Характеристика медиакультуры и её значение в жизни человека.




Медиакультура – это совокупность информационно-коммуникационных средств, выработанных человечеством в процессе культурно-исторического развития, способствующих формированию общественного сознания и социализации личности[16].

Медиакультура включает в себя культуру производства и передачи информации, а также культуру ее восприятия; медиакультура может выступать и показателем уровня развития личности, способной «читать», анализировать и оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания посредством медиа и т. д.[17].

При этом следует иметь в виду, что развитие медиакультуры – процесс исторически обусловленный, закономерный с точки зрения эволюции человеческой цивилизации.

Медиакультура – явление полифункциональное, как и культура в целом. Это значит, что у нее уникальная роль в социальной системе. Классификация функций культуры достаточно широка

На первый план, безусловно, выходит информационная функция, так как медиакультура представляет собою особый тип информационного процесса, которого не знает природа.

И поскольку медиакультура – это совокупность информационно-коммуникативных средств, то мы имеем дело с социальной информацией, носителем которой является культура.

Благодаря медиакультуре в обществе становится возможным накопление и умножение информации, а это подразумевает сохранение предшествующего опыта», т. е. сохранение генетической памяти общества.

Роль информационной функции медиакультуры усилилась благодаря компьютерной технике, включающей память и программы по переработке информации.

Таким образом, современная медиакультура выступает гарантом информационного обеспечения общества.

Вместе с тем информационную составляющую медиакультуры трудно представить вне связи с семиотической. Исходя из этого, можно сформулировать и такое определение: медиакультура – это социальная информация, сохраняющаяся и накапливающаяся в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств.

Коммуникативная функция тесно связана с информационной, не случайно многие исследователи их объединяют. Суть коммуникативной функции состоит в том, что медиакультура – это акт общения между человеком и другими людьми, обществом и властью, разными странами, народами, социальными группами и т. д.

Именно коммуникативная функция медиакультуры дает ей возможность выступать мощным катализатором диалога культур, благодаря чему происходит обмен культурной информацией в историко-философском и историко-литературном контексте и тем самым интенсифицируется социальный прогресс.

Развитие форм и способов коммуникации – важнейший аспект культурной деятельности человечества. С ее развитием люди обрели необычайно широкие возможности передачи и обмена разнообразной информации – от первобытных сигнальных барабанов до современного спутникового телевидения, компьютера и Интернета[18].

Нормативная (идеологическая) функция связана с тем, что медиакультура несет ответственность за процесс социализации личности, усвоение ею социального опыта, знаний, норм, идеалов, соответствующих данному обществу, данной социальной группе.

Сюда относятся также национальные обычаи и традиции, этикет и нравы, законы и конституционные акты – словом, все то, что в совокупности образует более сложные комплексы, такие как право, мораль, идеология.

Все это те ценностные ориентации, без которых невозможен процесс социализации личности, невозможно сохранение общества, его структуры и сложившихся в нем форм жизни.

Безусловно, общество трансформируется, изменяется, модернизируется и система массовых коммуникаций, роль которых усиливается именно в переломные, кризисные периоды.

Отсюда актуальность и значимость нормативной функции медиакультуры.

Релаксационная (от лат. relaxation – ослабление) функция связана с потребностью личности в физическом и психическом расслаблении, разрядке. Медиакультура (в особенности электронные СМК) в полной мере предоставляет это современному человеку.

Креативная функция – это еще одна фундаментальная функция медиакультуры, которая связана с освоением и преобразованием мира, окружающей жизни, среды обитания.

С помощью получаемой из СМК информации индивид расширяет свои познания о мире, осмысливая его с разных точек зрения: философской, нравственной, экономической, эстетической, правовой и т. д.; при этом проявляется его любознательность, желание познать себя в окружающем мире, проникнуть в тайны природы и человеческого бытия.

Медиакультура способна расширить границы «непосредственного опыта» индивида, тем самым влияя на мировоззренческие установки, на процесс формирования личности. В большей степени, чем другие формы общественного сознания.

Креативная функция медиакультуры позволяет индивиду адаптироваться в современной жизни, окружающей среде, получить ответы на многие вопросы, подготавливая его ко всевозможным противоречиям и катаклизмам[19].

Этот процесс сродни не только обучению и воспитанию, но и медитации, так как способствует формированию самосознания личности, ее способности жить и созидать.

Интеграционная функция медиакультуры связана с ее особенностью объединять народы, социальные группы, государства.

Сохранение культурного наследия, национальных традиций, исторической памяти создает связь между поколениями.

Конец XX века ознаменовался небывалым скачком в развитии глобальных информационных и коммуникационных технологий, существенным образом повлиявшим на функционирование медиакультуры в мире. Спутниковое телевидение, сетевые технологии, основанные на цифровом способе передачи информации, привели к формированию новой среды для распространения потоков информации.

Интернет, объединяющий национальные, региональные и местные компьютерные сети, стал источником свободного обмена информацией, чего не было ранее. Интернет стал одновременно и мощным фактором интеграции различных культур в единое целое.

Различия культур при этом сохраняются, но дело не в уничтожении этих различий, а в объединении разных традиций.

Интеграционная функция медиакультуры, таким образом, направлена не на уничтожение культурной самобытности, а на объединение культур во имя мира и взаимопонимания между народами планеты.

Медиакультура выполняет в обществе и посредническую функцию. Она – социальный посредник, устанавливающий связи между людьми, разными структурами общества[20].

Медиакультура дает возможность разным социальным группам общаться друг с другом, устанавливать контакты. Особое значение в этой связи приобретает медиакультура как инструмент управления обществом.

В связи с этим возникла концепция журналистики, что СМИ – это «четвертая власть», которая, как и три предыдущих – законодательная, исполнительная и судебная, – также обладает властными функциями.

Медиакультура в отличие от других видов культуры реально выполняет функцию политическую, управленческую. Ее не зря как и журналистику, называют «четвертой властью», учитывая мощную, многостороннюю и масштабную власть медиа над чувствами и сознанием людей[21].

Таким образом, медиакультура выступает посредником между обществом и государством, между социумом и властью.

Посредническая функция массмедиа усиливается в период становления гражданского общества, основанного на принципах демократии и плюрализма, политической свободы и гласности.

Медиакультура – это многоуровневая система развития личности человека, взаимодействие человека с социумом это и есть культура – среда, где главенствующую роль играют коммуникативные функции.

В современном информационном обществе, где существует большое количество каналов коммуникации, медиакультура выступает особым видом культуры, в котором при формировании общественного сознания огромное значение отводится массмедиа[22].

Таким образом, можно говорить об уникальной миссии медиакультуры, как основы познания человеком окружающего мира, формирование мировоззрения и культурного кода личности.

При этом в процессе глобализации медиакультура приобретает новое значение – создание единого международного информационного пространства, позволяющего регулировать происходящие социальные процессы и в целом способствовать развитию всей цивилизации.

При этом в виду отсутствия единого вектора, различные группы общественности сегодня находятся на разных уровнях медиакультурного развития.

Многие потребители информации не в состоянии самостоятельно справиться с имеющимися информационными барьерами, которых тем больше чем ниже уровень медиакультуры конкретного человека.

К наиболее распространенным можно отнести следующие информационные барьеры:

- политические и идеологические;

- административные и режимные;

- дезинформация;

- отсутствие навыков выборки информации;

недостаток квалификации для поиска качественной информации.

Преодоление этих и других барьеров будет способствовать инфосоциализации личности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: