Экологический маркетинг в деятельности предприятия




Устойчивое развитие предполагает освоение новых рынков для сбыта произ­водимой продукции при обеспечении необходимой прибыльности производства и сохранении окружающей среды. Достигать этого соотношения по мере развития производительных сил становиться все сложнее, т.е. производство и его влияние на окружающую среду все сильнее отягощаются экологическими проблемами.

Немалая часть предпринимателей не стремится вкладывать необходимые средства в экологически чистые технологии, поэтому противоречия между пред­принимательской деятельностью и охраной окружающей среды нарастают. Уменьшить эти противоречия возможно за счет продуманной маркетинговой дея­тельности предпринимателей, предприятий, компаний и фирм. Маркетинговая деятельность подразделений предприятий должна быть сориентирована на долго­временную деятельность по определению потребности рынка и конкретных по­требителей, организацию производства под эти потребности, обеспечение при этом надлежащего качества, рекламы и доставки продукции потребителю.

Маркетинговые исследования должны определить для предприятия реаль­ные, стратегические, в т.ч. экономические, преимущества или их отсутствие.

Преимущества для предприятия, фирмы при реализации стратегии рацио­нального природопользования могут быть следующими:

- стратегические преимущества

-более привлекательный имидж в глазах общественности;

- обновление видов выпускаемой продукции;

- рост производительности труда;

- более глубокая вовлеченность персонала в процесс охраны окружающей среды и улучшение трудовых отношений;

- творческий подход и готовность к решению возникающих проблем;

- более ровные отношения с органами государственной власти и управления, общественностью и группами «зеленых»;

- надежный выход на иностранные рынки;

- выполнение экологических требований без лишнего напряжения.

Экономические преимущества

а) снижение издержек

- экономия вследствие снижения объемов потребления энергии и других ре­сурсов;

- экономия в результате повторной утилизации, продажи побочных продук­тов и отходов производства, что снижает издержки на ликвидацию отходов;

- более низкие ставки платы за ресурсы, штрафы и сумма компенсаций по суду за причиненный экологический ущерб;

б) рост доходов

- возросшая доля поступлений от продажи по более высоким ценам «зеле­ных» товаров;

- возросшая доля рынка благодаря нововведениям и менее высоким показате­лям конкурентов;

- совершенно новые товары, которые открывают новые рынки;

- возросший спрос на традиционную продукцию, которая в меньшей степени загрязняет окружающую среду.

Инструментарием таких исследований может быть анализ сильных, слабых сторон предприятия, его возможностей и опасностей. Чаще всего результаты этого анализа, используются при разработке биз­нес-планов.

Кроме изучения условий сбыта самой продукции, служба маркетинга, учи­тывающая в своей деятельности вопросы экологии, обязана обратить особое вни­мание на каналы распространения продукции: организацию эффективных систем рециркуляции, а также эко­логически безопасных систем перевозки и упаковки продукции. Перед службой маркетинга стоит также задача выработки ценовой политики и определения рыночной конъюнктуры в отношении своих экологиче­ски чистых товаров. Результаты изучения рынка показывают, что покупатели го­товы платить более высокие цены за товары, которые способствуют защите окру­жающей среды. Однако такие товары не обязательно лучше традиционных, кото­рые не считаются экологически чистыми.

Если предприятие не стремится продавать старые товары, отчасти улучшив экологические показатели, то руководство отдела сбыта обязано определить, ка­кой вклад их продукция и услуги могут внести в реальное решение проблем ох­раны окружающей среды. Конкретные примеры това­ров, оказывающихся экологически опасными для общества, могут стать предметом специальных маркетинговых исследований. Руководство отделов маркетинга должно настаивать на создании продукции, ко­торая оставалась бы безвредной для окружающей среды в течение всего времени использования.

При принятии решений о производстве материалов на месте или закупке их на стороне необходимо рассмотреть целесообразность применения вредных мате­риалов, компонентов или процессов. Большинство компаний при выборе постав­щиков учитывают не только качество, организацию их производства, квалифика­цию персонала и применяемые технологии, но и экологические требования.

При договоре о методе доставки предприятие должно предусмотреть исполь­зование экологически безвредных упаковочных материалов и транспортных средств, применение эффективных методов штрихового кодирования, сертифика­ции продукции, экологической маркировки товаров.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: