- Галлюцинации как восприятие без объекта не существует, галлюцинация истинная подобна иллюзии восприятия
- Галлюцинация возникает в условиях особой установки направленности (внимания (по Бехтереву)) на активного прислушивания.
Наблюдения:
Слабовидящие лица могу испытывать зрительные галлюцинации истинные, но слепые от рождения никогда
Слабослышащие могу испытывать истинные галюники, а глухие – никогда.
То есть должен быть опыт, чтобы возникла истинная галлюцинация.
Для возникновения галлюцинации важно: Искаженное восприятие стимула и опыт предшествующий этому.
Активность субъекта в порождении галлюцинации:
- · Здоровые лица в камере демонстрировали галлюцинации – активный поиск информации в условиях депривации.
- · При длительном нахождении в изоляции с исключением всех максимально возможных раздражителей (ее исключить ее до конца не удается. Даже сам организм дает богатую стимуляцию и почву для рассуждения), и возникали галлюцинации у людей отборной нормы. При нахождении в иноязычной среде тоже возникали вербальные галлюцинации, как активный поиск сенсорной информации. Описаны галлюцинации и у моряков
А.П. Егидес. Провоцирование зрительных галлюцинаций. Предъявляли серии изображений самого неопределенного рода (картины художника Чюрлёниса). У больных возникают галлюцинации, в норме – нет.
Т.о., одной из теоретических проблем патопсихологии является изучение условий и психологических механизмов возникновения сложных патологических явлений. Требования к методу: он должен создавать условия, провоцирующие возникновение тех или иных патологических феноменов + варьирование условий и контроль над ними. Провоцируя патологические феномены, надо соблюдать основное деонтологическое правило – «не навреди!».
|
Нарушения мотивационной сферы у больных шизофренией
Критская, Мелешко, Поляков. Нарушение потребностно - мотивационных характеристик социальной регуляции психической деятельности и поведения – ведущий компонент синдрома шизофренического дефекта.
Основное проявление этого: снижение социальной направленности личности.
Нарушается мотивационный компонент общения
→ страдает интонация, мимика
→ не развивается способность к общению и самопознанию
→ снижение эмоциональных и волевых компонентов регуляции
→ не стараются привлекать внимания, не реагируют на похвалу
→ незрелость моральных чувств
Влияние мотивации на познавательную деятельность:
→ недостаточное включение социальных факторов в познавательную деятельность
→ нет желания взаимодействовать с другими (и что только ко мне пристает этот экспериментатор, мне и без него хорошо, не хочу делать его задания)
→ снижен ситуационный аспект мотивации
Зейгарник: о нарушении мотивационного компонента памяти у больных шизофренией. Эксперимент: предъявлялись задачи разного типа. Одни давали доделывать, другие – нет. После окончания эксперимента просили сказать, какие были задания. В норме: незавершенные задания запоминались лучше (соотношение = 1, 9). Незавершенные задания запоминались лучше. Объяснение: ситуация вызывает отношение к ней. Появляется мотив экспертизы, задор, или просто хочется выполнить задание из вежливости к экспериментатору (он распинается, приглашает вас поучаствовать, приносит материал для заданий, долго втирает инструкцию→ не хочется его расстраивать и отказываться). Выполнение задания выступало в качестве мотивационного намерения. При шизофрении: соотношение = 1,1. Нет лучшего воспроизведения незавершенных действий. Отмечается эмоциональная вялость, искажение мотивов. Свернута поисковая активность. У них не формируется мотив к выполнению заданий, даже если говорят, что проверяют их память. Это дефект целеполагания. По лекции:
|
Нарушен процесс смысло- и целеобразования.
- · Разноплановость мотивов.
- · Адинамия мотива. Больной не отказывается выполнять задание, так как для этого тоже нужен мотив, активность. Но при этом отсутствует критичность к ошибкам, реакция на успех и неуспех.
Вторичные нарушения:
- · нарушается целеполагание (планирование и контроль).
- · нарушается целедостижение (скорость и способы выполнения задания)
Третичные нарушения (о них говорят предположительно):
- · Усиление аутизма как реакция на собственную неполноценность
- · Повышение изоляции больного
Значение патопсихологии для общей
Патопсихология важна для общих теоретических вопросов психологии:
1.Роль личностного компонента в структуре деятельности. Психика не есть совокупность психических функций. Роль мотивационного (личностного) фактора должна быть включена в характеристику строения всех наших психических процессов- Леонтьев.
Это удобно доказать при помощи анализа нарушений.
Нарушение восприятия. Исследование патологи восприятия Соколовой. Различно мотивированная инструкция- процесс восприятия выступает то в виде деятельности, то действия, то операции.
Нарушение мышления. При разных нарушениях мотивационной сферы выступают разные формы нарушения мышления. Мотивационная смещенность больных — фактор, ответственный за многие проявления познавательной деятельности => все наши процессы — по-разному оформленные виды деятельности, опосредованные, личностно мотивированные.