Университетский период российской юридической науки




Академический период российской юридической науки

История правовой науки до начала XX в. подразделяется на четыре периода:

1) семейно-монастырский (допетровский) период, когда подготовка юридических кадров велась в форме домашнего образования, практической деятельности или обучения в монастыре;

2) академический период, характеризовавшийся тем, что правовая наука и юридическое образование развивались в основном усилиями приглашенных из-за рубежа специалистов в качестве членов Российской академии наук и преподавателей российских университетов;

3) университетский период, когда подготовка юридических кадров велась в российских университетах и российскими профессорами, а послевузовское обучение научно-педагогических кадров осуществлялось ведущими западноевропейскими юридическими учебными учреждениями;

4) «золотой век» российского правоведения, в котором подготовка научно-педагогических кадров осуществлялась собственными силами университетов России, а зарубежные научные командировки правоведов признавались лишь дополнительным способом повышения научной квалификации.

Академический период является вторым, после «семейно-монастырского» периода, который закончился в конце ХVI века. Академический период, де-юре начался в 1724 году, когда Петр I дал указ.

Академический период характеризуется конкретными и действенными мерами по формированию в России научных и образовательных учреждений, что было вызвано острым дефицитом в специалистах в области технических, политических, исторических, юридических, медицинских и иных наук. Первым шагом в этом направления явилось создание Петром 1 Академия Наук, официальное открытие которой состоялось в 1725 г. уже после его смерти. На академию возлагались две задачи: «науки производить» и обучать молодежь наукам. В связи с этим при Академии были образованы университет и гимназия. Большое внимание в этот период придавалось подготовке юридических кадров и совершенствованию законодательства. Соответственно при Академии Наук было предусмотрено создание кафедры правоведения, а в академическом университете преподавалась юриспруденция. В дополнении к ним в 1732 г. был образован Шляхетский корпус, где предусматривалось проведение занятий по теоретической юриспруденции. В 1755 г. был открыт Московский университет, в состав которого находился юридический университет В.М. Сырых.

Отсутствие собственных научно-профессорских кадров восполнялось приглашением зарубежных преподавателей (Ф.Г. Баузе, И. Пургольд, Я.И. Шнейдер и др.), но они не знали ни русского языка, ни российского законодательства, поэтому попытка поднять российское юридическое образование до западно-европейского уровня оказалась несостоятельной.

Лекции читались на латыни, либо на немецком языке. Положение значительно улучшилось после того, как с 1767 года стали читаться лекции на русском языке. Первыми русскими преподавателями стали Десницкий и Третьяков.

Академический период в отечественной юриспруденции пришел на смену монастырскому, однако становление академической науки в России шло не столь быстрыми темпами, как в Европе. Одной из причин этого выступило отсутствие в средне-

вековой России университетов и профессиональных юридических школ.

 

Университетский период российской юридической науки

Активное создание сети образовательных учреждений юридического профиля в России связано с именем Александра I. Он издал указ, в соответствии с которым все юридические должности в стране могут занимать лишь лица, прослушавшие курс в специальном училище или университете. Предполагалось всех наиболее талантливых выпускников направлять на двух-трех годичную научную стажировку в ведущие университеты Западной Европы. К 1850-м годам в России действовали 11высших юридических учреждений: семь юридических факультетов, училище правоведения и три лицея. Более 80 российских юристов защитили диссертации доктора или магистра права.

Российские правоведы университетского периода проявляли серьезный интерес к истории древнерусского государства и права, полагая в истоках исследуемых явлений найти объяснение вектора развития российской государственности: должна ли она ориентироваться на западные образцы либо избрать собственный, обусловленный особенностями национального правосознания, путь. Эту проблему пытались решить, в том числе и декабристы. Хотя их восстание было подавлено, стоявшая перед обществом и государством дилемма так и осталась нерешенной.

В 1839 г. было завершено издание Свода законов Российской империи: установлено, какие правовые акты действуют, а какие устарели, но не утратили юридической силы; предпринято их изложение в системном, по отраслям законодательства, порядке; государственные учреждения, должностные лица империи и население в целом получили тексты действующего законодательства. Наличие отечественной правовой науки и высококвалифицированных специалистов - юристов явилось залогом успешной подготовки в достаточно краткие сроки объемного массива нормативных правовых актов. Государственная политика по формированию отечественных ученых-юристов оказалась весьма плодотворной. Россия была обеспечена собственными талантливыми юристами (Н.Х.Бунге, Н.Д. Иванишев, К.Д. Кавелин, Н.М. Карамзин, М.М. Сперанский, П.Я. Чаадаев и другие), способными на должном научном уровне решать теоретические и практические задачи, осуществлять подготовку квалифицированных юридических кадров как для юридической практики, так и для право-

вой науки.

Повышение правовой культуры российского дворянства обусловило его активное участие в государственной жизни. В области политико-правовой идеологии оформились три течения: 1) славянофилов, желавших возродить в России допетровскую форму государственного устройства; 2) западников, желавших переустроить Россию по образцу западных государств, путем восприятия их политико-правовых институтов; 3) сторонников радикальных революционных преобразований.

Итогом «университетского периода» стало появление большого количества профессиональных юристов-правоведов, создание учебников и учебных пособий, выпущенных не только на русском языке, но анализировавших именно российское нацио-

нальное право. Юриспруденция в России приобрела черты массовой науки, что положительным образом повлияло на правовую культуру.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: