Уровень механизации и автоматизации, механовооруженность и энерговооруженность




 

Уровень механизации Ум (в%) принято определять отношением объемов работ, выполненных машинами, к их общему объему;

 

 

где QM - объем механизированных работ, в физических единицах измерений (м3, пог. м, т и т.д.) или в стоимостном выражении (руб.); Q - объем всех работ в тех же единицах измерения.

В физических единицах измерения эта формула позволяет определять уровень механизации только по отдельным видам работ, например, по. земляным работам, по заготовке камня, укладке асфальтобетонной смеси. Для определения общего уровня механизации всего строительства или какого-либо комплекса различных видов работ численные значения объемов работ, характеризующихся различными единицами измерений, заменяют их стоимостными выражениями. Тогда QM - стоимость механизированных работ; Q - стоимость всех работ.

На дорожном строительстве наиболее высокие (близкие к 100%) показатели уровня механизации достигнуты на земляных работах, приготовлении цементобетонных и битумоминеральных смесей, постройке асфальтобетонных и цементобетонных покрытий, добыче и переработке камня. В то же время полностью не механизированы работы по устройству покрытий из мелких штучных материалов: булыжника, каменной шашки, брусчатки, клинкера. Недостаточно механизированы укрепительные и отделочные работы, установка бордюров, указательных знаков и ограждений.

В некоторых случаях из-за несовершенства существующих средств механизации необходимо выполнять вручную работы по дополнительному обслуживанию основного механизированного процесса. Так, на строительстве цементобетонных покрытий часто приходится выделять несколько рабочих для дополнительных ручных работ по укладке, рихтовке и разборке рельс-форм, раскладке битумной бумаги, установке арматуры и т.д. В итоге, несмотря на высокий уровень механизации основных видов работ на дорожном строительстве, большое число рабочих все еще занято работами вручную. Выполняемые ими объемы составляют незначительную часть общих объемов всех строительных работ, но занятые на этих работах рабочие занимают еще существенную долю в общей численности рабочих на дорожных объектах. Но данный показатель при формальном расчёте характеризует только количественный уровень механизации и не дает его качественной характеристики и не отражает степень совершенства применяемых машин. На двух строительных объектах, оснащенных в одном случае устарелыми средствами механизации с низкой производительностью, а в другом - современными, высокопроизводительными, могут иметь место формально одинаковые показатели уровня механизации. Поэтому для полной характеристики уровня и качества механизации работ обычно определяют еще дополнительные показатели:

Ø механовооруженность строительства и механовооруженность труда;

Ø энерговооруженность строительства и энерговооруженность труда;

Ø степень охвата рабочих механизированным трудом.

Механовооруженностью строительства Мс называют выраженное в процентах отношение среднегодовой стоимости. всех машин См, имеющихся на строительстве, к годовому плану строительно-монтажных работ Пс_м.р:

 


Механовооруженность труда (механовооруженность 1-го рабочего) определяют как стоимость всех машин, приходящуюся на одного рабочего:

 

 

где Np, - количество рабочих, занятых в одну смену.

При неравной загруженности рабочих и машин в разные смены принимают данные по смене, в которой работает больше рабочих.

Недостатком показателей механовооруженности является определение их по стоимости машин. Стоимость только весьма приближенно характеризует производительность машин. Более наглядно отражают производственную мощность строительной организации показатели энерговооруженности.

Энерговооруженностью строительства Э называют мощность всех имеющихся на строительстве двигателей, приходящуюся на 1 млн. руб. годового плана строительно-монтажных работ:

 

 

где SPM - мощность всего парка дорожно-строительных машин, кВт.

Энерговооруженностью труда Этр называют отношение суммарных затрат всех видов энергии, используемой на строительстве, к числу отработанных человеко-дней:

 

 

где ЭЭ - сумма затрат энергии всех видов, выраженная в одинаковых измерителях, чаще всего в кВт-ч; Ечел.-дн. - сумма человеко-дней, отработанных на строительстве.

Иногда энерговооруженность рабочего Эр (по аналогии с механовооруженностью) определяют как отношение суммы мощностей всех имеющихся на строительстве двигателей к среднесписочному количеству рабочих, работающих в первой смене (с большим числом рабочих):

 

 

Степень охвата рабочих механизированным трудом У0р характеризуют отношением количества рабочих, занятых на машинах NpM, к общему количеству всех рабочих Np (в, %):

 

 

В число рабочих, занятых на машинах, включают не только машинистов, непосредственно управляющих машинами, но и вспомогательный и обслуживающий персонал: дежурных слесарей, электриков и т.д. Не включают в величину NpM рабочих, занятых на различного рода работах, выполняемых вручную и обеспечивающих нормальную работу машин, например, рабочих, занятых на раскладке вручную арматуры.

Развитие современного дорожного машиностроения позволяет уже в настоящее время автоматизировать ряд дорожно-строительных работ. Особенно успешно внедряется автоматизация на производственных предприятиях дорожного строительства (асфальтобетонных и цементобетонных заводах, различных базах и полигонах).

Уровень автоматизации Уа определяют выраженным в процентах отношением объемов работ, выполняемых автоматизированным оборудованием Qa, к общему объему работ на объекте;


 

Автоматизация строительных процессов может быть успешно осуществлена только на базе комплексной механизации работ. «Поэтому показатель уровня автоматизации не может быть выше показателя уровня комплексной механизации работ.

При расчете необходимого количества средств механизации для строительного объекта проверяют возможность рационального использования всех машин, необходимых по требованиям технологии производства работ. При этом должна быть обеспечена выработка каждой списочной машиной годовой директивной нормы. Данные этих расчетов являются пределами, ограничивающими поставки на строительство средств механизации.

При сравнении различных вариантов обеспечения строительства средствами механизации и строительными кадрами предпочтение обычно отдают варианту, у которого:

Ø наиболее высокие показатели уровня комплексной механизации и автоматизации; если эти показатели низки у всех вариантов принимают во внимание показатель уровня некомплексной механизации;

Ø обеспечено выполнение и перевыполнение годовых директивных норм в'сем парком машин;

Ø высокие показатели степени охвата рабочих механизированным трудом;

Ø механовооруженность строительства и энерговооруженность на 1 млн. руб. (или на единицу физического объема) выполняемых работ будут наименьшими;

Ø механовооруженность и энерговооруженность труда (одного рабочего) будет наибольшей.

В этом случае на строительстве:

а) будет занято наименьшее количество рабочих, т.е. показатель трудоемкости будет наименьшим;

б) работы, выполняемые вручную, будут сведены к минимуму или даже полностью исключены;

в) затраты на оснащение строительной организации средствами механизации и энергией будут наименьшими, а использование их будет достаточно эффективным.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: