Медиакультура как фактор информационного прогресса




 

Медиакультура XXI века – это совокупность книжной (печатной), аудиальной, визуальной и аудиовизуальной (экранной) культур; в последние годы распространенными стали и такие понятия, как «электронная культура» и «киберкультуры».

Все это свидетельствует, что культура становится все более открытым явлением.

Глобализационные процессы, стремительно развивающиеся информационные технологии, бурный рост количества информации в конце ХХ – начале ХХI века существенным образом повлияли на современное общество, которое все чаще называют «информационным», «медийным».

Современные медиа, основными характеристиками которых выступает децентрализация, высокая пропускная способность, интерактивность; гибкость форм, содержания и использования, перестают быть «истиной в последней инстанции» и открывают новые возможности для диалога между культурами, культурными традициями[23].

Мир медиа, состоящий из множества символов, знаков, образов, способных копироваться, тиражироваться, распадаться на отдельные сегменты и вновь воссоединяться в новой форме, преобразует отношение к информации как одной из приоритетных сфер будущего. Владение информационными ресурсами выходит на первый план, затрагивая все сферы жизни и деятельности человека.

В обиходе культурологов, социологов, специалистов в области СМИ появились новые термины: «информационная политика», «информационные технологии», «информационная война», «виртуальная реальность», «киберпространство», «киберзависимость», «кибербезопасность» и др. А это ставит новые задачи перед исследователями такого сложного и неоднозначного явления, как медиакультура.

Можно с уверенностью сказать, что концепция медиакультуры лежит в основе информационного подхода к теории развития общества и личности в условиях глобализации, потому что уровень развития медиакультуры обеспечивает восприятие и отношение человека к потоку массовой информации, способствует формированию и становлению его как личности.

Современное информационное общество формирует у людей совершенно новое мышление, образцы поведения и культурные нормы. Различные аспекты информационного общества требуют своевременного осмысления.

Одним из таких аспектов является культура, которая складывается в эпоху современного информационного общества. Такую культуру нередко называют медиакультурой, поскольку важнейшую роль в ее формировании и функционировании играют масс-медиа[24].

Феномен медиакультуры являются относительно новым для анализа культурных аспектов информационного общества, и это вызывает проблему грамотной интерпретации медиакультуры.

Различные медиа (интернет, радио, телевидение, газеты и пр.) являются составляющими медиакультуры, они связывают человека с окружающим миром, воздействуют на оценки, мнения и поведение.

Медиа сделали общедоступными огромные информационные ресурсы, глобализировали информационное пространство и создали совершенно новый образ мышления, характерный для медиакультуры[25].

Человек в информационном обществе ежедневно сталкивается с медиаиндустрией, он взимодействует с различными медиа и тем самым приобщается к медиакультуре. На сегодняшний день исследователи отмечают, что медиакультура позиционируется как один из способов развития человека.

В связи с этим, современный человек, проживающей в глобальном информационном обществе, должен не только уметь воспроизводить медиатексты и работать с ними, но и понимать влияние медиа на его жизнь.

Многими исследователями переход к информационному обществу рассматривается как излишне технократический, подавляющую культурно-этическое развитие.

Например, М.А. Василик справедливо считает, что «теория информационного общества с ее оптимистической верой в цивилизующую мощь информационных технологий проявила определенную методологическую недостаточность. … В этой связи актуальной становится задача перехода от техногенной, в том числе информационной, цивилизации к антропогенной, в которой основной ценностью должен стать человек, а не техника[26].

По-видимому, человечество должно осознать, что наряду с мощными современными технологиями, модернизационными процессами, главными в жизни человека остаются социокультурные приоритеты. Как показывает история, техника и технология, даже самые прогрессивные, не позволяют человеку достичь гармонии с окружающим миром, если при этом не учитываются духовные, культурные, нравственные ценности.

Таким образом, к основным характеристикам культуры информационного общества относится:

- мозаично-прерывный характер (клип-культура), «размывание» границ между официальной государственной культурой и культурой маргиналов (контркультурой), между массовой и элитарной культурой;

- формирование новых профессиональных групп с соответствующими профессиональными типами культуры и образами (стилями) жизни;

- наличие сетевых форм социальных отношений.

Именно поэтому сегодня становится особенно важным определение основных культурных и ценностных приоритетов современного общества. Виртуализация играет в этом процессе существенную роль. Уже сегодня виртуальная реальность стала пространством не только обмена информацией, но и обмена культурными, нравственными, мировоззренческими ценностями.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: