Скульптура, имя, стела всё это было призвано запечатлеть умершего в веках. Это было необходимо, этого требовала религиозная традиция.
Чаще всего в этой работе мы увидим статуи Ка – двойника человека, изображавшие его жизненную силу. Поэтому все скульптуры в погребениях лишены возраста и знаков старения. Все они статичны и как бы смотрят в вечность. Это пронизывает всё египетское искусство.
В этой главе и далее мы рассмотрим изображения разных людей, фараонов и придворных. Все эти скульптуры были сделаны с разной долей мастерства художника и для разных заказчиков. Любое произведение нужно рассматривать в контексте, иначе оно не «заговорит» со зрителем. Нужно помнить, что монументальная скульптура колоссов всегда менее проработана, нежели храмовая фигура Ка. В каких-то случаях изображение человека сильно стилизовали, приводя к жесткому канону, а иногда наоборот придавали характерные черты прототипа.
Эпоха Древнего Царства, это золотой век египетского искусства. Самые великие и самые богатые цари правили Египтом именно в это время.
Нечерихет[12], которого позже потомки назовут Джосер, что означает священный предок, был первым фараоном для которого построили пирамиду. Именно с этой скульптуры хотелось бы начать повествование о искусстве Древнего царства. Статуя величайшего царя древности. Она была расписана, как и большинство статуй. Поверх парика на фараоне надет немес, специальный платок. Еще мы видим на статуе искусственную ритуальную бороду, символ царской власти. Огромные уши слышащие молитву. Имена царя и его титулы выписаны у основания композиции. Она находилась в святилище заупокойного комплекса, архитектором которого являлся великий Имхотеп. Тот самый зодчий, который построил первую пирамиду и изобрёл канон. Канон, которым пользовались вслед за ним все художники Египта.
|
Для всех последующих царей заупокойный комплекс Джосера был священным местом. Потомки приезжали сюда, как туристы и восхищались творением древних. Некоторые из них оставляли надписи скорописью, о том как их восхитил комплекс царя Нечерехета. И все писцы Египта, вплоть до начала новой эры, сбрасывали первую каплю чернил со своих тросниковых палочек, в честь великого зодчего Имхотепа. Культ которого продолжался вплоть до 2 века новой эры! Это очень типичная черта для Египта, обращение к древности. Всякий раз, когда царство оказывалось в сложной ситуации, мудрецы обращались к прошлому и находили ответы в истоках истории.
Высокопоставленные женщины тоже изображались величественно и статично. Одна из первых женских скульптур Древнего Царства, это Неса жена Сепа.[13] На ней роскошный трехчастный парик придворной дамы. Её тело окутано тончайшей льняной тканью, сквозь которую виден рельеф фигуры. Её глаза подведены зелёным цветом, это сделано для того чтобы статуя ожила и во время ритуала отверзания уст и очей могла взаимодействовать с потомками. На руках дамы браслеты.
Далее мы видим болеепарадный портрет. Перед нами принц Рахотеп и его жена Нофрет.[14] Шедевр Египетского музея в Каире. Статуи богато расписаны. Кожа мужчины более тёмного оттенка, чем кожа его супруги. Это правило применялось на всех статуях и росписях древнего Египта. На спинках сидений, по обеим сторонам от фигур, нанесены иероглифические надписи, в которых сообщаются имена супругов и перечисляются их титулы. Глаза выполнены в медных вставках из алебастра и горного хрусталя. Таким образом из сердаба[15] на приносящего жертвы смотрел абсолютно живой взгляд.
|
Он носит короткую модную причёску, усы. Рахотеп одет в небольшую набедренную повязку. Правая рука царевича согнута в локте и поднесена к левой стороне груди, к сердцу, где, согласно верованиям древних египтян, располагалось средоточие мудрости и чувственности; левая рука покоится на колене.
Она более парадна. На ней надет модный двухрядный парик, без которого не могла обойтись ни одна придворная дама. Но из-под парика видны её собственные волосы, её гордость. Дело было в том, что в те времена из соображений гигиены египтяне сбривали всю растительность на теле и очень немногие дамы могли похвастаться собственными волосами. Парик обрамляет белая диадема, а былым в египетском искусстве всегда изображается серебро. На ней надето прекрасное ожерелье усех, которое символично раскрашено в цвета Нила во время паводка. Портрет этой женщины удивительный, очень живой и величественный. Но следующее изображение просто невероятно.
Ангхаф[16] был учеником Хемиуну и участвовал в постройке пирамиды Хуфу. Затем он построил вторую пирамиду Гизы. Хочется вглядеться в его лицо, это лицо величайшего зодчего древнего мира. Его портрет был найдет в его гробнице в Гизе. Лицо не идеализировано, так же как и на скульптуре его учителя Хемиуну. Но этот портрет невероятно реалистичный. Это один из величайших шедевров эпохи Древнего царства. Мы видим перед собой взрослого усталого человека. Какие у него губы, мешки под глазами. Невероятная проработка черепа. Он, если можно так выразиться, даже похож на скульптуру Античности. Можно заметить как странно у него обрублены руки. Дело в том, что этот бюст, стоял в нише и протягивал руки вперед к жертвеннику. Культ этого царского архитектора продлился несколько веков. К нему приходили, приносили жертвы и просили помощи и благословения.
|
Чтобы иметь более полное понимание скульптуры Древнего царства, нужно рассмотреть следующую композицию. Статуя Менкаура[17] и его жены Хамерернебти II. Это портрет фараона с великой супругой царской. Выполнен из гроувакки. Все части тела тщательно отполированы. Она очень нежно обнимает его. На их лицах замерли полуулыбки. Он делает знаменитый «шаг в вечность». Это ритуальный парадный памятник, здесь нет места чувствам, поэтому она только чуть-чуть прикасается к нему. Они спокойны и величественны. Это великий памятник эпохи пирамид. Их лица выполнены «в характере», вероятнее всего эти статуи действительно похожи на своих прототипов. У Менкаура очень выразительно лицо. Если посмотреть в профиль[18], то видны чётко проработанные скулы. У Хамерернебти очень красивый живот он прекрасно просматривается через невесомое платье. Мастерская работа художника, одежда почти незаметна, только по срезу на голенях мы понимаем, что женщина одета. До такой степени тонкое льняное полотно облегает её.
Египетские красавицы не стеснялись наготы, очень часто мы встречаем изображения полностью обнаженных женщин или с обнаженной грудью. Иногда на соски делась специальные золотые накладки в виде цветов. Всё это очень красиво просвечивало сквозь тонкую ткань. Египтяне вплоть до эпохи эллинизма не знали хлопка, а шерсть считали нечистым материалом, таким образом вся их одежда состояла из льна.
Пожалуй самая знаменитая скульптура того времени это Каи[19] - символ Египетской колекции Лувра. Он был очень высопоставленным писцом в эпоху Древнего Царства (середина XXV века до н. э.).
Кристина Дерош-Ноблькур[20] писала о нём: «Вот уже много лет я хожу по залам Лувра мимо статуи Каи. И он смотрит на меня, и этот взгляд останавливает меня. И каждый раз я пытаюсь понять, что он хотел мне бы мне сказать. Это взгляд, который жив, в отличие, да просят меня любители Античности, от взгляда Венеры Мелосской. Я хожу на неё не оглядываясь, а Каи останавливает меня невольно.»
В своих руках он держит незримый калам – тростинку, поджав ноги, расправив плечи и положив на колени свиток, Каи сидит, готовый в любую минуту повиноваться приказаниям своего владыки. он внимательно смотрит на своего господина, он готов записывать за фараоном. Каи знающий человек, взаимодействует с богами, так как знает божественное письмо. Он не стар, но мускулы груди и живота уже ослабли. Широкоскулое лицо слегка приподнято, тонкие губы поджаты, а чуть косящие глаза (они инкрустированы кусочками алебастра и горного хрусталя). Это уже не образ писца вообще, а реалистический портрет человека со своим характером, особенностями. Статуя Каи была найдена в 1850 году французским археологом Мариеттом.
"Жизнь была сильнее требований религии...- пишет известный советский исследователь египетского искусства М. Э. Матье[21].- Лучшие скульпторы, сумев частично преодолеть традиции, создали ряд замечательных произведений".
Из древнего мира к нам очень редко приходят статуи из бронзы, к сожалению, большинство из них были безжалостно переплавлены в средневековье. Но эта уцелела. В 1897 году великолепная медная статуя царя Пепи I [22] была обнаружена в Иераконполе («городе бога сокола») к югу от Луксора. Для древних египтян это был Нехен, резиденция царей Верхнего Египта в самом начале истории.
Статуя выполнена по методу восковой отливки, доработана чеканкой, руки припаяны. Статуя полая и внутри помещалась еще одна меньшего размера, это настоящая загадка. Первоначально считалось, что он олицетворяет самого Пепи I, либо помолодевшего после празднества Сед, либо в гораздо более раннем возрасте. Однако большинство ученых сегодня считают, что небольшая статуя изображает сына Пепи I и будущего правителя. Сегодня статуя Пепи I находится в Египетском музее в Каире
Последний царь Древнего царства, Пепи II [23] на престол взошёл младенцем. Правил 98 лет, это удивительно, так как обычно люди в те времена обычно жили до 40 лет. На примере этого правителя мы рассмотрим еще один вид скульптурного изображения. Пепи сидит у своей матери Анхнесмерер II, которая в данном случае воплощает богиню Исиду держащую на коленях младенца Хора. Это распространённый вид скульптуры, подобные вещи появлялись в Древнем Египте на протяжении всей истории. Часто подобные сюжеты украшают стены храмов и гробниц. Иногда богиня кормит грудью взрослого царя или даже царицу.
Египет при 6 династии медленно погружается в кризис. Но в это время родился и расцвёл знаменитый Египет фараонов. Именно эта эпоха считалась золотым веком. Спустя века, египтяне будут приезжать к подножьям пирамид, чтобы узнать свою историю.