Основатель фонологической школы




ДЛЯ ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ (не бейте)

Академик Лев Владимирович Щерба (1880—1944) — выдающийся языковед, непосредственный ученик Бодуэна де Куртенэ, оставившего его при кафедре сравнительной грамматики и санскрита в 1903 г. С 1906 г. находился в заграничной командировке, изучал тосканские диалекты в Италии и занимался в лаборатории экспериментальной фонетики у аббата Русело в Париже. Собранные им материалы и методика изучения звуков послу- жили базой его магистерской диссертации «Русские гласные в качественном и количественном отношении» (1912). В 1907—1908 гг. Щерба, по совету Бодуэна, изучает мужаковский диалект лужицкого языка в Германии. Затерянный славянский диалект крестьян в немецком языковом окружении важен был для разработки теории смешения языков и языковых контактов. Щерба вообще поставил целью всесторонне изучить живой, совершенно незнакомый ему язык, чтобы не навязывать языку предвзятых категорий, не уклады- вать строй языка в готовые схемы, почерпнутые из вторых рук или печатных пособий. Материалы и лингвистические выводы по фонетике, теории грамматики и смешению языков стали предметом его докторской диссертации «Восточнолужицкое наречие (с приложением текстов)» (1915). С 1909 г. Щерба начинает преподавательскую работу в Петербургском (позднее Ленинградском) университете, а также развивает оживленную деятельность кабинета экспериментальной фонетики.

В 20-е годы Л. В. Щерба возглавляет Неофилологическое общество, основанное еще А. Н. Веселовским в 1899 г. в целях изучения живых языков и литератур. Участники общества заявляли, что современный язык имеет не меньше прав на научное исследование, чем история языка. Влияние этой идеи привело к появлению научного курса современного русского языка в высшей школе. В 1911— 1912 гг. А. А. Шахматов, как уже отмечалось, впервые прочитал курс современного русского языка в Петербургском университете. В 1914 г. в Москве появляется книга А. М. Пешковского «Русский синтаксис в научном освещении», а в 1925—1927 гг. посмертно издается «Синтаксис русского языка» А. А. Шахматова. Вокруг Л. В. Щербы объединяются С. И. Бериштейн, Д. В. Бубрих, В. В. Виноградов, Б. А. Ларин, С. П. Обнорский, Б. В. Томашевский, В. И. Чернышев, Л. П. Якубинский, тесные связи с обществом поддерживают индолог А. П. Баранников, монголист Б. Я- Владимир-

цов, славист М. Г. Долобко, арабист И. Ю. Крачковский, иранист 1

А. А. Фрейман, полиглот Н. В. Юшманов и многие другие.

 

Щерба изучал всякую структуру языка путём погружения личного познания в духовный мир носителей языка. Сначала придерживался теории, что преобладает субъективный опыт носителя, особенно говоря о фонетике.

 

О лингвистах и лингвистике

 

Считал, что лингвисту нужна многолетняя тренировка языкового сознания. Огромное внимание он уделял вниманию и чутью. Лингвист, по его мнению, должен стремиться к группировке языковых фактов, не ломания живой структуры языка. Ценил языковое чутьё, говорил о необходимости иметь лингвистический дар. Языковое чутьё - НЕ возможность непосредственного усмотрения истины, а умение отличать возможные контексты от невозможных. Щерба был лингвистом, который, как и Бодуэн де Куртенэ, тонко чувствовал язык, умел интуитивно схватывать грамматику языка исходя из малого количества известных ему фактов.

 

ГЛАВНОЕ. О методах изучения

Щерба смотрел на науку выходя за рамки обычного энциклопедического знания, так как стремился к подлинному, глубинному исследованию. Рассматривал факты живого языка и настаивал на изучении именно ЖИВОГО. Он понимал, что существует связь между развитием языка и развитием общества, но взглядов Марра не придерживался.

Блестяще знал компаративистику, однако не разделял ее традиционные методы и искал собственные.

 

О письменности:

Письменность пытается передать идеальный фонетический строй языка, но не успевает за его изменениями.

 

ГЛАВНОЕ.

Основатель фонологической школы

 

Выдающийся русский лингвист Лев Щерба вошел в историю лингвистики прежде всего как специалист по фонетике и фонологии. Развив разработанную Бодуэном концепцию фонемы, он придал термину «фонема» его современное значение. Ему принадлежит первый в истории науки специальный анализ понятия фонемы как слово различительной и морфеморазличительной единицы, противопоставленной оттенку (варианту) как единице, не обладающей такой дистинктивной функцией.

Создав оригинальную «ленинградскую» фонологическую концепцию, стал основателем Ленинградской фонологической школы.

Как лексикограф-практик он (совместно с М.И.Матусевич) был автором большого Русско-французского словаря.

Щерба ввёл понятия отрицательного языкового материала и лингвистического эксперимента. При проведении эксперимента, полагал он, важно использовать не только примеры того, как можно говорить, но и рассматривать отрицательный материал – то есть, как не говорят. В этой связи он писал: «... в "текстах" лингвистов обыкновенно отсутствуют неудачные высказывания, между тем как весьма важную составную часть "языкового материала" образуют именно неудачные высказывания с отметкой "так не говорят", которые я буду называть "отрицательным языковым материалом".

 

Треугольник Щербы

Московская фонологическая школа (МФШ) во главе с профессором Р.И.Аванесовым считает, что в русском языке пять гласных звуков. Представители названной школы не считают самостоятельным звук [ы], признавая его вариантом звука [и]. Общепринятой является точка зрения Ленинградской фонологической школы: [ы], [и] признаются разными гласными звуками.

Описывал артикуляцию звуков. Верхний – [и], [ы], [у], средний – [э], [o], нижний – [a]. По движению языка по горизонтали, или по месту подъёма языка при образовании звука, гласные делятся на гласные переднего, среднего и заднего ряда.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: