Скульптура Среднего царства.




Среднее царство Древнего Египта началось очень сложно. После тёмных веков междоусобиц не сразу восстановилась царская власть. Конечно это напрямую повлияло на искусство. Естественно новая эпоха на стадии своего становления, опиралась на великие примеры искусства более ранних времён. Скульптуры начала Среднего царства очень похожи на скульптуры Древнего царства, но со временем именно в эпоху среднего царства появятся невероятно красивые изображения царей.

Интересно посмотреть на изображение служанки[24] несущей дары. Что-то подобное мы видели в додинастический период. [25] А сейчас перед нами невероятно красивая женщина с вы разительными глазами и красивым телом. Несущая дары из гробницы Мекетра.[26] Поверх её платья надета сетка, и при ходьбе и танце эта сетка звенела. В руке она несёт утку, а значит, символически, сдерживает хаос, так как летящие птицы в Египетском искусстве всегда олицетворяют силы хаоса. Фигура выполнена из дерева и очень тонко покрыта росписью.

Нужно сказать «спасибо» доброму вельможе Мекетра за его замечательную гробницу, ведь именно благодаря невероятному количеству предметов, собранных в ней, мы можем погрузиться в жизнь того времени. Наверное, он был бы рад, узнав, что мы вспоминаем его и произносим его имя, ведь это была самая заветная мечта любого египтянина - быть поминаемым потомками.

Вот еще одна прекрасная деревянная скульптура. Портрет неизвестной дамы. Дама из Лишта.[27] Удивительная пластика, тончайшая моделировка лица. Она сделана их дерева персикового оттенка, которое прекрасно имитирует кожу древней красавицы. К сожалению инкрустация глаз не сохранилась. Зато, мы наблюдаем шикарный парик, который украшен множеством фрагментов золотой фольги. Это украшение имитирует, модное в то время, переплетение волос золотыми кольцами. Чудо, что в одной из разорённых гробниц сохранилась она.

При строительстве заупокойного комплекса царя Сенусерта I, были подготовлены 10 статуй изображавших фараона[28]. Но по неизвестным причинам не были использованы и закопаны в землю. Во многом благодаря этому прекрасно сохранились. Сегодня они украшают зал Среднего царства в Каирском музее. Они очень парадны и статичны. Прекрасная проработка ног, коленей. А еще символические геральдические изображение на троне статуи.

А вот пример статуи колоса того времени. Это тоже изображение Сенусерта I.[29] Поза точно такая-же, как и тысячу лет назад, это продиктовано каноном, но какая изумительная тонкая моделировка тела. Статуя выполнена из гранита. Его лицо портретно.

Двенадцатая династия, это расцвет царского портрета. Конечно зачастую эти портреты стали колоссальными. Очень монументально изображение Аменемхета II[30]. Памятник из коллекции Берлинского музея. Это портрет сильного могущественного правителя. В нём почти нет ничего человеческого. Жёстко показанное лицо. Это канонический портрет царя Среднего царства. Чётко выдержана осанка. Очень чётко проработаны мышцы рук. Сильные преувеличенные ноги и очень детальная проработка коленей.

Что нового мы видим в произведениях искусства этого времени? Конечно глаза. В эпоху Среднего царства большое внимание художник уделяет глазам, теперь они показаны более реалистично. Почти исчезает активная косметическая линия, зато очень тонко прорабатывается веко и выпуклость глазного яблока. А еще мастера делают более живую моделировку тела, художники начинают больше внимания уделять человеческой анатомии и показывать узлы и сочленения в фигуре человека. Особенно это заметно в коленях. Колени, это очень сложный для изображения материал. В академическом художественном образовании сейчас студенты уделяют очень большое внимание кистям рук, стопам и коленям. Иначе изображение человека будет неустойчивым и неубедительным. И во времена среднего царства великие художники тоже ставят перед собой цель, немного уйти от стилизации и показывать тело человека таким каким оно и являлось. Вообще перед художником в то время стояла масса сложных задач. Нужно было соответствовать канону, при этом показать человека похожим на самого себя, а еще, если это был портрет вельможи, нужно было сделать его немного похожим и на правящего фараона. Поэтому очень часто в лицах придворных мы видим лицо фараона.

Во время среднего царства появляется неожиданный тип скульпторы. Кубообразная скульптура[31]. Изображение просветлённого умершего который, выходит из заупокойного холма на встречу солнечному божеству. Фигура как бы обнимает себя за колени. Такой вид изображения появился в эпоху Среднего царства и затем активно применялся в последующие времена. Очень часто подобные статуи покрывали иероглифами почти полностью. Интересно то, что это скульптуру Наполеон привёз Жозефине из Египта.

И ещё одно изображение, которое хотелось бы показать в этой главе. Это последнее прижизненное обожествлённое изображение фараона Аменемхета III[32] До нас дошли многие изображения этого фараона, но это самое красивое и необычное. У него была узнаваемая внешность, выдающаяся нижняя челюсть. Эта статуя очень тяжелая, толщина металла около 8 миллиметров. Инкрустированные невероятно живые глаза. Преувеличенные уши. Патина, которую владелец не позволил снимать.

Среднее царство кануло в лету, но находки художников остались в веках и были использованы в последующие времена.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: