«Самое насыщенное время за всю историю Египта. Эпоха Нового царства, это время невероятного взлёта Древнеегипетской цивилизации, после которой осталось невероятное наследие. Именно памятники этой эпохи оставляют самые яркие впечатления от того изыска, каким была древнеегипетская цивилизация.» Виктор Солкин [33]
К концу среднего царства Египет распался на множество провинций. Греки называли такие области «Номами». Из-за раздробленности Египту не удалось противостоять иноземному нашествия, и на несколько сотен лет власть в регионе стала принадлежать Гексосам. Вместе с ними в Египет пришла культура обработки некоторых металлов, египтяне начали взаимодействовать с лошадью, чего не случалось ранее. Это было то время, которое подготовило блистательное будущее.
Начиная с правления Тутмоса I, происходит активное завоевание окружающих земель. Замечательная статуя из египетского собрания в Турине. [34]
На голове классический платок немес, на лбу урей. Царь показан очень физически развитым. Он наследник Хора на земле, он живое солнце. Статуя сделала из диорита. В правой руке царь держит платок, а под его ногами символично изображены девять луков, это подчинённые народы. Несмотря на величие Тутмоса, память о прошлом еще сильна. И царь как бы ищет доказательств преемственности своей власти. В данной статуе есть черты его предшественника, царя Среднего царства Сенусерта I.
Вскоре после Тутмоса I на престол взошла достойная дочь своего отца, единственная успешная фараон – женщина великая и властная Хатшепсуп. Личность этой красавицы очень интересна. Но хотелось бы рассмотреть не её скульптурный портрет в виде фараона Маат-Ка-Ра, а совсем другое произведение искусства. Это изображение воспитателя её юной дочери Нефруры. Его звали Сененмут[35] и он был фаворитом великой царицы. Мы видим пример кубообразной статуи, с которой познакомились еще в Среднем царстве. Сененмут нежно обнимает и оберегает юную Нефрура. Статуя изображает сидящего мужчину, облаченного в длинное облегающее одеяние. Он поджал ноги, сложил руки на коленях. Его тело выполнено в форме объемного равностороннего квадрата, что позволило назвать такие статуи кубообразными. Этот тип статуй, сохранил свою популярность на протяжении всего Нового царства и Позднего времени.
|
Кубообразная статуя - самый оригинальный и, пожалуй, самый египетский тип скульптуры. Его можно объяснить, как художественную интерпретацию надежды на возрождение: подобно утробе, блок камня «вмещает» в себя умершего, сидящего в позе зародыша и ожидающего, когда в знак его нового существования взойдет солнце. Если солнечные лучи коснутся его лица или же его имя будет произнесено, он сможет подняться из своей гробницы и «выйти в свет дня».
Только очень высокопоставленные египтяне получали от царя привилегию, позволяющую им устанавливать свои собственные статуи в храмах. Обширная поверхность кубообразных статуй позволяла ее использовать для того, чтобы запечатлеть для грядущих поколений и «для вечности» титулы изображенного и порой его автобиографию. Так, например, на кубообразной статуе Сененмута из Египетского музея в Каире можно прочитать, что он являлся одним из самых высокопоставленных вельмож своего времени, был приближен к царю и к концу своей карьеры имел около 70 официальных и почетных титулов.
|
Нельзя не показать этот замечательную парную скульптуру[36], к тому же, находящуюся у нас в России.
«Парные статуэтки жреца Аменхотепа и его супруги, жрицы (певицы) бога Амона Раннай, происходят из гробницы № 345, расположенной в древнеегипетском некрополе знати Шейх Абд эль-Курна, на западном берегу Фив. Как свидетельствуют надписи, обе были заказаны сыном этой четы. Фигурки выполнены из ценного эбенового дерева, браслеты и колье женщины – из золотой фольги, глаза инкрустированы стеклом. Жреческий передник Аменхотепа сделан из гипса и посеребрен. На Аменхотепе типичный объемный передник жреца на одной бретели, на его бритой голове нет парика. Раннай одета в сильно облегающее платье, подчеркивающее ее удивительно стройную фигуру. На голове пышный парик, сплетенный из множества косичек и скрепленный по пробору лентой. На груди – многоярусное колье из золотых лепестков лотоса. Оба супруга обуты в сандалии. Производит большое впечатление манера обработки драгоценного эбенового дерева – импортного материала, который везли из южных областей. Мастер словно лишает его природной фактуры, доводя поверхность до абсолютного совершенства. Такое же впечатление совершенства и уравновешенности производит группа в целом – благодаря своим пропорциям, сочетанию материалов, безупречным линиям силуэта, правильным чертам лица. Будто воплощение древнеегипетского понятия нефер (егип. красота, благо), фигуры существуют вне времени и пространства.»[37]
|
В истории Египта было много великих женщин, которые очень влияли на своих фараонов. Одной из них была прекрасная царица Тейя. Любимая женя Аменхотепа III. У неё было очень характерное красивое лицо, пухлые губы, небольшой нос, вздёрнутые брови и выразительные глаза. Мы рассмотрим её позднюю скульптуру из собрания Берлинского музея.
Портрет Тейи[38] вдовствующей. Эбеновое дерево, инкрустация более чем 20-ю материалами. Ткань, передаёт ощущение парика. Под тканью серебряное покрытие, которое имитирует погребальный головной убор. На ней корона звезды Сириус. Жизнь этой женщины не была простой, она жила при правлении своего знаменитого сына Аменхотепа IV и была свидетелем знаменитой религиозной реформы.
Кульминацией искусства эпохи Нового царства стал «Амарнский период».[39] Противоречивое время ознаменовавшееся гонениями на религиозной почве и созданием уникальных произведений искусства, золотое время когда египетские художники могли творить.
Первая скульптура которую хочется посмотреть, это колос самого Аменхотепа IV. Недавние исследования показали, что Аменхотеп заказал свои статуи из статуй отца. Изображения Аменхотепа III преобразованы в скульптуры изображающие нового правителя. Надо отметить, что такое в египетской истории не редкость. Очень часто потомки великих царей узурпировали их изображения и переделывали под себя, или просто подписывали свои имена. Часто древних храмы разбирались и из их блоков строилось что-то новое. Особенно в этом плане отличились первые христиане в первые века новой эры, но не будет о грустном.
Аменхотеп IV [40]изображен необычно, он выглядит непосредственным личным сыном великого предвечного Бога – андрогина. Это яркое гневное божество творящее истину. Это божество провозглашает себя единственным посредником между людьми и Богом Атоном. Ранее считалось, что Эхнатон изображен реалистично, но это не так. Именно в этой статуе мы видим невероятную стилизацию формы. В мастерской Тутмоса сохранились натурные портреты фараона и его лицо вовсе не так вытянуто, как показано в данном колосе.
Конечно же самая яркая вещь найденная археологами в мастерской Тутмоса это невероятная Нефертити.
«Описывать бесцельно, смотреть!» - написал в своём дневнике Людвиг Борхарт. [41]
Скульптурный бюст Нефертити[42] в синем парике считается одним из самых значимых произведений древнеегипетского искусства. И наверное самым тиражируемым, наряду с маской её родственника Тутанхамона и именем Клеопатры. В нем сочетаются величественность образа, пышная декоративность и, что наиболее важно, жизненность облика царицы. Живость лица невероятна, этот эффект дополняется инкрустацией правого глаза, которая в оригинале выполнена из горного хрусталя и черного дерева.
Образ Нефертити в высоком парике, созданный скульптором Тутмосом в XIV веке до н.э., стал вневременным эталоном красоты, стиля и изящества. Этот шедевр выражает мечту древних египтян о бессмертии имени человека, будь то «великая супруга царская», каковой была Нефертити, придворный скульптор или те, кому посчастливилось сделать великую находку в Египте. В мастерской Тутмоса сохранились все промежуточные модели, которые скульптор использовал для создания парадного портрета Нефертити в синем парике. Сохранилась даже первая гипсовая отливка, сделанная при помощи маски, снятой с лица царицы. Нефертити хороша собой, хотя парадный портрет и изображает ее величественнее, чем, судя по всему, она была на самом деле. Идеализация есть, но она не особенно велика.
Этот портрет Нефертити входит в десятку самых знаменитых произведений искусства, созданных человечеством. Немецкие археологи вывезли скульптуру в Германию незаконно, многие годы Египет настаивал на возвращении шедевра на родину.
Во время Второй мировой войны фашистское командование спрятало бюст царицы, обложенный минами, в соляных копях Меркер под Бременом. Шедевр едва не погиб. Его чудом разминировали американские солдаты. Сегодня этот бюст Нефертити находится в специальном зале Египетского музея Берлина, который никогда не покидает.
Образом прекрасной Нефертити, этой невероятной кульминацией, хотелось бы завершить эпоху Нового царства.
Но что было потом? Какие изваяния создавали египетские мастера в последующие эпохи. Интересно посмотреть, как египетский скульптурный канон использовался во времена Птолемеев. Например, портрет Цезариона.[43] Примечательно, что царский платок надет на него поверх чёлки, по македонскому обычаю. Воистину эпоха Эллинизма - время смешения культур. А вот более канонической портрет его матери, Клеопатры VII.[44] Царица изображена в классическом египетском наряде, её образ весьма стилизован, в нём сложно найти её портретные черты, но это было необходимо для её легенды. Эта скульптура является символом египетской коллекции в Эрмитаже. Чтобы показать себя наследницей великих фараонов, она – гречанка по крови, делает своё изображение в самых традиционных формах египетского искусства. Только рог изобилия немного смущает, но всё остальное очень египетское. И так поступали до неё все цари и царицы, которым нужно была заручиться поддержкой великой египетской земли. Обращались к истокам своей культуры. И этот уникальный культурный код не менялся в течении тысячелетий. Великое и могучее египетское искусство до сих пор остаётся актуальным и прекрасным.
Заключение.
Если обобщить всю приведённую мною информацию, начиная от «шакала» и заканчивая «Клеопатрой» становится ясно, что египетское искусство не стояло на месте но сохраняло свои неповторимые черты. Искусство Древнего Египта эпохи фараонов, ни с чем не спутаешь. Все произведения величественны и прекрасны. Это статуи для вечности. Традиционные формы с каждым веком становились всё тоньше и богаче. Всё яснее и проработанное становилась «анатомия» скульптур. Но этот процесс не был равномерным, и не мог быть. Множество событий духовных, политических и экономических влияли на развитие круглой скульптуры. Художник зависел не только от собственного умения и моды, в первую очередь учитывалось желания заказчика. Финансовые возможности последнего играли огромную роль, ведь наиболее яркие произведения искусства сделаны с использованием дорогостоящих материалов. Однако если обобщить результату исследования, вырисовывается следующая картина:
В эпоху Древнего царства появилось большинство видов скульптуры.
В эпоху Среднего царства художники научилось более тонко и тщательно обрабатывать материал, начали по иному трактовать человеческое тело.
В эпоху Нового царства случился невероятный взлёт египетского искусства, и были созданы тончайшие произведения искусства, которые до сих пор удивляют своей красотой и современностью.
Все древние культуры восхищались богатствами Египта. Греческие мудрецы постигали науки на берегах Нила. Первые христиане устраивали свои церкви в древних величественных храмах. Столько всего произошло с наследием фараонов, но оно по прежнему живо и радует современных исследователей своей непревзойдённой красотой и вдохновляет художников и поэтов.
Приложение 1
Рисунок 1
Статуя шакала
Додинастический период, период Накада III ок. 3300-3100 до н.э.
Граувакка
Калифорнийский университет, Беркли.
Рисунок 2
Статуя шакала
Додинастический период, период Накада III ок. 3300-3100 до н.э.
Граувакка
Калифорнийский университет, Беркли.
Приложение 2
Рисунок 1
Погребальная маска.
Додинастический период, период Накада III ок. 3300-3100 до н.э.
Глина.
Каир. Египетский музей
Приложение 3
Рисунок 1
Танцующая женщина из Эль-Ма'мария
Место раскопок: Эль-Ма'мария, Египет.
Додинастический период, период Накада IIa ок. 3450–3300 до н. э.
Глина.
Бруклинский музей, Фонд Чарльза Эдвина Уилбура.
Рисунок 2
Изображение мужчины.
Додинастический период, период Накада IIa ок. 3450–3300 до н. э.
Глина. Бостонский музей изящных искусств.
Рисунок 3
Изображение божества или правителя.
3300 – 3200 гг.до н.э.
Дерево, позолота. Каир. Египетский музей.
Приложение 4
Рисунок 1
Изображение служанок.
Додинастический период, период Накада IIa ок. 3450–3300 до н. э.
Глина.
Берлинский музей.
Приложение 5
Рисунок 1
Статуэтка женщины
Слоновая кость.
Додинастический период, период Накада III ок. 3300-3100 до н.э.
Музей Эшмола, Оксфорд.
Приложение 6
Рисунок 1
Статуя бога Мина, архаический колосс из Коптоса
Додинастический период, период Накада III ок. 3300-3100 до н.э.
Музей Эшмола, Оксфорд.
Приложение 7
Рисунок 1
Статуя Нечерихета.
Древнее Царство. 3 Династия ок. 2650 г. до н. э.
Каир, Египетский музей.
Приложение 8
Рисунок 1
Неса женя Сепа.
Древнее Царства. 3 Династия ок. 2650 г. до н. э.
Известняк.
Париж. Лувр
Приложение 9
Рисунок 1
Рахотеп и его супруга Нофрет.
Древнее царство. 4 Династия. ок. 2620 г. до н.э.
Каир, Египетский музей.
Рисунок 2
Рахотеп.
Древнее царство. 4 Династия. ок. 2620 г. до н.э.
Каир, Египетский музей.
Рисунок 3
Нофрет.
Древнее царство. 4 Династия. ок. 2620 г. до н.э.
Каир, Египетский музей.
Приложение 10
Рисунок 1
Портрет царского архитектора Анхафа.
Древнее царство. 4 Династия. ок. 2620 г. до н.э.
Бостонский музей изящных искусств.
Приложение 11
Рисунок 1
Статуя Менкаура и его жены Хамерернебти II.
Происходит из нижнего храма поминального комплекса Менкаура.
Граувакка.
Музей изящных искусств, Бостон.
Рисунок 2
Статуя Менкаура и его жены Хамерернебти II.
Происходит из нижнего храма поминального комплекса Менкаура.
Граувакка.
Музей изящных искусств, Бостон.
Приложение 12
Рисунок 1
Статуя писца Каи.
2500-2350 гг. до н.э.
Лувр, Париж
Рисунок 2
Статуя писца Каи.
2500-2350 гг. до н.э.
Лувр, Париж
Приложение 13
Рисунок 1
Статуя Пепи I
Бронза.
Древнее царство. ок. 2288–2224 или 2194 г. до н. э.
Каир, Египетский музей
Приложение 14
Рисунок 1
Статуя царицы Анхнесмерер II и ее сына, Пепи II
Алебастр.
Древнее царство. ок. 2288–2224 или 2194 г. до н. э.
Бруклинский музей, Фонд Чарльза Эдвина Уилбура,
Приложение 15
Рисунок 1
Служанка из гробницы Мекетра.
Дерево, роспись.
Среднее царство. XI век до н. э.
Нью-Йо́рк. Музей искусства «Метропόлитен»
Приложение 16
Рисунок 1
Дама из Лишта.
Дерево, смола, золото.
Среднее царство. XX век до н. э.
Каир, Египетский музей.
фото - Виктор Солкин, 2016
Приложение 17
Рисунок 1
Храмовые статуи Сенусерта I
Белый известняк.
Среднее царство ок. 1991 − 1802 гг. до н.
Каир, Египетский музей.
Рисунок 2
Колос Сенусерта I.
Гранит.
Среднее царство ок. 1991 − 1802 гг. до н.
Каир, Египетский музей.
Приложение 18
Рисунок 1
Монументальная статуя Аменемхета II
Среднее царство ок. 1991 − 1802 гг. до н.
Берлинский музей.
Приложение 19
Рисунок 1
Кубообразная скульптура Сенусерта.
Среднее царство ок. 1991 − 1802 гг. до н.
Кварцит.
Бруклинский музей, Фонд Чарльза Эдвина Уилбура,
Приложение 20
Рисунок 1
Аменемхет III
Медный сплав.
Среднее царство ок. 1750 г. до н. э.
Частная коллекция Джорджа Ортиса.
Приложение 21
Рисунок 1
Статуя Тутмоса I
Новое царство ок 1504—1492 гг. до н. э.,
Турин. Египетский музей.
Приложение 22
Рисунок 1
Статуя Сененмута и принцессы Нефрура
Новое царство, 18 династия 1479–1425 до н. э.
Каир, Египетский музей.
Приложение 23
Рисунок 1,2.
Статуэтки Аменхотепа и Раннаи.
Новое царство, 18 династия 1479–1425 до н. э.
Эбеновое дерево, стекло, позолота, гипс
Москва. ГМИИ
Приложение 24
Рисунок 1, 2.
Царица Тейя.
Новое царство. ок. 1355 г. до н.э.
Новый музей, Берлин.
Приложение 25
Рисунок 1
Колос Эхнатона
Новое царство. ок. 1355 г. до н.э.
Каир. Египетский музей.
Приложение 26
Рисунок 1
Рисунок 2
Бюст Нефертити
ок. 1351—1334 гг. до н. э..
Известняк.
Новый музей, Берлин
Приложение 27
Рисунок 1
Скульптурный потрет Цезариона
Ок 40 – 30 гг. до н.э.
Приложение 28.
Рисунок 1.
Статуя царицы Клеопатры
Ок 40 – 30 гг. до н.э.
Базальт.
Санкт – Петербург. Эрмитаж.
Список используемой литературы
1. Афанасьева В.К., В. Луконин, Н. Померанцева. Искусство Древнего Востока. — М.: Искусство, 1976.
2. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. — М.: Искусство, 1970.
3. Солкин В.В. Древний Египет. Энциклопедия. — Арт-Родник. 2005.
4. Солкин В.В. Абидос. Ступени к бессмертию. — Кучково поле. 2014.
5. Солкин В.В. Вселенная фараонов. — Кучково поле. 2014
6. Чегодаева А. Д. Всеобщая история искусств. — М.: Искусство, 1956. – Т.1.
[1] Виктор Солкин. Статья: «Культ мумий» придуман Западом. Газета "Русская планета".
[2] Виктор Викторович Солкин — российский историк-египтолог, музеолог, лектор, создатель и руководитель Ассоциации по изучению Древнего Египта «МААТ».
[3] Приложение 1. Рисунок 1,2. Страница 22,23.
[4] Граувакка — широко распространённая горная порода — песчаник. От тёмно-серого до бурого цвета. Содержит зёрна кварца и обломки различных пород.
[5] Приложение 2. Рисунок 1. Страница 24.
[6] Приложение 3. Рисунок 1. Страница 25.
[7] Приложение 3. Рисунок 2. Страница 26.
[8] Приложение 3. Рисунок 3. Страница 27.
[9] Приложение 4. Рисунок 1. Страница 28.
[10] Приложение 5. Рисунок 1. Страница 29.
[11] Приложение 6. Рисунок 1. Страница 30.
[12] Приложение 7. Рисунок 1. Страница 31.
[13] Приложение 8. Рисунок 1. Страница 32.
[14] Приложение 9. Рисунок 1,2,3. Страница 33,34,35.
[15] Сердаб — «дом статуи» — помещение в древнеегипетской гробнице, где размещались статуи усопшего.
[16] Приложение 10. Рисунок 1. Страница 36.
[17] Приложение 11. Рисунок 1. Страница 37.
[18] Приложение 11. Рисунок 2. Страница 38.
[19] Приложение 12. Рисунок 1,2. Страница 39,40.
[20] Кристина (Кристиана) Дерош-Ноблькур — французский египтолог, писатель. Признанный специалист в области искусствоведения и археологии Древнего Египта.
[21] Мили́ца Э́двиновна Матье́ — советский египтолог, искусствовед и историк.
[22] Приложение 13. Рисунок 1. Страница 41.
[23] Приложение 14. Рисунок 1. Страница 42.
[24] Приложение 15. Рисунок 1. Страница 43.
[25] Приложение 14. Рисунок 1. Страница 42.
[26] Приложение 15. Рисунок 1. Страница 43.
[27] Приложение 16. Рисунок 1. Страница 44.
[28] Приложение 17. Рисунок 1. Страница 45.
[29] Приложение 17. Рисунок 2. Страница 46.
[30] Приложение 18. Рисунок 1. Страница 47.
[31] Приложение 19. Рисунок 1. Страница 48.
[32] Приложение 20. Рисунок 1. Страница 49.
[33] Виктор Викторович Солкин — российский историк-египтолог, музеолог, лектор, создатель и руководитель Ассоциации по изучению Древнего Египта «МААТ».
[34] Приложение 21. Рисунок 1. Страница 50.
[35] Приложениек 22. Рисунок 1. Страница 51.
[36] Приложение 23. Рисунок 1,2. Страница 52.
[37]Государственный музей изобразительный искусство имени А.С. Пушкина
[38] Приложение 24. Рисунок 1,2. Страница 53.
[39] Амарнский период — термин в египтологии, которым обозначают время правления древнеегипетского фараона Эхнатона и ряда его последователей в XIV—XIII веках до н. э., в поздний бронзовый век.
[40] Приложение 25. Рисунок 1. Страница 54.
[41] Людвиг Борхардт — немецкий египтолог, известный как «человек, открывший Нефертити».
[42] Приложение 26. Рисунок 1,2. Страница 55, 56.
[43] Приложение 27. Рисунок 1. Страница 57.
[44] Приложение 28. Рисунок 1. Страница 58.