Вспомогательная школа в Вологде




18 декабря исполнится 11 лет существования Вологодской вспомогательной школы, но немногие граждане, кроме школьных работников, знакомы с ней. При открытии школы в нее было пере­ведено из нормальных школ 49 неуспевающих детей (из них 33 маль­чика и 14 девочек) и образованы 2 группы.

В настоящем году в школе 5 групп (в прошлый год было 6 с парал.) при 75 учащихся (51 мальчик, 24 девочки). За все время существования школы окончило полный курс школы 1 ступени 49 человек (из них 30 мальчиков, 19 девочек). В школу переводятся из нормальных дети неуспевающие, вследствие своих умственных и психических особенностей, усвоить курс наравне с другими детьми. При более же медленном и индивидуальном преподавании они развиваются настолько, что или передаются обратно в соответствующие группы, или кончают курс 1 ст. во вспомогательной школе и некоторые из них продолжают учиться во 2 ст. Программа с основания курса существует та, что теперь вводится во всех школах. Главным образом, внимание обращается на воспита­тельную часть и общее развитие как умственное, так и физическое. Дети находятся под постоянным наблюдением врача. Прошлый год кроме школьного врача школу посещали еще психиатр и невропатолог. Первоначально некоторые родители протестовали против перевода их детей во вспомогательную школу в настоящее время, познакомившись с ней через детей или на ежегодных выставках работ, многие родители сами перевели своих детей, сознавая, что им здесь лучше, легче усваивать все необходимые знания.

Большое неудобство для школы в том, что она центральная, а не районная. Детям, часто не имеющим соответствующей одежды и обу­ви, приходится ходить с окраин города.

Это отражается на посещаемости и преждевременном оставлении школы. В прежние годы в этом отношении помогали общественные организации, снабжая детей одеждой, обувью, материалом для ручного труда и поддерживая столовую, которая существовала с основания школы до мая месяца 1922 года. Мечтали о школе-колонии за городом, о своей мастерской, организация которой уже была разрешена, но... это так и осталась мечтами. Последние годы кое-что давал отдел На­родного Образования. В настоящем году, с переходом на местные средства, после 11 лет своего существования школа переживает серьезный кризис в материальном отношении и в гораздо большей мере, чем другие школы, как вследствие малого количества учащихся, так и малой состоятельности родителей, не имеющих возможности оказать материальную поддержку школе.

Большую помощь школе могла бы оказать какая - либо крупная Вологодская организация, приняв на себя шефство над этой маленькой школой и тем дав возможность продолжать ей делать свое по­лезное дело, "ибо, говорит доктор Гейнце, несравненно гуманнее убить слабого новорожденного (как делали древние), чем оставлять его жить, лишить образования нужного ему для честного заработка", а "специальные дарования у дефективных детей встречаются часто, говорит доктор Воскобойников, пожалуй чаще, чем у нормальных", приводя в доказательство серию "скверных учеников, "лентяев" или еле-еле кончивших, или совершенно не окончивших школу, как Ньютон, Линней, Дарвин, Магомет, Лютер, Бисмарк, Пушкин, Ж.Ж. Руссо Песталоций, а тысячи первых учеников, медалистов...? не оставили заметного в жизни следа?

Подпись: Е. М.

(газеты «Вологодская жизнь» №41от 5 декабря 1922 г.)



Благодарность детей

Общее собрание учащихся вспомогательной школы, 27 декабря сего года постановило выразить благодарность правлению Тов. Биржи и Госторгу за пожертвования для устройства школьного праздника.

Председатель собрания Б. Москаленко

Газета «Красный Север», № 1, 3 января 1923года

 

С каждым годом увеличивается число учащихся школы. К началу 1923/1924 учебного года численность учащихся достигла 91 человека. Из них: 39 учеников были сиротами; родители 25 ребят - чернорабочие, 39 – служащие; проживающие в 63 различных кварталах города. «Учащиеся беднота, не имеют хорошей обуви и одежды, поэтому пропуски в дождливое и холодное время… Отношение к школе очень хорошее. На нужды школы дают очень мало так как и сами имеют мало» [49].

На школьном огороде собран достаточный урожай овощей. Часть огородной земли была занята цветниками. Все семена дети приносили из дома. Попутно с обработкой огорода ребята изучали состав почвы, удобрение, вели наблюдения за растениями.

«Физическое состояние детей, в общем, по мнению школьного врача удовлетворительно, хотя сказываются предыдущие голодные годы, есть малокровные, с хроническими головными болями. Следить за здоровьем детей есть возможность, так как часто посещает школьный врач, к сожалению, он не может лечить, т.е. бесплатно прописывать лекарства, приходится посылать детей в амбулаторию, которая рядом со школой.

… Так как школа не районная, а центральная, учащиеся живут далеко и приходят не одновременно – начинают собираться с 8 часов до 9.30. Пока одни не расскажут об интересующих их событиях и происшествиях не успокоятся, и за дело не примутся, а другие той порой показывают свои домашние работы. Из осмотра их учащие видят те затруднения, какие встречаются для детей и на основании их строят дальнейшую работу… В перемены дети играют, поют. В некоторых группах после уроков оставались для занятий физкультурой.

… Методы в работе перепробовали всякие, наиболее употребим наглядный, иллюстративный, экскурсионный, от части, лабораторный и комплексный. В младших классах проработаны комплексы «Времена года». В старших – «Охрана здоровья человека», «Наш край», «От первобытной обработки полей до современной» и др.

… Петь учащиеся любят. Поют недурно хором все. Есть выдающиеся по голосу и музыкальному слуху. Одного Гиницинский [50] (заведующий музыкальным техникумом) испытавши, принимает к себе. Рисуют почти все, есть, по возрасту, рисующие очень хорошо. Школьные праздники устраивать любят, поют, декламируют, разучивают довольно серьёзные сценки: «На баррикадах», «Молодые побеги», «Лентяй», сценарий «1 мая» и т.п.

… Лекции о половом вопросе не ведём, бесед возбуждающих преждевременный интерес тоже, но если детьми ставится какой либо случайный вопрос говорим и отвечаем совершенно серьёзно и правильно. Также делает и доктор во время бесед о гигиене.

… План работы на летнее время составлен так, что закончив годовую работу дать материал к осени: «Хвойный лес близ д. Петровское», «Роща в Кувшинове там же пасека», «Прилуки как исторический памятник» [51].

Дополняет представление о учебно-воспитательном процессе в школе ответ Екатерины Александровны Мальцевой на запрос Тотемского школьного инспектора Румянцева: «…говорить о «методе» преподавания не приходится, а следует пользоваться всеми известными педагогу методами и способами влияющими на развитие ребенка в нужном направлении. …в нашей школе поневоле приходится больше пользоваться комплексным методом: о чем говорим, о том же и пишем и читаем, рисуем и лепим и делаем на ручном труде, потому что иначе нам не приобрести знаний, не закрепить навыков и не запомнить ничего, ибо учащиеся обладают колоссальнейшей способностью … забывать то, что выучили, по-видимому, основательно. Были случаи, что научившийся читать весной, приходил осенью забывши все буквы; после двух недельных перерывов работа пропадает за целый месяц и т.д.

Программу школы 1-й ступени успеваем проработать только за 5 лет, поэтому и групп пять – 1-я, 2-я, 3-я, 4 а и 4 б. В первой – едва успеваем пройти букварь, но дети значительно развиваются путем игр, совместных работ, бесед с учительницей и чтения ею доступных статей. Так что по исследованиям врача – психиатра при приеме и в конце года отсталость детей уже значительно сокращается. Так дело идет в течение 4-х лет, когда они уже подходят по программе к половине 4-го года нормальных школ, а в 4 «б» кончают программу и, по мнению посетителей не отличаются от нормальных детей. Из выпуска 1923 г. все пожелавшие учиться во 2-й ступени учатся нормально, даже слабые по нашему мнению. Бывают неожиданно быстрые скачки в развитии, таких детей не задерживаем и переводим в более сильную группу в течении года; так же сдаются в низшую временно отставшие. Такие переводы не вызывают протестов ни среди учащихся, ни среди родителей.

Воспитательная сторона в нашей школе главнее учебной. С первого дня приходится браться не только за воспитание, как в нормальной школе, но и за перевоспитание… В младших группах много времени уделяется на обсуждение всех поступков нарушающих правильный ход работы в школе, по поведению вне школы, и пр. ведутся и общие и индивидуальные беседы» [52].

Традиционно каждый год в школе проходили выставки школьных работ учащихся. В 1924 году впервые в истории школы она была открыта для посещения посторонних людей. В «Отчёте о выставке»[53]говорится, что с 21 мая по 1 июня её посетило 437 человек, среди которых были родители учеников, педагоги и учащиеся городских и сельских школ, воспитанники детдома, простые люди и даже заведующий ГубОНО с инспектором Наркомпроса. В книге отзывов более полутора сотен записей. Ученица школы №8 II-й ступени Кудряшова А. записала: «Выставка произвела хорошее впечатление: были такие работы, которые не хуже работ II-й ступени». А это слова крестьянки Губиновой: «Некоторые учащиеся дают надежду думать, что из этих детей выйдет толк». Няньке Кочневой понравилось рукоделие, конторщику с железной дороги Москаленко рисование. «Меня очень интересовала школа для отсталых детей. Из разговоров с учительницами казалось дело безнадежным, особенно в младших группах, но выставка показала иное, видно, что способности детей просыпаются и начинают мало по малу прогрессировать» - отметила в своем отзыве безработная Дилакторская. Педагог детдом №7 Кабанов написал: «Несомненно, выставка ярко отражает глубокую, гибкую педагогическую работу. Достижение большое. Чувствуется твердое руководство и план в работе». Посетителям понравились игрушки и модели, тут же слышались заказы и просьбы срисовать, слепить «для нашего уголка». Впечатления от выставки были настолько сильны, что директор школы Е.А. Мальцева жалела о том, что в учебном заведении не было помещения для музея, в котором некоторые работы можно было сохранить.

Город продолжает расти. Увеличивающаяся численность населения сопровождается ростом количества детей, а значит и прибавлением отстающих учащихся. Их число по сравнению с 1912 годом (64 ученика) выросло в два раза (133 ученика). Школа переполнена.

20 октября 1926 года Екатерина Александровна выступая с докладом в Горсовете по вопросу «О вспомогательной школе» излагает реальную картину её состояния и свои мысли по совершенству. Вот некоторые тезисы из её доклада:

«Цель вспомогательных школ:

  1. Разгрузить нормальные школы от ненужного, а подчас и вредного элемента и тем повысить их работоспособность.
  2. Дать возможность отсталым детям сформироваться в социально полезного члена рабочего коллектива максимально развить все общечеловеческие качества, обращая внимание на специальные дарования, так как часто встречается, что та же сумма психической энергии распределена неравномерно между всеми способностями: не математик – но певец, художник, мастер и т. п.

…Все сведения усваиваются только при разнообразных комбинациях, а потому требуется больше учебников, чтобы прочитать или рассказать об одном и том же из разных источников и больше наглядных пособий, чтобы сведения все были более конкретны. Абстрактные сведения усвояются с трудом, по необходимости всегда уделялось много места экскурсиям. Вредно влияют на прохождение программы летние трёхмесячные перерывы, необходимы занятия круглый год с выездом на лето в сельскохозяйственную колонию при педагогическом наблюдении.

Без самоуправления школа не мыслится. Оно есть и необходимо для развития учащихся, приносит пользу школе в смысле поднятия самодеятельности и поддержания дисциплины.

Занятия идут применительно к программам ГУС-а, материал несколько сокращен, но все же к нашей школе предъявляются большие требования, чем к школам в других городах, о чем можно судить по отчётам и что приходилось наблюдать в Москве.

Осенью текущего года учащихся 120 человек: 70 мальчиков и 50 девочек, по возрасту от 8-16 лет. По социальному положению: земледельцев – 1, рабочих – 48, ремесленников – 4, служащих – 44, торгово-пром. – 3, пенсионеров – 20.

Ввиду того, что вспомогательная школа главным образом учреждение воспитательное, а затем уже образовательное. Учащими в этих школах могут быть только те, кто любит детей, безразлично богато ли они одарены от природы или обижены ею, конечно желательно со специальной подготовкой. Коллектив должен быть дружный, чтобы все мероприятия проводились без шероховатостей, а потому новые назначения необходимо согласовать с коллективом, желательно проведение стажа хотя бы двухмесячного при школе...

…Работа с отсталыми детьми очень трудная, особенно в 1-й и старших 4-х группах, так как собраны вместе дети разных категорий отсталости, невозможно провести дифференцировку – масса тупых требующих усидчивой работы и рядом дети с излишней нервозностью, шумно подвижные, без устойчивого внимания не могут сосредоточиться сами и мешают первым; все почти со слабою волей, с дефектами памяти, расстройством речи, даже внешнее чувство часто недоразвито. Нужна привычка работать в такой группе. У некоторых посетителей школы составлялось впечатление «у вас как в сумасшедшем доме», другие предлагали «половине ваших воспитанников дать бы цианистый калий, сами не мучились бы и новых не народили». Но наши работники помнят, что «они спасают детей от тюрьмы, возвращают обществу полезных членов; государству полноправных граждан» слова доктора Гейнце директора вспомогательной школы во Франкфурте на Майне и действительно подсчитано учащийся Вспомогательной школы хорошо оборудованной стоит в 3 – 5 раз дороже учащегося нормальной школы но за то, что он по окончании становится полезным членом, а умственно-отсталые без школы подпавшие под влияние улицы стоят государству в 10 раз дороже.

Оборудование школы. Здание 2-х этажного дома требует ремонта. По помещению удовлетворителен для маленькой школы. Можно создать домашнюю обстановку, что очень желательно для отсталых детей. Необходимо более индивидуальное обучение, уют, отсутствие толпы – толпа нервирует и нормальных детей. Теперь школа перегружена, не говоря о второй смене, своей еще 3-я - партийная школа взрослых. Детям негде отдохнуть, поиграть, нет отдельной комнаты для музыки, для наглядных пособий. Последних много, довольно хороший подбор, но не подновлялся с 1915 года. Снабжалась учебниками и учебными пособиями в большей мере чем нормальные школы, тем не менее учебников при ежегодной смене названий не достаточно.

Отношение населения к школе. Так как учащиеся в большинстве беднота то они в прежние года ценили, что в школе обеды и снабжают беднейших обувью, одеждой и учебниками и учат работать, теперь ценят, что кончившие поступают в мастерские, интеллигенция - служащие ценят, что дети получат общее развитие сообразно со своими силами. Для поступления, ввиду ограниченности вакансий, прибегали к протекции начиная с завшколой кончая ГУСКОМ, шутя нызывали «Вологодский ВУЗ»

Пожелания.

  1. Открыть вторую школу во 2 – м районе.
  2. Разгрузивши школу отпустить средства на питание детей.
  3. Прикрепить к какой-либо мастерской.
  4. Организовать школу-колонию для летних занятий.
  5. Усилить медицинскую помощь школе.
  6. Отремонтировать здание (пока не провалилось).
  7. Усилить материальное положение школьных работников согласно проекта» [54].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: