Введение
«Человеку свойственно задумываться о себе, заглядывая в прошлое, пытаясь вернуться к истокам. Древнеегипетская цивилизация – одна из древнейших на планете и ее наследие огромно. Климат нильской долины позволил сохранить до нашего времени очень много памятников: это и древнейшие папирусы с текстами, которые датируются 26 в. до н.э., содержимое гробниц царей и простолюдинов, грандиозная храмовая архитектура. Если же говорить не о памятниках, а об идеях, то это абсолютно сложившиеся жанры литературы, сложнейшее и очень интересное мировоззрение, размышления о человеке, его жизненном пути, судьбе, взаимоотношениях с богом, предками и потомками. Порой, если убрать из текста описания древних реалий и забыть, что ты переводишь с древнеегипетского, древние строки окажутся чрезвычайно понятными, актуальными, говорящими о неизменности человеческой природы, жизни, смерти, надежде. Не случайно, античность считала Египет страной мудрости, а многие идеи и мысли эпохи фараонов восхищали мыслителей эпохи Возрождения.» [1] - Виктор Солкин. [2]
Прекрасный таинственный древний Египет. Еще со времён 6 класса общеобразовательной школы он пленяет своими загадками и красотами. Такой далёкий, такой парадный. Культура Египта повлияла на весь Древний Мир. Знаменитая Александрийская библиотека находилась «при Египте», великая учёная Гипатия Александрийская испытывала на себе влияние этой древней культуры. Древние греки усвоили египетский скульптурный канон и на основе него создали свои первые произведения. Изучение культуры и искусства Древнего Египта может стать ключом к пониманию более поздних памятников.
Целью данной работы является изучение изменений и развития круглой скульптуры в Египте в эпоху Древнего, Среднего и Нового царства. Выявление характерных признаков древнеегипетской скульптуры. Исследование событий и религиозной подоплеки, повлиявших на создание тех или иных скульптурных памятников.
|
Зарождение основных принципов египетского искусства в додинастический период.
Искусство Египта возникло не «вдруг». Эпохе классического Египта фараонов предшествовал почти двухтысячелетний период додинастического Египта, во времена которого возникло большинство религиозных идей, которые затем были использованы в последующие времена.
В 33-32 веках до нашей эры появляется круглая скульптура. Палетка для растирания малахита (или более дешёвого аналога оксида меди) становится всё более и более объёмной и превращается в круглую скульптуру. Яркий пример статуя шакала[3] из граувакки[4]. Этот шакал был найден в гробнице женщины, он одновременно охранял умершую и являлся её проводником в потустороннем мире. Это тот самый шакал, который в дальнейшем станет Анубисом. Эта скульптура сегодня выглядит очень современно, в этой фигурке нет ничего лишнего. Искусство додинастического периода уже было совершенно.
Египтяне во все времена живо, виртуозно изображали животных. Существует масса любопытных скульптур бегемотиц, кошек, крокодилов, которые несут в себе бесконечные пласты смысла. Но все они заслуживают отельного разговора, поэтому ниже в данной работе будут освещены только скульптуры людей и антропоморфных богов.
Уже в те времена появилась традиция накладывать на тело умершего погребальную маску.[5] Это были не портреты, а произведения сугубо ритуального искусства. Отсюда вышла традиция изображения умершего, чтобы вовлечь его в заупокойный ритуал. На масках особенно выделялись уши, чтобы умерший мог слышать молитвы, рот, чтобы он мог поедать жертвенную пищу и, как известно из более поздних письменных источников, сущность Ба вылетает изо рта умершего и возвращается через глаза, поэтому на всех погребальных масках так ярко выделяются глаза. Ноздри – дыхание вечной жизни. В дальнейшем этот принцип будет использован и в круглых скульптурных портретах царей и великих супруг царских.
|
Стоит обратить внимание на изображения Богини – Матери.[6] «Танцующая женщина из Эль-Ма'мария». Она прекрасна, у неё преувеличенный нос, который говорит о том, что она полна дыханием жизни, а дыхание для египтян было символом самой жизни. Её руки напоминают рога священной коровы. Она имеет прекрасно сложённое тело, широкие бёдра, которые являют собой символ плодовитости, ведь она – Мать, рождающая мир. Именно от таких архаических изображений, во многом, пошла иконография более поздних изображений богини Хатхор. Примерно через 300 лет появляются и мужские статуэтки[7]. У фигурки тоже птичье лицо и руки воздеты в танце. Подчёркнут половой орган. Вероятнее всего эти скульптуры использовались в ритуале божественного брака, но сведения об этом до нас не дошли.
Рассмотрим другой пример мужской фигурки[8]. То, что это изображение мужчины неоспоримо, ведь у скульптуры чётко показан футляр на половом органе, но это говорит не столько о его гендерной принадлежности, сколько о статусе мужчины – владыки. Это важно понимать, ведь не все изображения, которые кажутся мужскими, на самом деле ими являются. Если говорить о божествах Древнего Египта, то с их половой принадлежностью далеко не всё так просто. В египетских мифах о сотворении мира богиня Нейт является великим андрогином и на 1/3 она мужчина. Это важно понимать, так как все египетские правители являлись детьми Бога и в тех или иных ситуациях вели себя как боги. Интересный пример Осириса и Исиды, которые приходились друг другу братом и сестрой, а ещё мужем и женой. Подобные браки у фараонов тоже имели место и никого не смущали, особенно в династии Птолемеев. Но об этом ниже.
|
Памятник выполнен из дерева, покрыт золотом. Оттопырены уши, это сделано для того, чтобы он мог лучше слышать молитву просящего, это свойство было у фигурок богов и царей, так как царь это воплощение Бога на земле. Но особенно интересно то, что его глаза инкрустированы пластинами лазурита. Этот материал привозили с территории современного Афганистана, это показывает на сколько обширны были торговые связи Египта уже в те времена.
В Берлинском музее хранится изображение служанок.[9] Поразительный пример, который показывает нам, в какую глубину веков уходят истоки египетского погребального ритуала. Фигурки этих служанок должны были выполнять работу в потустороннем мире вместо своего господина.
Существует еще один вид круглой скульптуры, которая имела совсем иную функцию, чем предыдущие примеры. Когда человек хотел присутствовать в храме, который был ему недоступен, он жертвовал своё изображение храму и таким образом как бы находился в особенном месте постоянно, и был там поминаем. Подобный памятник мог позволить себе только очень богатый человек. На данном примере мы отчётливо видим попытку показать портрет конкретного человека, это изображения карлицы[10] с невероятно пышным париком. На этом примере мы видим, как в египетское искусство проникает портрет конкретного человека.
В те времена появляются и первые колосы в храмах. Первая массивная скульптура, изображающая Бога плодородия колос Бога Мина[11]. Он держится за половой орган, который раньше был инкрустирован. Это очень простая скульптура, в ней еще нет анатомической проработки. Конечно монументальные произведения всегда проще скульптур меньшего размера, ведь они воспринимаются скорее как архитектурная часть храма, но в более поздние времена мы увидим как изменилась трактовка человеческого тела в монументальной скульптуре.