Ассоциативный эксперимент




Ассоциации носят необобщенный характер

33% нет ответных реакций

34% называют функцию или признак (карандаш – пишет; ягода – красная)

11% синонимы

21% адекватные ассоциации

Резюме: сохранность общих понятий, навыков выполнения некоторых мыслительных операций. Невозможность сформировать новые.

 

 

Методика «Пиктограмма». Инструкция: «Сейчас будет проверяться ваша зрительная память. На этой бумаге нельзя писать ни слов, ни букв. Я буду называть слова и целые выражения, которые вы должны будете запомнить. Для того чтобы легче было запомнить, вы должны к каждому к каждому слову нарисовать что-либо такое, что бы могло помочь вам вспомнить заданное слово. Качество рисунка роли не играет, можно нарисовать что угодно и как угодно, лишь бы вам это смогло напомнить заданное слово – как узелок на память завязывают. Вот, например, я вам задаю первое выражение «Веселый праздник». Что можно нарисовать, чтобы потом вспомнить «Веселый праздник»?». После выполнения лист с рисунком откладывается и показывается испытуемому для воспроизведения слов через час. Протокол:

Заданные выражения Рисунок и объяснение больного Воспроизведение спустя час
1… 10-20    


Критерии оценки результатов методики:

  • Доступна ли больному обобщенная символизация слова. Норма: «тяжелая работа» - лопата и молоток. Патология (олигофрения, эпилепсия): «тяжелая работа» - пытается нарисовать целую сценку работы в шахте.
  • Адекватность ассоциаций. Норма: «весёлый праздник» - флаг или цветы или шарики или бокал вина. Патология (шизофрения): «сомнение» - рисует речку – объяснение: «Есть романс Глинки «Сомнение», а Глинка – это есть Неглинка – речка».
  • Критерий запоминания. Сопоставляем с методикой заучивания 10 слов. Случаи:

А. Непосредственное запоминание (по методике 10 слов) плохое, но опосредование помогает – органические поражения мозга.
Б. Легко усваивает 10 слов, но припомнить слова, исходя из рисунков, не может – больны шизофренией с расстройством мышления и сохранностью формальных способностей усвоения нового.


Что еще даёт методика? «Пиктограмма» как проективная методика (Херсонский). Особые феномены:

1. Шоковые реакции. Выражаются в прямом (речевом или мимическом) выражении неудовольствия либо в парадоксальных высказываниях типа «какое прекрасное слово…», «это интересно…» (повышенная эмоциональная значимость стимула).

2. Отказ от выбора образа. Или слишком сложное слово (при интеллектуальных нарушениях) или это шоковая реакция на аффективно насыщенный стимул.

3. Употребление буквенных обозначений вопреки инструкции. Или недостаточность активного внимания или негативизм.

4. «Феномен единой системы». Все пиктограммы построены по единой схеме, например, везде есть кружочки (стереотипность, инертность, ригидность мышления и личности).

5. Феномены «замены» или «возврата». При предъявлении нового понятия для опосредования испытуемый стремиться вернуться к предыдущему рисунку, чтобы доработать его (тревога, неуверенность, эмоциональная значимость второго стимула).

6. Феномен «упорядоченности пиктограмм». Тщательное соблюдение одинаковости размеров рисунка и расстояний между ними (повышенная склонность к планированию и самоконтролю - ананкастные и субдепрессивные состояния).

7. «Органический графический симптомкомплекс». Перекос рисунка, несовпадающие и пересекающиеся линии (диффузные органические поражения мозга).


Используется также при исследованиях нарушений мышления по Зейгарник:

 

Операциональный

1. искажения мыслит операций (актуализ латент признака)

2. снижение уровня выполнения мыслит операций

Динамический

1. ускорение ассоциативного процесса

2. инертность мышления

3. лабильность

Мотивационный

1. разноплановость суждений

2. резонерство

3. нарушение критичности

 

Психологический аспект изучения галлюцинаций

Галлюцинации. Это восприятие без объекта. Как это возможно? Психиатр Попов: галлюцинация есть образ-представление, который обретает чувственную яркость и проецируется вовне при определенных условиях, когда кора головного мозга находится в парадоксальной фазе. Так же должно быть определенное соматическое и эмоциональное состояние человека + состояние интеллекта и социокультурные воздействия.


Другие гипотезы. Галлюцинация – мысль, превращенная в чувственный образ, т.е. сначала – бред (З. Фрейд). К. Ясперс: галлюцинация зависит от состояния, тонуса сознания; от направленности внимания и от культурной среды.

Экспериментальные исследования галлюцинаций.

 

В.М. Бехтерев. Он усомнился, что возможно восприятие без объекта. Гипотеза: галлюцинации возникают в ответ на слабые, подпороговые раздражения. Эксперимент: звукоизолированная комната; больной, ранее перенесший слуховые галлюцинации. Слабая стимуляция вызывает галлюцинации! Но важнейший фактор – направленность внимания. Вывод: галлюцинации не есть восприятие без объекта, восприятие носит рефлекторный характер. Психологический механизм: собственная активность субъекта.


Эпизоды галлюцинаторных переживаний бывают и в норме, например в состоянии засыпания (просыпания), когда активно воображение и др.

Одним из условий возникновения галлюцинаций является сенсорная депривация, тревога и т.п. (эмоциональность). Пр.: заключенные в одиночных камерах, эксперименты с сенсорной депривацией и проч.

У слепых от рождения не бывает зрительных галлюцинаций; у глухих от рождения не бывает слуховых. А вот у слабослышащих (слабовидящих) – бывают!

 

С.Я. Рубинштейн. Она разделяет гипотезу Бехтерева о рефлекторной природе галлюцинаций. Эксперименты направлены на провокацию, актуализацию галлюцинаций. Гипотеза: галлюцинация не есть восприятие без объекта (т.е. она ничем не отличается от иллюзии). Психологический механизм: активность, направленная на поиск сенсорной информации. Процедура: в звукоизолированную комнату транслировались слабые звуки.


Группы стимулов:

  • Предметный источник мог быть легко опознан (колокольчик, голос и др.).
  • Предметный источник определить сложно (шуршание неизвестно чего).


Испытуемые: здоровые; больные разных нозологических групп, перенесшие галлюцинаторный эпизод.

Инструкция: «Слушайте внимательно, прислушивайтесь и говорите, что вы слышите».

Результаты. Ни у кого из здоровых испытуемых не удалось спровоцировать галлюцинации. А у больных, перенесших галлюцинаторный эпизод, галлюцинации возникали, но тут были различия:

  • Шизофрения: возникали слуховые галлюцинации, которые повторяли содержание уже пережитого.
  • Реактивный психоз (реакция на страх наказания за совершенное преступление): в слуховых галлюцинациях отражался этот страх, так же эти больные переживали состояние особого транса.
  • Хронический алкоголизм: кроме слуховых галлюцинаций актуализировались еще и зрительные.


Выводы: 1) нет разницы между иллюзиями и галлюцинациями; 2) рефлекторная природа галлюцинаций. Галлюцинации – это искаженное отражение реальных раздражений.

Николаева: не все галлюцинации (разных видов) можно так объяснить. Вопрос: какая активность, в чём её специфика? Вопрос остается!

 

А.П. Егидес. Провоцирование зрительных галлюцинаций. Предъявляли серии изображений самого неопределенного рода (картины художника Чюрлёниса). У больных возникают галлюцинации, в норме – нет.


Т.о., одной из теоретических проблем патопсихологии является изучение условий и психологических механизмов возникновения сложных патологических явлений. Требования к методу: он должен создавать условия, провоцирующие возникновение тех или иных патологических феноменов + варьирование условий и контроль над ними. Провоцируя патологические феномены, надо соблюдать основное деонтологическое правило – «не навреди!».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: