Изготавливая препарат по прописи:
Возьми: Бромкамфоры 4,0
Кальция глицерофосфата
Фитина поровну по 6,0
Смешай, чтобы получились пилюли числом 30.
Дай. Обозначь. По 1 пилюле 3 раза в день.
Студент растер в ступке 4,0 г бромкамфоры, при перемешивании добавил по 6,0 г кальция глицерофосфата и фитина. Заделав пилюльную массу экстрактом валерианы и порошком корня солодки, выкатал 30 пилюль и обсыпал их ликоподием, поместила банку для отпуска с этикеткой «Внутреннее».
· Предложите оптимальный вариант технологии.
· Дайте обоснование ошибок, допущенных студентом.
· Как оценивают качество пилюль в соответствии с требованиями ГФ Х?
· Каковы перспективы развития лекарственной формы пилюли?
Ситуационная задача № 28
На сертификационном экзамене предложен рецепт:
Возьми: Настоя травы пустырника 200 мл
Анальгина 5,0
Натрия бромида
Магния сульфата поровну по 4,0
Настойки валерианы 6 ml
Смешай. Дай. Обозначь По 1 ст. ложке 3 раза в день
Примечание: Кв травы пустырника – 2 мл/г;
КУО: Натрия бромида – 0,26 мл/г
Анальгина – 0,68 мл/г;
Магния сульфата – 0,50 мл/г
Молодому специалисту было предложено изготовить лекарственный препарат по прописи. Фармацевт поместил в перфорированный цилиндр инфундирного стакана 20 г измельченной травы пустырника, залил 234 мл воды очищенной и настаивал:
· в инфундирном аппарате – 15 мин (периодически помешивая),
· в условиях комнатной температуры – 45 мин.
Изготовленный настой отжал и профильтровал в подставку. В полученном водном извлечении растворил лекарственные вещества, вновь профильтровал. Проверил объем. Добавил 6 мл настойки валерианы. При контроле объем микстуры составил 206 мл. Флакон укупорил пластмассовой пробкой с навинчивающейся крышкой. Оформил препарат к отпуску, снабдив этикетками: «Внутреннее», «Перед употреблением взбалтывать».
|
Были ли допущены ошибки и каков вывод сертификационной комиссии?
Ситуационная задача № 29
В аптеку поступил рецепт:
Возьми: Эмульсии масла подсолнечного 180,0
Камфоры 2,0
Сиропа простого 20 мл
Смешай. Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке 3 раза в день.
· Предложите оптимальный вариант технологии изготовления препарата по прописи.
· Выпишите паспорт письменного контроля.
· Как может быть обеспечена стабильность данной лекарственной формы?
· Какие факторы вызывают деструкцию данного типа дисперсных систем?
Ситуационная задача № 30
В аптеку поступил рецепт:
(Rp.: Infusi radicum Althaeae ex 2,0 – 100 ml
Natrii hydrocarbonatis
Natrii benzoatis ana 2,0
Sirupi simplicis 10 ml
M.D.S. По 1 десертной ложке 3 раза в день.)
В аптеку с жалобой обратился больной, утверждающий, что по одному и тому же рецепту, при повторном обращении в аптеку, ему были выданы микстуры, различающиеся по органолептическим свойствам.
Директор аптеки изучил паспорта письменного контроля и убедился, что в обоих случаях препараты были изготовлены верно.
· Какие разъяснения дал директор аптеки пациенту и какиезамечания высказал провизорам-технологам, выдававшим препарат больному?
· Представьте паспорта письменного контроля, которые анализировал директор и обоснуйте различие органолептических свойств обеих микстур.
Ситуационная задача № 31
В аптеку поступил рецепт:
Возьми: Хинина гидрохлорида
|
Бромкамфоры поровну по 2,0
Кальция глицерофосфата 5,0
Смешай, чтобы получились пилюли числом 60.
Дай. Обозначь. По 1 пилюле 3 раза в день.
· Какие вспомогательные формообразующие вещества должны быть использованы, чтобы обеспечить требуемую биологическую доступность хинина гидрохлорида?
· Какие свойства лекарственных и вспомогательных веществ следует при этом учитывать?
· Какая нормативная документация регламентирует требования к пилюлям, технологию изготовления и контроль качества?
· Сделайте расчеты, предложите оптимальный вариант технологии по предложенной прописи, выпишите паспорт письменного контроля.
· На каком этапе изготовления пилюль он выписывается?
Ситуационная задача № 32
Преподаватель предложил студенту изготовить препарат по прописи:
Возьми: Камфоры 1,0
Масла беленного 20,0
Раствора аммиака 5 мл
Хлороформа 5,0
Смешай, пусть будет сделан линимент.
Дай. Обозначь. Растирание для голени
Какого типа линимент должен быть изготовлен?
Сполоснув флакон для отпуска водой очищенной, студент поместил 1,0 г камфоры. Затем после тарирования флакона на технических весах отвесил в него 20,0 г масла беленного, отмерил по 5 мл раствора аммиака и хлороформа, укупорил, взболтал, оформил этикетками «Наружное» и «Перед употреблением взбалтывать».
· Какие физико-химические свойства ингредиентов не учел студент?
· Какие ошибки были допущены при дозировании?
· Какого из веществ?
· Какие факторы в данном случае должны быть использованы для ускорения процесса изготовления?
· Дайте обоснование ошибок, допущенных студентом.