Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси.
Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве.
Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в ХIII—ХV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда.
Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь.
Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в ХIII—ХV вв.
Наше Отечество в ХVI—ХVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.
Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы.
Культура, быт и нравы страны в ХVI—ХVII вв.
Россия в ХVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург.
Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне.
Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков.
Культура, быт и нравы России в ХVIII в.
Россия в ХIХ — начале ХХ в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов.
Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в ХIХ — начале ХХ в.
Россия в ХХ в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России.
Революции 1917 г.
Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941—1945 гг.
Героизм и патриотизм народа.
День Победы — всенародный праздник.
Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. ХХ в. Культура России в ХХ в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).
Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.
Современная Россия (8 ч)
Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России.
Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России,
Центр Европейской России,
Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений:
· оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
§ объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
§ в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир»
в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
§ определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
§ проговаривать последовательность действий на уроке.
§ учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
§ учиться работать по предложенному учителем плану.
§ учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
§ ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
§ Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
§ добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
§ перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
§ преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
§ донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
§ выразительно читать и пересказывать текст.
§ учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является сформированность следующих умений:
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
· что человек – часть природы и общества;
· понятия: тела, вещества, твёрдые вещества, жидкости и газы;
· основные свойства воздуха и воды, что такое круговорот воды в природе;
· основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
· взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
· взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
· строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
· правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности; основы экологической безопасности;
· потребности людей; товары и услуги;
· роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике; основы семейного бюджета;
· некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).
Учащиеся должны уметь:
· различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных.
· устно описывать объекты природы;
· объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
· подготовить рассказ природоведческого содержания на основе материалов учебника, а также отдельных дополнительных источников;
· измерять температуру воздуха с помощью термометра;
· проводить самостоятельные наблюдения в природе;
· изготавливать кормушки для птиц, развешивать кормушки, подкармливать птиц; выполнять другую посильную работу по охране природы.
· выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость;
· выполнять правила личной гигиены; оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру
№ уроков | Тема урока | Планируемые результаты | Деятельность учащихся | Дата | ||||||||||||
Предметные | Личностные и метапредметные результаты | |||||||||||||||
1 четверть - 17 часов | ||||||||||||||||
Раздел «Земля и человечество» | ||||||||||||||||
1. | Мир глазами астронома. | Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. | Личностные: Целостное отношение к природе. Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить Познавательные перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; | Определять причины явлений, событий, извлекать из дополнительной литературы и Интернета научные сведения о Солнце и Солнечной системе, кометах и астероидах | 03.09 | |||||||||||
Планеты Солнечной системы. | Планеты Солнечной системы, представление о них; представления о том, отчего на Земле сменяются день и ночь, времена года | Личностные: Целостное отношение к природе. Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить Познавательные перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; | Выявлять существенные признаки объектов, моделировать строение Солнечной системы; | 06.09 | ||||||||||||
Звездное небо. Звезды и созвездия. Практическая работа «Знакомство с картой звездного неба» | Представление о звёздах, находить созвездия на звёздной карте и в ночном небе | Личностные: формирование личного отношения к окружающему миру Регулятивные: выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос Познавательные взаимосвязь природы и человека Коммуникативные: способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке | Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). | 10.09 | ||||||||||||
География как наука. Практическая работа «Показ географических объектов на глобусе и карте» | Глобус как модель Земли. Элементарные приёмы чтения плана, карты. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте | Личностные: формирование личного отношения к окружающему миру Регулятивные: выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос Познавательные взаимосвязь природы и человека Коммуникативные: способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; сравнивать глобус и карту полушарий; находить условные значки на карте полушарий; | 13.09 | ||||||||||||
История как наука. Практическая работа. «Знакомство с историческими картами» | Представление об окружающем нас мире с точки зрения историков. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | Регулятивные: уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное; Познавательные: преобразовывать информацию: представлять в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться Личностные: развитие ответственности за поступки, на основе представлений о нравственных нормах | Перерабатывать полученную информацию: составлять рассказы о мире с точки зрения историка; характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого | 17.09 | ||||||||||||
Летоисчисление. Историческая карта | Обозначение дат исторических событий, понятия «век», «тысячелетие», «летоисчисление». | Регулятивные: уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное; Познавательные: преобразовывать информацию: представлять в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться Личностные: развитие ответственности за поступки, на основе представлений о нравственных нормах | Определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события; обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях; | 20.09 | ||||||||||||
Понятия об экологии и экологических проблемах. Беседа «Земля-наш общий дом» (год экологии) | Человек - часть природы. Зависимость жизни и природы человека от природы и её состояния | Личностные: формирование личного отношения к окружающему миру Регулятивные: выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос Познавательные взаимосвязь природы и человека Коммуникативные: способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать современные экологические проблемы; предлагать свои меры по решению экологических проблем; рассказывать о мире с точки зрения эколога; | 24.09 | ||||||||||||
Всемирное природное и культурное наследие. Красная книга. Конкурс рисунков «Россия заповедная» (год экологии) | Объекты Всемирного наследия, правила поведения в природе | Личностные: формирование личного отношения к окружающему миру Регулятивные: выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос Познавательные взаимосвязь природы и человека Коммуникативные: способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке | рассказывать о причинах появления списка Всемирного наследия различать объекты природного и культурного Всемирного наследия; определять объекты природного и культурного Всемирного наследия по фотографиям | 27.09 | ||||||||||||
Входная диагностическая работа | Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения | Личностные: формирование личного отношения к окружающему миру Регулятивные: выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос Познавательные взаимосвязь природы и человека Коммуникативные:способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке | 01.10 | |||||||||||||
Природа России | ||||||||||||||||
Равнины и горы России. Практическая работа. «Поиск и показ на физической карте изучаемых объектов». | Представление о равнинах и горах; равнины и горы на территории России. | Личностные: умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; Регулятивные Умение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы Познавательные- строить рассуждения; устанавливать аналогии, причинно-следственные связи Коммуникативные Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми | Находить на физической карте России изучаемые географические объекты; характеризовать формы рельефа России. Моделировать формы земной поверхности из песка, глины или пластилина | 04.10 | ||||||||||||
Моря, озёра и реки России. Практическая работа «Поиск и показ на физической карте изучаемых объектов» | Водоёмы, их разнообразие, использование человеком | Личностные: умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; Регулятивные Умение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы Познавательные: строитьрассуждения; устанавливать аналогии, причинно-следственные связи Коммуникативные Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми | Находить на физической карте России изучаемые водные географические объекты; различать моря и озера; характеризовать особенности изучаемых водных объектов; | 08.10 | ||||||||||||
Природные зоны России. Беседа «Марш парков», посвященных 100-летию создания в России первого заповедника | Карта природных зон России. План изучения природной зоны. Причина смены природных зон. Широтная и высотная поясность | Личностные: умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; Регулятивные Умение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы Познавательные: строить рассуждения; устанавливать аналогии, причинно-следственные связи Коммуникативные Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми | Находить на карте природные зоны России и характеризовать их; устанавливать взаимосвязь между освещенностью Солнцем поверхности Земли и широтным расположением природных зон; работать со схемой освещенности Земли солнечными лучами | 11.10 | ||||||||||||
Зона арктических пустынь. Практическая работа «Поиск и показ арктических пустынь на физической карте и карте природных зон». | Представление о природной зоне арктических пустынь; особенности природы, значение природы данной зоны для человека, её использование | Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее; Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения Личностные: формировать эстетические ценности и чувства. | Находить на карте природных зон зону арктических пустынь; работать со схемой освещенности поверхности Земли солнечными лучами; характеризовать природные особенности Арктики и приспособление флоры и фауны к этим условиям; выявлять экологические связи в зоне арктических пустынь; | 15.10 | ||||||||||||
Тундра. Практическая работа «Поиск и показ арктических пустынь на физической карте и карте природных зон». | Представление о природной зоне тундры; географическое положение этой природной зоны, климатические условия, растительный и животный мир, деятельность человека | Регулятивные: уметь совместно с учителем формулировать цель после совместного обсуждения; Познавательные: моделировать по образцу Коммуникативные высказывать свою точку зрения, аргументировать Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений | Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны тундры с освещенностью ее поверхности солнечными лучами; характеризовать природные особенности зоны тундры, её флору и фауну, занятия местного населения; | 18.10 | ||||||||||||
Леса России. Практическая работа «Поиск и показ арктических пустынь на физической карте и карте природных зон». | Представление о лесной зоне; географическое положение зоны лесов, растительный и животный мир. | Регулятивные: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; Познавательные: искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи информации Коммуникативные донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; Личностные: развивать самостоятельность | Находить на карте природных зон зону тайги, смешанных и широколиственных лесов устанавливать взаимосвязь особенностей лесных зон с освещенностью, количеством осадков и строением почвы; опознавать с помощью гербария растения зоны лесов; по тексту учебника и иллюстрации характеризовать животный мир зоны лесов, выявлять экологические связи; моделировать цепи питания в зоне тайги; | 22.10 | ||||||||||||
Роль леса в природе и жизни людей. Беседа «Мир заповедной природы» (год экологии) | Представление о роли леса в жизни человека и природы; экологические проблемами леса, которые возникли по вине человека, бережное отношение человека к растениям и животным | Личностные: понимать роль труда в создании товаров и услуг Регулятивные: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательные: прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий, выяснять роль профессий родителей. Коммуникативные: формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке | С помощью схемы и текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни людей; обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране; | 25.10 | ||||||||||||
Зона степей. Практическая работа «Поиск и показ арктических пустынь на физической карте и карте природных зон». | Представление о природной зоне степей; географическое положение зоны степей, её особенности, животный и растительный мир, охрана природы. | Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее; Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения Личностные: формировать эстетические ценности и чувства. | Характеризовать животный мир зоны степей, выявлять экологические связи; сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры; | 08.11 | ||||||||||||
2 четверть – 14 часов | ||||||||||||||||
Пустыни. Практическая работа «Поиск и показ арктических пустынь на физической карте и карте природных зон». | Представление о природной зоне пустыни; географическое положение зоны пустынь, её особенности, животный и растительный мир. | Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее; Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений | Устанавливать взаимосвязь освещенности, количества осадков и состава почв с образованием полупустынь и пустынь. | 12.11 | ||||||||||||
Зона субтропиков, ее природные особенности. Практическая работа «Поиск и показ арктических пустынь на физической карте и карте природных зон». | Представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа; географическое положение субтропической зоны России, растительный и животный мир, деятельность людей. | Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее; Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений | Находить на карте природных зон зону субтропиков; по гербарию, иллюстрациям опознавать растения субтропиков; знакомиться с животным миром зоны Черноморского побережья Кавказа и морскими животными, устанавливать экологические связи; моделировать цепи питания; анализировать экологические проблемы зоны; | 15.11 | ||||||||||||
«Родной край – часть большой страны» | ||||||||||||||||
Наш край. Экскурсия «Формы поверхности нашей местности». | Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город: название, основные достопримечательности | Личностные: Целостное отношение к природе. Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить Познавательные перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; Коммуникативные Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми | Сопоставлять карту своего региона с политико-административной картой России с целью выяснения местоположения региона; находить свой регион и его главный город на физической карте России и карте природных зон | 19.11 | ||||||||||||
Знакомство с различными видами рельефа | Представление о поверхности родного края; работа с картой | Личностные: формирование связи мира природы, культуры окружающих людей Регулятивные: Умение выполнять задания в соответствии с целью урока, отвечать на поставленные вопросы Познавательные: умение делить на группы знакомые понятия, определять их значение. Коммуникативные: умение работать в группе и со взрослыми | Характеризовать рельеф поверхности своего края в соответствии с цветовым обозначением на физической карте; находить на карте региона крупные города, обобщать полученную информацию, готовить сообщение | 22.11 | ||||||||||||
Виды водоемов. Значение водоемов в жизни человека. | Представление о водоёмах нашего края; естественные и искусственные водоёмы, значение водоёмов и их охрана | Личностные: формирование связи мира природы, культуры окружающих людей Регулятивные: Умение выполнять задания в соответствии с целью урока, отвечать на поставленные вопросы Познавательные: умение делить на группы знакомые объекты, определять их значение. Коммуникативные: умение работать в группе | Рассказывать о значении водных богатств в жизни людей; составлять список водных объектов своего региона; описывать одну из рек по данному в учебнике плану | 26.11 | ||||||||||||
Полезные ископаемые. Практическая работа: «Свойства полезных ископаемых» | Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения | Личностные: понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснить значение природных богатств Регулятивные: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательные: знать о группах ПИ и их применении. Коммуникативные: формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке | Находить на карте природных зон значки полезных ископаемых, работая в группах определять название полезного ископаемого, образец которого выдан учителем, работая в группах, извлекать из учебника сведения о выданном образце полезного ископаемого, составлять его описание по данному в учебнике плану, готовить сообщения и представлять их классу | 29.11 | ||||||||||||
Почва. | Различные виды почв и их состав Умение наблюдать, выделять характерные особенности природных объектов | Регулятивные: уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное; Познавательные: преобразовывать информацию: представлять в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться Личностные: развитие ответственности за поступки, на основе представлений о нравственных нормах | Различать виды почв на иллюстрациях учебника и образцах; Приводить примеры почв нашего края и уметь характеризовать их. | 03.12 | ||||||||||||
Природное сообщество смешанного леса. Практическая работа «Работа с гербарием растений леса» | Разнообразие лесных обитателей, ярусы леса, лесная подстилка и микроорганизмы, роль грибов | Регулятивные: уметь совместно с учителем формулировать цель после совместного обсуждения; Познавательные: моделировать по образцу Коммуникативные высказывать свою точку зрения, аргументировать Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений | Моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества; характеризовать лесное сообщество по данному в учебнике плану; выявлять нарушения экологического равновесия в лесном сообществе по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем; | 06.12 | ||||||||||||
Природное сообщество луга. Практическая работа «Работа с гербарием растений луга» | Представления о луге, как природном сообществе | Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее; Познавательные: овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения Личностные: формировать эстетические ценности и чувства. | Моделировать цепи питания на лугу; сравнивать природные особенности леса и луга; характеризовать луговое сообщество по данному в учебнике плану; приводить примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу, | 10.12 | ||||||||||||
Природное сообщество пресных вод. | Проверить знания учащихся по теме «Родной край – часть большой страны»; представление о жизни пресного водоёма | Регулятивные: уметь совместно с учителем формулировать цель после совместного обсуждения; Познавательные: моделировать по образцу Коммуникативные высказывать свою точку зрения, аргументировать Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений | Выявлять экологические связи в пресном водоеме; рассказывать об обитателях пресных вод; моделировать цепи питания в пресноводном сообществе; характеризовать пресноводное сообщество по данному в учебнике плану; | 13.12 | ||||||||||||
Растениеводство как отрасль сельского хозяйства | Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям | Личностные: понимать роль труда в создании товаров и услуг Регулятивные: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательные: знать о потребностях своей семьи, о продуктах растениеводства, используемых в каждой семье Коммуникативные: формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке | Определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры из гербария; различать зерна зерновых культур; выявлять взаимосвязь развития растениеводства в регионе с природными условиями; | 17.12 | ||||||||||||
Незаметные защитники урожая | Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным | Регулятивные: уметь совместно с учителем формулировать цель после совместного обсуждения; Познавательные: моделировать по образцу Коммуникативные высказывать свою точку зрения, аргументировать Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений | Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах | 20.12 | ||||||||||||
Животноводство как отрасль сельского хозяйства. | Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным | Личностные: понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике Регулятивные: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательные: знать о потребностях своей семьи, о профессиях родителей, о продуктах растениеводства и животноводства, используемых в каждой семье Коммуникативные: формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке | Выявлять взаимосвязь развития отраслей животноводства в регионе с природными условиями; характеризовать развитие отраслей животноводства в своем регионе | 24.12 | ||||||||||||
Наши проекты. Презентация проектов «Особо охраняемые природные территории федерального значения» | Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций (слайдов) и других подготовленных материалов. | Личностные: формирование личного отношения к окружающему миру Регулятивные: выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос Познавательные взаимосвязь природы и человека Коммуникативные: способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке | Готовить иллюстрации к презентации проекта, готовить тексты сообщений; выступать с сообщением в классе, оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей. | 27.12 | ||||||||||||
3 четверть - 20 часов | ||||||||||||||||
Наши проекты. Презентация проектов «"Чтобы помнили" (о людях, посвятивших свою жизнь заповедному делу) | Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций (слайдов) и других подготовленных материалов. | Личностные: Целостное отношение к природе. Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить Познавательные перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; Коммуникативные Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми | Готовить иллюстрации к презентации проекта, готовить тексты сообщений; выступать с сообщением в классе, оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей. | |||||||||||||
Проверочная работа по теме «Природа России», «Родной край – часть большой страны». | Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения. | Личностные: Целостное отношение к природе. Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить Познавательные перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; Коммуникативные Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. | 14.01 | ||||||||||||
Экскурсия в краеведческий музей | Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения. | Обобщать полученную информацию, готовить сообщение. | 17.01 | |||||||||||||
Раздел «Страницы Всемирной истории» | ||||||||||||||||
История первобытного общества. | Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира. Первобытное искусство. | Регулятивные: уметь совместно с учителем формулировать цель после совместного обсуждения; Познавательные: моделировать по образцу Коммуникативные высказывать свою точку зрения, аргументировать Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений | Определять по «ленте времени» длительность периода первобытного общества;обсуждать роль огня и приручения животных; анализировать иллюстрации учебника; понимать роль археологии в изучении первобытного общества; | 21.01 | ||||||||||||
Знакомство с историей Древнего мира. | Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира. Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим. Культура, религия, археологические находки. | Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее; Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения Личностные: формировать эстетические ценности и чувства. | Определять по «ленте времени» длительность существования Древнего мира; извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их в классе; обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия; понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, | 24.01 | ||||||||||||
Средние века в истории Европы. | Человек – часть природы и член общества. Возникновение городов. Появление мировых религий. Рыцари и замки. Изобретение книгопечатания. | Личностные: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории народов, Регулятивные: умение самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему Познавательные: конкретизировать представления об эпохе средних веков. Коммуникативные: формирование уважительного отношения к иному мнению. | Развивать воображение, реконструируя быт и рыцарские турниры Средневековья; сопоставлять мировые религии, выявлять их общность и различия: место и время их возникновения, особенности храмов; понимать важность изобретения книгопечатания для человечества | 28.01 | ||||||||||||
Великие географические открытия. | Выдающиеся люди Нового времени, их изобретения, географические открытия. Развитие предпринимательства, достижения в области науки и культуры. | Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;
Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов
Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения
Поиск по сайту©2015-2025 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных |
Поиск по сайту: Читайте также: Деталирование сборочного чертежа Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей? Собственные движения и пространственные скорости звезд |