Медиакультура – это совокупность информационно-коммуникационных средств, выработанных человечеством в процессе культурно-исторического развития, способствующих формированию общественного сознания и социализации личности[16].
Медиакультура включает в себя культуру производства и передачи информации, а также культуру ее восприятия; медиакультура может выступать и показателем уровня развития личности, способной «читать», анализировать и оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания посредством медиа и т. д.[17].
При этом следует иметь в виду, что развитие медиакультуры – процесс исторически обусловленный, закономерный с точки зрения эволюции человеческой цивилизации.
Медиакультура – явление полифункциональное, как и культура в целом. Это значит, что у нее уникальная роль в социальной системе. Классификация функций культуры достаточно широка
На первый план, безусловно, выходит информационная функция, так как медиакультура представляет собою особый тип информационного процесса, которого не знает природа.
И поскольку медиакультура – это совокупность информационно-коммуникативных средств, то мы имеем дело с социальной информацией, носителем которой является культура.
Благодаря медиакультуре в обществе становится возможным накопление и умножение информации, а это подразумевает сохранение предшествующего опыта», т. е. сохранение генетической памяти общества.
Роль информационной функции медиакультуры усилилась благодаря компьютерной технике, включающей память и программы по переработке информации.
Таким образом, современная медиакультура выступает гарантом информационного обеспечения общества.
|
Вместе с тем информационную составляющую медиакультуры трудно представить вне связи с семиотической. Исходя из этого, можно сформулировать и такое определение: медиакультура – это социальная информация, сохраняющаяся и накапливающаяся в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств.
Коммуникативная функция тесно связана с информационной, не случайно многие исследователи их объединяют. Суть коммуникативной функции состоит в том, что медиакультура – это акт общения между человеком и другими людьми, обществом и властью, разными странами, народами, социальными группами и т. д.
Именно коммуникативная функция медиакультуры дает ей возможность выступать мощным катализатором диалога культур, благодаря чему происходит обмен культурной информацией в историко-философском и историко-литературном контексте и тем самым интенсифицируется социальный прогресс.
Развитие форм и способов коммуникации – важнейший аспект культурной деятельности человечества. С ее развитием люди обрели необычайно широкие возможности передачи и обмена разнообразной информации – от первобытных сигнальных барабанов до современного спутникового телевидения, компьютера и Интернета[18].
Нормативная (идеологическая) функция связана с тем, что медиакультура несет ответственность за процесс социализации личности, усвоение ею социального опыта, знаний, норм, идеалов, соответствующих данному обществу, данной социальной группе.
Сюда относятся также национальные обычаи и традиции, этикет и нравы, законы и конституционные акты – словом, все то, что в совокупности образует более сложные комплексы, такие как право, мораль, идеология.
|
Все это те ценностные ориентации, без которых невозможен процесс социализации личности, невозможно сохранение общества, его структуры и сложившихся в нем форм жизни.
Безусловно, общество трансформируется, изменяется, модернизируется и система массовых коммуникаций, роль которых усиливается именно в переломные, кризисные периоды.
Отсюда актуальность и значимость нормативной функции медиакультуры.
Релаксационная (от лат. relaxation – ослабление) функция связана с потребностью личности в физическом и психическом расслаблении, разрядке. Медиакультура (в особенности электронные СМК) в полной мере предоставляет это современному человеку.
Креативная функция – это еще одна фундаментальная функция медиакультуры, которая связана с освоением и преобразованием мира, окружающей жизни, среды обитания.
С помощью получаемой из СМК информации индивид расширяет свои познания о мире, осмысливая его с разных точек зрения: философской, нравственной, экономической, эстетической, правовой и т. д.; при этом проявляется его любознательность, желание познать себя в окружающем мире, проникнуть в тайны природы и человеческого бытия.
Медиакультура способна расширить границы «непосредственного опыта» индивида, тем самым влияя на мировоззренческие установки, на процесс формирования личности. В большей степени, чем другие формы общественного сознания.
Креативная функция медиакультуры позволяет индивиду адаптироваться в современной жизни, окружающей среде, получить ответы на многие вопросы, подготавливая его ко всевозможным противоречиям и катаклизмам[19].
|
Этот процесс сродни не только обучению и воспитанию, но и медитации, так как способствует формированию самосознания личности, ее способности жить и созидать.
Интеграционная функция медиакультуры связана с ее особенностью объединять народы, социальные группы, государства.
Сохранение культурного наследия, национальных традиций, исторической памяти создает связь между поколениями.
Конец XX века ознаменовался небывалым скачком в развитии глобальных информационных и коммуникационных технологий, существенным образом повлиявшим на функционирование медиакультуры в мире. Спутниковое телевидение, сетевые технологии, основанные на цифровом способе передачи информации, привели к формированию новой среды для распространения потоков информации.
Интернет, объединяющий национальные, региональные и местные компьютерные сети, стал источником свободного обмена информацией, чего не было ранее. Интернет стал одновременно и мощным фактором интеграции различных культур в единое целое.
Различия культур при этом сохраняются, но дело не в уничтожении этих различий, а в объединении разных традиций.
Интеграционная функция медиакультуры, таким образом, направлена не на уничтожение культурной самобытности, а на объединение культур во имя мира и взаимопонимания между народами планеты.
Медиакультура выполняет в обществе и посредническую функцию. Она – социальный посредник, устанавливающий связи между людьми, разными структурами общества[20].
Медиакультура дает возможность разным социальным группам общаться друг с другом, устанавливать контакты. Особое значение в этой связи приобретает медиакультура как инструмент управления обществом.
В связи с этим возникла концепция журналистики, что СМИ – это «четвертая власть», которая, как и три предыдущих – законодательная, исполнительная и судебная, – также обладает властными функциями.
Медиакультура в отличие от других видов культуры реально выполняет функцию политическую, управленческую. Ее не зря как и журналистику, называют «четвертой властью», учитывая мощную, многостороннюю и масштабную власть медиа над чувствами и сознанием людей[21].
Таким образом, медиакультура выступает посредником между обществом и государством, между социумом и властью.
Посредническая функция массмедиа усиливается в период становления гражданского общества, основанного на принципах демократии и плюрализма, политической свободы и гласности.
Медиакультура – это многоуровневая система развития личности человека, взаимодействие человека с социумом это и есть культура – среда, где главенствующую роль играют коммуникативные функции.
В современном информационном обществе, где существует большое количество каналов коммуникации, медиакультура выступает особым видом культуры, в котором при формировании общественного сознания огромное значение отводится массмедиа[22].
Таким образом, можно говорить об уникальной миссии медиакультуры, как основы познания человеком окружающего мира, формирование мировоззрения и культурного кода личности.
При этом в процессе глобализации медиакультура приобретает новое значение – создание единого международного информационного пространства, позволяющего регулировать происходящие социальные процессы и в целом способствовать развитию всей цивилизации.
При этом в виду отсутствия единого вектора, различные группы общественности сегодня находятся на разных уровнях медиакультурного развития.
Многие потребители информации не в состоянии самостоятельно справиться с имеющимися информационными барьерами, которых тем больше чем ниже уровень медиакультуры конкретного человека.
К наиболее распространенным можно отнести следующие информационные барьеры:
- политические и идеологические;
- административные и режимные;
- дезинформация;
- отсутствие навыков выборки информации;
недостаток квалификации для поиска качественной информации.
Преодоление этих и других барьеров будет способствовать инфосоциализации личности.