- перенос мелодии на октаву вниз
- перенос мелодии на октаву вверх
sempre – семпре – все время
simile – симиле – так же
Синкопа – перемещение ударения – акцента – с сильной доли такта на слабую.
Мелодия – выраженная одноголосно музыкальная мысль.
Кульминация – момент наивысшего напряжения в мелодии.
Интервалы
- сочетание 2-х звуков одновременно называется гармоническим интервалом
- сочетание 2-х звуков последовательно называется мелодическим интервалом
В обозначениях указывается количество ступеней, которые охватывает интервал:
Прима - 1
Секунда – 2
Терция - 3
Кварта – 4
Квинта – 5
Секста – 6
Септима – 7
Октава – 8
Чистые – прима, кварта, квинта, октава
Малые и большие – секунда, терция, секста, септима
Характер звучания
Dolce – дольче – нежно
Cantabile – кантабиле – певуче
Risoluto – ризолюто – решительно
Maestoso – маестозо – торжественно, величественно
Музыкальная форма
Простая трехчастная форма (репризная) – музыкальная форма, состоящая из трех частей, каждая из которых – период, третья часть является повторением первой, а средняя часть – контрастна им (А-В-А)
Вариации – (или тема с вариациями) – музыкальная форма, образуемая изложением музыкальной темы в полном объеме и последующим рядом ее видоизмененных повторений.
Класс
Приемы игры – штрихи
Гитара
глиссандо – естественное и искусственное скольжение вдоль струн вверх и вниз по грифу пальцами левой а иногда и правой руки; портаменто – прием, в котором следующий звук (или аккорд) после воспроизведения первого должен возникнуть за счет остановки пальцев левой руки в нужном месте (ладу).
Домра
флажолеты – это мягкий, прозрачный воздушный звук. Он воспроизводится легким прикосновением пальца левой руки к струне и отрывистым его снятием с одновременным извлечением звука медиатором или пиццикато.
|
Балалайка
дробь – существует три разновидности дроби: большая, малая, обратная. Исполняются они скользящими движениями пальцев правой руки по всем струнам. По характеру напоминает арпеджированное звучание.
Мелизмы
Трель – вид мелизма, быстрое и многократное чередование написанной ноты с соседней и верхней, отстоящей на полтона или на тон (малая секунда или большая секунда)
Мордент – (бук. кусающийся, острый) – вид мелизма образующийся путем исполнения после основного звука вспомогательного (на ступень выше или ниже) и повторения основного
*неперечеркнутый мордент – с верхней нотой
*перечеркнутый мордент – с нижней нотой)
Агогические нюансы
Meno mosso – мено моссо – менее подвижно
Piu mosso – пиу моссо – более подвижно
Tempo rubato –темпо рубато – более свободное в отношении темпа исполнение, не строго в такт
Ad libitum – ад либитум – по желанию исполнителя
Аккорды
Гармония – наука о строении аккордов и их соединении.
*Аккорд – созвучие, одновременное звучание не менее 3-х звуков различной высоты.
*Аккорды имеют основной вид и обращения.
*В основном виде аккорда звуки располагаются по терциям (большим и малым).
*Обращение аккорда – видоизменение аккорда путем перемещения верхнего звука на октаву вниз или нижнего на октаву вверх.
Латинские обозначения нот
A (а) - ля
B (бэ) - си бемоль
C (це) - до
D (дэ) - ре
E (е) - ми
F (эф) - фа
G (гэ) - соль
|
H (ха) – си
Dur (дур) - мажор
moll (моль) – минор
7 – септаккорд
Dim - уменьшенный септаккорд
В нотах мажор обозначается только заглавной латинской буквой, обозначающей главную ступень (от которой строится аккорд): А С D
Минор обозначается заглавной латинской буквой, обозначающей главную ступень и прописной буквой m (минор): Am Cm Dm
Доминантсептаккорд обозначается A7 C7 F7
Уменьшенный септаккорд обозначается Adim Cdim Fdim
is – ис - диез
es – эс – бемоль
Музыкальная форма
Сложная трехчастная форма – музыкальная форма, схожая по строению с простой трехчастной формой: третья часть повторяет первую, а вторая – контрастна им, но, в отличие от простой, в сложной трехчастной форме одна часть может представлять собой простую двух- или трехчастную форму
(A-BC-A, ABA-C-ABA, AB-C-AB и т.д.)
Класс
Мелизмы
Группетто – вид мелизма, состоит из 4 или 5 нот, представляет собой чередование основного звука с соседними.
Аккорды
Септаккорд – аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям.
*прибавляя большую или малую терцию к каждому трезвучию, можно получить 7 септаккордов:
1. Малый мажорный
2.Большой мажорный
3.Малый минорный
4.Большой минорный
5.Уменьшенный
6.Малый уменьшенный
7.Большой уменьшенный
Обращения септаккорда – каждый септаккорд имеет 3 обращения
*квинтсекстаккорд
*терцквартаккорд
*секундаккорд
Музыкальная форма
Рондо – музыкальная форма, основанная на многократном построении главной темы рефрена – в главной тональности, чередующейся эпизодами в побочных тональностях различного содержания (АВАСА).
|
Сонатное аллегро – форма музыкального произведения, основанная на противопоставлении развитии двух тем, излагаемых в разных тональностях и объединяемых затем одной тональностью.
Состоит из разделов:
Экспозиция – показ тем. Главная партия – в основной тональности, побочная партия – в побочной тональности.
Разработка – строится на мотивном развитии изложенных в экспозиции тем.
Реприза – повторяет экспозицию, побочная партия проводится в основной тональности.
Дополнение
Композиция – сочинение музыки.
Импровизация –
1.Сочинение музыки непосредственно в процессе ее исполнения – спонтанная импровизация.
2.Подготовленная импровизация – музыкальная тема разрабатывается заранее, подготавливается до концерта.
Обработка – видоизменение музыкального произведения путем гармонизации, аранжировки, транскрипции. Термин Обработка» применяется чаще всего в отношении народных мелодий.
Гармонизация – сочинение гармонического сопровождения какой-либо мелодии.
Аранжировка – переложение(приспособление) музыкального произведения, написанного для одного инструмента (голоса, ансамбля). Для исполнения на другом инструменте (либо ансамблем).
Оркестровка – переложение музыкального произведения для оркестра.
Транскрипция – переложение музыкального произведения либо вольная переработка в вртуозном духе.
Поппури – название пьесы, составленной из популярных песен, танцевили популярных мелодий из оперы, оперетты, балета, кино.
Класс
Коллоквиум