Многие люди говорят теперь о своем внутреннем мире. Рассуждают о потребностях внутреннего мира. О том, что-де их душа не справляется с тем-то и тем-то. На самом же деле не справляются их желудок и кишечник. А все, что они говорят о душевной жизни, по сути представляет собой лишь словесное выражение того, что происходит в обмене веществ. А вдобавок такие люди нипочем не признают правды, не скажут: у меня не в порядке желудок, кишечник, селезенка и печень или иные органы, — вместо этого они говорят: у меня в душе те или иные сложности. Для некоторых это звучит куда лучше и изящнее, это они считают менее материалистическим11.
Рудольф Штайнер
Органы и душевная жизнь
Будничный, бытовой язык изобилует выражениями, наглядно показывающими тесную связь различных душевных проявлений с определенными органами. Под органом духовно-научно ориентированная медицина разумеет не просто зримую тканевую совокупность, но скорее процесс, функции, которые некий орган телесно и душевно осуществляет в целостном организме. Подобно тому как, например, и Луна не только представляет собою физический объект в небесных далях, но распространяет свои воздействия по всему Космосу. Вспомним, как она влияет на нашу фантазию, а помимо того, на рост, на отливы и приливы, на менструацию, рождение, бодрствование и сон и т. д. Аналогичным образом влияние печени, нашего важнейшего органа гидрорегуляции, распространяется на весь организм — на влажность кожи, на структурный обмен веществ, на мозг и на темперамент, расположение духа, особенно когда что-то неприятно «сидит в печенках». Скажем, в китайской медицине издревле знают это двойственное место печени между чисто душевными порывами вроде агрессивности, ярости, подавленной злости и вытекающими отсюда специфически телесными симптомами вроде головных болей, дурноты, вздутий, обусловленного ими стеснения груди и повышенного кровяного давления, а все это соотносится с эмоциональными застоями.
«Болезни должно рассматривать как телесное «безумие», а именно отчасти как навязчивые идеи» (Новалис)12. В определенные эпохи развития человечества люди сосредоточивали свое сознание на определенных органах и тогда особо об этих органах заботились. Так, в Индии, в культуре йогов, на переднем плане находилось дыхание, а значит, и легкие, орган, связанный с внешней средой; в Египте — сердце, орган осознания и совести. В современной культуре определяющий орган — это мозг, через посредство которого надеются объяснить все.
Порой воздействие органов выходит далеко за пределы нормальной деятельности обмена веществ и индивидуальной работы души. Однако уже мудрый разговорный язык рисует совершенно новую картину органических функций. При душевном перенапряжении у нас «перехватывает дыхание»; от изумления «отнимается язык»; в гневе «разливается желчь»; у детей невыплаканные дневные слезы истекают ночью через почки и мочевой пузырь.
Позднее мы увидим, сколь важны для совокупного тела, которое при депрессии выпадает из светового и теплового баланса, здоровое питание и всевозможные медикаменты. Для начала же рассмотрим поближе органы, составляющие телесную основу жизненных, душевных и духовных функций. Далее это позволит нам сделать выводы касательно органотерапии при депрессии.
Легкие и сердце как органы раскола
Начнем с двух органов, посредством которых мы интенсивнее всего связаны с жизненными процессами окружающего мира и собственного тела, — с легких и сердца, оживителей и движителей нашей крови.
Легкие суть орган, сильнейшим образом связанный непосредственно с окружающим миром и, как ни удивительно, в особенности со строением почвы, с геологией. Здесь имеется в виду значение перемены места при таких заболеваниях, как астма, бронхит, туберкулез и т.д. Легкие «любят» почву галечную и гранитную, а вот с известняком частенько не уживаются; из всех внутренних органов они самый большой по размеру, самый холодный и самый жесткий. С первым же вздохом человек обособляется и противопоставляет себя внешнему миру, как бы отделяется от материнского. Взаимосвязь душевной сферы и легких отчетливо проступает, когда легкие заболевают и впадают в односторонность, становятся слишком уж «землей», — и выражается это в затрудненном дыхании, в негативизме, эгоцентризме, обмане чувств, маниакальном сомнении и критицизме, в оппозиции к миру. Можно истолковать это и как вдох, ставший односторонним, как жест антипатии. Психосоматические исследования указывают, что во время приступа астматик отдаляется от всех проблем и тем самым говорит миру «нет». Легкие обретают таким образом головную тенденцию, с которой мы уже познакомились, говоря о голове-антипатизанте.
Высказывания двух легочных больных — Франца Кафки и Хорста Эберхарда Рихтера — проясняют этот тезис. «Мой мозг тогда просто не мог больше переносить возложенные на него заботы и мучения. Он сказал: «Я сдаюсь; а если кому-то все-таки важно по возможности сохранить целое, пусть облегчит мне ношу, и тогда мы еще какое-то время продержимся». Тут-то и подали голос легкие — им, видно, нечего было терять. Эти переговоры между мозгом и легкими — без моего ведома — были, наверное, ужасны... Я болен духом, а заболевание легких лишь следствие того, что духовная болезнь вышла из берегов»13.
Нежелание понять, нежелание признать внешние события тоже способно настолько повредить этот орган связи с окружающим миром или же подчинить его, что мы, оцепенев телом и душою, отходим от мира.
«Когда спустя две-три недели я вошел в полуразрушенный многоквартирный берлинский дом, я застал в двух комнатах нашей старой квартиры на четвертом этаже, которые более-менее пощадила ужасная бомба, чету венгров. Разве я не знал, спросили они, что мои родители погибли еще в июне 1945-го? Как? Это случилось в деревне, куда они перебрались из-за бомбежек. Русские... Через день после этого страшного известия у меня началась лихорадка — воспаление легких. Больница. Там я провел не одну неделю. Температура давно спала, легкие вновь были в порядке. Но я не мог, не хотел выздоравливать. Ноги меня не держали. Опять ноги. Помню, как под критическими взглядами терапевта и двух медсестер я выполнял что-то вроде теста на хождение. Шел очень неуклюже и потому стыдился. И, конечно, чувствовал, что вообще-то дело не в ногах»14.
Отсюда отчетливо видно, что органические болезни становятся «спасителями» души и что по их болезненной порой реакции можно распознать высокую мудрость, которая стремится сообщить нам отнюдь не депрессивный настрой.
Сердце, в противоположность легким, орган чисто внутренний, теснейшим образом связанный с самым важным в человеке, с кровью. Оно и есть центр души. Таким образом, человек уже физиологически расколот на внешнее (легкие и мыслительная деятельность) и внутреннее (сердце и чувства). Образ первозданного раздвоения, которое в жизни никогда полностью не гармонизируется. Рудольф Штайнер однажды разъяснил, что между мышлением и чувствованием, легкими и сердцем, зияет поистине «рана Анфортаса», «zwifel» — «сомнение», расколотость человеческого существа. Египтяне называли сердце также органом судьбы и органом внутреннего знания, «совести», который может разбиться от потрясений и тяжелых судьбоносных событий (инфаркт сердца). Сердцем мы, собственно говоря, способны преодолеть дуализм, сомнение и раздвоенность, если нам удастся отыскать новый сердечный язык или сердечное понимание, объединяющее человека и мир, мышление и чувствование, как мы видели это в характере, в темпераменте. Рудольф Штайнер, например, рассматривал антропософию как новый язык сердца. Но так или иначе наша система «сердце-легкие» есть основа дуализма «открытость миру—замкнутость на себе». Если такой разлом меж собственной душой и окружающим миром слишком велик, человеком овладевают сомнение и отчаяние. При депрессии наряду с нарушениями дыхания, порой начинающимися как невинные позывы к откашливанию, имеет место прежде всего неприятное ощущение в сердце — собственно органе судьбы. Если из-за этого возникают и страхи, то страх перед окружающим миром можно лечить через легкие, страх смерти — через сердце.
Почки как орган душевной слепоты
Спустимся теперь в телесной сфере ниже и рассмотрим почки — парный орган, расположенный сзади, за брюшиной. Подобно тому как душа осознанно смотрит в мир через глаза, неосознанно она воспринимает мир через почки, «слепые глаза», — органы обмена веществ, управляемые вегетативными нервами. Почки и надпочечники, в частности, регулируют эмоции, которые затем выражают себя высоким кровяным давлением, спазмами желудка, диареей, одышкой и т. д. Известна в психосоматической медицине и взаимосвязь глаз и почек, например, взаимосвязь подавленного плача и проистекающего от этого мочеотделения (например, при ночном недержании мочи). Таким образом, почки суть бессознательные органы души, «слепые глаза» всей брюшной полости, вдобавок выводящие наружу вещество, которое всегда несколько отупляет человека, — азот, в большом количестве содержащийся в белке мяса и бобовых. При заболеваниях почек и мочевого пузыря кожа и глаза плохо пропускают свет, тускнеют. Вспомним туповатые, отечные лица почечных больных, когда они просыпаются утром. Нередко они весьма апатичны и к чувственным впечатлениям. Многим страдающим депрессией нужно начинать лечение с почек, тогда они вновь обретут ясное дневное сознание. Уже чисто анатомически почка и надпочечник демонстрируют тесную связь с вегетативными нервами. Бессознательный аспект души, эмоциональное, связанное с темпераментом, сугубо индивидуально-душевное равновесие подведомственны функции почек. Эти органы даже называли «партнерами», раскрывающими душевно-эмоциональное соотношение.
Если описывать человечество в прошлом и ныне, то придется сказать, что в культуре йоги благодаря заботе о дыхании и легких еще существовало естественное духовное осознание мира и внутренней жизни, тогда как ныне оно все больше ограничивается собственной утробой и сугубо личными эмоциями, и что человек поэтому противостоит духовным силам в себе и в мире слепо и неосознанно, как «слепой безумец» Парцифаль. Материализм и сопряженные с ним эгоизм, душевная слепота становятся таким образом «духовной почечной болезнью» (Рудольф Штайнер) современного человечества.
Тем самым очевидна задача людей, живущих осознанно: то, чего мы более не получаем извне пассивно, чисто органическим способом, нужно теперь производить внутренне, силами собственного «я» и по-новому осознанно возвращать миру. Для этого необходимо выработать внутреннюю способность душевного разогрева, т. е. темперамент и увлеченность, что создается не эгоизмом и интересом к собственной персоне, а только интересом к миру. В этой связи важную роль играют собственно органы обмена веществ (селезенка, печень, желчный пузырь), которые, в частности, приготавливают кровь к «встрече» с вещественным внешним миром, с питанием.
Печень и желчный пузырь как органы внутренней радости
Печень — орган водный, жизненный, созидательный и ночной, играющий важную роль прежде всего в сахарном обмене. Сахар укрепляет «я», делает его бодрствующим и активным. Печень регенерирует израсходованные за день жизненные силы (в немецком языке «печень», «Leber», сродни слову «жизнь», «Leben»; русское же слово «печень» происходит от «печь, выпекать»). При депрессии больной обычно просыпается утром усталый, холодный и апатичный, приносит в день болезненные силы ночи. «Влага жизни» «загустевает», становится инертной, и у человека целый день уходит на преодоление телесного сопротивления. К вечеру он, как правило, этого достигает и чувствует себя относительно деятельным и бодрым. Многие из страдающих депрессией просыпаются спозаранку, между часом и тремя, когда печень возобновляет свою работу. Именно с этим сопряжен, в частности, успех лечения таких больных лишением сна. Желчный пузырь, напротив, орган чисто дневной, расщепляющий, он стимулирует обмен веществ, а тем самым и бодрствование. Если желчь течет неправильно, все пищеварение останавливается, человек делается вялым, так сказать недостаточно «желчным». Если же нарушаются печеночный и желчный процессы, то внутренняя и внешняя воля цепенеют, а взгляд на мир мутнеет. Ведь желчь как один из самых агрессивных соков организма сталкивается в пище с субстанциями внешнего мира и разрушает их, готовя для перехода в кровь. Столкновение с миром, стало быть, означает приобретение здоровой желчности. В древней медицине поэтому желчь называли Марсом, воином и разрушителем. При депрессии необходимо лечить и печень как орган жизни, и желчный пузырь как орган мужества — тогда вновь появятся жизнерадостность и бодрость.
Следовательно, печень и особенно желчь суть органические прообразы активности и живости. Чисто органическая деятельность и переработка веществ струят в душу радость, силу и внутреннее наслаждение, активное «да» земле и, наконец, доверие к себе, коль скоро мы собственной активностью одолели приходящее извне.
Отсюда понятно, что в раннем детстве вспыльчивый родитель или педагог способен подавить волю ребенка, а тем самым и здоровое мировосприятие, в результате чего позднее в органах воли — печени и желчном пузыре — проявятся органические нарушения, могущие привести к «гнетущим», т. е. депрессивным или же агрессивным симптомам.
Именно при «эндогенных депрессиях» нужно исходить из того, что еще до вспышки болезни, большей частью в юности, разного рода душевные нагрузки окольным путем добираются и до органа темперамента, до печени, которая хотя и принимает их в себя, но до поры до времени без физических последствий. Можно сказать, печень копит душевную нагрузку и однажды, после достаточно долгого «беспорядочного воздействия души» (Рудольф Штайнер), нередко спустя десятилетия, выбрасывает этот груз назад в душу. И тогда он всплывает в сознании — так затонувшая деревяшка многие годы гниет под водой, а потом вдруг шторм взбудораживает глубины, и она всплывает на поверхность. Впрочем, душевные проблемы не обязательно отражаются через этот орган на психике, они могут и укрепиться в нем как чисто органическая болезнь, оставив душу сравнительно здоровой.
У австрийского писателя Адальберта Штифтера, который не умел изжить свои сильные агрессии, «заместительно» развилась злокачественная болезнь печени, вновь и вновь приводившая к душевным «печеночным расстройствам» — мучительному страху, тяжелой меланхолии и ипохондрическому самонаблюдению, — но, удивительное дело, подарившая его творчеству безупречно уравновешенную ясность, гармонию и мир. Такова была органическо-душевная цена продолжавшейся всю жизнь изнурительной борьбы за то, чтобы обуздать «тигриные задатки» и бешеные страсти, не преображая их. Сочинительство стало у Штифтера не здоровым средством выражения, а средством защиты. Ведь стихии глубин необходимо преобразовывать и тем высвобождать, но никак не подавлять; яркий пример тому — Гёте. Творчеству Штифтера болезнь ущерба не нанесла, только ему самому. Дело в том, что болезнетворны именно те страдания, которых не облегчают преодолением переживаний. «Впечатления, оставшиеся невыраженными, возбуждают болезнь». Этот практический вывод заложен в основу многих методов психо- и искусство-терапии, применяемых при душевных болезнях.
Находясь в депрессии, человек, однако же, слишком слаб, чтобы своей душой оздоровлять органы. Здесь нужны и определенные лекарства, которые поддержат его в этой борьбе. А когда душевное состояние улучшается, исчезают и вторичные телесные симптомы, о чем и пойдет речь в следующей главе.
Телесная терапия
«Кроме физической стороны», — сказал священник, — часто ставящей на нашем пути непреодолимые препятствия и вынуждающей нас приглашать на совет толкового врача, я нахожу, что средства исцеления помешанных весьма просты. Это те именно средства, которые здоровым людям не дают сойти с ума».
Гёте. Годы учения Вильгельма Мейстера
(Перевод С. Г. Займовского)
О том, что душой можно воздействовать на тело, любой из нас хорошо знает по собственному опыту. Наше тело вовсе не чуждо душе, оно позволяет ей, в частности, проявляться вовне. Иными словами, тело есть физический инструмент души. Скрытые поначалу душевные силы как бы «обращаются» к нам через посредство глаз, рук, кожи, почек и т. д. Попав в бедственное положение, душа «оккупирует» отдельные органы, вцепляется в них так, что мы начинаем их осознавать. И тогда говорим о боли и о болезни. Порой только через мигрень и осознаешь, что забрал себе в голову слишком много или норовишь пробить головою стену. И нынешней так называемой психосоматической медицине известны чрезвычайно многообразные душевные расстройства, которые весьма индивидуальным способом обнаруживают себя через органы. При депрессии мы тоже сталкиваемся с многообразными проявлениями органических симптомов, которые следует понимать как телесную проекцию больной души. Убедиться в этом на практике ныне может всякий, потому что собственная душа доступна нашему внутреннему наблюдению, и мы можем соотнести с нею телесные симптомы. Однако ж, напротив, весьма трудно увязать с душевными расстройствами первично телесные заболевания, особенно те, что физически пока не выступили на поверхность в массовом порядке. Каким же это образом печень, почки, желчный пузырь и проч. вдруг начинают порождать чисто душевные симптомы вроде страха, отчаяния, навязчивых идей и т. д.? Здесь необходимо совершенно иное понимание органа как такового.
Хотя многое для нас по сей день остается загадкой, на основе вполне банального будничного опыта мы все же знаем: что на пользу душе, то и телу на пользу, и наоборот. Когда депрессия обостряется и отклик у человека вызвать уже не удается, мы поневоле вынуждены идти от телесного или медикаментозного. Медикаментозное вполне оправданно, когда посредством процессов света и тепла, импульса и гармонического движения помогают душе освободиться от оцепенения и земной тяжести. Да и не все формы депрессии обусловлены чисто душевно. Как мы видели, нездоровье таких органов обмена веществ, как печень, желчный пузырь и почки, зачастую прорывается из бессознательного в сознание и бороться с ним приходится на телесном уровне. Правда, это не означает, что одновременно не оказывается поддержка и на психическом уровне. Но мнение, что все душевное обусловлено лишь душевным, не соответствует фактам. Как раз при депрессиях очень заметно, сколь важную роль играет в преодолении болезни физическое тело.
Исходить нужно из того, что при депрессии физическое тело человека все больше выпадает из-под власти душевных и духовных сил, тем самым обособляясь, а значит, следуя земным силам тяжести и тьмы (человек «не имеет стремлений»). Такое может случиться, например, в результате тяжелых душевных нагрузок, которые затрудняют индивидуальные изменения, и человек поневоле отклоняется от своего внутреннего жизненного плана, подчиняясь чисто внешним закономерностям. Или же так происходит оттого, что с течением времени в теле человека накопилось много токсичных и чужеродных веществ, отсекающих его от света и тепла, — тело «герметизируется». Как же изнутри и извне обеспечить меланхолику движущий импульс, свет, тепло и т. д., чтобы его внутренние поры вновь открылись навстречу миру? Давайте сообща расспросим «толкового врача», о каком писал Гёте, — врача, обращающего свой взор на определенные процессы в природе, чтобы помочь во внутренней ночи души проложить путь к свету.
Ввиду сложности депрессивных заболеваний упомянутые ниже лечебные средства должны оставаться в распоряжении врача; здесь мы на нескольких примерах лишь укажем направление, в каком следует искать мост меж болезнью и лекарством. Из этого многообразия врач затем выберет средства, подходящие для индивидуальной ситуации.
Из всего сказанного выше направление терапии совершенно ясно: необходимо обращаться преимущественно к «высокому», к силам света и тепла в природе, а значит, и в человеке. У растений сильно связаны со светом и теплом в первую очередь цветы. Но таково может быть и растение в целом, особенно если оно образует горючие эфирные или маслянистые субстанции. В современной натуропатии широчайшей известностью пользуется зверобой (Hypericum), цветущий в ту пору года, когда свет и тепло максимально интенсивны, а именно начиная с Иванова дня, с конца июня. Его красное масло и серно-желтые цветки возвращают человеку восприимчивость к свету, порой даже сверхвосприимчивость (так называемую фоточувствительность). При заболеваниях головного мозга и нервной системы все растение с его горькими экстрактивными веществами «очень сильно и длительно действует на внутреннюю подвижность души и укрепляет ее» (Рудольф Штайнер). За внешнюю долговечность отцветшего растения народ прозвал его «здоровая трава». Далее упомянем еще эфироносный розмарин — растение, распространенное преимущественно в теплой Южной Европе. Его эфирные масла можно непосредственно соединить с силами «я» в человеке. Розмарин «устраняет изъяны в физическом теле, открывает сток для отложений и укрепляюще действует на сердце» (Рудольф Штайнер), наше собственное солнце. Мы охотно используем розмарин как добавку для ванны, причем в такой концентрации, чтобы его можно было и учуять. Само купание имеет еще одно преимущество: теплая вода стимулирует тело и дает ему согревающее ощущение оболочки, которое можно дополнительно усилить — особенно с помощью природного «теплоносителя», жиров и масел. Еще св. Фома Аквинский рекомендовал при депрессиях — наряду со сном — созерцать страсти Господни (т. е. обращать взор вовне, от себя на большие страдания) и принимать ванну.
Когда разрушительные земные силы действовали слишком сильно, издревле применяли определенные цветки растений, чтобы приподнять человека над землей. В Древней Греции давали мед внутренне и масло наружно. Через сами цветки «совокупные жизненные силы возобновляют свои космические колебания» (Рудольф Штайнер). В свете этого фитотерапия с помощью изысканных цветковых экстрактов приобретает весьма глубокий смысл.
Что до диеты, то очень важно по возможности придерживаться легкой пищи. Таковы фрукты и различные сахара в форме меда, который вновь «располагает душу к возвращению в телесность» (Рудольф Штайнер). Рудольф Штайнер оставил нам ряд важных указаний о душевном воздействии сахара, разъяснив, в частности, и повышенную у меланхоликов потребность в сахаре. Сахар через посредство «я» помогает раскрыться внутренней воле.
Отсюда ясно, что огульно отвергать сахар нельзя, необходимо разобраться в его внутренней сущности. Таким образом, становится понятнее и почему иные люди с горя жиреют. Они отгораживаются панцирем от грозного внешнего мира, прячутся в собственном тепле, которого извне получают недостаточно. Так что, если вы набрали такого жиру, утешьтесь, он помогает вашей душе выжить. А если этого недостаточно, утешьтесь вместе с «тонкокожим» Францем Кафкой, который однажды заметил по поводу корпулентности писателя Франца Верфеля, что лишь от толстяков «есть прок на земле как от подлинных граждан, ибо на севере они согревают, а на юге дают тень» (Письма Милене).
В целом следует отдать предпочтение вегетарианской молочно-растительной диете, так как мясо сгущает кровь и тем усугубляет земную тяжесть тела. Из злаков нужно особо упомянуть овес, чьи фосфорные соединения разогревают тепловой организм и делают темперамент более пылким, т. е. более холерическим.
Вспомним в этой связи также светоносца среди металлов, магний, который мы обнаруживаем и в хлорофилле. Магний и хлорофилл растворяют душевные и физические панцири и соединяют человека со светом.
При депрессии особая задача антропософски ориентированной металлотерапии — оживление печени и активизация желчных процессов. Важную роль здесь играют прежде всего железо и его соединения. Печень имеет дело с созидательными силами ночи, желчь — с разрушительными, а стало быть, сознательными силами дня. Жизненные силы печени цепенеют, как если б живая вода вдруг свернулась. Душевно пациент ощущает это как «оцепенение темперамента». Сон более не приносит человеку отдохновения. «Огневая» желчь, дающая нам бодрость и здоровую агрессивность, застаивается. Посмотрев себе в душу, человек вправду видит черноту — свою «черную желчь».
Стоит коротко упомянуть еще так называемые физические меры — собственную активность в движении. С давних пор известно, что движение значительно облегчает начинающиеся депрессивные состояния. Ведь движение есть телесное преодоление силы тяжести, отдача себя миру — например, потение представляет собой волевую деятельность, активное теплообразование. И начинать надо именно там, где обитает воля, т. е. в системе конечностей и обмена веществ. Не в голове — там у человека при депрессии и без того ералаш. Ведь как раз голова с ее заботами непрерывно гложет печень, орган жизни и обмена веществ, как орел гложет печень Прометея.
Посредством чисто телесного движения нижний человек пробуждает верхнего: нам легче думается, все застои в душе исчезают. Ведь и время мы осознаем, только когда что-нибудь движется, т.е. меняется. А для больного депрессией время стоит на месте. Только когда внутренне и внешне что-то движется, душа развивается, живет, имеет цель. Иными словами, движение стремится к некой цели, в будущее. Многие депрессии, которые я лечил, поражали именно супругов, в чьем браке уже не было никакого движения, не было перемен. Иллюзорная надежда «оцепенила крылья», началось пустое ожидание...
Стало быть, при душевном оцепенении все возможности движения исчерпываются. Каждому из нас, например, знакомо, как благотворно действует на психику работа в саду, пешая прогулка, поход в горы и т. д. К числу людей, отличавшихся огромной и многообразной подвижностью, безусловно принадлежал Гёте. Он и танцор, и фехтовальщик, и стрелок, и наездник, и пловец, и конькобежец, и альпинист, и пеший странник. Одно из важнейших «посвятительных переживаний» произошло с ним в двадцативосьмилетнем возрасте, когда он зимой поднялся в Гарце на вершину Броккена. Поднявшись в прозрачную горную ясность, он тогда высвободился из депрессивно-ипохондрического тумана. Через телесное преодоление наступило внутреннее освобождение. («От власти, все живущее стеснившей, освобожден — себя лишь победивший». — Гёте. Тайны. Перевод С. В. Шервинского.) Позднее писатель еще раз обобщил для потомков свой опыт: «...спасти себя, избавиться от болезненного, самоистязательного, мрачного душевного состояния можно лишь через созерцание натуры и искреннее участие во внешней природе. Уже самое общее знакомство с природою, неважно с какой стороны, деятельное вмешательство в нее — будь то в роли садовника или сеятеля, охотника или штейгера — отвлекает нас от самих себя; направление духовных сил на подлинные, реальные явления исподволь приносит величайшее удовольствие, ясность и поучение...»
Здесь стоит вспомнить и еще об одной форме движения — о путешествии. Нередко даже в почти безнадежных случаях встреча с новыми впечатлениями и частая перемена мест приводят к поразительным результатам. Правда, работать с пациентом в этом направлении нужно сугубо индивидуально. Одному на пользу лето Северной Европы с его огромной световой силой, другому — обволакивающее тепло юга, третьему — холодная, величественная природа Исландии и т.д. Знаменитые писатели тоже всегда лечили себя от меланхолии путешествиями. Достаточно назвать хотя бы Клейста, Рильке, Стриндберга, Чехова, Гёте и др.
В заключение можно сказать, что физические меры: питание, движение и лекарственные средства — улучшают состояние больного депрессией. Главное — одновременно воздействовать на душу и тело, а эта мысль сквозит уже в монастырской заповеди «Ora et labora» — «Молись и трудись», то бишь делай что-нибудь внутренне и внешне.
Теснейшую связь телесных недугов и душевных болезней, а также эффективность оздоровления души посредством излечения чисто телесных недугов подтверждает следующая легенда о св. Франциске Ассизском.
Как св. Франциск удивительным образом излечил одному прокаженному душу и тело и что сказала ему душа оного, возносясь на небеса15
Господин святой Франциск, истинный ученик Христов, пребывая в этой жалкой жизни, всеми силами старался следовать совершеннейшему из учителей — Христу; и вот, как дело Рук Божиих, часто случалось так, что кому он исцелял тело, тому Бог в тот же час исцелял душу, совершенно так же, как написано о Христе. Потому он не только сам служил охотно прокаженным, но, более того, приказывал даже братьям своего Ордена, когда они ходили в мире, служить прокаженным из любви ко Христу, который ради нас готов был, чтобы Его считали за прокаженного; случилось однажды, что братья ухаживали в больнице за прокаженными и другими больными, как раз возле того места, где жил тогда святой Франциск, и в больнице находился один прокаженный такого нетерпеливого и невыносимо заносчивого нрава, что все были уверены, что он одержим бесом, как оно и было на самом деле; ибо он самым бесстыдным образом осыпал ругательствами и побоями всякого, кто за ним ухаживал, и, что хуже всего, кощунственно поносил благословенного Христа и его святейшую Матерь Деву Марию; так что никак нельзя было найти человека, который согласился бы за ним ухаживать. Еще собственные обиды и оскорбления братья старались терпеливо переносить, дабы возросла заслуга их терпения; однако хулы на Христа и Его Матерь не могла переносить их совесть, и поэтому они решили совершенно бросить этого прокаженного; но не хотели сделать этого раньше, чем сообщат о том по порядку святому Франциску, который жил тогда поблизости. Когда же они сообщили ему это, то святой Франциск идет сам к этому бесстыдному прокаженному и, придя к нему, приветствует его такими словами: «Да подаст тебе Господь мир, дорогой брат мой». Отвечает с сердцем прокаженный: «А какой мне мир может быть от Бога, который отнял у меня и мир, и все мое добро и который сделал меня всего гноящимся и зловонным?» А святой Франциск: «Имей терпение, ибо недуги телесные посылаются нам Богом в этом мире ради спасения души; и потому они станут нам в великую заслугу, если мы переносим их в мире». Отвечает больной: «А как могу я переносить в мире ту беспрерывную муку, которая терзает меня день и ночь? и не только терзает меня болезнь моя, но еще хуже делают мне братья твои; ты дал мне их для того, чтобы они ухаживали за мной, а они не ухаживают за мной, как следует». Тогда святой Франциск, понявши по откровению свыше, что этот прокаженный одержим злым духом, стал на молитву и благоговейно помолился за него Богу. И, кончив молитву, вернулся к нему и сказал так: «Сын, я сам буду ухаживать за тобой, раз ты недоволен другими». «Я не против этого», — сказал больной, — но что ты можешь сделать для меня большего, чем другие?» Отвечает святой Франциск: — «Что ты пожелаешь, я то и сделаю». Прокаженный говорит: «Я хочу, чтобы ты обмыл меня всего, ибо я испускаю такое сильное зловоние, что сам не могу терпеть». Тогда святой Франциск велел немедленно нагреть воды, положив в нее много пахучих трав, затем раздел прокаженного и собственными руками начал обмывать его, а другой брат поливал сверху воду, и, силой божественного чуда, там, где святой Франциск прикасался святыми руками своими, сходила проказа, оставляя совершенно здоровую кожу. И как начала излечиваться кожа, так же стала излечиваться и душа; и прокаженный, видя, что начинает выздоравливать, стал испытывать великое сокрушение и раскаяние в своих грехах и принялся плакать горькими-горькими слезами; так, что в то же время, как снаружи, омываемое водой, очищалось тело от проказы, так внутри очищалась душа слезами покаяния. И, исцелившись совершенно и телом, и душой, он смиренно сознал свои вины и со слезами громко заговорил: «Горе мне, я достоин ада за все гнусности и обиды, причиненные братьям, и за нетерпеливые и кощунственные речи, произнесенные против Бога!» И так в течение пятнадцати дней он продолжал горько плакать о своих грехах и умолять Бога о прощении, в то же время исповедуясь перед священником. Святой же Франциск, видя чудо, которое Бог совершил его руками, возблагодарил Бога и ушел оттуда, направляясь в далекие места; ибо, в своем смирении, он всегда старался избегать всякой человеческой славы и во всех своих деяниях искал единственно чести и славы Божией, а не своей собственной. Затем, как было угодно Богу, упомянутый прокаженный, исцелившись телом и душой, пятнадцать дней спустя после своего покаяния заболел другой болезнью и, причастившись Святых Тайн, умер в святости, а душа его, восходившая в Рай, явилась в воздухе святому Франциску, который стоял в лесу на молитве, и сказала ему: «Узнаешь ты меня?» «Кто же ты такой?» промолвил святой Франциск.
А тот сказал: «Я тот прокаженный, которого благословенный Христос исцелил за твои заслуги, и сегодня я иду в жизнь вечную; за это я воздаю благодарность Богу и тебе; да будут благословенны душа твоя и тело твое, да будут благословенны речи твои и дела твои; ибо чрез тебя много душ спасется в мире; и знай, что не проходит дня в мире, чтобы святые ангелы и другие святые не благодарили Бога за святые плоды, которые ты и твой Орден приносите в различных частях мира; поэтому укрепись духом и возблагодари Бога и пребывай с Его благословением». И с этими словами он вознесся на небо, а святой Франциск остался в великом утешении. Во славу благословенного Христа. Аминь.