Из отчета специальной школы № 31




(для умственно-отстающих детей) г. Вологды

о работе за 1940 – 41 учебный год [69].

«К сожалению, наши учащиеся очень мало времени могут быть в школе из-за двухсменности занятий и влияние школы зачастую парализуется влиянием улицы, так как 45% учащихся безотцовские дети, матери на работе и дети безнадзорны. В этом сходство нашей школы с колониями Макаренко, но большое различие в работе с его безнадзорными и нашими учениками – там дети с нормальным интеллектом, а у нас не только умственно-отсталые, но глубоко- умственно-отсталые дети. Для привития каждого навыка необходима тренировка, длительное время, а его то у нас и нет. Дети проводят в школе самое большое 3 – 4 часа, а мальчики и того меньше, так как уходят в мастерскую за 1½ км. Мастер-столяр не педагог и очень заметна разница в воспитании культурности мальчиков и девочек, которые имея мастерскую в здании школы больше проводят времени под педагогическим воздействием. Они более приучены к коллективной работе, более ответственны за свою работу. Все классные организаторы и активные члены Учкома – девочки. Только девочки в Доме Пионеров, активно работают в кружках, одна даже была старостой кружка (а сначала заведующий Домом Пионеров не хотел и принимать учащихся «вспомогательной» школы – там только отличники работают).

В начальных классах все дети работают одинаково, очень любят дежурить, быть ответственными за класс – порядок в нем и чистоту. С первого класса лишение дежурства считается большим огорчением, иметь повязку дежурного на руке приятно. Тогда сдерживаются и ведут себя серьезно самые неспокойные учащиеся будучи ответственными за класс. По окончании дежурства спрашивают часто: «А как я сегодня дежурил». Учительница хвалит или говорит о недостатках. Оценки по поведению строго ставят и всегда объясняют, почему поставили её. За намеренную порчу вещей или причинение боли, ушиб и т.п. ставим «плохо»; «посредственно» - за грубость старшим и товарищам, небрежное обращение с вещами и порчу их вследствие этого; «хорошо» - если неспокойны на уроках и этим мешают коллективной работе; «отлично» - активно поддерживающим режим школы, выполняющим все задания и поручения учителя. Во внимание принимается поведение, как в школе, так и на улице. Каждое нарушение отмечается, серьёзные обсуждаются в классе и на собрании Учкома, последнее бывало чувствительнее всего. Обращение к родителям не всегда давало желательные результаты – несколько семей отдавши ребенка в школу, считают свою воспитательную работу законченной и во всех неполадках считают виновной школу. Другие просто сознаются, что с ребятами ничего поделать не могут, говорят: «Делайте с ними, что хотите». С теми же родителями, которые выполняют советы педагогов, удалось исправить дефекты характера, исправить недочёты в поведении и добиться хорошей успеваемости.

Органам Народного Образования необходимо добиться возможности с будущего учебного года при данной школе организовать продленный день с нормальным питанием.

Это неизмеримо улучшит работу школы и к педагогам можно будет предъявить повышенные требования. При правильном режиме дня и питания увеличиться работоспособность детей. При регулярном принятии пищи освобождается внимание, у многих направленное только на еду, его можно переключить на классные занятия. Пользу продленного дня подтвердили двухмесячные (с 21/10 по 31/12) занятия с выбранными из начальных классов детьми (25 человек). У них исправилось поведение, улучшилось физическое состояние и успеваемость, но за счет остальных учащихся так как очень стесняли их во всех отношениях, помещение не проветривалось, затруднялась уборка, не оставалось угла для дополнительных занятий с отстающими, приходилось давать часть ламп при недостатках их в классах. Начались массовые заболевания гриппом в городе, и в школе было несколько случаев, один ребенок скоропостижно умер и школьно-санитарный врач запретил оставлять учащихся на продленный день. При неприспособленности здания для специальной школы, у нас никогда не бывало карантинов и серьезных инфекционных заболеваний только благодаря поддержанию чистоты в помещении, к чему приучены дети и за что отвечает старшая техслужащая (работает 7 лет) – ударница Красильникова.

Внешкольная работа

Наименование Количество Охват уч-ся Средний показатель
  Городское кино 14 выходов    
  ТЮЗ 2 выходов    
  Школьные киносеансы      
  Школьные вечера      
  Прочитанные книги      

… мало учащихся ходит в кино и театр, так как у школы не было в этом году средств на культурное обслуживание учащихся малосостоятельных семей, а имеющие возможность тратить средства на это давали деньги не классным руководителям а детям, которым не утерпеть чтобы не истратить их на мороженое, которым всю зиму торговали и на каждом углу и в буфете или на другое лакомство, а дежурные преподаватели в выходной день шли с группой в 20 – 40 человек.

Имея школьное кино, не могли использовать его вследствие отсутствия электроэнергии в нужное время.

По этой же причине и из-за дальности школы от места жительства многих учащихся (до 7 км) затруднительно было устраивать школьные вечера, а утро выходных дней занимались уборкой и чисткой помещения, в рабочие дни занятого до отказа. Могла бы лучше работа и библиотеки, но она занималась только выдачей книг в проходной комнате, через которую выходила первая смена и где ждала впуска вторая смена, так что о чтении или беседе в таких условиях и говорить не приходится.

Работа пионерской организации

Два года пионерская работа числилась только на бумаге – вожатые появлялись и сменялись как в калейдоскопе, ребята даже не успевали запомнить их имена.

…И даже галстуков не носили. Только с назначением старшего вожатого по школе т. Леонтьева и изменилось отношение к пионерским занятиям.

Составлен план работы на летнее время: экскурсии, походы за город, военная игра, сдача норм. Все это пока интересует ребят, боюсь, что дальность расстояния от школы и уличные компании отвлекут учащихся от разумного отдыха.

Количество учащихся 116, на начало учебного года пионеров – 50, на конец учебного года – 69; на конец учебного года – октябрят – 28, на начало - -; количество комсомольцев – 6.

Состояние военно – физической работы

У большинства учащихся вспомогательной школы слабо координировано движение, для них более чем для других необходима физкультура, но заниматься ей в наших условиях очень трудно, так как нет свободного помещения. Занятия проводились в комнате 1 класса, где есть часть помещения не заставленная партами, но вследствие этого 1 класс оказался бродячим, что, конечно, недопустимо.

Уроки физкультуры были разделены – в начальных классах занималась ответственная учительница, а с 4 класса все занятия вел молодой физкультурник – студент пединститута. Такое разделение вышло очень удачно».

 


Примечания.

[1] Флеров Всеволод Александрович [1860 - 1919], педагог и деятель нар. образования, методист нач. школы. Последователь К. Д. Ушинского и Н. А Корфа в разработке звукового метода обучения грамоте. Окончанил Московскую духовную академию (1885). В 1901-1906 директор училищ Вологодской губ. В качестве гласного Вологодской гор. думы Ф. принимал участие в ее оппозиционных заявлениях. Прогрессивная деятельность Ф. явилась причиной многочисленных переводов по службе. С 1914 Ф. жил в Москве, читал лекции в ун-те, сочетая деятельность педагога-практика с науч. и лит.-метод. работой.

[2] Шарапов Алексей Сергеевич (1878 - 1959) - Родился в семье псаломщика. Окончил Ливенское духовное училище, Орловскую духовную семинарию и Московскую духовную академию, которую окончил в 1904 году со степенью кандидата богословия. С 1909 по 1912 год состоял инспектором народных училищ Вологды и Вологодского уезда. С 1912 по 1918 год — директор Вологодского учительского института. 6 апреля 1946 года пострижен в монашество с именем Серафим, 7 апреля возведён в сан архимандрита. С 14 апреля 1946 года епископ Ростовский и Таганрогский. С 30 октября 1947 — епископ Ульяновский и Мелекесский. С 15 ноября 1952 года — епископ Полтавский и Кременчугский. 20 февраля 1958 года ввиду болезни уволен на покой в Почаевскую Лавру. Скончался 22 августа 1959 года. Погребен в Сергиевом Посаде.

[3] Покровский Аркадий Николаевич (1884 -?) Родился в семье священника, среднее образование получил в Вологодской мужской гимназии. «Высшее воспитание в Казанском императорском Университете на медицинском факультете. 29 июня 1910 года поступил на службу санитарным врачом г.Вологды. С 23 октября 1912 совмещает свою работу с должностью штатного врача Вологодского Учительского Института. Награжден: орденом Св. Станислава 3-й степени «за особые труды по борьбе с холерой и чумой» (1911г), медалью «В память 300 летия царствования Дома Романовых» (1913г), орденом Св. Анны 3-й степени (1915г).

[4] Колесниковское училище для бедных (седьмое приходское городское училище). Открыто 6 декабря 1894 г. на средства купца Т.Е. Колесникова. Располагалось на Бодьшой Дворянской улице (Большая Октябрьская, ныне Октябрьская), д.27. Дом находился на углу с ул. Кузнецкой (ныне ул. Авксентьевского), сейчас на этом месте кирпичный 4-х этажный жилой дом.

[5] Музей специальной (коррекционной) школы №1, рукопись Е.А.Мальцевой «Вологодская специальная школа для умственно-отсталых детей с 1911 по 1945 г., с.2-3

[6] Там же, с.4.

[7] Фребелевские курсы предусматривали трехлетнюю подготовку лиц со средним образованием обоего пола к работе в качестве руководителей детских садов и преподавателей средних учебных заведений. Председателем Педагогического совета избрали С. И. Шохор-Троцкого, его товарищем председателя В. И. Вартанова (с 1908 – Н. М. Книпович). Плата за годичный курс обучения устанавливалась в 100 руб., однако в отдельных случаях слушатели освобождались от платы частично или полностью. В 1914 срок обучения на курсах был продлен до 4-х лет.

[8] Грачева Екатерина Константиновна (1866-1934) – благотворительница, педагог. В 1894 году возглавила приют «Братство во имя Царицы Небесной» для слабоумных и эпилептиков, основанное в Санкт-Петербурге архимандритом Игнатием. В 1918-1920 гг. преподавала на Петроградских курсах по подготовке педагогов-дефектологов. Положила начало практической олигофренопедагогике в России.

[9] Музей специальной (коррекционной) школы №1, рукопись Е.А.Мальцевой «Вологодская специальная школа для умственно-отсталых детей с 1911 по 1945 г., с.5

[10] Там же.

[11] Маляревский Иван Васильевич (1846-1915) – врач и писатель. Основал частный приют для детей-идиотов, эпилептиков и обнаруживающих отсталость в умственном и нравственном отношении (1883). Издавал и редактировал «Медико-педагогический вестник» (1884-1885), в котором опубликовал несколько статей, посвященных вопросам лечения, воспитания и обучения умственно отсталых детей.

[12] Грибоедов Андриан Сергеевич (1875-?) – врач, педолог, дефектолог. Окончил Петербургскую военно-медицинскую академию; ученик В. М. Бехтерева. Врачебную службу начинает (1903) в организованном Е. К. Грачевой приюте. Вскоре возглавляет открытую Е. К. Грачевой амбулаторию для нервнобольных детей.

[13] ГАВО, Ф.476, оп.1, Д.567, с.136-137.

[14] ГАВО, Ф.476,оп.1, Д.563,с.234.

[15] Музей специальной (коррекционной) школы №1, рукопись Е.А.Мальцевой («Вологодская специальная школа для умственно-отсталых детей с 1911 по 1945 г., с.5

[16] ГАВО, Ф.1217, оп.1, Д.2, с.1.

[17] Музей специальной (коррекционной) школы №1, рукопись Е.А.Мальцевой («Вологодская специальная школа для умственно-отсталых детей с 1911 по 1945 г., с.5-6)

[18] Епископ Вельский Антоний (Быстров) (1858 - 1932) - в миру Быстров Николай Михайлович. В 1879 году окончил Вологодскую духовную семинарию. В 1882 году был рукоположен во священника. В 1888 году принимает монашество и в 1889 году назначается на должность настоятеля Лопотова Пельшемского монастыря Вологодской епархии. В 1890 году был перемещен в Корнилиев-Комельский монастырь той же епархии, где в 1892 году возведен в сан игумена. В 1906 году возведен в сан архимандрита, а в 1907 году переведен настоятелем Вологодского Свято-Духова монастыря. 17 января 1910 г. епископ Вельский, викарий Вологодской епархии. В 1921 году назначен епископом Архангельским и Холмогорским. В 1929 году возведен в сан архиепископа и стал управляющим епархиями Северного края - Архангельской, Вологодской, Северно-Двинской и областью Коми. 23 января 1931 года арестован. Скончался 16 июля 1932 г. в г. Архангельске в тюремной больнице. 26 декабря 2006 г. постановлением Священного Синода причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских.

[19] Список приводится согласно последовательности в отчёте за 1911 год.

[20] Музей специальной (коррекционной) школы №1, рукопись Е.А.Мальцевой («Вологодская специальная школа для умственно-отсталых детей с 1911 по 1945 г., с.6)

[21] Музей специальной (коррекционной) школы №1 Е.А. Мальцева «Вспомогательная школа», с.1-2, 1931 г.

[22] Музей специальной (коррекционной) школы №1 Е.А. Мальцева «О воспитании и обучении ненормальных детей», ж. «Русская школа», № 4,1915 г., с.44.

[23] Музей специальной (коррекционной) школы №1, рукопись Е.А.Мальцевой («Вологодская специальная школа для умственно-отсталых детей с 1911 по 1945 г., с.6-8)

[24] Музей специальной (коррекционной) школы №1, рукопись Е.А.Мальцевой «Вологодская специальная школа для умственно-отсталых детей с 1911 по 1945 г., с.9

[25] Музей специальной (коррекционной) школы №1 Е.А. Мальцева «О воспитании и обучении ненормальных детей», с.44, ж. «Русская школа», № 4,1915 г., с.44.

[26] Музей специальной (коррекционной) школы №1, рукопись Е.А.Мальцевой «Вологодская специальная школа для умственно-отсталых детей с 1911 по 1945 г., с.9

[27] Музей специальной (коррекционной) школы №1 Е.А. Мальцева «О воспитании и обучении ненормальных детей», ж. «Русская школа», № 4,1915 г., с.44.

[28] Музей специальной (коррекционной) школы №1, рукопись Е.А.Мальцевой «Вологодская специальная школа для умственно-отсталых детей с 1911 по 1945 г., с.10

[29] Е.А. Мальцева «О воспитании и обучении ненормальных детей», ж. «Русская школа», № 4,1915 г., с.45.

[30] ГАВО, Ф.1217, оп.1, д.3, с.1об.

[31] Музей специальной (коррекционной) школы №1 Е.А. Мальцева «О воспитании и обучении ненормальных детей», с.45-46, 1914 г., ж. «Русская школа»

[32] Содман Любовь Николаевна (1871 – 1954) – жена врача М. М. Содмана-Михайлова В 1899 – 1932 гг. проживала в Вологде, заведовала попечительством бесплатной библиотеки общества «Помощь» при Пушкинском доме, была распорядительницей и активной участницей многих благотворительных концертов, одним из инициаторов создания при обществе «Помощь» попечительства о бедных и беззащитных детях; в 1920 – 1930 гг. возглавляла вологодское общество «Друзья детей», боровшееся с беспризорностью.

[33] Музей специальной (коррекционной) школы №1 Е.А. Мальцева «О воспитании и обучении ненормальных детей», ж. «Русская школа», № 4,1915 г., с.44.

[34] Музей специальной (коррекционной) школы №1 Е.А. Мальцева «О воспитании и обучении ненормальных детей», с.47-48, 1914 г., ж. «Русская школа»

[35] Музей СКОШ, Справка, 1913 г.)

[36] ГАВО, Ф.1217, оп.1, д.2, л.7об.

[37] ГАВО, Ф.476, оп.1, Д.575, с10-24.

[38]Музей специальной (коррекционной) школы №1, рукопись Е.А.Мальцевой «Вологодская специальная школа для умственно-отсталых детей с 1911 по 1945 г., с.11

[39] Музей специальной (коррекционной) школы №1Е.А. Мальцева «О воспитании и обучении ненормальных детей», ж. «Русская школа», № 4,1915 г., с.48.

[40] Я.М. Житловский – заслуженный врач РСФСР.

[41] Музей специальной (коррекционной) школы №1, «Конспект к докладу в Горсовет – секция по народному образованию» 20 октября 1926 г., л.3.

[42] Музей специальной (коррекционной) школы №1, рукопись Е.А.Мальцевой «Вологодская специальная школа для умственно-отсталых детей с 1911 по 1945 г., с.12.

[43] Там же, с.11-12.

[44] Сажень – 1 сажень равна 2,1336м.

[45] Родкевич Василий Васильевич (03.01.1869-?)– директор Кувшиновской лечебницей (ныне «Вологодская областная психиатрическая больница») с июня 1910 по 1926 год, в своей работе большое внимание уделял трудотерапии. С 1917 года лектор пединститута.

[46] Музей специальной (коррекционной) школы №1 «История школы», с.7.

[47] Музей специальной (коррекционной) школы №1, рукопись Е.А.Мальцевой «Вологодская специальная школа для умственно-отсталых детей с 1911 по 1945 г., с.13-14

[48] ГАВО, Ф.1822, оп.1, ед. хр.13, л.6-7об., «Сведения о личном составе работников вспомогательной школы 1-й ступени гор. Вологды, 1922 г.»

[49] ГАВО, Ф.4485, оп.1, ед. хр.2, л.2-4, «Годовой отчёт за 1923/24 учебный год»

[50] Илья Григорьевич Гиницинский (1892-1962) – выдающийся деятель музыкальной культуры Вологды, талантливый исполнитель, скрипач, педагог и композитор. Организатор «Народной музыкальной школы при Вологодском пролетарском университете» (ныне «Вологодский областной музыкальный колледж»).

[51] Там же л.4об.-6об., «Годовой отчёт за 1923/24 учебный год»

[52] Музей специальной (коррекционной) школы №1, рукопись Е.А.Мальцевой «О работе в Вспомогательной школе».

[53] ГАВО, Ф.111, оп.1, д.894, л.17- 18

[54] Музей специальной (коррекционной) школы №1 «О вспомогательной школе», 20 октября 1926 года. Конспект к докладу в Горсовете.

[55] ГАВО, Ф.4485, оп.1, ед. хр.7, л.2-2об., «Протоколы комсода вспомогательной школы»

[56] Музей специальной (коррекционной) школы №1 «Письмо в Вологодский ГубОНО», 1929г. с.3

[57] ГАВО, Ф.4485, оп.1, ед. хр.5, л.29

[58] ГАВО, Ф.4485, оп.1, ед. хр.2, л.14-16, «Годовой отчёт за 1932/33 учебный год»

[59] ГАВО, Ф.4485, оп.1, ед. хр.2, л.14-16, «Годовой отчёт за 1932/33 учебный год»

[60] ГАВО, ф.1822, оп.1, д.547, л.17-18

[61] ГАВО, ф.1822, оп.1, д.547, л.20об.-22

[62] Музей специальной (коррекционной) школы №1 «Вологодская специальная школа для умственно-отсталых детей с 1911 по 1945 г., с.14-15

[63] Дом №39 на Большой Октябрьской улице до Октябрьской революции принадлежал Карауловой, жене председателя Земской Управы, председательнице «Союза русского народа». После революции в нем помещалось ВЧК, затем советские учреждения. В 20-х годах здание передано начальной школе №13. С 1929 года помещается Вспомогательная школа №2 (директор Каплина Е.Н.). С 15 августа 1936 по 1946 год Вспомогательная школа №31 (№1), директор Мальцева Е.А.

[64] Музей специальной (коррекционной) школы №1 «Вологодская специальная школа для умственно-отсталых детей с 1911 по 1945 г., с.17-18

[65] ГАВО, Ф.4485, оп.1, ед. хр.2, л.26., «Годовой отчёт за 1938/39 учебный год»

[66] ГАВО, Ф.4485, оп.1, ед. хр.2, л.20 – 20 об., «Годовой отчёт за 1938/39 учебный год»

[67] ГАВО, Ф.4485, оп.1, ед. хр.2, л.28 - 29, «Годовой отчёт за 1938/39 учебный год»

[68] ГАВО, ф.2360, оп.1, д.40, л.21 «Указания НКП по вспомогательным школам».

[69]ГАВО, ф.2360, оп.1, д.60, с.214-230 «Отчеты спецшкол за 1941- 42 учебный год»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: