Языковая система - то, что объективно заложено в языке и из чего субъективно выделяется что-то конкретное, индивидуальное. Щерба признаёт, что база - выведение языковой системы - очень важна, однако противостоит традиционному историко-сравнительному языкознанию. Он стоит на принципе изучения живых языков. К мертвым языкам нельзя относиться экспериментально. Изучение живых языков всегда должно предшествовать изучению мёртвых.
Все, что чисто индивидуально и не следует из языковой системы, в языке не остаётся и гибнет.
Необходимо крайне осторожно подходить к изучению иностранного языка, потому что есть опасность получить смешанное двуязычие из-за того что признаки и категории родного языка накидываются на изучаемый. Учить его нужно из жизни, без посредников. И всегда борясь с влиянием родного языка на него.
О проблемах общего языкознания.
Главная задача - проникновение в законы образования, развития и существования языковой структуры, в законы взаимодействия и взаимообусловленности. Щерба шёл очень аккуратно, боясь навязывания не присущего и предвзятости.
Категоризация явлений: каждый язык осмысляет реальность по-своему - отчасти из-за различий в объективной реальности, отчасти из-за специфического восприятия.
ГЛАВНОЕ
Три стороны объекта лингвистики:
1. Речевая деятельность - процесс говорения и понимания.
2. Языковой материал - совокупность говоримого и понимаемого в определённых времени и обстановке.
3. Система языка, куда входят слова, образующие в каждом языке свою очень сложную систему морфологических и семантических рядов, живые способы создания новых слов, а также схемы или правила построения различных языковых единств.
|
Ещё одна важная задача - воспроизвести систему языка, т. е. создать его словарь и грамматику, адекватные действительности. Система же, в свою очередь, выводится из языкового материала.
Языковая система всегда в движении и изучать ее нужно всегда в движении. Лингвист должен уметь определять если не норму речи, то допустимые границы ее колебания.
ГЛАВНОЕ
Грамматика в свою очередь делится на активную и пассивную. Щерба ставит вопрос о построении «идеологической грамматики», исходящей из семантической стороны, независящей от конкретного языка.
Одна из важнейших работ Щербы - докторская диссертация «Восточнолужицкое наречие» (1915). В ней он даёт рассматривает:
1. Синтаксическую и морфологическую роль ударения в предложении
2. Интонационно мелодическая структура фразы
3. Произношение слов в конце предложения
4. Факторы, обуславливающие чередование фонем и их оттенков.
5. Качественные и количественные модификации фонем
О системе словообразование (по «Восточнолужицкому наречию»)
Для системы живого словообразования важны 4 категории явлений:
1) Слова образуются из уже имеющихся в языке слов путём более или менее производительных суффиксов, то есть слова путём прибавления аффиксов сильно видоизменяются и получается новое слово
2) Образование новых понятий путём применения старых слов, так как они сходны по морфологическому составу
3) Метод калькирования - буквального перевода
4) обозначение новых понятий путём заимствования слов
|
О системе словообразования вообще: Щерба делил его на три вида - синтаксическое, морфологическое и фонетическое.
ГЛАВНОЕ.
О смысловых единицах и синтаксисе:
Щерба делил синтаксис на активный и пассивный. К пассивному он относил изучение только синтаксических выразительных средств - порядка слов, сочетаний слов, определённых функций фразового ударения и фразовой интонации. В активном же синтаксисе рассматриваются вопросы о том, КАК выражается та или иная мысль.
В ранее упомянутой работе Восточнолужицкое наречие он говорит о синтаксисе следующее (это не все, но самое основное)
1. В синтаксисе изучаются способы образования групп слов и групп групп слов
2. Есть 2 типа связи между словами - ассоциативный и апперцептивный
3. Самым сильным средством выражения связи между словами и группами слов есть «интонация», «фразировка». Это понятие «группы слов» - предтеча понятия синтагма
Кстати, появлению понятия синтагма способствовал Потебня, говоря о делении стихотворений на «единицы меры стиха». Он также связывал это понятие с синтаксисом.
Осмысление и вычленение понятия синтагмы у Щербы проходит через некоторые препятствия.
Щерба назвал фразу следующей ступенью после синтагмы. Фразы — это «более или менее законченные по смыслу целые, которые могут со своей стороны группироваться в некоторые целые высшего порядка» и которые нормально характеризуются конечным понижением тона. Делил их на одночленные и двучленные. Одночленные содержат констатацию действительности (порой даже очень сложную), двучленные - констатацию и высказывание по ее поводу. Они различались фонетическим строем.
|
Он попробовал применить подобное деление для предждожений, однако оно было чисто внешне фонетическое и не было принято.
Синтагма — это «фонетическое единство, выражающее единое смысловое целое в процессе речи — мысли и могущее состоять из слова, словосочетания и даже группы словосочетаний». В русском языке синтагма характеризуется усилением последнего словесного ударения.
Объём синтагм различен. Их может быть несколько в одном предложении, также они могут быть больше 1 предложения.
Важно понимать, что кратчайшая единица РЕЧИ - синтагма (единое нерушимое смысловое понятие в определенном контексте), а кратчайшая единица ЯЗЫКА - слово (единица, отвечающая одному или нескольким понятиям, принятая в данном обществе)
То есть синтагме процесса речи-мысли, или связного речевого целого, отвечает (соответствует) слово в языке, или системе лексики и грамматики.
Также синтагму не следует путать со словосочетанием, так как последнее рассматривается изолировано и имеет чисто номинативное значение.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО.
Лексика и грамматика
Живая система языка складывается из лексики и грамматики в их сложном взаимодействии.
ОБЫЧНО грамматику и лексику противопоставляют лексике, однако в этом случае противопоставления есть недостатки. Например, разделив языковую систему так, мы бы оставили без внимания формы слов, не выражающие предметы и отношения между ними, функциональные слова, недостаточно бы учитывалась роль строевых элементов. Они бы не попали в словари, либо ушли бы из грамматики.
Выявление строевых элементов - еще одна важная задача грамматики европейских языков.
Щерба считал, что:
Лексика - все индивидуальное, единичное, существующее по форме и никогда не творимое в момент речи
Грамматика - 1) все правила образования слов, форм и групп слов и других единств высшего порядка. Она оторвана от разбора способов выражения разных мыслей и чувств. 2) «Сборник правил речевого поведения». 3) Система упорядоченного лингвистического опыта. 4) Объективная языковая действительность, управляющая нашей речью.
Формы слов Щерба делил на следующие группы: существительные, прилагательные, глаголы и наречия, то есть согласно частям речи, так как каждая часть речи имеет свою систему образования форм. Стоит, конечно видеть, как видел Щерба, тонкую грань между формами слова и отдельными самостоятельными словами. Все формы слова так или иначе соотнесены и взаимосвязаны. Пример на глаголе ЛЮБИТЬ: различные формы прошедшего времени (я любил, ты любил, он любил) и настоящего времени (любишь, любит, люблю) практически параллельны и не имеют такой формы как любимый. Это указывает на восприятие всех этих форм глагола ЛЮБИТЬ как действия.
Таким образом, префиксальные образования (приставки) скорее сгенерируют новое слово, а не изменят форму данного. Например, значение глагола бежать едва ли соотносится с глаголом добежать из-за принципиальной разности в смысле.
Итак, понятие ФОРМЫСЛОВА - «когда у целой группы конкретно разных, но по звукам сходных слов мы наблюдаем не только что-то фактически общее, а единство значения. Когда мы наблюдаем, что все эти слова обозначают одни и те же предметы мысли, хотя и в разных аспектах или с разными дополнительными значениями <...> мы называем их формами слова»
Щерба говорил о том что его исследования (в частности в области фонетики) не идеальны, потому что они отражают лишь зафиксированные действия факторов, поэтому большинство действующих сейчас фактов ускользают от внимания. Он считал это преодолимым, когда наука продвинется вперёд в изучении фонологии.
Фонетика - 1) активный аспект - правила произношения фонем в различных фонетических условиях; 2) пассивный аспект - выяснение смыслоразличающих звуковых противоположений.
Различал следующие аспекты грамматики:
словообразование
формообразование
активный и пассивный синтаксис
учение о лексико-грамматических категориях - учение о частях речи. в это учении отражается и представляется действительность, данная языковой системой, то есть общее адекватное представление определённой части речи и наборы ее характеристик
фонетика и фонология
Выделил четыре категорий союзов: сочинительных, слитных, подчинительно-относительных и присоединительных. Такое разграничение категорий позволило глубже изучать художественные произведения Пушкина и Карамзина. Русский синтаксис эволюционирует.
Автор известной фразы
Лев Щерба является автором известной фразы «Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка».
Эта искусственная фраза на основе русского языка, в которой все корневые морфемы заменены на бессмысленные сочетания звуков, была создана филологом для иллюстрации того, что многие семантические признаки слова можно понять из его морфологии. Морфологические признаки (окончания, суффиксы и служебные слова) позволяют носителю языка получить определённое представление о содержании этого предложения из несуществующих слов - «такое-то нечто/некто неким образом совершало и совершает некое действие».
Фраза была придумана в конце 1920-х годов и использовалась Щербой на вводных лекциях к курсу «Основы языкознания». Согласно рассказу Ираклия Андроникова, исходно она звучала: «Кудматая бокра штеко будланула тукастенького бокрёночка».
Точное звучание фразы до сих пор неизвестно. Сам Щерба произносил её в разное время по-разному.
Широкую же известность фраза приобрела после ее упоминания в научно-популярной книге Льва Успенского «Слово о словах».
О значении учений Щербы:
Учения, мысли и исследования хотя и никогда не носили характера цельной системы, принесли многое в языкознание. В работах Льва Владимировича всегда присутствовало новаторство, в большинстве случаев вполне обоснованное. НЕ все из его идей было принято в языкознание. Однако и то, что принято не было, позволило по-другому поставить многие проблемы. Он умел смотреть на язык без предвзятостей, «шор» - умел смотреть в суть вещей, глубоко их анализируя. Он вступил на путь материалистического языкознания. Во всех работах был видео оригинальный и очень творческий подход.
Источники
1. Виноградов В. В. «История русских лингвистических учений»
2. Кондрашов Н. А. «История лингвистических учений»
3. Шарафутдинова Н. С. «Теория и история лингвистической науки»
4. Амирова Т. А. «История языкознания»
5. Булахов М. Т. «Восточнославянские языковеды. Библиографический словарь»
6. Кодухов В. И. «Русский язык в школе»