При изучении иностранного языка в начальной школе стимулируется общее речевое развитие младших школьников;
· развивается их коммуникативная культура;
· формируются ценностные ориентиры и закладываются основы нравственного поведения в процессе общения на уроке, чтения и обсуждения
текстов соответствующего содержания, знакомства с образцами детского зарубежного фольклора;
· вырабатывается дружелюбное отношение и толерантность к представителям других стран и их культуре.
Описание места курса «Иностранный язык» в учебном плане
В 4 классе на изучение курса отводится 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
Результаты освоения программы
Личностными результатами изучения иностранного языка в начальной школе являются:
· общее представление о мире как многоязычном и поликультурном сообществе; осознание себя гражданином своей страны;
· осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми;
· знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого языка (через детский фольклор, некоторые образцы детской художественной литературы, традиции).
Метапредметными результатами изучения иностранного языка в начальной школе являются:
- развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;
- развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
- расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;
- развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; формирование мотивации к изучению иностранного языка; овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, аудиодиском и т.д.)
Предметными результатами изучения иностранного языка в начальной школе являются:
- овладение начальными представлениями о нормах иностранного языка (фонетических, лексических, грамматических);
- умение (в объеме содержания курса) находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, буква, слово.
Содержание учебного предмета «Иностранный язык»
34 ч (1 час в неделю)
Таблица тематического распределения количества часов
№ п/п | Тема раздела | Количество часов по программе |
Я и моя семья | 22 ч | |
Я и мои друзья | 6 ч | |
Моя школа | 9 ч | |
Мир вокруг меня | 26 ч | |
Страна / страны изучаемого языка | 5 ч |
Знакомство.
С одноклассниками, учителем, персонажами детских произведений: имя, возраст.
Приветствие, прощание (с использованием типичных фраз немецкого речевого этикета)
Я и моя семья.
1. Члены семьи, их имена, возраст, внешность, черты характера. Увлечения/хобби.
2. Мой день (распорядок дня, домашние обязанности).
3. Покупки в магазине: одежда, обувь, основные продукты питания. Любимая еда.
4. Семейные праздники: день рождения, Новый год/ Рождество. Школьный праздник. Подарки
Мир моих увлечений
Мои любимые занятия. Виды спорта и спортивные игры. Мои любимые сказки.
Я и мои друзья.
1. Имя, возраст, внешность, характер, увлечения / хобби. Совместные занятия.
2. Письмо зарубежному другу.
3. Любимое домашнее животное: кличка, возраст, цвет, размер, характер, что умеет делать.
Моя школа.
1. Классная комната, учебные предметы, школьные принадлежности.
2. Учебные занятия на уроках.
Мир вокруг меня.
1.Мой дом / квартира / комната: названия комнат, их размер, предметы мебели и интерьера.
2.Мое село/город.
3. Природа.
4. Любимое время года.
5. Погода.
6. Дикие и домашние животные.
Страна / страны изучаемого языка и родная страна.
1.Общие сведения: название, столица.
2. Литературные персонажи книг, популярных среди моих сверстников (имена героев книг, черты характера).
3. Небольшие произведения детского фольклора на немецком языке (рифмовки, стихи, песни, сказки).
4. Некоторые формы речевого и неречевого этикета немецкоговорящих стран в ряде ситуаций общения (в школе, во время совместной игры, за столом, в магазине)
Планируемые результаты освоения курса
Программа ориентирована на закрепление и дальнейшее развитие исходного уровня коммуникативной компетенции – уровня начинающего. Это предусматривает развитие умений решать следующие элементарные учебные и собственно коммуникативные задачи – как промежуточные, так и конечные для данного года обучения, а именно:
· учиться относительно правильно произносить уже известные, а также новые немецкие буквосочетания, слова и фразы, соблюдая наиболее важные интонационные правила: ударение в слове, фразе, восходящую и нисходящую мелодии.
· закрепить словарный запас двух первых лет обучения и овладеть новым. Его объем – примерно 125 лексических единиц, включая также устойчивые словосочетания и обороты речи. Всего около 500 ЛЕ за первые три года обучения.
· учиться грамматически правильно оформлять свою речь в ходе решения как уже известных, так и новых коммуникативных задач, овладевая всеми основными типами немецкого простого предложения: утверждением, вопросом, возражением, восклицанием.
· иметь представление о некоторых основополагающих языковых правилах (порядок слов в немецком предложении, наличие глагола-связки, артикли, слабые и некоторые сильные глаголы в Präsens и Perfekt, склонение существительных, степени сравнения прилагательных).
II.Закрепить умения решать уже известные коммуникативные задачи, а также новые в русле говорения:
а) приветствовать сверстника, взрослого, используя вариативные формы приветствий;
· давать краткие сведения о себе, других и запрашивать аналогичную информацию у партнёра;
· что-то утверждать, сообщать, подтверждать;
· выражать сомнение, переспрашивать, возражать, запрашивать информацию с помощью вопросительных предложений с вопросительными словами: Wer? Was? Wie? Woher? Wann? Welcher? Welche? Wo? Wohin?;
· о чем-то просить (с помощью повелительных предложений);
· выражать мнение, оценку, используя оценочную лексику, клише типа Toll! Klasse! Das klingt gut! Ich denke…. Ich glaube …. Ich finde das interessant. Wie schön!;
· соблюдать речевой этикет при непосредственном общении: знать, как обратиться к сверстнику, взрослому, как поблагодарить, начать разговор, завершить его и т.п.;
б) вести ритуализированные диалоги в таких типичных ситуациях общения, как «Знакомство», «Встреча», «Разговор по телефону» (о том, кто что делает, приглашение на прогулку), «Обмен впечатлениями» (о каникулах, о посещении парка, о погоде, о празднике и др.);
Объём диалогического высказывания – 3-4 реплики с каждой стороны.
в) уметь делать краткие связные сообщения: описывать/ характеризовать, говорить комплименты, рассказывать о себе, своей семье, о погоде в разное время года, о каникулах, о животных, а также кратко выражать своё мнение (по опорам).
Объём монологического высказывания – 6-7 фраз.
1. Уметь решать следующие коммуникативные задачи в русле чтения:
а) с пониманием основного содержания:
· зрительно воспринимать текст, узнавая знакомые слова, грамматические явления, и понимать его основное содержание;
· не обращать внимания на незнакомые слова, не мешающие понять основное содержание текста;
б) с полным пониманием читаемого:
· зрительно воспринимать текст, узнавая знакомые слова, грамматические явления, и полностью понимать его;
· догадываться при этом о значении отдельных незнакомых слов по сходству с русским языком, по контексту.
3. Уметь независимо от вида чтения:
· определять значение незнакомого слова по данному в учебнике переводу, а также с помощью немецко-русского словаря (в учебнике);
· находить в тексте требуемую информацию;
· кратко, по опорам выражать оценку прочитанного.
Объём текстов – примерно 100 слов (без учёта артиклей).
4. Уметь решать следующие коммуникативные задачи в области аудирования:
· понимать в целом речь учителя по ведению урока, опознавая на слух знакомые языковые средства и догадываясь по его действиям, мимике, жестам о значении незнакомых;
· распознавать и полностью понимать речь одноклассника в ходе диалогического общения с ним;
· распознавать на слух и полностью понимать монологическое высказывание соученика построенное на знакомом материале;
· понимать в целом основное содержание сообщения учителя, диктора, включающего некоторые незнакомые явления, благодаря владению основными приёмами смыслового распознавания текста и при восприятии на слух: узнавать знакомые слова, догадываясь о значении отдельных незнакомых слов по сходству с русским словом, по контексту.
Время звучания текста для аудирования – до 1,5 минуты.
5. Совершенствовать технику письма и письменных речевых умений:
· уметь кратко излагать сведения о себе, о других, о погоде, описать картинку;
· уметь написать поздравительную открытку, приглашение (по образцу).
III.
1. Знать ряд страноведческих реалий, например названия некоторых наиболее популярных праздников, форм поздравления с этими праздниками (Weihnachten, Neujahr, Fasching, Muttertag, Ostern, der Maifeiertag).
2. Несколько расширить представления о персонажах немецких сказок.
3. Уметь воспроизводить произведения немецкого фольклора: стишки, считалки, песни.
IV.
1. Совершенствовать уже известные общеучебные умения: списывание, выписывание, элементарную работу с текстом – и развивать новые: догадку о содержании текста по заголовку, установление логических связей в тексте.
2. Овладеть новыми специальными учебными умениями: умением использовать языковую догадку на основе сходства немецких и русских слов по знакомому корню, устанавливать ассоциативные связи между словами, использовать немецко-русский.
Календарно-тематическое планирование по иностранному языку
№ п/п | Тема урока | Элементы содержания | Требования к знаниям и умениям | Дата |
Раздел: «Мы уже много знаем и умеем». (Повторение) 12 часов | ||||
Что мы можем рассказать о наших друзьях? | Новая лексика по теме. Прилагательные, характеризующие качества человека; глаголы, обозначающие учебные действия; члены семьи, увлечения Спряжение глаголов в настоящем времени, спряжение сильных глаголов с корневой гласной е. Восприятие на слух приветствия Пикси, прослушивание грамматической песенки с пониманием основного содержания Составление рассказа по опорным схемам об увлечениях друга и о своих любимых занятиях, рассказ о себе и своей семье по опорным словам, умение говорить друг другу комплименты, Прослушивание и повторение знакомой рифмовки о лете, прослушивание текста письма Пикси с извлечением основного смысла Описание картинки с изображением летнего пейзажа, беседа по содержанию прослушанного с опорой на вопросы, рассказ о занятиях немецких детей на каникулах | Уметь: - составлять рассказ по опорным схемам об увлечениях друга и о своих любимых занятиях, рассказ о себе и своей семье по опорным словам, уметь говорить друг другу комплименты, петь грамматические песенки. Уметь: рассказывать о занятиях немецких детей на каникулах, о своём любимом животном. описывать животное по картинке читать с полным пониманием песенки о дождливой погоде с опорой на перевод. разучивание новой песенки о дне рождения, ответы на вопросы по содержанию диалога, рассказ о дне рождения Энди с опорой на картинки | 06.09 | |
Что мы можем рассказать о себе? | ||||
Что мы можем рассказать о начале учебного года? | 13.09 | |||
Что мы хотим еще повторить? | ||||
Мы проверяем себя. | 20.09 | |||
Чтение доставляет удовольствие. | ||||
Мы играем и поём. | 27.09 | |||
Повторим все, что изучили. | ||||
Поиграем? | 04.10 | |||
Что наши немецкие друзья обычно делают на летних каникулах? | ||||
Еще одно летнее письмо. | 11.10 | |||
А у животных тоже есть летние каникулы? | ||||
Может ли быть летом плохая погода? | 18.10 | |||
Летом у многих детей день рождения. А у вас? |
Повторим все, что изучили! | -употребление дательного падежа после глагола schreiben - продолжение ведения «Книги о себе» или написание портрета класса Единственное и множественное число существительных Perfekt слабых глаголов с вспомогательным глаголом haben | Разучивание новой песенки о дне рождения, ответы на вопросы по содержанию диалога, рассказ о дне рождения Энди с опорой на картинки | 25. 10 | |
Поиграем? Споем? Мы проверяем себя. | ||||
Раздел: «Что нового в школе?»11 часов | Новая лексика Повторение слов по теме «Классная комната»; Названия учебных предметов, дней недели; выражение своего мнения с помощью фразы: Ich finde...; Лексика по теме «Праздник», «Зима», «Одежда»; Количественные числительные до 100, обстоятельства места; Повторение: Perfekt; Образование порядковых числительных; Perfekt слабых глаголов и некоторых сильных глаголов со вспомогательным глаголом haben. | Уметь: Читать текст о классной комнате с заполнением пропусков, чтение условий задач с полным пониманием; Обсуждать расписание в немецкой школе, рассказ о своём расписании и любимых предметах, уметь давать оценку предметам, употреблять порядковые числительные в речи; Читать диалог по ролям, письма Свена о подготовке к Рождеству с полным пониманием содержания Разучивание новой рифмовки, счет до 100, беседа об обязанностях в классе и о лете в Perfekt | ||
У наших немецких друзей новая классная комната. А у нас? | 08.11 | |||
Что мы делаем в нашей классной комнате? | 15.11 | |||
У Сабины и Свена новое расписание. | ||||
Какой любимый предмет у наших друзей? А у нас? | 22.11 | |||
Наши немецкие друзья готовятся к Рождеству. | ||||
Наши немецкие друзья готовятся к Рождеству. | 29.11 | |||
Что еще мы покажем на Новогоднем празднике? | ||||
Повторим все, что изучили! | 06.12 | |||
Маскарад у новогодней елочки. | ||||
Мы проверяем себя. Чтение доставляет удовольствие! | 13.12 | |||
Новая лексика по теме. Названия комнат в доме; обстоятельства места; интернациональные слова Лексика по теме «В квартире», фразы общения по телефону, фразы в ситуации угощения гостя; Словообразование существительных путём словосложения; Существительные в дательном падеже после предлогов in, an, auf, vor; Уменьшительно-ласкательные суффиксы -chen, -lein; Отрицательное местоимение kein(-e) в винительном падеже во фразе: Er(sie) hat kein(-e)... | Уметь: Читать с полным пониманием рифмовки «Unser Haus», описания квартир Свена и Кевина; расспрашивать о том, кто где живёт, разучивание песенки «Ich wohne hier …»; беседовать об услышанном и прочитанном; рассказывать о домах Сабины, Свена, Кевина с опорой на картинки Разучивание новой рифмовки «In der Wohnung Nummer 4»; беседа по содержанию текста с опорой на картинку; рассказ о том, что где стоит в своей комнате и классе Рассказ о расположении комнат и мебели в них в кукольном домике с опорой на картинки | |||
Сабина рассказывает о своем доме. А мы? | ||||
Где живут Свен и Кевин? А мы? | 20.12 | |||
В квартире. Что где стоит? | ||||
Сабина рисует свою классную комнату. | 27.12 | |||
Марлиз в гостях у Сандры. | 17.01 | |||
Мы играем и поем! | ||||
Поиграем? | 24.01 | |||
Повторим все, что изучили! | ||||
Что мы хотим еще повторить? | 31.01 | |||
Чтение доставляет удовольствие. | ||||
Раздел: «Свободное время. Чем мы занимаемся?» 11 часов | Новая лексика по теме. Лексика по теме «Свободное время, активный отдых» Названия диких животных, лексика по теме «В зоопарке» | Уметь: Чтение с полным пониманием интервью о любимых занятиях в выходные дни Чтение с использованием словаря, песенки «Siehst du, wie ich lachen kann», чтение микротекстов о повседневной жизни животных с полным пониманием содержания | 07.02 | |
Что делают наши немецкие друзья в конце недели? | ||||
А что делают домашние животные в конце недели? | ||||
Что делает семья Свена в конце недели? | ||||
Чем еще могут заниматься наши друзья в свободное время? А мы? | 14.02 | |||
Пикси охотно рисует животных. Кого еще? | Новая лексика по темам «Цирк», «Описание животного» Винительный падеж после предлога in, опрос с вопросительным словом wohin Немецкие падежи и падежные вопросы, повторение отрицания kein(-e) Склонение существительных, обратный порядок слов в утвердительных предложениях Единственное и множественное число существительных Степени сравнения прилагательных, порядковые числительные der erste, der zweite, der dritte | Подборка слов по теме «Чем можно заняться в выходные», разгадывание кроссворда по теме, написание диктанта по лексике главы Беседа по тексту с опорой на вопросы, нахождение ошибок в подписях к картинкам, ответы на вопросы о животных, разучивание рифмовки «In den Zoo gehen wir» Чтение песенки «Wenn wir zaubern» с использованием словаря для семантизации незнакомых слов, чтение текста о походе с классом в цирк Морелли с выбором ключевой информации | ||
Давайте поговорим! Ведение беседы. | 21.02 | |||
Мы играем и поем. | ||||
Повторение – мать учения. | 28.02 | |||
Что еще мы хотим повторить? | ||||
Мы проверяем себя. | 07.03 | |||
Чтение доставляет удовольствие. | ||||
Раздел: «Скоро большие каникулы!» 11 часов | Лексика по теме «Свободное время, активный отдых» Названия диких животных, лексика по теме «В зоопарке» Новая лексика по темам «Цирк», «Описание животного» Винительный падеж после предлога in, вопрос с вопросительным словом wohin Немецкие падежи и падежные вопросы, повторение отрицания kein(-e) Склонение существительных, обратный порядок слов в утвердительных предложениях Единственное и множественное число существительных Степени сравнения прилагательных, порядковые числительные der erste, der zweite, der dritte | Уметь: Чтение с полным пониманием интервью о любимых занятиях в выходные дни Чтение с использованием словаря, песенки «Siehst du, wie ich lachen kann», чтение микротекстов о повседневной жизни животных с полным пониманием содержания Подборка слов по теме «Чем можно заняться в выходные», разгадывание кроссворда по теме, написание диктанта по лексике главы Беседа по тексту с опорой на вопросы, нахождение ошибок в подписях к картинкам, ответы на вопросы о животных, разучивание рифмовки «In den Zoo gehen wir» Инсценирование ситуации покупки домашнего животного в зоомагазине | 14.03 | |
Мы беседуем о погоде и рисуем. Контроль лексических навыков. | 21.03 | |||
Апрель! Апрель! Он делает, чтохочет! | ||||
Что делает семья Свена в конце недели? | 04.04 | |||
Чем еще могут заниматься наши друзья в свободное время? А мы? | ||||
Пикси охотно рисует животных. Кого еще? | 11.04 | |||
Давайте поговорим! Ведение беседы. | ||||
Мы играем и поем. | 18.04 | |||
Повторение – мать учения. | ||||
Что еще мы хотим повторить? | 25.04 | |||
Мы проверяем себя. | ||||
Чтение доставляет удовольствие. | ||||
Раздел: «Повторение» (6 часов) | Изученный лексический и грамматический материал. | Оформление поздравительной открытки к Пасхе, подготовка к конкурсу «Книги о себе» Праздник Пасхи в Германии Написание поздравления с пожеланиями маме и любимой учительнице, а также приглашения на праздник. | ||
Чему мы научились в 4 классе? | 02.05 | |||
Наш «языковой портфель» | 16.05 | |||
Грамматика – твердый орешек? | ||||
Обобщающее повторение | 23.05 | |||