Из характеристик учащихся,




Во вспомогательной школе.

5 декабря Вологодская вспомогательная школа для умственно-отсталых детей торжественно праздновала годовщину своего откры­тия. На торжестве присутствовали: управляющий губернией вице-гу­бернатор В.Э. Фукс, бригадный генерал П.Н. Критцкий с супругой, городской голова Н.А. Волков, директор учительского института А.С. Шарапов, член городской управы Ф.Н. Овечкин с супругой, учащиеся вспомогательной школы и других городских приходских училищ.

По совершении благодарственного молебствия Государю императору, Всему Царствующему Дому, детьми, под управлением учительницы пения Л.Н. Содман, был исполнен троекратно гимн. Затем, детьми были исполнены несколько детских песен и продекламировано нес­колько стихотворений и басен в лицах и соответствующих костюмах. Особенно удачно были поставлены живые картины при искусственном освещении. В заключение всем детям А.Г. Критцкой, были розданы гостинцы и предложен чай. Детский праздник прошел очень оживленно и интересно, доставив детям огромное удовольствие. Не смотря на то, что дети в этот день были сильно утомлены занятиями, продолжавшимися до половины третьего, все же программа была выполнена с большим успехом.

На присутствовавших дети произвели, весьма, благоприятное впечатление, что действительно говорит об особенной любви учащих этой школы к своему делу. Торжество продолжалось с 3 часов дня до 6 часов вечера, после чего дети были отпущены по домам.

Считаем не лишним отметить, что на торжестве почему-то отсут­ствовали представители от дирекции народных училищ, в ведении которых находится вспомогательная школа.

(Газета «Вологодский листок» №635, декабрь 1913 г.)



Среди учителей г. Вологды и губернии Е.А. Мальцева пользовалась известностью передового педагога. Дирекция народных училищ направила её делегатом на 1 Всероссийский съезд по народному образованию, который проходил в г. Петербурге с 13 декабря по 3 января 1914 года. Благодаря инициативе петербургского врача и психолога Г.Я. Трошина на этом съезде была создана особая IV секция по вопросам воспитания и обучения умственно отсталых детей. Во время заседания секции Екатерина Александровна выступила с сообщением об опыте работы Вологодской школы наряду с М.П. Постовской, рассказавшей о своем опыте организации вспомогательных классов и детского сада при Третьем Ольгинско-Пятницком начальном училище в г. Москве, и П. Оболенской-Засухиной из Пермского края.

В мае 1914 года состоялся первый выпуск учащихся закончивших вспомогательную школу. Это был класс Елизаветы Константиновны Ельцовой. Правда, из 13 человек свидетельства об окончании получили только 12.

Акт

21 мая в Успенском женском училище состоялся торжествен­ный акт для учащихся в городских училищах города Вологды. Акт начался молебном. Во время акта некоторыми из детей были продек­ламированы стихотворения. Пел женский хор учениц Успенского училища и смешанный - вспомогательной школы. Здесь нелишне отметить тру­ды госпожи Содман, под управлением которой хор детей вспомогатель­ной школы пел ничуть не хуже учениц Успенского училища. А ведь во вспомогательной школе учатся умственно-отсталые дети. Ученикам были розданы книги, свидетельства, а также булки, апельсины и прочее. После акта всем учащимся был предложен чай и легкая закуска.

(газета "Эхо" №148 от 23 мая 1914 года.)



Из характеристик учащихся,

переведенных в Вспомогатель­ную школу и окончивших ее в 1914 г [37].


«Дмитриев Александр. Переведен из 2-го училища, учился с 1909г. в I отд., принят во 2-е отд. Вспомогательной школы.

Наблюдения учит. II училища Кузьминской: говорит немо и тихо, занят только на уроках письма, други­ми уроками не интересуется, ничего не делает ни в школе ни дома, рассеян и невнимателен; память слабая – не может заучить стихо­творения, не переставив в нем слов. Отстает по всем предметам, особенно по арифметике; соображает медленно, утомляется быстро, тогда делается вялым, особенно это заметно на последних уроках. На вопросы отвечает или молчанием или дает от­веты: да, нет. Читает плохо, коверкая слова, пишет красиво, но орфографически неправильно.

Изменения во время учения в Вспомогательной школе: во II отделении, занимался в младшей группе; в III отд. занимался с младшей группой только по арифметике; в IV отд. шел все время в более слабой группе. Хотя говорить стал громче и правильнее, но если прислушаться можно заметить неправильно произнесенные звуки (вместо Р-Л;Д-Тит.д.). Очень интересуется уроками ручного труда и рисования, так же историей и географией. Может заучить, хотя и с трудом стихотворения и басни, любимая – «Квартет», принимает участие в детских праздниках, исполняя несложные роли, как например, ямщика из стихотворения «Жена ямщика». Сведения полученные в школе быстро забывает если не повторять их, Грамматические правила применяет в диктанте, но ошибки произношения передаются в письме (напр. тополик - топорик, пегу - бегу- лошадь). Знает действия с составными име­нованными числами, может самостоятельно решать несложные задачи; Правильно составляет примеры и хорошо их решает, хотя, соображает медленно. С арифметикой стал сознательно справляться толь­ко последнее полугодие. На уроках кроме любимых (ручного труда, рисования и гимнастики) утомляется быстро. Дома с большим удовольствием готовит письменные работы, из остальных уроков чаще других остается неприготовленного арифметика. Любить описы­вать с книги, пишет красиво и списывает без ошибок. На во­просы отвечает правильно, но всегда не уверен в своих знаниях «0й, что я; не так" - слышишь при каждом ответе, при этом озирается по сторонам, как бы спрашивая соседей - так ли он говорит. Первый год обучения в школе быль вяль, неразговорчив, смотрел волчонком, на каждый уроке старался занять новое место в классе. Теперь сидит в классе спокойно, в перемены постоян­но занять игрой, разговаривает свободно, меньше дичится, хотя «чужих» стесняется, Самодеятельность проявляется только в играх; характер их - бегать, прыгать.

Мамонова Александра. Переведена из IV приходского училища. Училась с 1910г. в I отд. принята во 2-е Вспомогательной школы.

Наблюдения учительницы IV училища Боголеповой: речь с недостатками - заикается; к занятиям относится весьма равнодушно, прилежание слабое; рассеянна, память очень слаба не может повторить-сказанного. Отстает по русскому языку; успехи очень слабые, читать до сих пор не научилась, по арифметике и письму среднее: считает в пределах 10 и пишет порядочно, хотя бессознательно, что замечается при списывании слов с пропущен­ной буквой. Характер флегматичный.

Изменения во время пребывания в Вспомогательной школе: во II отделении была в младшей группе; в III отд. с половины учебного года стала заниматься в "старшей группе; в IV отд. шла весь год ровно. Bо II и III отд. часто пропускала уроки по болезни, да и в IV пропускала из за головной боли. Заикается теперь только при сильном волнении, отвечает бойко, сказанное в классе всегда повторит. С интересом относится к занятиям; нравились уроки истории, естествознания и отчасти географии. Пробовала дома производить опыты, получивши кристаллы соли, хотела добыть и самосадочную соль, для чего всыпала весной в лужу соль. Память настолько окрепла, что может заучивать большие стихотворения, например «Три пальмы» и др. (любимое «Летописец») исполняла ответственные роли в детских праздниках. Рассеянной назвать ее нельзя, но она очень скоро утомляется. Сознательно относится к работе, но соображает медленно. Девочка нервная впечатлительная, малокровная. За свой внешний вид (маленькая, опрятная всегда) веселый, общительный характер пользовалась любовью и как бы покровительством класса».


Из приведенных характеристик выпускников можно видеть, что только в последний год стало налаживаться учение, развиваться внимание, пробуждаться интерес, самодеятельность. Сознание что дети недостаточно подготовлены к самостоятельной жизни,не покидает Екатерину Александровну Мальцеву. «А как бы нужно оставить еще в школе. Ведь все они с неокрепшей волей и характером, а некоторые и с колоссальной способностью забывать».

Летом 1914 года Е.А.Мальцева организует первую в Вологде летнюю школу – дачу. Ребят вывезли в Хреновское земское училище, красивую местность, расположенную в 30 км от города. Это мероприятие она считала ценным для укрепления здоровья и сплочения детей отвлечения их от уличной жизни. Пребывание в деревне благотворно подействовало на учащихся, вернувшихся в город с новыми впечатлениями, окрепшими физически и духовно.

«Закончилось материальное наше благополучие… Мечта о ремесленном отделении и … война 1914 г. задерживает открытие так необходимого ремесленного отделения» [38]. Но Екатерина Александровна не отчаивается и вновь поднимает вопрос о ремесленном отделении в статье, опубликованной в журнале «Русская школа»: «Присмотревшись к детям вспомогательной школы, я нахожу, что без ремесленного отделения эта школа не доконченная школа. Подготовить к другой школе она не может как по способностям детей, так и по их возрасту. Имея в виду их экономическое положение и возраст, школа рискует остаться без учащихся в III и IV отделениях, так как и в нормальной школе часто детей берут, едва научившихся грамоте, чтоб «пристроить» их в мастерскую или в магазин, тем более возьмут детей, которым учение дается с трудом, если впереди не будет «своей мастерской» [39]


Школа после своего открытия «… находилась под особым покровительством врачей, так как здесь как в фокусе собираются все недочеты физического здоровья и психики. Сначала в ней работал Покровский, затем Алексеев, Шутенин, как школьные, на приемах Житловский [40], Штарнер » [41]. Ежегодно проводились медицинские осмотры детей, оказывалась медицинская помощь, консультирование учащих по вопросам исправления дефектов подопечных.

Специальной программы и учебников для вспомогательной школы в то время не было. Детей учили по учебникам обычной школы. Для преподавания Закона Божия использовали книгу «Церковь Школа» священника Дм. Соколова и «Наставления в Закон Божий». Русский язык изучали, пользуясь для начального чтения - книгами «Новый русский букварь» А.В. Флерова, далее «Новь» (3-и части) Н.В. Тулупова. Для письма - «Наглядные уроки письма» А.В.Флерова и «Пиши грамотно» Г.Г. Тумима. С книгой «Новый арифметический задачник для городских и сельских начальных училищ» Н. Ив. Соколова и Ив. П. Сахарова проходили курс арифметики.

1 октября 1915 года приступила к работе учителем ручного труда Мария Николаевна Северова.

Второй выпуск окончивших вспомогательную школу состоялся в 1916 году. Семнадцать выпускников, из них 9 мальчиков и 8 девочек, под классным руководством Екатерины Александровны Мальцевой успешно завершили курс школы.

 

Глава 3. Новые времена.

П

осле октябрьского переворота 1917 года настали новые времена. Школа стала подчиняться Городскому отделу Народного Образования. У новой власти находятся претенденты на получение занимаемого школой здания. Но будучи выбранной в членыОтдела Народного Образования при Городской Управе Екатерине Александровне Мальцевой удалось доказать необходимость специального обучения и несмотря на массовое закрытие школ вспомогательную школу сохранили с 2-х сменным режимом работы. Количество групп увеличилось до 8, появились параллели младших классов. «…а для изыскания средств пускали ещё квартирантов в 3-ю смену, чтоб давали отопление и свет, а кроме того придают 2-3 группы бесплатного квартиранта – ликбез.» [42].

Не оставляет директор и мысль опрофессиональном обучении учащихся вспомогательной школы ремеслу. В феврале 1918 года она добивается постановления об открытиис начала нового учебного года ремесленного отделения с двумя специальностями – столярной и швейной.

Но осуществить мечту вновь помешала война. Гражданская… Вологда становится прифронтовым городом. Военные, беженцы, переселенцы… Буквально за небольшой срок её лицо изменилось: дороги стали разбиты, не работал водопровод, по вечерам не освещались улицы из-за нехватки керосина, не хватало продовольствия. Школы перевели на местный бюджет, который и без того терпел крах. В это суровое время школе приходилось в буквальном смысле выживать. «…Жили без дров, без света, преподаватели без зарплаты, на одном овсяном пайке… отапливали только половину классов, один этаж, в котором помещалась столовая для трех школ, а потому работавшая почти весь день, тем не менее, было холодно, занимались в шубах,… Но школу сохранили, ребят учили…» [43]писала Екатерина Александровна.

Как и всех жителей города, школу спасал огород в 75 сажень[44], ежегодно возделываемый учащимися при помощи учителей. Сажали картофель и другие овощи, которые частично давали детям домой, часть использовали в школьной столовой.

Работа, поставленная на выживание, надломила у некоторых педагогов физические и душевные силы. Они не смогли при таких условиях нести далее крест учительства.Вместо выбывших старых учителей назначаются новые, только что окончившие школу II ступени, и прошедшие летом шестинедельные курсы под руководством старых учителей города. Молодежь, завербованная в педагоги по мобилизации, справиться с работой не смогла, дисциплина в школе расшаталась, посещаемость катастрофически падала. Этих учителей сняли, дали из нормальных школ.

В 1918 году школой заинтересовались детский врач Надежда Павловна Куташева и директор психиатрической больницы Василий Васильевич Родкевич [45]. Они участвуют в отборе детей из школ, оба ежедневно посещают школу. «Помогали учителям своими советами, как подходить к тому или иному ученику, назначали лечение, на что следует обратить внимание при проведении уроков физкультуры. Доктор Родкевич два раза в неделю приходил со студентами Пединститута, где он преподавал психопатологию. Здесь он демонстрировал различные типы наших детей. Студенты заинтересовались работой школы и вот трое из них в 1921 году поступили учителями в нашу школу» [46]. В их числе Елизавета Николаевна Каплина.

«С укреплением педколлектива школы работа вновь улучшается («Кадры решают всё» - золотые слова). Расширяется основное ядро и уж не так заметны одиночные приливы и отливы педагогов на школе в целом, но всегда болезненно отражается смена преподавателя-групповода на группе» [47].

К началу 1922/23 учебного года в школе появились программы-проекты и учебники по русскому языку и арифметике.

В этом же году в стране началась компания по переименованию фабрик, заводов, учреждений. Исчезали старые названия, появлялись новые «прогрессивные». На вспомогательной школе все еще красовалась вывеска: «…в память столетия Отечественной войны 1812 года», напоминающая о старом режиме. Директор школы получила выговор. Можно было бы пройти мимо этого факта, но из сохранившейся объяснительной записки для нас показательно отношение директора школы к своей работе.

«Заведующему Городским Отделом Просвещения.

Сегодня, 19 сентября, я получила от Вас записку, в которой Вы делаете мне выговор по службе.

Сообщаю: а) что от Отдела Просвещения лично, ни Школьный Совет Вспомогательной школы, ни какого предписания относительно снятия школьной вывески не получали;

б) газеты не только столичные, но и местные читать не имею возможности вследствие отсутствия средств на их приобретение;

в) все приказания Отдела исполняла, даже те к которым отношусь критически. В данном случае, как Вы пишите, это «мелочь» на которую я лично не обращала внимания – прислали из Гор. Управы вывеску со специфическим прибавлением, прибили и висит; не нужна – можно послать убрать, для меня важна работа в школе, а не вывеска.

г) на основании трех предыдущих пунктов отпадает обвинение в злостном нежелании подчиняться органу рабоче-крестьянской власти, а вместе с тем и основание для выговора.

После получения приказания убрать несоответствующую вывеску постараюсь по-возможности быстрее его исполнить – придется пригласить кого-либо т.к. в доме мужчин нет. Есть сосед маляр, быть может, разрешите, пока не прислана новая вывеска, оставить надпись «Городская вспомогательная школа», а остальное – закрасить?

19 сент. 1922 г. Зав. Вспомогательной школой Е. Мальцева» [48].

Распоряжением по ГорОНО от 24 сентября 1922 г за № 87 школа получила новое наименование «1-я городская вспомогательная школа 1-й ступени».

Несмотря на новые «подходы к истории», где юбилеи организаций должны были быть приурочены к дню Октябрьской революции, в декабре 1922 года школа отмечала свой день рождения по старой традиции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: