Студенту было предложено изготовить препарат по прописи:
Возьми: Настоя корней алтея 150 мл
Гексаметилентетрамина 3,0
Натрия гидрокарбоната 2,0
Эликсира грудного 3 мл
Сахарного сиропа 20 мл
Смешай. Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке 3 раза в день в день.
Студент во флаконе для отпуска в 195 мл воды очищенной растворил 9,75 г (1:1) сухого эктракта-концентрата корней алтея,2,0 г гексаметилентетрамина, 2,0 г натрия гидрокарбоната и в последнюю очередь добавил 3 мл эликсира грудного и 20 мл сахарного сиропа. Оформил этикетками «Внутреннее», «Беречь от детей».
· Дайте обоснование ошибок, допущенных студентом.
· Предложите оптимальный вариант технологии и отметьте особенности контроля качества водных извлечений.
· Какие НД регламентируют изготовление водных извлечений?
Ситуационная задача № 23
Изготавливая препарат по прописи:
Возьми: Раствора дикаина 0,3% 10 мл
Простерилизуй!
Дай такие дозы числом 10.
Обозначь. Для анестезии.
В асептических условиях студент отмерил в стерильные подставки по 75 мл и 25 мл стерильной апирогенной воды, растворил 0,3 г дикаина и 0,5 г натрия тиосульфата соответственно. После полного растворения веществ слил растворы, перемешал, затем профильтровал через стерильный стеклянный фильтр (при разряжении (0,15 кгс/см) в стерильные стеклянные флаконы, закрыл стерильными резиновыми пробками, проконтролировал отсутствие механических включений, укупорил металлическими колпачками под обкатку, простерилизовал при 120 +2 ºС 8 мин. После охлаждения оформил флаконы к отпуску этикетками «Стерильно», «Обращаться осторожно». Срок годности 30 дней.
Дайте критическую и обоснованную оценку технологии изготовления и контроля качества раствора.
Ситуационная задача № 24
Студент получил задание изготовить препаратпо прописи:
Rp.: Osarsoli 0,25
Streptocidi albi 0,4
Acidi borici
Glucosi ana 0,3
Misce fiat pulvis
Da tales doses N.12
Signa.По 1 порошку вдувать во влагалище 2 раза в день
Студент проверил совместимость лекарственных веществ. Сделал расчет ингредиентов на 12 доз и определил развеску порошка. Затер поры ступки 3,6 глюкозы и отсыпал ее на капсулу. Получил у специалиста, отвечающего за хранение веществ, находящихся на предметно-количественном учете 3,0 осарсола в затертую ступку по специально оформленному рецепту (на обороте рецепта указано вещество, его количество цифрой и прописью, дата, подписи получившего и отпустившего ингредиент). Далее последовательно измельчал и смешивал 3,0 осарсола, 4,8 стрептоцида, 3,6 кислоты борной. В последнюю очередь добавил с капсулы глюкозу. Все тщательно перемешал, проверил однородность смеси. Выписал по памяти паспорт на обратной стороне листа бумаги с расчетами. Фасовщик развесил порошки по 1,25 в вощеные капсулы, которые упаковал в коробку рядами по 3 штуки. Оформил к отпуску этикеткой «Наружное» и предупредительной надписью «Обращаться с осторожностью», проверил качество порошков по всем показателям. Каким? Обвязал и опечатал коробку, выписал сигнатуру.
· Оцените и обоснуйте действие студента.
· Укажите нормативные документы, регламентирующие изготовление препарата по прописи.
· При необходимости предложите свой вариант и обоснуйте его.
Ситуационная задача № 25
При изготовлении раствора по прописи:
Возьми: Раствора крахмала 50,0
Хлоралгидрата 2,0
Смешай. Дай. Обозначь. На 1 клизму.
Студент – практикант отмерил в подставку 48 мл воды. 1,0 г крахмала размешал в ступке с 1 мл воды, смыл водой из подставки в фарфоровую чашку и нагрел на сетке до кипения. После охлаждения профильтровал через двойной слой марли во флакон для отпуска. Флакон хотел оформить этикеткой «Внутреннее» и предупредительной этикеткой «Сохранять в прохладном месте».
Куратор практики заставил студента переделать раствор.
· Дайте обоснование ошибок, допущенных студентом.
· К какой группе ВМВ относится крахмал?
· Каковы особенности изготовления раствора и чем они обусловлены?
· Какую функцию выполняет крахмал в составе выписанного препарата?
Ситуационная задача № 26
Проанализируйте пропись состава препарата для детей:
Tetracyclini hydrochloridi 2,22
Sacchari 50,0
Pulveris Cacao 3,0
Natrii chloridi 0,04
Spiritus aethylici 10 ml
Vanilini 0,1
Aquae purificatae 100 ml
· Какие функции выполняет каждый из компонентов прописи?
· Какой тип дисперсной системы имеет место в данном препарате?
· Как в данном случае реализованы требования, предъявляемые к лекарственным препаратам для детей?
· Охарактеризуйте особенности лекарственных препаратов с антибиотиками и особенности технологии их изготовления.