В рамках государственной организации человеческого общества первичным элементом современных производств и «инструментом природопользования» является предприятие – как юридическое лицо.
П
редприятие функционирует, как открытая система (Рис. 1). Для него характерно наличие внутренней, внешней среды и каналов их взаимодействия.
Сегодня мы имеем сформировавшийся и достаточно эффективно функционирующий производственный менеджмент. Однако целью этого менеджмента была и осталась основной задачей обеспечение максимальной прибыли предприятия. При этом в цене товара (полезного продукта) не учитывалась (полностью или частично) стоимость всех природных ресурсов и воздействие отходов предприятия на здоровье человека и природную среду.
Системный подход к структуре и функциям предприятия позволили существенно увеличить возможности управленческого контроля (менеджмента) за всеми переменными современного производства.
Можно считать правомерным выделение трех главных этапов в эволюции менеджмента в течение последнего века. Первый этап (конец XIX в.—30-е гг. XX в.) — происходит становление менеджмента как науки и самостоятельного вида деловой деятельности, а также обособление управления от собственности. Второй этап (30—60-е гг.) — менеджмент опирается на хозяйственные основы командно-административного типа вертикально интегрированной системы управления. Особое значение приобрело исследование проблем мотивации труда. Человеческий фактор стал пристально изучаться идеологами менеджмента именно с 30-х гг. XX в.
Последний, третий этап (с 60-х гг. — по настоящее время) характерен тем, что возобладала неформальная, гибкая система менеджмента, основанная на горизонтально - интегрированной мотивационной модели с использованием преимущественно дивизиональной департаментализации. Наиболее яркие представители этого этапа И. Ансофф, Д. Томпсон, В. Оучи, М. Портер, Дж. Коттер, Т. Петерс, Ф. Хедоури, М. Мескон и др., внесшие существенный вклад в развитие теории управления.
|
Для этого этапа характерно расширение сферы влияния менеджмента на внешнюю среду предприятия. В настоящее время интенсивно формируются такие сложные производственные комплексы, как корпорации, холдинги и межнациональные объединения. Инфраструктуры этих комплексов включают в себя, как обязательный компонент, экологические системы. Такая тенденция в экономике и управлении экономическими комплексами сформировала теоретические основы экологического менеджмента.
^ Современная наука управления представлена многими различными течениями и школами. Их отличает стремление соединить научное исследование организационно-технических проблем управления отдельными предприятиями с решением коренных проблем рыночной системы хозяйствования, достижением стабильности эколого-экономического развития, преодолением социально-экономических и экологических конфликтов. Нацеленность исследований на область управления внутренней и внешней средой производства является основополагающей тенденцией развития теории экологического менеджмента.
^ Подход к управлению, как к процессу оценивает его в качестве системы, в которой деятельность, направленная на достижение целей организации, рассматривается не как единовременное действие, а как серия взаимосвязанных непрерывных деловых акций, материализующих функции управления. В рамках последних - планирование, организация, мотивация, координация и контроль.
|
В самое последнее время практика традиционного менеджмента, непосредственно связанного с предпринимательством, столкнулась с новыми проблемами. Первоначально наука развивалась, прежде всего, под влиянием внешних воздействий, реагируя на обнаружившиеся потребности производства и жизнедеятельности человека. Создание новых знаний шло без какого-либо видимого управления извне. Но затем все яснее вырисовывается недостаточность такого подхода. Стала очевидной необходимость управления процессом формирования инноваций. Возникла наука, изучающая воздействие внутренних факторов, отражающих логику создания новых знаний. Менеджеры стали полноправными участниками данного процесса.
К факторам, формирующим самые современные подходы к управлению предприятиями, относят, в первую очередь, процессы глобализации общественного развития. Эти процессы отражают постоянно растущую взаимосвязанность и зависимость всех стран регионов мира от экологической ситуации в природно-климатических и экономических зонах.
В XX в. эти процессы, под воздействие революционных изменений в науке и технике (вызвавших бурное развитие производительных сил во всех частях земного шара), заметно ускорились. В результате появления скоростных средств сообщения и бурного прогресса электронных средств люди, живущие в разных странах и регионах, стали не только ближе друг к другу, но и более мобильны и взаимозависимы.
|
Процесс слияний, поглащений и приобретений крупными корпорациями компаний своих соперников, менее удачливых конкурентов, происходящий в возрастающих масштабах, ведет к усложнению организации управления и в ряде случаев – к снижению результативности экологического менеджмента.
Характерным для истории менеджмента является трансформация его от малоприметной периферийной дисциплины, до основного направления социальной мысли, которое сегодня определяет образ жизни сотен миллионов людей. Многочисленные и разнообразные по подходам и содержанию теории и школы менеджмента позволили значительно расширить представление об управлении как о науке, сформулировать его принципы, определить задачи и функции, разработать механизмы и методы их реализации, а также критерии оценки деятельности менеджеров и экологического менеджмента в целом.
Научная, практическая, информационная база данных, накопленная за тысячелетия, бесценный опыт известных и безвестных менеджеров, усилия многих ученых, исследователей создали теоретическую основу, базируясь на которой сегодня можно решать совершенно новые проблемы. Находить к ним оригинальные подходы, которые делают возможным ускоренную трансформацию науки и практики менеджмента применительно к качественно новым эколого-экономическим условиям, открывают путь к преобразованию экономики не только отдельных стран, но и мирового хозяйства в целом.
Экологический менеджмент располагает своим собственным экономическим механизмом, который направлен на решение конкретных проблем взаимодействия коллективов подразделений предприятий, его сотрудников в реализации социо-эколого-экономических, технологических, социально-психологи-ческих задач, возникающих в процессе хозяйственной деятельности. Экономический механизм менеджмента объективно обусловлен работой в условиях свободной конкуренции.