Процедура оценки воздействия предприятия на окружающую среду




 

В этом разделе рассматривается процедура оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) как мероприятие по инициативе руководства предприятия с целью повышения эффективности производства за счёт экологизации («позеленения») предприятия.

^ ОВОС как инструмент государственного управления деятельностью предприятия будет рассмотрена в следующем методическом пособии.

При отсутствии четкого плана ОВОС во время поиска альтернативных форм экономического развития внимание может быть сосредоточено на несуществен­ных сторонах экологической деятельности компании, и требования многочислен­ных защитников окружающей среды не будут учтены. Поэтому исключительно важно согласование порядка проведения ОВОС руководством проекта, специа­стами-экологами и представителями их организаций.

Это особенно важно, когда необходимость в ОВОС вызывается четкими тре­бованиями экологического законодательства. Порядок проведения ОВОС вклю­чает в себя определение основных вопросов, требующих рассмотрения, решений, которые необходимо принять по проекту, и вариантов, которые целесообразно проанализировать, чтобы свести к минимуму упущения и, соответственно, необ­ходимость рассмотрения дополнительных вопросов на более поздних этапах ОВОС.

^ Группы по проведению ОВОС. Заключение относительно экологических по­следствий реализации более или менее крупных проектов подготавливает группа, состоящая из специалистов разных отраслей: экономистов, аграрников, лесово­дов, специалистов по вопросам охраны окружающей среды, рациональному ис­пользованию водных и атмосферных ресурсов и др. В группы по проведению ОВОС могут входить представители заказчика, компетентных органов и внешние консультанты. ОВОС небольшого проекта может провести один человек.

Для координации мероприятий, а иногда и для руководства ими в рамках ОВОС необходимо создать специальный комитет, в задачу которого входило бы:

- обеспечивать работу всех специалистов по согласованному плану, обмени­ваться необходимой информацией и исключать дублирование;

- служить связующим звеном между руководством проекта и другими заин­тересованными сторонами;

- выявлять необходимость проведения специальных исследований и пригла­шения соответствующих специалистов с включением их в состав группы;

- планировать мероприятия, связанные с ОВОС, таким образом, чтобы ин­формация, необходимая, например, для подачи заявок, организации совещаний и т.п., была получена в любое время;

- собирать, анализировать и обобщать результаты работы каждого члена группы для последующего составления сводного документа по ОВОС и его пред­ставления руководству проекта, органам власти и другим заинтересованным сто­ронам.

Реализация проекта включает в себя несколько этапов: за предварительным осмыслением проекта могут следовать технико-экономическое обоснование, за­дание на проектирование, составление проектной документации, строительство и эксплуатация предприятия.

Составление подробного плана ОВОС начинается только после достижения определенной ясности по проекту. Однако, как показывает опыт, какую-то ин­формацию экологического характера, получаемую в результате анализа или пред­варительной оценки состояния окружающей среды, необходимо иметь уже на ранних этапах реализации крупного проекта, которая, как полагают, будет оказы­вать значительное воздействие на окружающую среду. Данные предварительного экологического анализа станут частью более тщательной ОВОС. Важно, чтобы планирование ОВОС сочеталось с другими мероприятиями и имеющаяся инфор­мация была в любое время доступна проектировщикам, государственным органам и т.п. Эта обязанность возлагается на координатора ОВОС, который поддержи­вает тесные контакты с соответствующими организациями.

^ Вопросы по ОВОС. Любой крупный проект требует ответа на следующие во­просы, которые касаются всех этапов его жизненного цикла (строительство, экс­плуатация, расширение, ликвидация):

 


  • Можно ли обеспечить безопасную эксплуатацию проекта и исключить вероятность серьезных аварий или вредного воздействия на здоровье людей в долгосрочном плане?

  • Выдержит ли местная окружающая среда дополнительные нагрузки от отходов, которые появятся в результате пуска предпри­ятия?

  • Не помешает ли предприятие, размещенное на предполагаемой пло­щадке, сложившемуся характеру землепользования или промышленному строительству на соседних территориях в будущем?

  • Не повредит ли присутствие предприятия интересам промыслового ры­боводства, сельскохозяйственных и промышленных предприятий?

  • Имеется ли на данной территории достаточно развитая инфраструктура, например дороги, очистные сооружения?

  • Какое количество воды, энергоносителей и других ресурсов потребуется предприятию, и можно ли обеспечить эти требования?

  • Сколько людей потребуется принять на завод или переместить, и как это может отразиться на местном населении?

  • Какой вред деятельность предприятия может ненамеренно нанести на­циональному богатству, например девственным лесам, туристическим районам и культурно-историческим памятникам?


^ Источники информации. Для недопущения отсрочек реализации проекта или дополнитель­ных расходов, связанных с ней, важно обеспечить наличие всей не­обходимой информации еще до проведения ОВОС. Источником получения такой информации может служить, например, опыт разработки и эксплуатации анало­гичных или подобных производств этой или другой фирмы. Большую пользу мо­гут принести также беседы с руководящими работ­никами предприятий. Ознаком­ление с проектно-конструкторской документацией, инструкциями по эксплуата­ции, разрешительными документами, полученными ранее от государственных ор­ганов. Изучение в заводских архивах материалов, в частности, по газообразным выбро­сам и жидким стокам. Ознакомление с результатами экологического мониторинга и реакцией на них со стороны контролирующих организаций.

^ Участие общественности. Необходимо как можно раньше налаживать кон­такты с местной общественностью, в том числе с группами защитников окру­жающей среды. Участие общественности должно стать неотъемлемой частью любой системы ОВОС.

Необходимо выяснить мнение общественности о предполагаемой реализации проекта и информировать ее и другие заинтересованные группы, которых данный проект может, так или иначе, коснуться, о возможных экологических проблемах. Контрольно-регулирующие организации не всегда в состоянии проконтролиро­вать некоторые вопросы экологического характера, важные для местного населе­ния, к тому же они могут не знать некоторых особенностей местности, которые известны местным жителям.

Привлечение местной общественности обеспечивает доступ к информации о местных экологических, экономических и социальных системах; возможность разработки иных технических решений; повышение степени приемлемости про­екта со стороны местного населения вследствие его большей информированности о причинах строительства в данной местности и, как следствие, сведение к мини­муму вероятных конфликтов и задержек со строительством. Правда, работа с об­щественностью отнимает много времени и увеличивает издержки; кроме того, не­обходимо иметь уверенность, что люди, с которыми работает компания, действи­тельно являются представителями широкой общественности. К участию на опре­деленных этапах ОВОС следует привлекать не только широкую общественность, но и рабочих и представителей организаций трудящихся.

^ Затраты на ОВОС. В начале затраты на проведение ОВОС могут быть до­вольно большими, особенно при отсутствии информации о местных экологиче­ских и социальных условиях. Изменения, вносимые в проект по результатам ОВОС, могут вызвать дополнительные капитальные затраты, но недопущение па­губных последствий и более эффективные технические решения в долгосрочной перспективе компенсируют эти затраты. По мере отработки процедур и методов и накопления опыта привлеченными к работе специалистов затраты на систему ОВОС будут снижаться. Анализ экологических последствий на ранних стадиях планирования проекта поможет сэкономить деньги в результате ускоренной реа­лиза­ции принятого варианта. Расходы на ОВОС, соразмерные сложности и мас­штабу решаемой проблемы, а также уровню необходимой детализации, в одних странах оплачивает заказчик проекта, в других - государственный орган, дающий разрешение на строительство.

В странах, имеющих большой опыт в проведении ОВОС, издержки на нее обычно составляют около 0,05% стоимости проекта. Это значительно ниже за­трат, связанных с устранением допущенных ошибок или выплат по обязательст­вам за причиненный экологический ущерб, которые компании придется взять на себя, если на стадии планирования проекта не была учтена вероятность экологи­ческого ущерба.

Если ОВОС - это оценка проекта до начала его реализации (опережающая оценка), то экологическая ревизия (ЭР), о которой говорится ниже, - оценка дей­ствующего объекта.


Проблема утилизации и переработки промышленных отходов носит глобальный характер, что и обусловило ее важность. Практически любое промышленное изделие "начинается" с сырья, добываемого из недр планеты или вырастающего на ее поверхности. На пути к промышленным предприятиям сырье что-то теряет, часть его превращается в отходы.

Подсчитано, что на современном уровне развития технологии 9% исходного сырья в конечном итоге уходит в отходы. Поэтому и громоздятся горы пустой породы, небо застилают дымы сотен тысяч труб, вода отравляется промышленными стоками, вырубаются миллионы деревьев.

Сколько производится в стране черных и цветных металлов, добывается угля и неметаллических полезных ископаемых, достаточно хорошо известно. А вот сколько та или иная отрасль производит при этом отходов - известно чаще всего только специалистам. Вот несколько цифр. При добыче угля ежегодно на поверхность земли из недр поднимают около 1 млрд. м3 пустой породы. Строят из нее бесполезные пирамиды - терриконы. При этом впустую растрачиваются не только тысячи гектаров зачастую плодородных земель. Загрязняется атмосфера, терриконы "горят", ветер поднимает с их бесплодных склонов тучи пыли.

Я предпринял попытку обосновать необходимость утилизации

и переработки отходов производства не только с позиции охраны окружающей

среды, но с точки зрения экономической выгоды, когда отходы являются дешевым

сырьем. Третья глава посвящена краткому описанию законодательной базы

Российской Федерации в области защиты окружающей среды и обращения с

промышленными отходами.






1. Сбор, утилизация и управление рациональным использованием ТПО

Отходы производства и потребления – это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, образовавшиеся в процессе производства и потребления, а также продукции, которая утратила свои потребительские свойства. При этом вредные отходы должны подвергаться нейтрализации, а неиспользуемые – считаются отбросами. Отходы могут быть самыми различными.

Ежегодно во всем мире и в нашей стране миллиарды тонн твердых, жидких и газообразных отходов поступает в биосферу, нанося тем самым непоправимый урон как живой, так и неживой природы. В глобальных масштабах изменяется круговорот воды и газовый баланс в атмосфере.

Если проанализировать итоги развития российской экономики в последние годы, то становится очевидным, что механизм нерационального ресурсопотребления не только не остановлен, но и увеличил обороты, поскольку спад в выпуске продукции опережает сокращение потребления сырья и материалов. Вместе с тем прогресс науки и техники позволяет все более рационально использовать материальные ресурсы. Одним из важнейших направлений ресурсосберегающей деятельности является эффективное использование отходов производства. Среди различных факторов, определяющих их рациональное применение, важную роль играют организационные, в том числе система управления ресурсопотреблением, которой, к сожалению, лишь на немногих заводах уделяется внимание.

На основе обобщения отечественных и зарубежных достижений может быть принята следующая комплексная система управления рациональным использованием материальных ресурсов (КС УРИР). Ее цель - постоянное развитие ресурсосберегающих методов хозяйствования. Составная часть КС УРИР - комплексная система управления рациональным использованием вторичного сырья.

Система предусматривает проведение следующих мероприятий:

§ научно-технического характера (использование передовой техники и технологии по сбору и переработке вторичного сырья);

§ экономического (внутрихозяйственное планирование образования, сбора, использования и реализации отходов, установление цен на эти ресурсы и продукты их переработки, материальное стимулирование их рационального применения, комплексный учет и анализ результатов работы с вторичным сырьем);

§ правового (использование директивных указаний и инструкций в работе с вторичным сырьем, подбор и расстановка кадров, расширение и упорядочение договорных отношений между поставщиками и потребителями;

§ экологического (использование вторичного сырья с учетом аспектов защиты окружающей среды).




Система носит многоуровневый характер и охватывает все стадии жизненного цикла вторичных материальных ресурсов:

· выявление ресурсов;

· планирование их сбора и использования, сбор и подготовку к потреблению или реализации; собственно полезное применение;

· реализацию на сторону;

· профилактику частичного уничтожения.

Организационно-методической, нормативно-технической и правовой ее основой являются стандарты и сертификация вторичных ресурсов. Регламентируя прогрессивные нормы, правила и методы, а также этапы и содержание процессов, стандарты вносят ясность в работу исполнителей, четко разграничивая их права и обязанности, а также устанавливая формы материального и морального стимулирования.

Основные функции стандартов в области управления рациональным использованием вторичных ресурсов:

• упорядочение внутренних и внешних связей производственных систем для вовлечения в производство отходов, а также повышения эффективности их использования;

• нормирование требований к экономному, рациональному применению вторичного сырья и элементам производства, обеспечивающим выполнение этих требований;

• внедрение в производство достижений научно-технического прогресса и передового опыта (образцов вторичных ресурсов и технологии их полезного использования);

• организация трудовых процессов на основе прогрессивной технологии и совершенствования производственных отношений;




• обеспечение контроля за рациональным использованием отходов на стадиях их жизненного цикла;

• управление рациональным использованием дополнительных источников снабжения.

КС УРИР регламентируется нормативно-технической документацией, определяющей нормирование, оценку и контроль показателей рационального использования вторичных ресурсов, функции управления и организацию трудовых процессов), а также их взаимосвязи. Особо следует отметить систему документов, регламентирующих специализированные функции управления рациональным применением вторичных ресурсов.

Подсистемы КС УРИР показаны на схеме. Предлагаемая стандартизация функций управления использованием вторичных ресурсов может дать возможность более рационально использовать отходы. Она позволяет, во-первых, ликвидировать систематические потери вторичных ресурсов, обусловленные несовершенством организации их выявления, сбора и переработки, во-вторых, повысить долю отходов в общем сырьевом балансе, удельный вес выпускаемых из них товаров в общем объеме производства.






Комплексная система управления рациональным использованием ресурсов

Прогнозирование потребности в различных видах вторичных ресурсов. Изучение отечественного и зарубежного опыта их применения.
Выявление ресурсов, отходов и освоение новых сфер применения.
Планирование сбора и переработки вторичных ресурсов.
Сбор, сортировка, транспортировка, складирование вторичных ресурсов.
Технологическая подготовка производства изделий с использованием вторичных ресурсов.
Организация эффективного потребления вторичных ресурсов.
Реализация неиспользуемых вторичных ресурсов.
Утилизация неиспользуемых вторичных ресурсов.
Подбор, обучение и расстановка кадров.
Контроль, учет, анализ и правовое обеспечение рационального использования ресурсов.
Стимулирование рационального использования вторичных ресурсов.




На предприятиях области ежегодно образуется боле 450 тыс. т токсичных отходов, требующих специальных методов переработки, обезвреживания или захоронения.

На территории свалок расположено более 400 свалок, занимающих около 1000 га. Ни одна из них не соответствует действующим санитарным нормам и правилам.

В большинстве своем свалки, шламонакопители, отвалы находятся в введении самих предприятий и удаление образующихся отходов на них производится бесконтрольно с нарушением действующих нормативных актов и санитарных правил, что приводит к конфликтам с населением, иногда ставит предприятие перед реальной угрозой остановки ряда производств.

Анализ эколого-экономических паспортов и других сведений об образовании на предприятиях области отходов, показал, что учет промышленных отходов ведется на предприятиях недостаточно достоверно с точки зрения возможностей их утилизации и захоронения. Имеются многочисленные факты утаивания предприятиями от контролирующих органов мест захоронения высоко токсичных отходов, их сбросов в реки и овраги, несанкционированного сжигания их в технологических установках.

До 60 млн. т накопленных в отвалах отходов зол, шлаков, отработанных катализаторов, гальвано-нефтешламов могут быть использованы в строительной индустрии, однако, на сегодняшний день этот вопрос не находит практического
разрешения. Применение несовершенных технологий гальванопокрытий, других видов металлообработки, приводит к значительным потерям дефицитных цветных металлов и к резкому увеличению токсичности вывозимых на свалку отходов. По этой причине ежегодно сотни тысяч тонн осадков городских очистных сооружений становятся непригодными для использования в качестве удобрений, и требуют надежного обезвреживания, захоронения.

Важными в решении данной проблемы являются такие задачи, как: осуществление разработки и реализации комплексной территориальной обезвреживания, накопления и складирования.

Основным содержанием этой программы должна стать разработка и внедрение малоотходных технологических процессов на предприятиях всех отраслей промышленности; опережающее развитие мощностей по сбору и утилизации различных видов вторичного сырья, а также внедрение прогрессивных технологий их переработки.

Необходимо решить вопросы создания на акционерных началах биржи, осуществляющей свободные торги информации и научно-технической продукции по отходам производства; проектирование и строительство областного полигона по переработке, обезвреживанию и складированию промышленных отходов; строительство заводов по сжиганию и переработке отходов.

Проблемой отходов промышленности занимаются не только в нашей стране, но и во всем мире. В настоящее время в мире и в России отсутствует единый комплексный подход к проблеме переработки и использования вторичного сырья и отходов промышленности в строительстве. Эта проблема имеет большое народнохозяйственное значение также и в плане сохранности окружающей среды.




Проблема утилизации отходов в Российской Федерации ставит на повестку дня целый блок вопросов, решить которые можно только в совокупности, привлекая специалистов разного профиля: технологов по производству строительных материалов, медиков, экологов и экономистов.

Для выбора оптимального научного решения по утилизации отходов необходимо иметь сведения о характеристике объекта; определении отхода, как сырьевого ресурса (состав, наличие); предполагаемые направления использования; технические решения по принятому варианту; народнохозяйственный эффект в сферах производства и потребления.

Общий объем утилизации шлаков черной металлургии составляет около 60 %, несколько лучше перерабатываются доменные шлаки — порядка 80 %. Вместе с тем, использование вторичных продуктов промышленности развивается медленно, что приводит к скоплению этих отходов. Так, например, в отвалах металлургических предприятий Урала, Сибири и центральной части России скопилось более 450 млн. т доменных сталеплавильных шлаков.

Ежегодно в отвалы отправляется дополнительно более 30 млн. т. шлака. При этом следует учесть резкое падение объемов производства цемента — основного потребителя отхода металлургической промышленности. Производство портландцемента и 1990 г. составляло 90 млн. т, а в 1995 г. — всего лишь 37 млн. т.

С высокой эффективностью (на 30—50 %) шлаки могут быть использованы в качестве заполнителя для бетона вместо щебня, полученного из природного сырья. Удельные капитальные вложения в производство литого шлакового щебня в 2—3 раза меньше, чем щебня из горных пород, шлаковой пемзы в 1,5—2 раза меньше, чем керамзита, минераловатных изделий из огненно-жидких шлаков в 1,6 раза меньше, чем соответствующих изделий из горных пород.




Неблагополучно обстоят дела с использованием отходов угледобычи. При разработке рудных и угольных месторождений ежегодный объем вскрышных пород достигает сотен миллионов кубометров, однако, их широкое использование в строительстве еще не организовано. Существенным резервом увеличения производства и снижения себестоимости нерудных строительных материалов является использование отходов углеобогащения и горнорудной промышленности.

До 90-х годов текущего столетия учеными и научными организациями России выполнен большой объем НИР по комплексному использованию вскрышных пород, отходов угле- и рудообогащения. Многие из работ доведены до опытно-промышленного применения, однако, внедрение результатов научно-технических разработок в последние годы резко сократилось.

Промышленность строительных материалов является наиболее емкой отраслью из отраслей-потребителей промышленных отходов. Это объясняется крупными масштабами производства строительных материалов. Кроме того, многие отходы по своему составу и свойствам близки к природному сырью, используемому различными отраслями промышленности строительных материалов, однако значительно дешевле, чем добыча природного.

3. Расчетная часть

Мусоросжигательное предприятие (завод, ТЭС) должно обезвреживать 120000 т/год твердых отходов.

Определить:

1) Сколько потребуется условного (дополнительного) топлива для стабилизации процесса горения отходов и для полного обезвреживания уходящих дымовых газов?

2) Сколько будет выработано тепловой энергии в виде перегретого пара?

3) Какое количество электрической энергии можно получить на указанном предприятии?

Исходные данные:

Характеристика твердых отходов принимается исходя из следующих усредненных по временам годам исходным данным:

CP=24,2 %, OP=16,6 %, NP=0,6 %, SP=0,3 %, AP=27,5 %, WP=30,8 %. Средняя теплота сгорания отходов Qpн(ТБО)=1350 ккал/кг или 5652,5 кДж/кг.

Характеристика дополнительного условного топлива применяется применительно к каменным углям Кузнецкого бассейна с примерно идентичной условному топливу теплоте сгорания, а именно CP=74,2%, HP=3,6 %, OP=3,0 %, NP=1,8 %, Sp=0,4 %, AP=11,4 %,

WP=5,6 %, Qpн(у.т)=680 ккал/кг или 28597,2 кДж/кг.

Теоретическая температура горения условного топлива принимается равной

tттгу. т=2000 0С.

Теплота сгорания смеси топлива выше которой обеспечение стабилизации процесса горения не требуется, Qpн(см)=6489, 9 кДж/кг или 1550 ккал/кг.

Коэффициент полезного действия: для котла, а для котла-утилизатора. Коэффициент избытка воздуха в дымовых газах, поступающих от мусоросжигательного котла, перед входом к котел-утилизатор l1=1.7, температура газов 200 0С.

Коэффициент избытка воздуха, при котором пережигаются дымовые газы от мусоросжигательного котла в циклонном топочном устройстве котла-утилизатора l2=1,05, а температура, при котором происходит пережог этих газов 1100 0С.

Параметры вырабатываемого пара: давление r=24 кгс/см2,температура t=350 0С. Он частично используется на собственные нужды мусоросжигательного предприятия, а остальное количество - на выработку электроэнергии и для внешнего потребления тепла.

Решение:

а) определение количества условного топлива, требуемого для стабилизации процесса горения отходов в мусоросжигательном котле по формулам:

б) определение количества условного топлива, необходимого для пережога (полного обезвреживания) дымовых газов от мусоросжигательного котла в котле-утилизаторе.

Однако сначала необходимо определить следующие величины:

- объем воздуха для горения твердых отходов и их продуктов сгорания в мусоросжигательном котле по формулам:



Общий удельный вес дымовых газов составит



- объем воздуха для горения условного топлива с целью обеспечения стабилизации процесса сжигания бытовых отходов в мусоросжигательном котле и его продуктов сгорания:



Общий удельный объем дымовых газов



- объемы воздуха для горения условного топлива в опочном устройстве котла-катализатора с целью пережога поступающих дымовых газов от мусоросжигательного котла и его продуктов сгорания:



Общий удельный объем дымовых газов на выходе из топочного устройства котла-утилизатора



- теплосодержание дымовых газов, образованных сжиганием твердых бытовых отходов в мусоросжигательном котле, при температуре и коэффициентом избытка воздуха, равным перед входом их в котел-утилизатор:



- теплосодержание дымовых газов, образованных сжиганием твердых бытовых отходов в мусоросжигательном котле, но при температуре пережога этих газов в котле-утилизаторе и при прежнем коэффициенте избытка воздуха, равном при входе газов в этот котел:



- теплосодержание дымовых газов, образованных сжиганием условного топлив для стабилизации процесса горения бытовых отходов в мусоросжигательном котле, но при температуре пережога этих газов в котле-утилизаторе и при прежнем коэффициенте избытка воздуха, равном при входе их в котел-утилизатор:



- теплосодержание дымовых газов, образованных сжиганием условного топлива в топочном устройстве котла-утилизатора с целью пережога поступающих от мусоросжигательного котла дымовых газов при температуре, равной теоретической температуре горения:

Следовательно,



что составляет 16,5 % от годового количества сжигаемых отходов. Суточный расход 54,1 т, а часовой расход – 2,3 т.

Общий расход условного топлива – на стабилизацию процесса горения отходов в мусоросжигательном котле и на пережог – составляет: 5152,4+19748=249000,4 т/год, или 62,8 т/сут, или 2,8 т/ч, что составляет 20,8 % от общего количества обезвреживаемых твердых отходов;

в) определение количества тепловой энергии, которое может быть выработано при сжигании в мусоросжигательном котле и котле-утилизаторе бытовых отходов и условного топлива для стабилизации процесса горения отходов и для сжигания дымовых газов от мусоросжигательного котла.

Оно определяется:



Это количество тепловой энергии содержит количество пара, которое можно определить:



Если принять что примерно 10 % из полученного количества пара (тепловой энергии) расходуется на собственные нужды мусоросжигательного предприятия, а остальное количество на выработку электрической энергии, то, принимая за удельный показатель часовой расход пара на выработку 1 МВт, равный 5т, можно получить количество вырабатываемой электрической энергии:






4. Правовые основы обращения с промышленными отходами


Вопрос о переработке, утилизации и захоронении промышленных отходов должен решаться не на предприятиях. Единственным органом, который может действенно и эффективно скоординировать действия в этой области является государство. Поскольку безопасность и здоровье людей безусловно важнее прибыли любого предприятия, то независимо от того осознают руководители предприятий выгоду от использования вторичного сырья или нет, они должны приложить максимум усилий и сделать все возможное, чтобы оградить окружающую среду от вредного воздействия производственной деятельности. В связи с этим, представляется необходимым провести краткий анализ некоторых нормативных актов, которые регулируют деятельность предприятий, загрязняющих окружающую среду.

Первый и самый главный - законодательный - это Конституция Российской Федерации (1993).

Статья 42 гарантирует право гражданина России на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ней. Но перед человеком встает вопрос, как он может реально защитить свое конкретное конституционное право. Конституция дает ответы и на это.

Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" (Этот Закон был принят 19 декабря 1991 г., вступил в действие 3 марта 1992 г) Огромное значение имеет раздел II "Право граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду".

Раздел начинается статьей 11. Эта статья гарантирует каждому гражданину право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, аварий, катастроф, стихийных бедствий. И очень важно, что в статье перечислены меры, которыми это право обеспечивается.




Статья 12 регламентирует полномочия граждан в области охраны окружающей природной среды. В ней более конкретно изложены основные права граждан, закрепленные в Конституции, применительно к области охраны окружающей природной среды.

Статья 13 определяет круг полномочий общественных организаций. Эти полномочия совпадают с полномочиями граждан, однако, нужно обратить внимание на два дополнительных очень важных момента: общественные организации имеют право требовать назначения государственной экологической экспертизы и рекомендовать своих представителей для участия в государственной экологической экспертизе. Еще один раздел Закона, раздел V - "Государственная экологическая экспертиза". Рассмотрим наиболее важную статью этого раздела: статью 36 - "Обязательность государственной экологической экспертизы".

Государственная экологическая экспертиза является обязательной мерой охраны окружающей природной среды, предшествующей принятию хозяйственного решения. Используя это требование закона, получив информацию о решении о строительстве какого-либо объекта или реализации любого другого вида деятельности, можно потребовать у авторов решения сведения о том, имеется ли положительное заключение государственной экспертизы, полученное до принятия решения.

И второе требование этой статьи: финансирование и осуществление работ по всем объектам и проектам производится только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Таким образом, если положительное заключение государственной экологической экспертизы отсутствует, то, опираясь на приведенные требования статьи 36, можно требовать отмены незаконного решения, прекращения строительства и финансирования.

Необходимо знать и уметь использовать Федеральный Закон РФ "Об экологической экспертизе", вступивший в силу 30 ноября 1995 г. Вот его основные положения.

Очень важно само понятие экологической экспертизы, оно сформулировано в статье 1. Экологическая экспертиза - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта.

Закон "Об экологической экспертизе" указывает на то, что установление соответствия экологическим требованиям производится не только в отношении хозяйственной деятельности, а в отношении и любой другой.

Принципы экологической экспертизы, закрепленны в статье 3. Наиболее важные из них: презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; и принцип, закрепленный ранее Законом "Об охране окружающей природной среды" и повторенный в Законе "Об экологической экспертизе" - обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта государственной экологической экспертизы.

Федеральный закон РФ "Об отходах производства и потребления".

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

В Статье 21 перечислены основные принципы экономического регулирования в области обращения с отходами:

1. уменьшение количества отходов и вовлечение их в хозяйственный оборот;

2. платность размещения отходов;
3. экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами.

Экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется посредством:

· понижения размера платы за размещение отходов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность, в процессе которой образуются отходы, при внедрении ими технологий, обеспечивающих уменьшение количества отходов;

· применения ускоренной амортизации основных производственных фондов, связанных с осуществлением деятельности в области обращения с отходами.

Хотелось бы отметить бросающуюся в глаза недостаточность законодательной базы в отношении обращения с промышленными отходами. Но неукоснительное соблюдение и исполнение даже этих неполных нормативных актов несомненно дало бы свои результаты и знаменовало бы огромный шаг вперед и в области защиты окружающей среды, и в области использования отбросов производства в качестве сырья.

ОРГАНИЗАЦИЯ, ПРИНЦИПЫИ МЕХАНИЗМЫУПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМИ ОТХОДАМИ

В.Г. Братчиков*, А.К. Кузин*, В.В. Плющев**

* Ассоциация «Центр управления промышленными отходами», г.Харьков

** Государственное управление экологической безопасностью

в Луганской области, г. Луганск

Рассматривая проблему промышленных отходов, следует исходить из трех ее основных аспектов. Один из них касается минимизации образования отходов и их опасных свойств, другой – вовлечения отходов в хозяйственный оборот, третий – безопасного удаления. Указанные аспекты взаимосвязаны, т.к. должны развиваться с учетом приоритетности и сбалансированного подхода, однако каждый из них является предметом самостоятельного изучения и регулирования. В связи с этим управление промышленными отходами должно быть систематизированным, интегрированным с элементами управления экономической деятельностью и экологической безопасностью, осуществляться на основе организационной структуры, в составе которой органы управления обеспечивают ко



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: