Использование основных производственных фондов строительства




 

Материальной основой дорожно-строительного производства (как и всякого другого) являются основные фонды дорожно-строительных организаций. К основным фондам относят машины всех видов, транспортные средства, оборудование, различные здания и сооружения. Они участвуют в производстве в качестве средств труда и их стоимость постепенно (по мере износа) переносится на стоимость выпускаемой строительной продукции.

Основным показателем использования производственных фондов является фондоотдача. Фондоотдачей в строительстве называют объем строительно-монтажных работ, приходящийся на единицу стоимости (руб.) основных производственных фондов:

 

 

где Ф0 - фондоотдача, руб./руб.; Пс.м.р - выполненный (или планируемый) годовой объем строительно-монтажных работ, руб.; Сф - среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.

В общем случае, чем выше фондоотдача, тем эффективнее используются основные производственные фонды. Следует учитывать, что показатель фондоотдачи имеет такие же недостатки, как и все другие оценки строительных работ в стоимостном выражении. Он существенно зависит от стоимости применяемых материалов (входящих составной частью в стоимости строительно-монтажных работ) и от их общей структуры. Так, например, на строительстве дорожных одежд фондоотдача (за весьма редкими исключениями) будет выше, чем на земляных работах. Кроме того, даже на одних и тех же видах работ, но выполняемых в районах, имеющих разную стоимость материалов, может быть получена различная фондоотдача, при фактически равном использовании фондов в физических единицах измерения. Для более полного анализа использования фондов полезно учитывать также показатели механовооруженности и энерговооруженности.

Показателем, обратным фондоотдаче, является фондоемкость строительной продукции (Фе), измеряемая отношением среднегодовой стоимости основных производственных фондов к годовому объему выполненных (планируемых) строительно-монтажных работ:


 

Этот показатель полезен для сравнительной оценки использования (или потребности) фондов на различных видах работ. Чем он меньше, тем лучше используются основные производственные фонды. Здесь также следует учитывать дополнительные показатели, в частности уровень механизации работ. Оптимальной следует считать малую фондоемкость при высоком уровне комплексной механизации работ, высокой механовооруженности и энерговооруженности труда.

Эффективное использование основных производственных фондов является задачей государственного значения. Чем выше эффективность использования фондов, тем быстрее окупаются затраченные на их создание (весьма значительные в масштабе государства) капиталовложения.

Повышение уровня использования основных производственных фондов может осуществляться различными путями. Наибольший эффект обычно дает увеличение годового времени использований фондов за счет повышения сменности работ (переход на 2- и 3-сменную работу), удлинение строительного сезона, благодаря переходу на специальную технологию, рассчитанную на производство работ при низких положительных и малых отрицательных температурах, а в отдельных случаях и на круглогодичное производство работ.

Положительно влияет на использование фондов также повышение производительности труда за счет специализации механизированных подразделений или других мероприятий.

Величина фондоотдачи существенно зависит от объемов выполняемых строительно-монтажных работ и структуры основных производственных фондов. Обычно она возрастает с увеличением (до некоторого предела, определяемого возможностями рационального управления производством) годовых объемов работ, выполняемых одной строительной организацией. По мере совершенствования организации работ, внедрения новых более мощных и высокопроизводительных машин, перехода к более прогрессивным формам управления оптимальный объем строительно-монтажных работ, обеспечивающий наибольшую фондоотдачу, будет увеличиваться. Соответственно будет расти также величина фондоотдачи на 1 руб. стоимости основных производственных фондов.

Уровень фондоотдачи зависит также от соотношения активной и пассивной частей основных производственных фондов: наибольшая фондоотдача имеет место при удельном весе активной части основных производственны» фондов (машин и оборудования) примерно 59-67%.

Уровень фондоотдачи весьма существенно зависит от соответствия объемов и видов строительно-монтажных работ количественному и качественному наличию у строительной организации соответствующих фондов.

Оснащение дорожно-строительных организаций машинами; оборудованием, транспортом и т.п. необходимо производить с, учетом объемов и видов планируемых работ.

Используя показатель фондоотдачи, можно приближенно определить потребность в основных производственных фондах:

 

 

где Фоп - планируемая фондоотдача.

Значение Фоп может быть повышено по сравнению с фактически достигнутым ранее, если в проектах организации работ предусмотрены специальные мероприятия по повышению уровня использования (по времени и производительности) машин и других элементов основных производственных фондов.

Значение стоимости основных производственных фондов Сф следует рассматривать как фактический лимит капиталовложений. Для практического комплектования механизированных отрядов, машинных парков и баз необходимы дополнительные расчеты, базирующиеся «а технологии производства работ (на технологических картах). Необходимо, чтобы по своей производительности все средства механизации были достаточными (но неизбыточными) для выполнения плановых объемов работ. В ряде случаев планирование объемов строительно-монтажных работ производят, ориентируясь на существующие дорожно-строительные организации, оснащенные определенным парком машин, транспорта и другого оборудования.

Если основные производственные фонды таких организаций по своей структуре отвечают планируемому составу работ, то годовой план строительно-монтажных работ в стоимостном выражении можно примерно определить из уравнения

 

Пс.м.р =СФФОП.

 

В данном случае величину планируемой фондоотдачи Ф0п обычно определяют, исходя из фактически достигнутой фондоотдачи в данной организации и предполагаемого ее роста на плановый период (год или срок строительства):

 

Ф0п=КФ0,

 

где Ф0 - фактически достигнутая фондоотдача; Кф- коэффициент роста фондоотдачи.

 


Заключение

 

В качестве вывода по работе можно указать, что для оценки уровня организации работ в строительстве автомобильных дорог используют ряд технических и экономических показателей, характеризующих отдельные стороны общей организации строительства. Основные из этих показателей следующие:

продолжительность, стоимость и ритмичность;

уровень механизации и автоматизации работ; механовооруженность и энерговооруженность;

производительность труда;

использование основных фондов.

Перечисленные показатели используют как для оценки фактического уровня организации работ на строительстве, так и для выбора лучшего варианта при составлении проектов организации строительства.

При нечетко выраженном преимуществе (в системе большого количества показателей) какого-либо варианта, принимают решения по двум-трем показателям, являющимся для данного объекта наиболее важными. В большинстве случаев такими определяющими показателями являются продолжительность и сметная стоимость строительства. Зачастую учитывают также количество потребных ресурсов и уровень использования основных фондов строительства. В частности, планирование объемов строительно-монтажных работ обычно производят, ориентируясь на существующие дорожно-строительные организации, оснащенные определенным парком машин, транспорта и др.

 


Список использованной литературы

автомобильный дорога сметный себестоимость

1. Коноплянко В.И. Организация и безопасность дорожного движения М.: Транспорт, 1991 - 183 с.

2. Могилевич В.М. Основы организации дорожно-строительных работ М.: Высшая школа, 1975 - 288 с.

. Полосин-Никитин С.М. Основы строительства и эксплуатации автомобильных дорог М.: Транспорт, 1978 - 248 с.

. Симонин С.Ю., Котов Ю.В. Наглядные изображения при проектировании автомобильных дорог М.: Транспорт, 1992 - 159 с.

. Эксплуатация дорожных машин /под ред. А.М. Шейнина М.: Транспорт, 1992 - 328 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: