  ýòîé ÿ óâåðåí, ýòî ÿ ïåðåæèâàþ, ñ ýòèì îòîæäåñòâëÿþñü. ß â äàííóþ ìèíóòó áîëåå âñåãî — õîòåíèå ïîçíàòü èñòèíó, ò. å. õîòåíèå ñòàòü èñòèíîé, îòîæäåñòâèòüñÿ ñ íåé. Âîêðóã ýòîé öåíòðàëüíîé ôèãóðû ïîñòðîåíî âñå îñòàëüíîå. Èç áåñ÷èñëåííîãî ìíîæåñòâà ñîñòîÿíèé ñîçíàíèÿ íåêîòîðûå íåïîñðåäñòâåííî îêðóæàþò öåíòðàëüíîå ñîñòîÿíèå, äðóãèå ðàñïîëîæåíû äàëåå. 176
Öåíòðàëüíîå ïåðåæèâàíèå êàê áû èçëó÷àåò âñåëåííóþ â ôîðìàõ âðåìåíè è ïðîñòðàíñòâà, ïðåäñòàâëÿÿ ñàìî öåíòð è íàñòîÿùèé ìîìåíò. Åùå ÿ óòâåðæäàþ ìîþàêòèâíîñòü. ×òîáû ìûñëèòü è ÷óâñòâîâàòü, ÷òîáû ñîçäàâàòü ìèð, ÿ äåëàþ íåêîòîðîå óñèëèå, ÿ äåéñòâóþ. Åñëè ïðåêðàòèòñÿ ìîÿ àêòèâíîñòü, ÿ óñíó èëè óìðó. Ñ ïðåêðàùåíèåì äåÿòåëüíîñòè ìîåãî ñîçíàíèÿ äëÿ ìåíÿ èñ÷åçàåò âñå. Èòàê ìèð åñòü àêòèâíîñòü ìîåãî ñîçíàíèÿ. Ýòîò âûâîä åñòü ðåçóëüòàò íàáëþäåíèÿ è îïûòà. Ìîå ñîçíàíèå âíå ñâîèõ ñîñòîÿíèé åñòü âîçìîæíîñòü (÷èñòàÿ äåÿòåëüíîñòü) è â ñìûñëå âðåìåííîì è ïðîñòðàíñòâåííîì ñîâåðøåííîå íè÷òî. Âîïðîñ èçó÷åíèÿ âñåëåííîé ñâîäèòñÿ ê âîïðîñó îá èçó÷åíèè ïðèðîäû äåÿòåëüíîñòè ñîçíàíèÿ.