Проблемы развития земельного рынка в России




 

Из вышесказанного можно сделать вывод, что в качестве основного собственника, формирующего предложение на российском земельном рынке, выступает государство в лице региональных и муниципальных администраций. А спрос, на первичном рынке, предъявляется, в основном, со стороны крупных инвесторов. Да и то лишь на земельные участки, предназначенные для строительства в крупных городах или обладающие производственным и рекреационным потенциалом; общая площадь которых составляет менее 2% территории страны. Это не удивительно, так как современное крупное российское предпринимательство имеет сырьевую ориентацию и не нуждается в значительных дополнительных территориальных площадях и земельных ресурсах.

В результате имеет место диспропорция между спросом и предложением земли. В большинстве случаев предложение превышает спрос; за исключением, пожалуй, земель вокруг крупных городов, где цена определяется рынком. Несовершенство рыночного механизма и ограниченное число рыночных субъектов не способствует установлению на рынке земли в России объективной равновесной рыночной цены.

Цены на продаваемые земли устанавливаются органами государственной власти и местного самоуправления, которые руководствуются нормативной ценой на землю. С 1994 года ее размер определяется 200-кратной ставкой земельного налога, а региональные и местные органы власти имеют право корректировать нормативную цену, приближая ее к рыночной. Уточненная нормативная цена земли не должна превышать 75 % уровня сложившейся рыночной цены на аналогичные земельные участки.

Земельный налог же рассчитывается в процентах от кадастровой стоимости участка, которая призвана, в том числе, назначать объективную стартовую цену при продаже земли. А кадастровая оценка земель также основана на статистическом анализе рыночных цен аналогичных объектов недвижимости.

Таким образом, в соответствии с российским законодательством, конечная нормативная цена выкупа земли, стоимость аренды, кадастровая стоимость земли (фактически - цена предложения) ориентируются на рыночную цену. Эти цены определяются органами государственной и местной власти на основе анализа совершенных сделок по ее купле-продаже.

Однако информация о ценах на землю, определенная в договорах купли-продажи земельных участков, не всегда соответствует реальным рыночным ценам. Как правило, цены на землю в договорах занижены или же использована нормативная цена земли, например, в пригородах г. Москвы и г. Санкт-Петербурга зарегистрированные цены за земельные участки составляют 25-70 руб./кв.м. при среднем уровне спроса и предложения 135-300 руб./кв.м..

В результате, отсутствие достоверной информации о ценах сделок с землей, деятельность бюрократического аппарата, который стремиться извлечь ренту из административного ресурса делает муниципальные образования монополистом в процессе формирования цены. Администрации заинтересованы в ограничении предложения на рынке земли при общей тенденции к увеличению спроса на нее. Это позволяет им продавать (сдавать в аренду) земельные участки по цене, существенно превышающей ее рыночную стоимость. По сведениям «Российской Бизнес-газеты» постоянно приходят жалобы на завышенную кадастровую оценку. В ряде мест, по утверждениям экспертов, она завышается почти в 20 раз, что в итоге приводит к необоснованному увеличению платежей земельного налога. Газета «Ведомости», ссылаясь на представителей крупных агрохолдингов, утверждает, что с конца 2006 г. цены выросли в несколько раз и продолжают увеличиваться. За 2007 год цена на землю сельхозназначения удвоилась, а в 2008 г. выросла еще в 1,5 - 3 раза. Один гектар паевой земли в южных районах и Черноземье стоит от $1500 до 2000. Из этой суммы, собственнику пая достается, в лучшем случае, $400. На затраты по оформление 1 га земли в собственность расходуется от $400 до 500. Цена же 1 га отмежеванной и полностью оформленной земли в южных регионах достигает $5000.

Поэтому, отсутствие реальной стоимости земли приводит к тому, что с одной стороны, мелкий землевладелец не может продать или заложить земельный участок, а с другой стороны, малым предприятиям сложно (и даже невозможно) конкурировать на аукционах по продаже государственных (муниципальных) земель с крупным бизнесом. Это препятствует конкуренции, увеличивает концентрацию на рынке и степень его монополизации.

Положение усугубляется низким уровнем развития инфраструктуры земельного рынка, высоким уровнем коррупции, сложностью процедур предоставления, оформления, регистрации и защиты прав на земельный участок.

Анализируя развитие российского земельного рынка, возникают сомнения относительно того - сможет ли, в сложившейся ситуации, рынок земли в России распределить земельные участки в руках наиболее эффективных собственников.

Однако, хаотичное развитие земельного рынка в России, похоже, полностью перестало устраивать государство. Последней каплей стали скандалы с аукционами по распродаже за бесценок прав аренды федеральных лесов в пользующихся наибольшим спросом районах Подмосковья. В итоге до 1 января 2009 года запрещены любые операции с федеральной землей и тем, что на ней расположено.

Для увеличения количества рыночных субъектов, необходимого для развития конкурентного рынка, ориентированного на вовлечение земли в хозяйственную деятельность, на государственном уровне принято ряд мер. С целью упрощения процесса закрепления прав собственности и объективной оценки земельных ресурсов в марте 2009 года была создана единая Федеральная служба регистрации, кадастра и картографии, которая ведает всеми вопросами регистрации прав и учета недвижимости. До 1 января 2011 года - оформление всех документов по недвижимости переведут в режим «одного окна». С 1 января 2010 года в стране начнут работать так называемые кадастровые инженеры, которые будут заниматься как обмером земли, так и постройками, то есть заменят землемеров и сотрудников БТИ. Совершенствуется инфраструктура рынка. Созданы и функционирую ОАО "Росагролизинг" и ОАО "Россельхозбанк", обеспечивающие земельных производителей кредитами.

 

2.4
Пути совершенствования российского земельного рынка

 

Последующее государственное регулирование рынка земли должно быть направлено на совершенствование правового обеспечения земельных отношений, дальнейшее развитие рыночной инфраструктуры, обеспечение субъектов рынка объективной информацией, стимулирование поведения его участников.

Например, на организацию и правовую поддержку ресурсного рынка, который позволит свести вместе субъектов земельных отношений, что повысит эластичности спроса и предложения и обеспечит эффективное ценообразование.

Для развития добросовестной конкуренции, необходима кредитная и финансовая поддержка малого и среднего бизнеса, не имеющего достаточного объема собственных средств на приобретение земельных участков и ориентированного на долгосрочное использование земельного ресурса и инвестирующего капиталы в мероприятия по сохранению его полезных потребительских свойств.

В связи с этим представляется необходимым узаконить льготы по земельному налогу, активизировать предоставление ссуд на приобретение земельных участков, а также дотаций на осуществление хозяйственной деятельности, разработать и реализовать федеральные целевые программы повышения плодородия почв, строительства дорог, мелиоративных систем и т.п.


Заключение

 

Подводя итог проделанной работе можно сделать ряд выводов.

Земля, как фактор производства и товар обладает рядом только ей свойственных особенностей, обуславливающих ее рыночный оборот.

Во-первых, количество земли ограничено, что делает ее совокупное предложение неэластичным. В результате чего цена земли, в условиях свободного рынка, определяется исключительно спросом.

Во-вторых, земля, как бесплатный дар природы и незаменимый фактор производства является источником для получения ее собственником дополнительного дохода - земельной ренты. Поэтому земля может приносить доход не только вследствие хозяйственного использования, но и как объект собственности. Что объясняет устойчивую тенденцию к росту цен на землю.

В настоящий момент Россия является крупнейшим в мире обладателем земельных ресурсов, которые, являясь национальным богатством страны, используется не достаточно эффективно. Предполагается, что повысить эффективность использования земли возможно при вовлечении ее в регулируемые государством рыночные отношения.

По официальным данным рынок земли в России уже существует. Для создания конкурентного рынка законодательно было установлено многообразие форм собственности на землю. Для этого, находящиеся у сельхозпредприятий земельные угодья были переданы в собственность сельских жителей в виде земельных долей. Но несовершенство законодательной базы, административные издержки так и не позволили дольщикам стать полноценными участниками рынка, что ограничивает предложение земли на рынке.

В результате, в качестве основного собственника, формирующего предложение на российском земельном рынке, выступает государство в лице региональных и муниципальных администраций. Спрос же, на рынке, предъявляется, в основном, со стороны крупных инвесторов, вкладывающих средства в покупку земли с целью ее дальнейшей перепродажи. Поэтому, несмотря на развивающуюся законодательную базу, рынок земли в России пока имеет тенденции монопольного спекулятивного рынка.

В большинстве случаев предложение превышает спрос, что не способствует установлению на рынке земли в России объективной равновесной рыночной цены. Отсутствие достоверной информации о ценах сделок с землей и неоднозначность государственной оценки делают региональные и муниципальные власти монополистами в процессе формирования цены. Это препятствует конкуренции, увеличивает концентрацию на рынке и степень его монополизации.

Но, стремясь создать конкурентный земельный рынок в России, государство продолжает совершенствовать правовое обеспечение земельных отношений, развивает рыночную инфраструктуру, обеспечивает финансовую поддержку предпринимателей, ориентированных на долгосрочное использование земли.

Таким образом, перед Россией стоит сложная задача завершения реформирования земельных отношений и создания российской национальной системы землепользования, которая позволит эффективно и справедливо использовать главное богатство нашей страны - нашу землю.


Список литературы

1. Государственный национальный доклад о состоянии и использовании земель в РФ в 2005г. -М.: Федеральная служба земельного кадастра. 2006.

2. Экономическая теория. Учебник. Под ред. И.П. Николаевой. 2-е изд. - М.: Проспект, 2009.

. Седов В.В. С 284 Экономическая теория: В 3 ч. Ч. 2. Микроэкономика: Учеб. Пособие. ЧГУ, Челябинск, 2002.

. Борисов Э.Ф. Экономическая теория. Учебник. 3 издание. Москва, ЮРАЙТ, 2005.

. Маркс К. Капитал, т.3. - М.: Политиздат, 1988.

. Маршалл А. Принципы экономической науки. -М: Прогресс, 1993.

. Горемыкин В. А. Современный земельный рынок России: Практическое пособие - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и КГ», 2005.

. Мальцев К.В. Государственное регулирование рынка городских земель как специфического природного ресурса социально-экономического развития. Автореферат на соискание ученой степени д. э. н., РАГС при Президенте РФ, Москва, 2009.

. Кабаков С.И. К вопросу формирования цен на землю в городах России// Экономика строительства. 2004. №6. С. 2-15.

. Вложите деньги в землю.// «Российская Бизнес-газета» №680 от 25.11.2008 г.

. Новые цифры в кадастре.// «Российская Бизнес-газета» №690 от 17.02.2009.

. Новый земельный передел.// «Коммерсантъ» № 79(3896) от 13.05.2008.

. Дом и участок в «одном окне».// «Российская газета» №4859 от 3.03.2009.

. Материалы выступления Президента России Д. Медведева на расширенном заседании президиума Государственного совета в Иркутске 20 февраля 2009 года. https://www.kremlin.ru/appears/2009/02/20/1700_type63374type63378_213181.shtml.

15. Материалы выступления Председателя Правительства РФ В. Путина на Международном экономическом форуме в Давосе 28 января 2009 года. <https://www.government.ru/governmentactivity/insiderfgovernment/2009/01/29.htm>.

. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации16 мая 2003 года. https://www.kremlin.ru/2003/05/16/1259_type63372type63374type82634_44623.shtml.

. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год. https://premier.gov.ru/anticrisis.

. Выступление Первого заместителя Председателя Правительства РФ В. Зубкова. <https://www.government.ru/governmentactivity/insiderfgovernment/2009/01/29.htm>.

. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ. https://www.femida.info/34/zemk-g05.htm.

. Индикаторы Рынка Земли. https://www.land-in.ru/landowner.aspx.

. Информационное агентство ИТАР-ТАСС. Новости. https://www.itar-tass.com.

. Информационное агентство ИНТЕРФАКС. Новости <https://www.interfax.ru>.

. РосБизнесКонсталтинг Недвижимость. Новости. https://www.realty.rbc.ru.

. Российский земельный союз. Новости. https://www.zemso.ru.

. Земля - рынок, прогнозы, аналитика. <https://www.vdv-rielt.ru/help/analytics/land>.


Приложение

 

Рисунок № 1. Равновесное состояние на земельном рынке

 

Рисунок № 2. Влияние различных факторов на изменение спроса на землю

 


Рисунок № 3. Изменение равновесной цены (рентной ставки) при изменении спроса на землю

 

Диаграмма № 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: