Упражнение 8.5. Ознакомление с некоторыми вибрациями собственного голоса




Положите правую ладонь на верхнюю часть грудной клетки и низким голосом пропойте звук «а». Вы почувствуете под рукой вибрацию грудного резонатора, т.е. включился нижний регистр вашего голоса. Найдите нижний звук, при котором эта вибрация наиболее сильна, пропойте громко и тихо, поварьируйте, ощутив ее изменения. А теперь, не убирая ладони, протяните звук «у» очень высоким голосом. Вибрации переместятся в головные резонаторы.

Поэкспериментируйте во время разговора с головным и грудным резонированием.

Научившись различать некоторые вибрации собственного голоса, вы обнаружите, что такие изменения могут быть настолько сильны, что заставляют вибрировать все тело с головы до пят в прямом, а не переносном смысле.

Если поддерживать ощущение вибрации в каждой клетке тела, то голос приобретает тембр, становится красивым, мягким, округлым и одновременно терпким и светлым. Он хорошо слышим без усиления громкости речи. Равномерное распределение вибрации по всему телу говорит об использовании третьего смешанного регистра голоса.

Смешанное звучание получается от соединения головного и грудного резонирования и возможно при разговоре или пении как на верхних, так и на нижних нотах. О д -нако легче всего искать его на средних — необычном для вас уровне высоты, где обычно вы говорите ровно и спокойно. Найдите такое звучание при обычном разговоре, читая вслух стихи или прозу.

Тембр голоса, манера говорить, интонации несут тысячи оттенков и настроений человека. Слушая эмоционально окрашенный звук голоса, мы мысленно как бы представляем себе способ его рождения. Этот быстрый и подсознательный процесс укреплен в нас миллионами лет эволюции.

У человека, находящегося в гневе, вся мышечная система, в том числе и дыхательный аппарат, сильно напряжена, что неизбежно отражается на характере звука, который становится шире, массивнее и «активнее». Включены все регистры голоса. У «убитого горем» общее мышечное расслабление также вызывает характерное потемнение голоса, падающие, жалобные интонации, и печаль выделяет грудной регистр. При выражении радости чувствуется, что человек говорит, как бы улыбаясь чему-то. Звук становится светлее, звонче. «Высветился» головной регистр. Для страха характерно звучание как бы на большом неожиданном вдохе. Оно становится прерывистым, полупрозрачным, пустым, но широким, «неожиданным». Регистровое наполнение голоса разрушено. Звук голоса содержит в себе обертоны-гармоники, собранные в три-четыре форманты. А они, являясь носителем перечисленных выше характеристик звучания при эмоциях, вступают в контакт с резонаторами любого человека и заставляют вибрировать их стенки. И теперь уже, помимо воли и желания слушающего, нейроны отвечают парадоксальной реакцией на сверхслабый раздражитель. Мы знаем, что спрятано в звуках речи, понимаем, как форманты и гармоники включают регистры, и как происходит воздействие на самые глубинные структуры мозга человека через его мышечный аппарат. Теперь мы не перепутаем первую сигнальную систему со второй.

Во всех древних учениях есть ссылки на то, что вся информация и знания приходят к человеку из какого-то единого места, где они хранятся, зашифрованные тайными знаками, которые человеку дано получать и понимать. Недаром отдельные люди владеют даром толкования. Весь мир пронизан вибрациями Логоса. Более того, своеобразный Логос заключен в каждом человеке. Мы с ним хорошо знакомы, но стараемся не думать о его Вселенском масштабе. Логос — Голос — Звук действительно является тайным для нашего обыденного сознания. В силу осознания человеком воспринимаемого мира через мозг этот Звук должен проявиться в другом частотном диапазоне. Только тогда можно обработать полученную информацию.

Наш Голос является Даром Божьим. Он будет настолько истинным, насколько в нас есть Вера в то, что мы говорим. Люди давно уже обратили внимание на особые, измененные состояния человеческого сознания. И каждое из них специфически отражается в голосе. Если не брать патологий, то у некоторых встречается Дар Пророчества. Для них он нормален и естествен, как для ребенка улыбка. Для нас он интересен, ибо позволяет приблизиться к истинному источнику знаний, а затем без искажений проявить их в нашем мире. Находясь в особом состоянии сознания, человек начинает говорить плавно, выводя предложения как мелодии. Слова группируются на сильные и слабые определенным способом чередования. Сам голос становится глубоким, грудным, но одновременно чистым и звонким. Он тихий, но какой-то звучный, устойчивый.

Голос дается при рождении в чистом и неискаженном виде, и только от последующего поведения человека зависит степень сохранности этого Дара Божьего, полностью раскрывающего человеческую сущность. Однажды ученики привели к философу Сократу чужестранца и попросили рассказать о его подлинных качествах. Чужестранец и мудрец молча стояли друг перед другом. И, наконец, Сократ не выдержал: «Да скажи же хоть что-нибудь, чтобы я познал твою сущность!»

Жизнь, как скульптор, лепит лицо человека. Однако голос формируется не внешним фасадом, который можно и подкрасить, а содержанием человеческой души. Уже давно доказано, что даже кости меняют форму в зависимости от голоса. И здесь уже, что наработал в жизни, то и будет твоим.

Древние владели таким понятием, как основной тон. Сейчас о нем написано даже в учебниках, а раньше это было тайное и очень мощное учение о человеке и мироздании. Сократ мог по основному тону голоса чужестранца определить, к чему направлена его преданность, а в чем он неустойчив, каковы его познания и насколько он сохранил свою молодость. Добрый ли это человек, понимающий единство мира, или недалекий клеветник.

Звук голоса воздействует на глубинные структуры мозга, поэтому его понимают и слушают все люди и высшие животные Земли, вне зависимости от содержания слов.

Обертоны и форманты «работают» на уровне нейронов. Однако это только часть средств языка эмоций. Важная, глубинная, фундаментальная, но часть. Другая часть — основной тон, третья — интонация, четвертая —

темпоритм, пятая — громкость и т.д. Этот древний язык очень консервативен. Все его составляющие должны быть идеально подогнаны друг к другу, чтобы речь стала правдивой.

Ваш собеседник «уличил» вас во лжи потому, что вашим словам и основному тону был нужен устой, а обрести его можно только, тогда, когда разум будет в сердце или эмоции станут осознанными чувствами. Тогда диафрагма не будет «предательски» дрожать, изменяя интонации голоса, а станет опорой для слов. Когда она работает ровно и плавно, вы спокойны, мышцы не зажаты, и виброрецепторы чувствуют вибрацию спокойного и насыщенного голоса во всем теле.

Вы, видимо, замечали, что голос юноши 15-16 лет строптив и непослушен. В это время он становится ярким, широким и насыщенным с появившимся мужским тембром, речь — слишком громкой, смех — оглушительным. Юноше делают замечания, считая невоспитанным и грубым. Однако через некоторое время его голос становится «как у всех» — тусклый, узкий, стертый. У одного поджимается диафрагма, и он начинает, говорить тонко; у другого — тоническая сутулость и голос «гудит как из бочки»; у кого-то зажата челюсть, язык или гортань. К сожалению, в наше время дефекты голоса «вписываются» в понятие приличного. Отклонения от нормы незаметны как желтый листок в осеннем лесу. Выделяются как раз те, кто каким-то чудом смог сохранить свой голос. На них оглядываются, им удивляются, их слушаются, им с готовностью подчиняются. Но мы знаем — это нормальный человеческий голос. Для нас важно разобраться, почему людям не удается его сохранить.

Звучание голоса есть проявление той высшей гармонии, которой жив человек. Озвученное слово — это и «Путь», и «Посох» для идущего к ней. Уровень вербального мышления и речи, слова держатся на уровне образа, восприятия и ощущения.

У каждого свои судьба и путь — собственный уникальный тембр голоса. Человек еще не родился, а звуки уже формируют его. Отдельный звук — конкретная цепочка нейронных связей — конкретное ощущение во всем его многообразии связей. После того как «отзвучали» общебиологические структуры мозга, начинают «озвучиваться» культурные и национальные; создаются решетки фонем и морфем. Сформировалось образное мышление — начинается работа по «озвучиванию» вербального уров-208

ня. Обратите внимание на изменения голоса ребенка, когда он пытается что-то скрыть: от него требуется физическое усилие, чтобы изменить тембр голоса. Но дальше — больше. И вот один уже пищит, другой сипит, третий шепчет испуганно, четвертый в истерике не замечает ничего вокруг. А затем — неврозы, травмы, болезни. Но человек не понимает, что это — его собственные грехи. Образно говоря, тембром своего голоса человек «пишет» свою строчку в Книге Судеб.

Итак, мы несем ответственность не только за свои поступки, но и за звучание голоса. В обыденной жизни мы встречаемся с разнообразными стилями общения, несущими с собой измененный тембр голоса, звуки которого неминуемо создают в нас полный слепок всех условий своего создания. Но мы, в отличие от остальных, знаем, что происходит. У них это невольный грех, у нас — сознательный. И для продолжения пути нам придется использовать сознание, для чего нужна дисциплина.

Чтобы не загораться от каждой встречной эмоции, необходимо иметь опору. В христианстве — это Иисусова молитва: «Господи Иисусе Христе! Сыне Божий, помилуй мя». Можно использовать и простое пение про себя. Люди говорят: «Душа поет...» Значит, у человека очень хорошее настроение и все, что он делает, получается.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: