СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ. «ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»




СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Дисциплина

«ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»

(для первичной аккредитации)

2015 г.
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Дисциплина

«ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»

(для первичной аккредитации)

Ситуационная задача № 1

Изготавливая препарат по прописи:

Возьми:

Настоя травы пустырника 180 мл

Анальгина 1,0

Натрия бромида

Магния сульфата поровну по 2,0

Настойки валерианы 6 мл

Смешай. Дай. Обозначь: по 1 столовой ложке 3 раза в день.

Студент поместил в цилиндр инфундирного стакана 6,0 г измельченной травы пустырника, затем залил 192 мл воды очищенной и настаивал в инфундирном аппарате на кипящей водяной бане 15 мин, периодически помешивая. Затем настаивание продолжалось при комнатной температуре 45 мин. Настой профильтровал через марлю и тампон ваты, промытый водой, отжимая сырье. В приготовленном настое растворил 1,0 г анальгина при помешивании и вновь профильтровал через тот же тампон ваты во флакон для отпуска; туда же отмерил 10 мл 20 % раствора натрия бромида и 4 мл 50 % раствора магния сульфата и 6 мл настойки валерианы, тщательно перемешал. Флакон снабдил рецептурным номером и предупредительными надписями: «Беречь от детей», «Сохранять в прохладном месте».

· Были ли сделаны студенту замечания преподавателем при контроле процесса изготовления и изготовленного препарата?

· Какой тип дисперсной системы образуется при правильном изготовлении.

· Как отразился использованный студентом вариант технологии на качестве микстуры?

 

Ситуационная задача № 2

Изготавливая препарат по прописи:

Возьми: Резорцина 1,5

Серы очищенной 3,0

Вазелина 50,0

Смешай, чтобы получилась мазь.

Обозначь. Смазывать ухо.

· Обоснуйте требования, которые предъявляет ГФ к лекарственной форме «Мази»?

· Как реализуются эти требования в условиях аптеки?

· По каким показателям качества следует оценить мазь, изготовленную по данной прописи?

· Какого типа мазь образуется?

· К какому типу основ относят вазелин?

· Каковы источники его получения?

· Основные свойства?

· Какие еще основы этого типа разрешены для применения в медицине?

Ситуационная задача № 3

В аптеку поступил рецепт, содержащий пропись:

Rp.: Solutionis Perhydroli 20 % - 150 ml

Da. Signa: по 1 чайной ложке для полосканий

В аптеке имеется пергидроль с концентрацией водорода пероксида – 40 %; при стандартном содержании 27,5 – 30,1 %.

· Обратите внимание на способ выписывания вещества в прописи рецепта и более высокую концентрацию водорода пероксида в растворе, имеющемся в аптеке, по сравнению со стандартом.

· Решите вопрос о возможности изготовления данного раствора.

· В случае положительного решения сделайте необходимые, обоснованные расчеты.

· Приведите оптимальный вариант технологии изготовления.

· Оцените качество на стадиях изготовления, изготовленного препарата и при отпуске из аптеки.

 

 

Ситуационная задача № 4

В аптеку поступил срочный на порошок для ребёнка 4-х месяцев

Rp. Phenobarbitali 0,005

Analgini

Antipyrini aa 0,02

Glucosi 0,15

Misce ut fiat pulvis

Da tales doses N.12

Signa. По 1 порошку 3 раза в день при повышении температуры.

Провизор-технолог, произведя фармацевтическую экспертизу, принял решение о необходимости немедленно проконсультироваться с врачом, выписавшим препарат.

· Какое решение было принято специалистами после консультации?

· Был ли изготовлен препарат по приведенной выше прописи и отпущен из аптеки?

· Предложите оптимальный вариант технологии порошков в случае их изготовления, отразив его в ППК.

Ситуационная задача № 5

Аптека закупила значительные количества субстанции натрия тиосульфата.

· Как может быть использован натрий тиосульфат при изготовлении лекарственных форм?

· Приведите примеры лекарственных форм, в которых может быть назначен натрий тиосульфат.

· Сравните особенности изготовления растворов для внутреннего применения и стерильных растворов.

· В чем состоят особенности расчетов и изготовления растворов №1 и № 2 Демьяновича.

· Приведите примеры использования натрия тиосульфата в качестве вспомогательного вещества и обоснуйте выбор натрия тиосульфата в качестве стабилизатора.

 

Ситуационная задача № 6

Какой технологический прием используютпри изготовлении водных и глицериновых растворов йода? Проконсультируйте фармацевта – молодого специалиста по особенностям расчетов и технологии изготовления препарата по прописи:

Rp.: Iodi 0,06

Kalii iodidi 0,6

Extracti Valerianae 3,0

Pulveris radicis Liquiritiae quantum satis.

Misce, ut fiant pilulae N. 40

Da. Signa: по 1 пилюле 3 раза в день.

 

Ситуационная задача № 7

Изготавливая препарат по прописи:

Возьми: Кислоты салициловой 0,5

Раствора йода спиртового 2 % - 10 мл

Глицерина 10,0

Этанола 70 % - 50 мл

Смешай.Дай. Обозначь: смазывать пораженные участки кожи.

· В сухом отпускном флаконе студент растворил 0,5 г кислоты салициловой, 0,2 г йода в 10 мл 90 %-ном этаноле, затем отмерил 50 мл 70 %-ного этанола, 10 мл глицерина и все тщательно взболтал. Флакон оформил основной этикеткой «Наружное» и дополнительными этикетками «Хранить в прохладном месте», «Хранить в защищенном от света месте».

· Дайте обоснование ошибок, допущенных студентом.

· Какова масса этанола учетной концентрации отпущена по рецепту?

 

 

Ситуационная задача № 8

Изготавливая препарат по прописи:

Rp.: Acidi hydrochlorici 4 ml

Pepsini 4,0

Aquae purificatae 150 ml

Фармацевт в бесцветный флакон нейтрального стекла отмерил 4 мл чистой хлористоводородной кислоты, обосновывая тем, что это вещество списка Б, отмерил 146 мл воды, раствори 4,0 пепсина при взбалтывании (не фильтровал, обосновывая сорбцией фермента на фильтрующих материалах). Проверил объем, который составил 150 мл. Флакон укупорил пластмассовой пробкой с навинчивающейся крышкой. Оформил к отпуску, снабдив основной этикеткой «Внутреннее» и предупредительной этикеткой «Перед употреблением взбалтывать».

· Каковы выводы сертификационной комиссии?

· Были ли допущены ошибки и, если да, то какие?

· Обоснуйте особенности разведения растворов кислоты хлористоводородной, как одной из стандартных жидкостей, используемых в аптеке.

 

 

Ситуационная задача № 9

В аптеку поступил рецепт, содержащий пропись состава:

Возьми: Атропина сульфата 0,0005

Кодеина фосфата 0,015

Эфедрина гидрохлорида 0,03

Фенобарбитала

Кофеина натрия бензоата поровну по 0,02

Анальгина 0,25

Смешай, пусть будет сделан порошок.

Дай такие дозы числом 20.

Обозначь. По 1 порошку 3 раза в день.

· Каковы особенности состава?

· Как должен быть оформлен рецепт?

· Используют ли в данном случае тритурацию? Какого вещества?

· Предложите оптимальный вариант технологии изготовления порошков по приведенной выше прописи и отразите его в паспорте письменного контроля.

 

Ситуационная задача № 10

На примере прописи состава:

Возьми: Анальгина 0,1

Димедрола 0,005

Масла какао сколько потребуется.

Смешай, чтобы получился суппозиторий.

Дай такие дозы числом 20.

Обозначь. По 1 свече 2 раза в день,

обоснуйте возможность обеспечения общего обезболивающего и противовоспалительного действия препарата в лекарственной форме «Суппозитории».

· Как в соответствии с ГФ оценить качество суппозиториев на стадиях изготовления и изготовленного препарата?

· Каковы направления совершенствования ректальных лекарственных форм?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: