Культу́рный код — уникальные культурные особенности, доставшиеся народам от предков; это закодированная в некой форме информация, позволяющая идентифицировать культуру. Это не то, что говорится или чётко осознается, а то, что скрыто от понимания, но проявляется в поступках.
Культурный код нации помогает понимать её поведенческие реакции, определяет народную психологию.
«Послы русского языка в мире» – международная волонтёрская программа, инициированная Государственным институтом русского языка им. А.С. Пушкина в рамках реализации Программы развития деятельности студенческих объединений по линии Минобрнауки России.
Её цель – популяризация русского языка, культуры и литературы в России и за рубежом, а также развитие и укрепление партнерских связей межвузовского и международного характера, пропаганда культурных ценностей толерантности и организация диалога культур.
Программа предусматривает возможности для стажировок студентов и аспирантов в формате образовательно-просветительских экспедиций в России и за рубежом. Перед направлением в образовательно-просветительские экспедиции волонтеры проходят серьезный конкурсный отбор и основательную подготовку.
Академия молодежной дипломатии – это программа поддержки молодежи и молодежных инициатив в сфере международного сотрудничества, которая на сегодняшний день объединяет свыше 300 человек, участвующих в международных образовательных программах по обмену между Республикой Татарстан и международным сообществом.
Международное волонтерство - это когда волонтеры посвящают свое время работе на организации или дела за пределами своей страны. В большинстве таких случаев волонтеры работают в развивающихся странах по международным программам развития с местными добровольческими организациями, которые проводят такие мероприятия, как укрепление здоровья, образование и охрана окружающей среды.
|
Цели Программы:
- внедрение эффективных механизмов использования волонтерских форм и вовлечение молодежи в добровольческую (волонтерскую) деятельность по продвижению русского языка и образования на русском языке, а также в сфере сохранения культурного наследия Российской Федерации;
- продвижение, поддержка и укрепление позиций русского языка, а также популяризация отечественной культуры, литературы, образования и российской науки в детской и молодежной среде в России и за рубежом;
- содействие внешнеполитическому курсу Российской Федерации по выстраиванию дружеских и партнерских отношений с другими государствами.
Результаты реализации Программы:
- Программа начала свою деятельность осенью 2015 года. По результатам конкурсных отборов послами русского языка стали 123 человека (в 2015 году было подано более 1000 заявок, в 2016 – более 3000). Все волонтеры Программы проходят специальный курс подготовки, разработанный Институтом Пушкина: обучение по РКИ (русский язык как иностранный) и РКН (русский язык как неродной), основам межкультурной коммуникации, игротехнике и педагогике на портале «Образование на русском» и в очном формате на базе Института Пушкина.
- За полтора года послы русского языка провели просветительские мероприятия с 4780 школьниками.
- В 2015 году волонтеры Программы приняли участие в 4-х образовательно-просветительских экспедициях в странах СНГ (Армения, Киргизия, Молдавия и Таджикистан), где знакомили иностранных школьников с русской литературой, культурой и языком с помощью интерактивного формата и игровых средств.
|
- В 2016 году по приглашению депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ, сопредседателя Оргкомитета «Всемирных игр юных соотечественников», послы русского языка выступили в качестве наставников для детей и подростков, помогая им преодолеть языковой барьер, знакомили с историей и культурой России в рамках Вторых Всемирных игр юных соотечественников.
- Летом 2016 года состоялись образовательно-просветительские экспедиции в новом формате – в рамках детских оздоровительных лагерей Армении и Киргизии.
- По итогам экспедиций учащиеся продолжают свое обучение русскому языку на портале «Образование на русском» pushkininstitute.ru.
- В этом году состоялись региональные экспедиции в различных регионах РФ: Республика Башкортостан, Республика Северная Осетия, Чеченская Республика и город Москва (занятия с детьми мигрантов) – где послы русского языка в игровом формате занимались со школьниками третьих-пятых классов, мотивируя их к чтению отечественной литературы, изучению истории, культуры и географии других регионов России.
- В ноябре 2016 года Институт Пушкина организовал первую тематическую смену «Русский язык
– язык образования, науки, искусства, бизнеса и высоких технологий» на базе ВДЦ «Орленок», участниками смены стали победители всероссийских и региональных олимпиад по русскому языку и литературе. Послы русского языка проводили с детьми различные занятия: по русскому народному творчеству, страноведению, роли России на международном пространстве, межкультурной коммуникации, рассказали о достижениях российской науки и техники. В рамках смены был организован Малый Совет по русскому языку, в ходе которого школьники предложили ректору Института Пушкина М.Н. Русецкой собственные проекты, направленные на популяризацию русского языка в России и мире. В настоящее время школьники дорабатывают представленные проекты под кураторством послов русского языка.
|
- В декабре 2016 года состоялись образовательно-просветительские экспедиции Программы в Республику Армению, Кыргызскую Республику, Республику Молдавия и Республику Таджикистан; а также в Республику Абхазию; Китайскую Народную Республику.
Партнеры Программы:
- Совет по русскому языку при Правительстве Российской Федерации;
- Министерство образования и науки Российской Федерации;
- Министерство иностранных дел Российской Федерации;
- Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации;
- Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество);
- Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь России);
- Российское историческое общество.
Опорные вузы программы:
- Юго-Западный государственный университет;
- Пятигорский государственный университет;
- Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы;
- Петрозаводский государственный университет.
«Ваша программа – это потрясающий проект, это нереальный стимул для школьников, для преподавателей. Одно дело, когда ученики учатся у привычных для них преподавателей, а совсем другое – когда они общаются с иностранными представителями. Дети учатся, развиваются, познают новую культуру еще активнее и с большим интересом, а учителя знакомятся с новыми формами проведения урока. Я честно говорю – за эти 4 дня все ребята точно влюбились в Россию и в русский язык. Мой сын, приходя каждый раз с занятий, спрашивает: «Как сделать так, чтобы я поскорей освоил русский язык?» Очень жаль, что программа длится так мало, было бы лучше, если бы занятия шли 10-14 дней»
Список источников:
1. "ПОСЛЫРУССКОГО ЯЗЫКА В МИРЕ" https://www.pushkin.institute/projects/posly-russkogo-yazyka/
2. Культурный КОД— обязательно к прочтению https://econet.ru/articles/105202-kulturnyy-kod-obyazatelno-k-prochteniyu
3. Академия молодежной дипломатии https://vk.com/youthdiplomacy
4. «Круглый стол» на тему «Молодежная дипломатия как неотъемлемая часть международного сотрудничества» https://council.gov.ru/activity/activities/roundtables/65565/
5. Международное волонтерство - International volunteering https://ru.qaz.wiki/wiki/International_volunteering