О сохранности восприятия при шизофрении говорили Крепелин, Ясперс, Минковски и др. Они рассматривали психику с позиции функциональной психологии, которая постулировала существование отдельных изолированных элементарных функций, в число которых входит и перцепция.
С этой точки зрения традиционной стало представление о том, что при шизофрении нарушаются «высшие» регулирующие функции, в то время как «элементарные» не претерпевают изменений.
Однако, не все сходились на такой точке зрения. В рамках отечественной психологии (Гиляровский) считают, что при шизофрении расстраивается и восприятие, познавательная деятельность подвергается изменениям с самых начальных этапах.
Традиционный тезис о сохранности восприятия при шизофрении затормозил экспериментальную разработку процессов нарушения восприятия.
Поляков Ю.Ф.
Исследование процессов слухового восприятия
Была проведена серия экспериментов, в которых перцептивная деятельность испытуемых была связана с опознанием звукового сигнала в условиях различной степени зашумленности.
Материал – речевые сигналы/слова
Серия
исследовали- особенности восприятия звуковых S, предъявляющихся в контексте при условиях зашумления стимулов.
Методика – предъявлялись фразы (33 шт) с интревалом 20-25 сек. Последнее слово каждой фразы замаскировывалось с помощью шума. Испытуемый должен был опознать слово и записать его, в случае неуверенности записать это слово с вопросительным знаком, если не опознает, ставить прочерк.
Респонденты – 50 здоровых и 50 больных шизофренией, у которых не отмечалось нарушения слуха
Стимульный материал: фразы делились на группы: 7 фраз с контекстом, предполагающим однозначное завершающее слово (пионеры спели веселую песню); 4 фразы с несоответствующими контексту окончаниями (соль соленая, а сахар белый); остальные – завершающие слова с высокой/ низкой вероятностью использования.
|
Результаты:
1) фразы, с контекстом, предполагающим однозначное завершающее слово, опознали обе группы.
2) Б. Шизофренией дали 125 правильных ответов, а здоровые – 111.
3) В группе фраз с маловероятными окончаниями у больных шизофренией больше правильных ответов, чем у группы здоровых людей.
Больные шизофренией чаще, чем здоровые испытуемые правильно опознают менее вероятные речевые сигналы и хуже, чем здоровые воспринимают высоковероятные сигналы.
Серия
исследовали – особенности опознания зашумленных речевых сигналов при условиях выравнивания вероятностей их ожидания испытуемыми
методика – на магнитофонную ленту были записаны 5 слов в случайном порядке с наложением шума, каждое слово повторялось 3 раза. Слова были со сложной акустической структурой: двусложные, с ударением на 1 слоге: почка, почта, тачка, точка, ложка. Перед проведением эксперимента предлагался список слов, листок во время эксперимента был перед испытуемыми.
Респонденты: 30 здоровых и 30 больных шизофренией
Результаты: существенной разницы в восприятии не было выявлено.
Серия
исследовалось- восприятие речевых S в условиях двухальтернативной неопределенности (затруднялось восприятие 1 звука в завершающем слове)
методика: предлагали прослушать, записанные на магнитофонную ленту фразы с интервалом 30 с – контрольные и нейтральные.
|
Контрольные фразы могли быть восприняты двояко.
1 группа – вероятности 2 вариантов приблизительно равны
2 группа – вероятность одного из 2 вариантов стремится к нулю
3 группа – вероятность одного из вариантов больше вероятности другого
результаты:
1) у группы здоровых испытуемых восприятие речевого сигнала определяется его вероятностью
2) у больных шизофрений в восприятии 1 и 2 групп не выявлено различий, а в 3 группе чаще воспринимали менее вероятные окончания.
Поляков Ю.В.
исследование процессов зрительного восприятия
Серия
исследовали: особенности зрительного восприятия при расфокусированных изображениях у больных шизофренией.
Условия: эксперимент проводили в затемненном помещении
Методика: на экран проецировалось изображение. Сначала оно было максимально расфокусировано, испытуемый должен был распознать его, если не мог, четкость изображения улучшалась на 1 деление условной шкалы и так до тех пор, пока испытуемый не определял изображение правильно. В инструкции говорилось, что предъявлено может быть все, что угодно, это обуславливало большую степень неопределённости.
Гипотеза: процесс опознания у больных шизофренией изменяется при уравнивании вероятностей привлекаемых из памяти эталонных образов.
Стимульный материал: 26 тестовых изображений (часть обычные, часть редко встречающиеся)
Испытуемые: 80 здоровых и 60 больных шизофренией
Результаты: различия обнаруживались в порогах опознания и в частоте выдвижения гипотез по ходу эксперимента.
|
- · Пороги зрительного опознания у больных шизофренией нельзя охарактеризовать как низкие или высокие (для части изображений пороги оказались выше чем здоровых, для части изображений – ниже≥)
- · Пороги опознания у больных шизофренией сочетаются с частотой выдвижения гипотез (уменьшение гипотез, которые для группы здоровых вероятны)
Серия
неопределенность стимула возникала в результате кратковременности предъявления.
Порог измерялся временем, необходимым для опознания изображения
Стимульный материал: 7 изображений предъявлялись с заведомо недостаточной для идентификации экспозицией, время предъявления Sувеличивали до момента правильного опознания. Предъявлялись обычные и необычные изображения
Результаты:
1) изображение с элементарным контуром (яблоко) и здоровые и больные шизофренией опознавали при минимальной временной экспозиции
2) больные шизофренией легче распознают необычные маловероятные изображения
Серия
условия равной вероятности ожидания зрительных стимулов
методика: исследуемому показывали 2 контурных изображения (яблоко и перевернутый замок) и говорили, что их предъявление будет чередоваться
результаты: больные шизофренией опознавали изображения за то же время, что и здоровые
С.Я. Рубинштейн
(экспериментальные исследования обманов слуха)
гипотеза: в механизме развития галлюцинаторных слуховых образов (обманов слуха) существенную роль играет тревожное прислушивание к звукам, особенно трудноразличимым.
Методика: исследование проводилось под предлогом провеки слуха – предлагалось прислушиваться и опознавать то, что слышно в комнате.
Стимульный материал: звуки, представляли из себя непрервыную серию длительностью 25 мин. 1 часть – монотонные шумы (шелест страниц, бульканье воды), 2 часть – краткие предметные звуки (кашель, свист)
Условия – напряженного прислушивания (звуки предъявлялись очень тихо). Это позволило сказать насколько хорошо распознают звуки и как влияет напряженное прислушивание на восприятие
Результаты
Здоровые | Больные шизофренией |
- короткие предметные звуки распознавались быстро и почти безошибочно - утомление от напряженного прислушивания не выявилось - на точность опознания напряженное прислушивание не влияло - новый звук вызывал ориентировочную реакцию - ошибки восприятия - ошибки локализации источника звука - обманов слуха выявлено не было | - у 80% появление вербальных слуховых обманов: повторяли слова, отвечали на чьи-то вопросы, смеялись.. больная Т.слышала голоса из своего живота - изменения психического состояния, связанные с ситуацией эксперимента - не могли определить звук - выдвигали меньшее количество гипотез |