Страницы истории Отечества (20 ч)




Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси.

Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве.

Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в ХIII—ХV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда.

Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь.

Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в ХIII—ХV вв.
Наше Отечество в ХVI—ХVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.

Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы.

Культура, быт и нравы страны в ХVI—ХVII вв.
Россия в ХVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург.

Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне.

Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков.

Культура, быт и нравы России в ХVIII в.
Россия в ХIХ — начале ХХ в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов.

Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в ХIХ — начале ХХ в.
Россия в ХХ в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России.

Революции 1917 г.

Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941—1945 гг.

Героизм и патриотизм народа.

День Победы — всенародный праздник.
Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. ХХ в. Культура России в ХХ в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).
Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

Современная Россия (8 ч)

Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России.

Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России,

Центр Европейской России,

Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.


Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений:

· оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

§ объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

§ в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир»

в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

§ определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

§ проговаривать последовательность действий на уроке.

§ учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

§ учиться работать по предложенному учителем плану.

§ учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

§ ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

§ Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

§ добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

§ перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

§ преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

§ донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

§ выразительно читать и пересказывать текст.

§ учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является сформированность следующих умений:

К концу 4 класса учащиеся должны знать:

· что человек – часть природы и общества;

· понятия: тела, вещества, твёрдые вещества, жидкости и газы;

· основные свойства воздуха и воды, что такое круговорот воды в природе;

· основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;

· взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);

· взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);

· строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;

· правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности; основы экологической безопасности;

· потребности людей; товары и услуги;

· роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике; основы семейного бюджета;

· некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).

Учащиеся должны уметь:

· различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных.

· устно описывать объекты природы;

· объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

· подготовить рассказ природоведческого содержания на основе материалов учебника, а также отдельных дополнительных источников;

· измерять температуру воздуха с помощью термометра;

· проводить самостоятельные наблюдения в природе;

· изготавливать кормушки для птиц, развешивать кормушки, подкармливать птиц; выполнять другую посильную работу по охране природы.

· выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость;

· выполнять правила личной гигиены; оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи.

 

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру

    № уроков     Тема урока Планируемые результаты       Деятельность учащихся     Дата
Предметные Личностные и метапредметные результаты
1 четверть - 17 часов
Раздел «Земля и человечество»
1. Мир глазами астронома. Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Личностные: Целостное отношение к природе. Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить Познавательные перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; Определять причины явлений, событий, извлекать из дополнительной литературы и Интернета научные сведения о Солнце и Солнечной системе, кометах и астероидах 03.09
  Планеты Солнечной системы. Планеты Солнечной системы, представление о них; представления о том, отчего на Земле сменяются день и ночь, времена года Личностные: Целостное отношение к природе. Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить Познавательные перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; Выявлять существенные признаки объектов, моделировать строение Солнечной системы;   06.09
  Звездное небо. Звезды и созвездия. Практическая работа «Знакомство с картой звездного неба» Представление о звёздах, находить созвездия на звёздной карте и в ночном небе Личностные: формирование личного отношения к окружающему миру Регулятивные: выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос   Познавательные взаимосвязь природы и человека   Коммуникативные: способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). 10.09
  География как наука. Практическая работа «Показ географических объектов на глобусе и карте» Глобус как модель Земли. Элементарные приёмы чтения плана, карты.   Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте Личностные: формирование личного отношения к окружающему миру   Регулятивные: выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос   Познавательные взаимосвязь природы и человека   Коммуникативные: способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; сравнивать глобус и карту полушарий; находить условные значки на карте полушарий; 13.09
  История как наука. Практическая работа. «Знакомство с историческими картами»   Представление об окружающем нас мире с точки зрения историков. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена Регулятивные: уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;   Познавательные: преобразовывать информацию: представлять в виде текста, таблицы, схемы.   Коммуникативные уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться Личностные: развитие ответственности за поступки, на основе представлений о нравственных нормах Перерабатывать полученную информацию: составлять рассказы о мире с точки зрения историка; характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого 17.09
  Летоисчисление. Историческая карта Обозначение дат исторических событий, понятия «век», «тысячелетие», «летоисчисление». Регулятивные: уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное; Познавательные: преобразовывать информацию: представлять в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться Личностные: развитие ответственности за поступки, на основе представлений о нравственных нормах Определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события; обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях; 20.09
  Понятия об экологии и экологических проблемах.     Беседа «Земля-наш общий дом» (год экологии) Человек - часть природы. Зависимость жизни и природы человека от природы и её состояния Личностные: формирование личного отношения к окружающему миру   Регулятивные: выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос   Познавательные взаимосвязь природы и человека   Коммуникативные: способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать современные экологические проблемы; предлагать свои меры по решению экологических проблем; рассказывать о мире с точки зрения эколога; 24.09
  Всемирное природное и культурное наследие. Красная книга. Конкурс рисунков «Россия заповедная» (год экологии) Объекты Всемирного наследия, правила поведения в природе Личностные: формирование личного отношения к окружающему миру Регулятивные: выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос Познавательные взаимосвязь природы и человека Коммуникативные: способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке рассказывать о причинах появления списка Всемирного наследия различать объекты природного и культурного Всемирного наследия; определять объекты природного и культурного Всемирного наследия по фотографиям 27.09
  Входная диагностическая работа Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения Личностные: формирование личного отношения к окружающему миру Регулятивные: выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос Познавательные взаимосвязь природы и человека Коммуникативные:способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке   01.10
Природа России
  Равнины и горы России. Практическая работа. «Поиск и показ на физической карте изучаемых объектов». Представление о равнинах и горах; равнины и горы на территории России. Личностные: умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому;   Регулятивные Умение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы     Познавательные- строить рассуждения; устанавливать аналогии, причинно-следственные связи Коммуникативные Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми Находить на физической карте России изучаемые географические объекты; характеризовать формы рельефа России.   Моделировать формы земной поверхности из песка, глины или пластилина 04.10
  Моря, озёра и реки России. Практическая работа «Поиск и показ на физической карте изучаемых объектов» Водоёмы, их разнообразие, использование человеком Личностные: умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; Регулятивные Умение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы Познавательные: строитьрассуждения; устанавливать аналогии, причинно-следственные связи Коммуникативные Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми Находить на физической карте России изучаемые водные географические объекты; различать моря и озера; характеризовать особенности изучаемых водных объектов; 08.10
  Природные зоны России.   Беседа «Марш парков», посвященных 100-летию создания в России первого заповедника Карта природных зон России.   План изучения природной зоны.     Причина смены природных зон. Широтная и высотная поясность Личностные: умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; Регулятивные Умение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы Познавательные: строить рассуждения; устанавливать аналогии, причинно-следственные связи   Коммуникативные Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми Находить на карте природные зоны России и характеризовать их; устанавливать взаимосвязь между освещенностью Солнцем поверхности Земли и широтным расположением природных зон; работать со схемой освещенности Земли солнечными лучами 11.10
  Зона арктических пустынь. Практическая работа «Поиск и показ арктических пустынь на физической карте и карте природных зон». Представление о природной зоне арктических пустынь; особенности природы, значение природы данной зоны для человека, её использование Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;   Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов   Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения   Личностные: формировать эстетические ценности и чувства. Находить на карте природных зон зону арктических пустынь; работать со схемой освещенности поверхности Земли солнечными лучами; характеризовать природные особенности Арктики и приспособление флоры и фауны к этим условиям; выявлять экологические связи в зоне арктических пустынь; 15.10
  Тундра. Практическая работа «Поиск и показ арктических пустынь на физической карте и карте природных зон». Представление о природной зоне тундры; географическое положение этой природной зоны, климатические условия, растительный и животный мир, деятельность человека Регулятивные: уметь совместно с учителем формулировать цель после совместного обсуждения;   Познавательные: моделировать по образцу   Коммуникативные высказывать свою точку зрения, аргументировать   Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны тундры с освещенностью ее поверхности солнечными лучами; характеризовать природные особенности зоны тундры, её флору и фауну, занятия местного населения; 18.10
  Леса России. Практическая работа «Поиск и показ арктических пустынь на физической карте и карте природных зон». Представление о лесной зоне; географическое положение зоны лесов, растительный и животный мир. Регулятивные: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;   Познавательные: искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи информации   Коммуникативные донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;     Личностные: развивать самостоятельность Находить на карте природных зон зону тайги, смешанных и широколиственных лесов устанавливать взаимосвязь особенностей лесных зон с освещенностью, количеством осадков и строением почвы; опознавать с помощью гербария растения зоны лесов; по тексту учебника и иллюстрации характеризовать животный мир зоны лесов, выявлять экологические связи; моделировать цепи питания в зоне тайги; 22.10
  Роль леса в природе и жизни людей. Беседа «Мир заповедной природы» (год экологии) Представление о роли леса в жизни человека и природы; экологические проблемами леса, которые возникли по вине человека, бережное отношение человека к растениям и животным Личностные: понимать роль труда в создании товаров и услуг   Регулятивные: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить   Познавательные: прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий, выяснять роль профессий родителей.   Коммуникативные: формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке С помощью схемы и текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни людей;   обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране; 25.10
  Зона степей. Практическая работа «Поиск и показ арктических пустынь на физической карте и карте природных зон». Представление о природной зоне степей; географическое положение зоны степей, её особенности, животный и растительный мир, охрана природы. Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее; Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов   Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения   Личностные: формировать эстетические ценности и чувства. Характеризовать животный мир зоны степей, выявлять экологические связи; сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры; 08.11
2 четверть – 14 часов
  Пустыни. Практическая работа «Поиск и показ арктических пустынь на физической карте и карте природных зон». Представление о природной зоне пустыни; географическое положение зоны пустынь, её особенности, животный и растительный мир. Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;   Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов   Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения   Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений Устанавливать взаимосвязь освещенности, количества осадков и состава почв с образованием полупустынь и пустынь. 12.11
  Зона субтропиков, ее природные особенности.   Практическая работа «Поиск и показ арктических пустынь на физической карте и карте природных зон». Представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа;   географическое положение субтропической зоны России, растительный и животный мир, деятельность людей. Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;   Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов   Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения   Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений Находить на карте природных зон зону субтропиков; по гербарию, иллюстрациям опознавать растения субтропиков; знакомиться с животным миром зоны Черноморского побережья Кавказа и морскими животными, устанавливать экологические связи; моделировать цепи питания; анализировать экологические проблемы зоны; 15.11
«Родной край – часть большой страны»
  Наш край. Экскурсия «Формы поверхности нашей местности». Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город: название, основные достопримечательности Личностные: Целостное отношение к природе. Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить Познавательные перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; Коммуникативные Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми Сопоставлять карту своего региона с политико-административной картой России с целью выяснения местоположения региона; находить свой регион и его главный город на физической карте России и карте природных зон 19.11
  Знакомство с различными видами рельефа Представление о поверхности родного края; работа с картой Личностные: формирование связи мира природы, культуры окружающих людей   Регулятивные: Умение выполнять задания в соответствии с целью урока, отвечать на поставленные вопросы Познавательные: умение делить на группы знакомые понятия, определять их значение. Коммуникативные: умение работать в группе и со взрослыми Характеризовать рельеф поверхности своего края в соответствии с цветовым обозначением на физической карте; находить на карте региона крупные города,     обобщать полученную информацию, готовить сообщение 22.11
  Виды водоемов. Значение водоемов в жизни человека. Представление о водоёмах нашего края; естественные и искусственные водоёмы, значение водоёмов и их охрана Личностные: формирование связи мира природы, культуры окружающих людей Регулятивные: Умение выполнять задания в соответствии с целью урока, отвечать на поставленные вопросы   Познавательные: умение делить на группы знакомые объекты, определять их значение. Коммуникативные: умение работать в группе Рассказывать о значении водных богатств в жизни людей; составлять список водных объектов своего региона; описывать одну из рек по данному в учебнике плану 26.11
  Полезные ископаемые. Практическая работа: «Свойства полезных ископаемых» Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения Личностные: понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснить значение природных богатств   Регулятивные: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить   Познавательные: знать о группах ПИ и их применении.   Коммуникативные: формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке Находить на карте природных зон значки полезных ископаемых, работая в группах определять название полезного ископаемого, образец которого выдан учителем, работая в группах, извлекать из учебника сведения о выданном образце полезного ископаемого, составлять его описание по данному в учебнике плану, готовить сообщения и представлять их классу 29.11
  Почва. Различные виды почв и их состав   Умение наблюдать, выделять характерные особенности природных объектов Регулятивные: уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное; Познавательные: преобразовывать информацию: представлять в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться Личностные: развитие ответственности за поступки, на основе представлений о нравственных нормах Различать виды почв на иллюстрациях учебника и образцах;   Приводить примеры почв нашего края и уметь характеризовать их. 03.12
  Природное сообщество смешанного леса.   Практическая работа «Работа с гербарием растений леса» Разнообразие лесных обитателей, ярусы леса, лесная подстилка и микроорганизмы, роль грибов Регулятивные: уметь совместно с учителем формулировать цель после совместного обсуждения;   Познавательные: моделировать по образцу   Коммуникативные высказывать свою точку зрения, аргументировать   Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений Моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества; характеризовать лесное сообщество по данному в учебнике плану; выявлять нарушения экологического равновесия в лесном сообществе по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем; 06.12
  Природное сообщество луга. Практическая работа «Работа с гербарием растений луга» Представления о луге, как природном сообществе Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;   Познавательные: овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов   Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения   Личностные: формировать эстетические ценности и чувства. Моделировать цепи питания на лугу; сравнивать природные особенности леса и луга; характеризовать луговое сообщество по данному в учебнике плану; приводить примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу, 10.12
  Природное сообщество пресных вод. Проверить знания учащихся по теме «Родной край – часть большой страны»; представление о жизни пресного водоёма Регулятивные: уметь совместно с учителем формулировать цель после совместного обсуждения;   Познавательные: моделировать по образцу Коммуникативные высказывать свою точку зрения, аргументировать Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений Выявлять экологические связи в пресном водоеме; рассказывать об обитателях пресных вод; моделировать цепи питания в пресноводном сообществе; характеризовать пресноводное сообщество по данному в учебнике плану; 13.12
  Растениеводство как отрасль сельского хозяйства Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям Личностные: понимать роль труда в создании товаров и услуг   Регулятивные: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить   Познавательные: знать о потребностях своей семьи, о продуктах растениеводства, используемых в каждой семье Коммуникативные: формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке Определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры из гербария; различать зерна зерновых культур; выявлять взаимосвязь развития растениеводства в регионе с природными условиями; 17.12
  Незаметные защитники урожая Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным Регулятивные: уметь совместно с учителем формулировать цель после совместного обсуждения; Познавательные: моделировать по образцу Коммуникативные высказывать свою точку зрения, аргументировать Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах 20.12
  Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным Личностные: понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике Регулятивные: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательные: знать о потребностях своей семьи, о профессиях родителей, о продуктах растениеводства и животноводства, используемых в каждой семье Коммуникативные: формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке   Выявлять взаимосвязь развития отраслей животноводства в регионе с природными условиями; характеризовать развитие отраслей животноводства в своем регионе 24.12
  Наши проекты. Презентация проектов «Особо охраняемые природные территории федерального значения» Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций (слайдов) и других подготовленных материалов. Личностные: формирование личного отношения к окружающему миру   Регулятивные: выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос   Познавательные взаимосвязь природы и человека   Коммуникативные: способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке Готовить иллюстрации к презентации проекта, готовить тексты сообщений; выступать с сообщением в классе,     оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей. 27.12
3 четверть - 20 часов
  Наши проекты. Презентация проектов «"Чтобы помнили" (о людях, посвятивших свою жизнь заповедному делу) Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций (слайдов) и других подготовленных материалов. Личностные: Целостное отношение к природе.   Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить Познавательные перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; Коммуникативные Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми Готовить иллюстрации к презентации проекта, готовить тексты сообщений; выступать с сообщением в классе,     оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей.  
  Проверочная работа по теме «Природа России», «Родной край – часть большой страны». Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения. Личностные: Целостное отношение к природе.   Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить Познавательные перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; Коммуникативные Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. 14.01
  Экскурсия в краеведческий музей Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения. Обобщать полученную информацию, готовить сообщение. 17.01
Раздел «Страницы Всемирной истории»
  История первобытного общества. Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира. Первобытное искусство. Регулятивные: уметь совместно с учителем формулировать цель после совместного обсуждения; Познавательные: моделировать по образцу Коммуникативные высказывать свою точку зрения, аргументировать Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений Определять по «ленте времени» длительность периода первобытного общества;обсуждать роль огня и приручения животных; анализировать иллюстрации учебника; понимать роль археологии в изучении первобытного общества; 21.01  
  Знакомство с историей Древнего мира. Человек – часть природы и член общества.     Охрана памятников истории и культуры.   Способы познания окружающего мира. Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим. Культура, религия, археологические находки. Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;   Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов     Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения     Личностные: формировать эстетические ценности и чувства. Определять по «ленте времени» длительность существования Древнего мира; извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их в классе; обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия; понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, 24.01    
  Средние века в истории Европы. Человек – часть природы и член общества.     Возникновение городов.     Появление мировых религий. Рыцари и замки.   Изобретение книгопечатания. Личностные: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории народов, Регулятивные: умение самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему Познавательные: конкретизировать представления об эпохе средних веков. Коммуникативные: формирование уважительного отношения к иному мнению. Развивать воображение, реконструируя быт и рыцарские турниры Средневековья; сопоставлять мировые религии, выявлять их общность и различия: место и время их возникновения, особенности храмов;     понимать важность изобретения книгопечатания для человечества 28.01
  Великие географические открытия. Выдающиеся люди Нового времени, их изобретения, географические открытия. Развитие предпринимательства, достижения в области науки и культуры. Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее; Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: