Каким образом можно воздействовать на активного участника. - Разговор. - Искусство слушать. - Карлейль и его посетитель. - Приятный разговор. - Внешность. - Платье. Духи. - Опрятность. - Как следует себя держать. - Будьте наготове. - Расположение духа. - Смелость. - Самоуважение. - Внимательность к другим. - Откровенность. - Серьезность. - Твердое рукопожатие. - Взгляд. - Тон голоса. - Полезное правило. - Каким образом исправить недостатки в манерах.
В предыдущем уроке я сравнивал обе функции (проявления) человеческого разума с двумя братьями - с компаньонами какого-нибудь предприятия. Для удобства объяснения я буду и далее держаться этого сравнения, которое совершенно подходит к фактическому положению предмета. Активный участник - пожилой «особенный» компаньон, он требует к своей особе некоторой доли угождения и заботливого обхождения. До известной степени на него можно влиять посредством разговора, внешним видом, манерами (обхождением), голосом, взглядом и т.д. Каждый из них имеет свои собственные вкусы и особенности, хотя существуют некоторые, всем известные общие черты.
Что касается разговора, то постарайтесь, насколько возможно, разузнать, что особенно интересует почтенного компаньона. Если вы понравились ему в этом отношении, он забудет обязанности к своему слабому брату. Потому научитесь говорить с ним о вещах, которыми он интересуется, но смотрите: не делайте ошибки, говоря слишком много - «дайте поговорить и почтенному человеку». Вы должны говорить с ним до тех пор, пока он недоберется до своей любимой темы, и тогда - молчите. Вы должны выработать искусство слушать: это - один из ценных житейских талантов. Много мужчин и женщин достигли высокого положения просто благодаря тому, что были умелыми слушателями. Может быть, вы знаете старый рассказ про Томаса Карлейля. Раз у него был посетитель, умелый слушатель и настолько же хороший наблюдатель человеческой природы. Он навел разговор на любимую тему хозяина. После чего Карлейль рассказывал более трех часов подряд, не давая посетителю случая вставить слово. Когда же пришло время расстаться, Карлейль был в удивительно хорошем расположении духа, проводил собеседника до самых дверей и, прощаясь, сказал: «Приходите снова, мой дорогой, у нас с вами был такой восхитительный разговор». Видите ли вы, в чем дало? Выслушивайте внимательно почтенного активного компаньона и относитесь к его словам так, как если бы каждое из них было блестящим червонцем, прямо с монетного двора. Но смотрите, не поддайтесь его влиянию. Относитесь со вниманием к тому, что он говорит, но не допускайте, чтобы его мысли могли произвести воздействие на ваш ум, иначе он всучит товары ВАШЕМУ же пассивному компаньону. Будьте сами положительны, так как вам предстоит сказать слово слабому его компаньону, когда замолчит почтенный человек, «опьяненный собственным многословием», и ослабит свою бдительность. Всеми средствами развейте искусство рассудительно слушать.
|
Что касается до внешности, то я советую вам избегать крайностей - излишнего лоска и неряшливости. Держитесь среднего. Вы должны особенно избегать одежды, рассчитанной на привлечение внимания либо ее чрезвычайной модностью, либо противоположным. Костюм должен быть прост, изящен и чист. Не надевайте стоптанных сапог и помятой шляпы, они бросаются в глаза. Человек в опрятной шляпе и хорошо вычищенных сапогах может произвести благоприятное впечатление, даже если его платье и не отличается особым изяществом, лишь бы оно было чисто. Но старая шляпа, запылившиеся или грязные сапоги могут испортить весь эффект прекрасного, только что сшитого костюма. Постоянно носите чистое белье. Все надо принять в расчет, все мелочи, если хотите произвести желательное впечатление. Избегайте крепких духов, у многих они вызывают отвращение. Необходимо также добавить, что чистоплотность является непременным условием получения одобрительного отзыва со стороны большинства активных компаньонов, хотя бы даже они и не отличались ею сами.
|
Ваши манеры (обращение) должны быть приятны, но никоим образом не легкомысленны; желательна всегда некоторая доля сдержанности и умения управлять своим настроением. Раздражительность есть признак слабости, а не силы, и раздражительному человеку никогда ни в чем не везет. Вы должны быть совершенно бесстрашны, притом и физически, и морально (правда, последнее - редкое качество). Если вы вообще легко приходите в возбуждение и раздражение, а также иногда вас охватывает боязнь несчастья, печаль и т.п., то вам следует с особым вниманием остановиться на уроке о выработке характера, и сделать все возможное для искоренения этих недостатков.
Ваши манеры должны быть полны самоуважения, но в то же время относитесь со вниманием к чувствам, симпатиям и антипатиям окружающих. Если вы лишены последнего качества, следует всеми силами развить его, оно имеет особую важность как средство для приобретения друзей, достижения благосклонности активного участника; несмотря на его суровую, бесстрастную внешность, ему не чуждо ничто человеческое. Если вы будете всегда помнить: «Я буду поступать по отношению к Вам так, как хотел бы, чтобы Вы поступали со мною», И БУДЕТЕ ПРОЯВЛЯТЬ ЭТУ МЫСЛЬ НА ДЕЛЕ, вы приобретете ценное качество. Развивайте смелое, открытое, честное обращение. Это почти всем нравится. Будьте СЕРЬЕЗНЫ, когда вы говорите. Последнее не только поддерживает внимание в ваших слушателях, способствует восприятию делаемых вами внушений, но и наделяет силой ваши мыслительные волны. Выработайте твердое, честное, мужественное рукопожатие. Никому не нравится пожимать слабую и вялую руку, да ведь этого вы и сами не любите. Не забывайте об этом. Если вы до сих пор не обладаете таким рукопожатием, выработайте его и пользуйтесь им. Пожимайте каждому руку так, как если бы он был отцом самой прелестной девушки, с миллионным приданым. И смотрите ему прямо в глаза. О силе взгляда я расскажу подробно в следующем уроке, а теперь хочу обратить ваше внимание на это в связи с сердечным рукопожатием. Они восполняют друг друга.
|
Выработайте приятный тон (тембр) голоса, избегайте как бормотания, так и резкого крика. Соразмеряйте громкость вашего голоса с тем, насколько громко говорит собеседник, но не делайте ошибки, пытаясь перекричать его. Если другой человек стал слишком резко и громко говорить, отвечайте ему все тише и тише, и собеседник скоро заговорит как следует. Кстати, это отличный способ, чтобы охладить пыл человека, который возбужден и готовится вас хорошо «отделать языком». В подобном случае сдерживайтесь, следите, чтобы ваш голос был тихим, но уверенным, и вы увидите, что говорящий с вами мужчина (или женщина) постепенно понизит голос до вашего уровня. Раз он ослабил свой голос, изменилось и его настроение, и он чувствует себя пристыженным, а вы выиграли. Испытайте. Многое и многое зависит от голоса. Гибкий, искусно меняющийся тон голоса очень нравится и может принести немалую выгоду его счастливому обладателю. Ваш голос должен уметь выражать все оттенки чувств, которые вы желаете в него вложить. Это одно из могущественных средств для внушения. Выразительный голос - один из главных орудий успешного внушения.
Однако изучающий не должен отчаиваться, если у него недостаток некоторых из описанных важных качеств. Он должен знать, что каждый из этих даров будет в его распоряжении, если он только не побоится беспокойства отыскать их. Подробнее я расскажу об этом в уроке о выработке характера.
Еще одним весьма важным посредником для влияния на других, не исключая и вашего почтенного активного участника, является глаз (взгляд). Да, человеческий глаз Кто не знает его силы, и в то же время как мало знают о способе приобрести искусство пользоваться им! Можно было бы написать целые тома о его силе, о нем как оружии нападения и защиты, и его помощи в деле воздействия на людей и животных, - и этим все же не был бы исчерпан предмет.
Следующий наш урок я посвящу объяснению пользования глазом (взглядом) как средством для воздействия на людей; каким образом выработать «магнетический взгляд», и каким образом избежать влияния взгляда других.
6.
Шестой урок.
Сила взгляда
Наидействительнейшее средство воздействия на других. - Причины. - Выработанный взгляд - могущественное оружие. - Мыслительные колебания сообщаются при помощи глаза. - Его власть над дикими животными и людьми. - Решительный сосредоточенный взгляд почти непереносим. - Надлежащее применение взгляда. - Зачаровывание и гипнотическое обаяние. - Магнетический сосредоточенный взгляд. - Начало свидания. - Как пользоваться взглядом, чтобы пробудить внимание. - Как поддерживать внимание. - Как снова привлечь внимание. - Прежде чем уйти, вы должны добиться того, что наметили. - Самозащита. - Каким образом избегать воздействия других. - Как следует произносить «нет»? - Как производятся внушения.
Глаз является одним из могущественнейших средств для воздействия на других людей. Он не только служит для поддержки внимания в ваших собеседниках, но и облегчает проникновение вашим внушениям. Он представляет самостоятельную силу, когда им пользуются, как средством, чтобы произвести впечатление на людей. Он влечет, очаровывает и ослепляет активного участника, и дает вам случай побеседовать с его товарищем.
Взгляд человека, который применяет законы духовного господства - могущественное оружие. Он несет настойчивые мыслительные волны, направленные на мозг собеседника, и притом кратчайшим путем. Вы, вероятно, слышали о том, какую силу имеет человеческий глаз над дикими животными и дикарями. Быть может, вам приходилось встречаться с людьми, которые, кажется, видят вас насквозь и чей решительный сосредоточенный взгляд едва переносим. В следующем уроке я укажу несколько упражнений, которые дадут вам возможность выработать так называемый «магнетический сосредоточенный взгляд». Это необходимое приобретение для всякого, кто хочет научиться влиять на людей. В этом уроке ради удобства изложения я предположу, что вы уже обладаете «магнетическим взглядом».
Должное применение взгляда в разговорах с другими лицами скоро сообщит ему свойство, близкое к зачаровыванию или гипнотическому внушению. Это результат мощных мыслительных колебаний, сообщенных кратчайшим путем, посредством выработанного магнетического взгляда.
Дать какое-нибудь общее наставление, пригодное для решительно всех случаев жизни, представляется, конечно, невозможным. Поэтому то, что я вам укажу, будет основными правилами, которые вам придется изменять, сообразуясь с обстоятельством дела.
Важнейшее правило состоит в том, что в начале разговора вы должны посмотреть прямо в глаза собеседнику твердым «магнетическим взглядом». Отнюдь не смотрите пристально, не всматривайтесь, но ваш взгляд должен быть решителен, тверд и выражать большую силу сосредоточенности. В продолжение разговора время от времени меняйте направление взгляда, но всякий раз, когда вы предлагаете, утверждаете или требуете, или всякий раз, когда хотите сильнее повлиять, вы должны послать твердый, непоколебимый магнетический взгляд, смотря прямо собеседнику в глаза. Это весьма важно и этим не следует пренебрегать. Когда вы говорите о деле, сохраняйте серьезное и определенное выражение лица (т.е. избегайте рассеянного вида), соответствующие манеры и поддерживайте внимание в вашем слушателе. Если вам приходится что-либо требовать или просить, это требование и просьба должны быть выражены в ясной, определенной, серьезной и полной достоинства форме. В это время смотрите на данное лицо, выражая глазами желание, чтобы оно сделало так, как вы говорите.
Всеми способами мешайте ему в этот момент отвернуться. Вы должны уметь всегда поддерживать его внимание. Когда вы захватите все внимание активного участника, ему будет не до своего компаньона, а последний, пользуясь случаем, приблизится к вам и будет слушать все, что вы говорите. Если собеседник начал избегать вашего взгляда, вы время от времени можете возобновлять его внимание тем, что сами станете смотреть в сторону (наблюдая, однако, незаметно за ним уголком глаза). Как только ваш собеседник увидит, что вы смотрите в другую сторону, он готов будет бросить взгляд на вас, вы же должны уловить этот вороватый взгляд. Как только заметите, что его глаза поворачиваются в вашу сторону, вы должны, в свою очередь, немедленно обратить на него ваши глаза и послать ему быстрый, острый, решительный взгляд. Смотрите на него сосредоточенно, поддерживая его взгляд усилием вашей воли. Это как раз та минута, когда лучше всего нанести ему неотразимый удар. Он растерялся, и, следовательно, наступил психологически выгодный момент, чтобы дать решительное внушение.
Если вы не в состоянии будете заставить его посмотреть на вас указанным способом, то начните показывать ему, время от времени, образчики, планы, рисунки, или какие-либо иные предметы, касающиеся вашего дела. Вы увидите, что, как только он посмотрит на показанный ему предмет, он невольно подымет на вас глаза. Он это будет делать всякий раз, а вы должны быть наготове послать ему твердый магнетический взгляд, сопровождаемый внушением.
Если вы в состоянии поддерживать его внимание и будете прямо смотреть во время разговора, вы наверняка повлияли на него в большей или меньшей степени, разве только он так же знаком с искусством «магнетического взгляда». В таком случае нелегко будет повлиять на него непосредственно. Однако на самом деле немного людей обладают этим знанием, и вам лучше поэтому не принимать в расчет такой случай. Но вообще, как только вы заметите, что человек, по-видимому, почувствовал силу вашего влияния и ради самосохранения желает прекратить разговор - ВЫНЕ ДОЛЖНЫЭТОГО ДОПУСТИТЬ, так как вы достигли влияния и вы должны развить его. НЕ ВЫПУСКАЙТЕ ЕГО ДО ТЕХ ПОР, ПОКА НЕ ДОБЬЕТЕСЬ ТОГО, ЗА ЧЕМ ПРИШЛИ.
В связи с этим следует указать, что вообще для каждого человека страшно затруднительно рассуждать и ясно обдумывать что-нибудь в то время, когда он находится под влиянием магнетического взгляда другого. Поэтому вам следует самим особенно беречься, чтобы не подпасть под это влияние со стороны других лиц, обладающих секретом. Вы должны быть настороже, оставаясь все время положительно настроенными. И, как только заметите, что другой пытается воздействовать таким образом на вас, настойчиво думайте, что вы непоколебимы и вне такого влияния. Такое психическое состояние предохранит вас от влияния, и тогда, конечно, вы, в свою очередь, должны применить - так сказать, «в обратном направлении» - только что изложенные наставления. Если кто-нибудь пытается заинтересовать вас своим предложением, не смотрите на человека непрерывно во время разговора. Конечно, не показывайте вида, что вы избегаете его взгляда, но лишь смотрите время от времени в сторону. Это даст вам возможность и поразмыслить, и сохранить психическое равновесие. Когда он делает вам предложение, смотрите самым непринужденным образом в сторону, как если бы вы серьезно обдумывали каждое произнесенное собеседником слово. Если ему удалось сделать внезапное внушительное предложение, уловив ваш взгляд, не отвечайте ему, но предварительно отведите на минуту в сторону ваши глаза и восстановите психическое равновесие. Затем, когда вашим ответом должно быть «нет», посмотрите ему прямо в глаза решительным взглядом и скажите ваше «нет» твердо и определенно, но, конечно, вежливо. КОГДА ВЫВ ЧЕМ-НИБУДЬ СОМНЕВАЕТЕСЬ, ГОВОРИТЕ ТАКЖЕ «НЕТ». Смотрите в оба, чтобы в психологически удобный момент не получить коварного внушения - это самое опасное. Заставьте вашего активного участника быть всегда наготове. И не допускайте, чтобы собеседник добился того, чтобы сказать хоть одно слово вашему пассивному участнику. Последние всегда не прочь перекинуться друг с другом словом, но на это вы должны наложить решительный запрет.
Человек, который ведет разговор, если только он понимает дело, всегда положительный (импульсирующий) фактор, тогда как слушатель более или менее пассивен. Чем внимательнее он слушает, тем более он становится пассивным. Поэтому всегда следует быть настороже, когда находишься в пассивном положении слушателя, чтобы не поддаться делаемому внушению.
Вы должны научиться делать внушения в настойчивой, решительной и положительной форме, выражая вашим голосом, что вы ожидаете их исполнения, и сохраняя в уме уверенность, что эта воля будет непременно исполнена. Эту мысль можно было бы выразить двумя словами - УВЕРЕННАЯ НАСТОЙЧИВОСТЬ - смысл которых вы легко поймете, если я вам скажу: делайте внушения «в его собственном смысле». Уроки сосредоточенности помогут вам в этом отношении. Наш следующий урок будет посвящен «магнетическому взгляду».
7.
Седьмой урок.
Магнетический взгляд.
Что такое магнетический взгляд. - Полное описание упражнений. - Каким образом приобрести магнетический взгляд. - Интересное упражнение. - Люди будут выражатъ боязнь. - Опыты над «живыми людьми». - 1 упражнение. - Полное наставление для приобретения твердого, непоколебимого взгляда. - Замечательные выполнения. - Повелительное выражение. - Действие его на людей и животных. - 2 упражнение. - Упражнение с зеркалом. - Каким образом противостоять взгляду других. - 3 упражнение. - Развитие глазных нервов и мускулов. - 4 упражнение. - Упражнение глазных нервов и мускулов. - 5 упражнение. - Опыт над людьми. - Опыты над животными. - Животные будут убегать. - Испытание людьми неприятного чувства. - Должное пользование этою силою. - Храните вашу собственную тайну.
То, что известно под именем магнетического взгляда, есть выражение сильного мысленного требования при помощи нервов и мускулов глаза. Достигается это с помощью своеобразной гимнастики, дающей глазам выражение твердости, непоколебимости и положительности. Каким образом достигается мысленное напряжение, будет объяснено в следующем уроке, этот же мы посвятим специально взгляду. Предлагаемые упражнения очень важны, и я полагаю, вы будете точно им следовать. С помощью этих упражнений вы в короткое время сможете выработать взгляд, который будет чувствоваться другими; а продолжая упражнения, вы до такой степени разовьете его силу, что только немногие люди в состоянии будут выдержать его. Это в высшей степени интересное занятие, и вам будет приятно замечать рост обаяния ваших глаз; оно будет обнаруживаться над теми людьми, с кем вы встречаетесь. Вы скоро заметите, что люди становятся беспокойными и чувствуют себя неловко под вашим взглядом, если только на несколько мгновений вы сосредоточите на них ваш взгляд Коль скоро вы достигнете такого результата и разовьете сосредоточенный взгляд, вы не променяете этого дара даже на богатство. Конечно, недостаточно удовлетвориться одними только упражнениями, но вы должны постараться воспроизвести их на живых людях. Полного искусства в пользовании силой взгляда вы достигнете лишь при условии упражнения «над живыми людьми».
УПРАЖНЕНИЯ
1 упражнение. Возьмите листок белой писчей бумаги размером приблизительно 6х6 см, посередине его нарисуйте кружок величиною с пятидесятикопеечную (полтинник) монету (т.е. диаметром около 2,5 см. - Прим.ред.), зачерните кружок, так чтобы пятно выделялось возможно рельефнее на белом фоне. Прикрепите булавкою этот листок на стену так, чтобы точка оказалась как раз на уровне ваших глаз, если вы бы сидели. Поставьте ваш стул на середину комнаты, и сядьте прямо против бумаги.
Устремите ваш взгляд на черное пятно; смотрите на него решительным, твердым взглядом, не мигая; продолжительность - одна минута. Затем дайте отдохнуть глазам и снова возобновите упражнение. Повторите его пять раз.
Встаньте (стул должен оставаться на прежнем месте), передвиньте горизонтально бумагу вправо на три фута (1 фут = 0.3048 метра. - Прим, ред.) от ее первоначального места. Сядьте, устремите сперва ваш взгляд на то место, где первоначально висела бумага, затем, не двигая головы, перенесите ваш взор направо и сосредоточенно смотрите на пятно в продолжение одной минуты. Повторите эту часть упражнения четыре раза.
Затем переместите бумагу влево на три фута от ее первоначального места, снова смотрите сосредоточенно на пятно одну минуту. Повторите пять раз. Выполняйте это упражнение в течение трех дней, а затем увеличьте продолжительность фиксации взгляда до двух минут. По истечении еще трех дней увеличьте время. Поступайте таким же образом и далее, увеличивая продолжительность упражнения на одну минуту каждые три дня. Некоторые достигли способности удерживать сосредоточенный взгляд, не заставляя слезиться глаза, целых двадцать и даже тридцать минут. Однако я не советую переступать за пределы пятнадцати минут. Дело в том, что тот, кто может сосредоточенно смотреть на одну точку пятнадцать минут, может посылать столь могущественный взгляд, как и тот, кто дошел до тридцати минут.
Это упражнение в высшей степени важно и, если им старательно заняться, то оно даст вам возможность смотреть решительно и сосредоточенно на каждого, с кем бы вам ни пришлось говорить. Оно разовьет сильное, могучее выражение глаз, и возможность посылать такой непоколебимый взгляд, который мало для кого будет выносим. Собаки и другие животные будут трепетать и дрожать под вашим взглядом, и его проявления будут выражаться также и другими различными способами. Конечно, упражнения сами по себе скучны, но каждый будет щедро вознагражден за потраченное на них время и труд. Если вы занимаетесь гипнотизмом, вы найдете в этом взгляде серьезную помощь. Наконец, глаза начнут казаться больше вследствие увеличения расстояния между веками.
2 упражнение. Чтобы достигнуть большего разнообразия и приучить вас смотреть в глаза другим без неловкости, измените первое упражнение следующим образом.
Станьте перед зеркалом и смотрите сосредоточенно в отражение ваших собственных глаз. Постепенно увеличивайте время, как и в предыдущем упражнении. Это упражнение приучит вас не только выносить взгляды других, а также достичь лучшего выражения глаз, что, безусловно, полезно и необходимо. Оно даст возможность увидеть рост и развитие характерного выражения ваших глаз, когда они начнут приобретать магнетический взгляд. Производите это упражнение непременно систематически. Знатоки предпочитают это упражнение вышеописанному, однако, по моему мнению, лучшие результаты могут быть достигнуты при использовании их обоих.
3 упражнение. Встаньте на расстоянии трех футов от стены, прикрепив предварительно на ней бумагу так, чтобы пятно оказалось вровень с вашими глазами. Теперь, не сводя глаз с пятна, начните вращать головой. Так как это упражнение заставляет поворачивать глаза, в то время как вы продолжаете сосредоточенно смотреть, оно даст порядочную гимнастику их нервам и мускулам. Перемените затем упражнение, т.е. начните вращать голову в противоположную сторону. Вначале производите это упражнение как можно тише и не утомляйте глаз.
4 упражнение. Встаньте спиною к одной из стен и, смотря на противоположную, быстро меняйте направление вашего взгляда, перенося его с одной точки стены на другую - налево, направо, вверх, вниз, зигзагами, кругообразно и т.п.
Упражнение должно быть немедленно прекращено, как только вы почувствуете утомление глаз. Перед тем как его закончить, остановите глаза на одной точке: это их успокоит. Упражнение предназначено для укрепления нервов и мускулов глаз.
5 упражнение. После того как вы выработали твердость взгляда, необходимо развить еще и уверенность. С этою целью упросите кого-нибудь из ваших друзей испробовать на себе ваше искусство. Посадите вашего друга напротив себя; сядьте сами и начните сосредоточенно, но спокойно смотреть прямо ему в глаза, попросив его в то же время смотреть в ваши, как долго он может. Вы увидите, что его нетрудно утомить; скоро он станет говорить: «довольно», он будет находиться в состоянии, близком к гипнотическому. Если перед вами человек, легко поддающийся гипнозу, то дело пойдет еще лучше. Испытайте также силу вашего взгляда на собаках, кошках и других животных, конечно, если вам удастся заставить их смирно лежать или стоять. Но вы увидите, что большинство животных будет бежать от вас, или отворачивать голову, чтобы избежать вашего прямого сосредоточенного взгляда.
Вам, конечно, следует различать прямой, спокойный сосредоточенный взгляд от бесстыдно пристального. Первый выражает могучую психическую силу, тогда как другой выдает человека, любящего жить на чужой счет или еще худшего.
Вначале ваш сильный, решительный, сосредоточенный взгляд будет приводить в замешательство и смущение многих. Под его действием они будут становиться неловкими и беспокойными. Но вам нетрудно будет научиться обращаться осторожно с вашей новою силою, не причиняя другим замешательства, но в то же время производя на них сильное впечатление. Избегайте вообще всяких разговоров по поводу ваших упражнений с глазами и занятиях магнетизмом личности, так как это лишь возбудит в людях подозрительность по отношению к вам, за вами станут наблюдать, и в некоторых случаях вы создадите серьезное препятствие для применения ваших знаний. Держите ваши занятия в тайне: и пусть ваши силы проявятся на деле, здесь не место хвастовству. Помимо этих соображений, есть немалой других причин, по которым лучше молчать. Не пренебрегайте этим советом, иначе вам придется сожалеть - но будет поздно. Уделите время на эти упражнения и, следуя законам природы, развивайте ваши силы постепенно; повторяю: избегайте мигать, щурить или неестественно расширять веки. Вы без особого труда можете избегнуть всего этого одним усилием воли.
Если ваши глаза будут утомляться, обмывайте их, время от ХОЛОДНОЮ ВОДОЮ, и вы почувствуете облегчение. Уже через несколько дней занятий эти недостатки исчезнут почти незаметно.
8.
Восьмой урок.
Волевая сила.
Разница между притягательным свойством мыслей и волевой силой. - Различные проявления мыслительных колебаний. - Определение воли и волевой силы. - Весьма могущественная сила. - Истинный человек. - Его познание. - Его важность. - Человек приобретает неведомые до сих пол силы. - Душа человека. - Воля. - Секрет развития воли. Активное и пассивное мышление. - Посылание мыслительных волн.
В предыдущих уроках я объяснил вам способы, посредством которых одно лицо может привлекать других в личном собеседовании, посредством силы внушения и т.д. Таким образом, человеку, который старается произвести впечатление на другого, помогают две другие силы. Первая из этих помогающих сил есть то, что известно под именем притягательного свойства мыслей, о котором я буду говорить в следующих уроках; вторая есть волевое воздействие ума одного лица на ум другого. Эти два различных проявления силы духа резко отличаются один от другого. В первом случае притягательное свойство мыслей, раз будучи приведено в движение, воздействует на других, помимо сознательного усилия вашего разума; ваша решительная мысль о чем- нибудь приводит в движение могучую силу, которая воздействует на других. В случае же волевого воздействия мыслительные колебания посылаются и побуждаются сознательным действием силы воли посылающего и направляются к какому-нибудь определенному объекту; когда же побуждающая сила прекращается, прекращаются и колебания.
Я не в силах подобрать подходящего общего выражения, которое могло бы быть пригодно для этой формы силы мысли, и так как не нахожу удобным говорить о ней, как о «СОЗНАТЕЛЬНОМ УСИЛИИ ВОЛИ, ПРОИЗВОДЯЩЕЙ МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ КОЛЕБАНИЯ, НАПРАВЛЯЮЩЕЙ ИХ НА ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ПРЕДМЕТ», я по необходимости принужден измыслить слово, выражающее данное понятие.
Соответственно, отныне я буду пользоваться термином «хотение» для выражения только что определенного понятия. Это слово не следует смешивать со словом «желание», означающим свободное проявление воли по выбору. Я также буду пользоваться в этих случаях словосочетанием «волевая сила», произрастающим из того же корня.
Волевая сила есть одна из наиболее могущественных сил природы, и в то же время она принадлежит к числу наименее изученных. Она используется бессознательно более или менее всеми людьми. Некоторые знакомы с ее результатами, не понимая законов ее развития и возникновения. Ее можно сильно увеличивать путем разумного развития и упражнения, посвятив им достаточно времени и стараний. Я укажу вам упражнения для развитая собственно этой силы в уроке, посвященном сосредоточению.
Чтобы быть в состоянии разумно пользоваться волевою силою, необходимо понять истинную природу воли, то есть вы должны осуществить собой ИСТИННОГО человека.
Многие из нас имеют привычку думать о собственном «Я» скорее как о физическом теле. Это - материалистическая точка зрения. Другие думают о собственном «Я» как о некоем духовном создании, руководящем телом и находящемся в мозгу. Это отчасти правильно, но не вполне истинно. Некоторые сознают существование «Высшего Я» в человеке и только немногие познали это «Высшее Я», жили согласно его повелениям. Истинное «Я» настолько совершеннее разума, насколько разум совершеннее тела, и они оба, тело и разум, подчинены ему. Оба - его орудия и служат для выполнения его предначертаний, если он пожелает воспользоваться ими. ИСТИННОЕ «Я» есть то, что мы чувствуем, когда в минуты мечтаний или самоуглублений мы думаем или говорим «Я семь». Все из нас сознавали в себе это истинное «Я» в некоторые моменты своей жизни, но не познали всего его значения. Отложите в сторону эту книгу на несколько секунд, и, ослабив мускулы вашего тела и достигнув пассивного состояния ума, думайте спокойно и хладнокровно о слове «Я есмь» и попробуйте представить себе ваше ИСТИННОЕ «Я», превосходящее тело и разум. Если вы только ПРИВЕЛИ В ДОЛЖНОЕ состояние тело и ум, вы увидите в себе мерцание истинного «Я». Продолжайте занятие. Оно пробудит в вашем уме представление истины. Ничто не в состоянии повредить или истребить ИСТИННОЕ «Я». Тело и разум исчезнут, но «Я есмь» вечно и неразрушимо. Оно могущественно, и, когда разум научится подчиняться его влиянию, бытие человека как бы изменится и приобретет неведомые силы.
Назначение этой серии уроков не позволяет мне дольше остановиться на этом предмете. Его значение требует многотомного труда, чтобы достойно описать его, но я хочу остановить внимание изучающего на этой жизненной правде со всею горячностью, на которую я только способен. Держитесь какого угодно взгляда относительно наставлений, данных в этом курсе, примите это учение или отвергните его, но пусть эта мысль глубоко западет в ваш ум: «Я есмь» - ваше истинное «Я». Когда ваш разум познает своего господина, вы познаете тайну жизни; я посадил это семя - мысль - в ваш ум, и оно возрастет и разовьется в прекрасное растение, цветок которого превзойдет благоуханием прекраснейшие земные цветы.
Когда они распустятся и покажут всю красоту цветов, тогда вы узнаете, что обрели самого себя.
То, что мы представляем под словом «воля», есть проявление «Я есмь» индивидуума и находится оно к нему приблизительно в том же отношении, как мысль к разуму. Когда мы говорим о «развитии воли», мы в действительности разумеем развитие разума в смысле подчинения его воле. Воля сама по себе достаточно сильна и не нуждается в «развитии». Это противоречит наиболее распространенным доктринам, но тем не менее это правильно: могучий волевой поток течет по психическим венам, но вы должны научиться ходить на привязи, прежде чем управлять духовной колесницей.
Мысли людей имеют два различных направления. Один вид мышления, который мы назвали пассивным мышлением, немного более чем инстинктивное усилие - род «мысли как таковой», и требует для своего возникновения лишь немного волевой силы. Другой вид мыслительного усилия, которому мы дали название активного мышления, возникает от большего или меньшего требования, предъявляемого разумом к силе воли. Я могу только обратить ваше внимание на этот факт, так как подробное изучение предмета выходит за рамки настоящего труда. Я глубже коснулся этого предмета в других моих трудах, к которым должен вас отослать. В этой же книге я поставил себе задачею научить «как», а не «почему», и, поэтому, мне не нужно вводить вас в область теории.
Чем более мысль человека идет по пути активного мышления, тем сильнее и могущественнее она; то же можно сказать и о противоположном мышлении. Человек, который понимает законы господства духа, имеет большое преимущество перед своими ближними, которые следуют «телячьей тропой» пассивного умственного усилия.
Все виды мысли посылаются разумом, их колебания распространяются от индивидуума, воздействуя на других в большей или меньшей степени, соответственно силе побуждающего усилия. Пассивные мысли менее могущественны, чем активные, но и первые, если они часто повторяются, обладают достаточной силой. Сейчас будет показано: чтобы достичь непосредственного действия на ум другого с помощью мыслительных колебаний, необходимо усилие хотения; чем сильнее напряжение, тем сильнее действие.
Следующий урок будет посвящен упражнениям силы хотения.
9.
Девятый урок.