Момент зажигания рабочей смеси.




Сгорание рабочей смеси в цилиндре двигателя происходит не мгновенно, а в течение определенного времени. Мощность, экономичность, нагрев, износ двигателя и токсичность отработавших газов во многом зависят от выбора момента зажигания рабочей смеси в цилиндре двигателя.

Момент зажигания рабочей смеси определяется по углу поворота коленчатого вала двигателя от момента проскакивания искры до положения, при котором поршень находится в ВМТ. Этот угол называется углом опережения зажигания.

На рисунке 15 показано изменение давления в цилиндре двигателя в зависимости от угла опережения зажигания. При раннем зажигании (большой угол опережения зажигания, кривая 1) происходит резкое возрастание давления в цилиндре двигателя, препятствующее движению поршня.

 

Рис. 15. Изменение давления в цилиндре двигателя в зависимости от момента зажигания состоит

1 — раннее зажигание,

2 — нормальное зажигание,

3 — позднее зажигание,

а — момент зажигания

 

Это приводит к снижению мощности и экономичности двигателя и увеличению токсичности, а также к его перегреву и появлению детонационных стуков (зубцы на кривой 1). Также ухудшается приемистость и наблюдается неустойчивая работа двигателя в режиме холостого хода.

При позднем зажигании (малый угол опережения зажигания, кривая 3) горение смеси происходит после ВМТ, когда поршень идет уже вниз. Давление газов не сможет достигнуть необходимой величины, мощность и экономичность двигателя снижаются. Наблюдается перегрев двигателя, так как температура выхлопных газов повышается. Оптимальное протекание процесса сгорания рабочей смеси в цилиндре двигателя происходит в том случае, когда угол опережения зажигания соответствует кривой 2.

Из этого следует, что угол опережения зажигания должен регулироваться автоматически с учетом скоростного и нагрузочного режимов работы двигателя.

Это и выполняют центробежный и вакуумный регуляторы опережения зажигания, установленные в прерывателе-распределителе.

Установка зажигания

 

Учитывая, что воспламенение рабочей смеси должно происходить в тот момент, когда поршень каждого цилиндра находится в ВМТ конца такта сжатия, необходимо, чтобы прерыватель-распределитель обеспечивал образование искры в свече зажигания в строго определенные моменты.

Для обеспечения необходимого взаимодействия деталей прерывателя-распределителя и его привода нужно установить зажигание.

Зажигание устанавливают по первому цилиндру, когда поршень находится в ВМТ конца такта сжатия. Для определения такта сжатия вывертывают свечу зажигания первого цилиндра и закрывают отверстие пробкой. Если при медленном вращении коленчатого вала пробка выталкивается или обнаруживается шипение сжимаемого воздуха, то это свидетельствует о том, что в цилиндре происходит такт сжатия. Для точной установки поршня ВМТ в автомобиле ГАЗ-53А необходимо совместить метку на шкиве коленчатого вала с центральной риской указателя (рис. 16).

В двигателе автомобиля ЗИЛ-130 ВМТ такта сжатия определяется по совпадению отверстия на шкиве с меткой ВМТ на указателе датчика ограничителя числа оборотов (рис. 16 б). Затем нужно провернуть коленчатый вал против часовой стрелки так, чтобы отверстие в шкиве совпало с цифрой 9 на указателе.

 

Рис. 16. Установочные метки для установки зажигания в двигателе

а — ЗМЗ-53; б — ЗИЛ-130

 

Перед установкой прерывателя-распределителя в гнездо на двигателе нужно его проверить, очистить и отрегулировать зазор. Стрелку октан-корректора установить на 0, а корпус прерывателя нужно установить в гнезде так, чтобы привод совпадал с приводом масляного насоса. Штуцер вакуумного регулятора должен находиться против трубки.

Для определения начала размыкания контактов применяют контрольную лампу: один провод от нее присоединяют к "массе", а другой к клемме провода низкого напряжения. Момент начала размыкания контактов прерывателя устанавливают поворотом его корпуса против вращения кулачка до момента, когда загорится лампочка. Выключатель зажигания при этом должен быть включен. Корпус прерывателя закрепляют, устанавливают ротор и крышку распределителя. Боковой контакт, против которого устанавливается токоразносная пластина, соединяют со свечой первого цилиндра. Остальные контактные гнезда соединяются проводами со свечами зажигания согласно порядку работы цилиндров двигателя. При распределении проводов по свечам необходимо учитывать направление вращения ротора.

Проверяют правильность установки зажигания контрольной лампой. Правильность установки зажигания можно проверить и на ходу автомобиля. Для этого необходимо прогреть двигатель и, двигаясь на прямой передаче с небольшой скоростью, быстро нажать до отказа на педаль управления дросселем. При правильной установке зажигания должны слышаться слабые и прерывистые детонационные стуки, исчезающие после разгона. Если зажигание слишком раннее, стуки будут значительными, а если зажигание позднее, то детонационных стуков не будет.

Необходимо помнить, что при повороте корпуса распределителя в сторону вращения его ротора установка зажигания будет более поздней, а при повороте в противоположном вращению ротора — более ранней.

Установку зажигания корректируют при помощи октан-корректора.


Список литературы

 

1. Дмитриев А.В. Электрооборудование автомобилей, тракторов и комбайнов: Учебное пособие. — Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд.-во, Юж.-Урал. изд.-торг, дом, 1999 — 199 с.

2. Дмитриев М.Н. Практикум по электрооборудованию тракторов, автомобилей, комбайнов. — М.: Колос, 1976.

3. Машков Е.А., Жалнин Э.В. Справочник комбайнера. — М.: Россельхозиздат, 1984.

4. Родичев В.А., Родичева Г.И. Тракторы и автомобили. — М.: Агропромиздат, 1987.

5. Родичев В.А., Родичева Г.И. Тракторы и автомобили. — М.: Агропромиздат, 1987.

6. Трактор "Кировец". — Ленинград: Колос, 1976.

7. Шаткус Д. И. Справочник по комбайнам "Нива" и "Колос".— М.: Колос, 1976.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: